Недействующая редакция. Принята: 22.12.2018 / Вступила в силу: 29.12.2018

Недействующая редакция, не действует с 29 мая 2019 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 22 декабря 2018 года №149

Об утверждении Положения о лицензировании банков

Согласно статьям 7, 15, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", с целью усовершенствования порядка создания банков и лицензирования их деятельности Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о лицензировании банков (далее - Положение), которое прилагается.

2. Признать утратившими силу нормативно-правовые акты Национального банка Украины согласно перечню, который прилагается.

3. Национальный банк Украины рассматривает пакеты документов, представленные заявителями до вступления в силу этого постановления, в соответствии с требованиями и в порядке, которые определены Положением о порядке регистрации и лицензирования банков, открытия обособленных подразделений, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 8 сентября 2011 года №306, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18 октября 2011 года за №1203/19941 (с изменениями).

4. Банки обязаны обеспечить соответствие помещений, в которых ими осуществляется обслуживание клиентов (далее - помещения), требованиям главы 28 раздела IV Положения по обеспечению доступа маломобильных групп населения к услугам, предоставляемым банками, согласно следующему графику:

1) в течение первого года со дня вступления в силу этого постановления банки обязаны обеспечить полное соответствие таким требованиям Положения:

не менее 50% помещений, расположенных в городе Киеве, областных центрах и в городах с количеством жителей более 300 000 человек;

не менее 30% помещений, расположенных в других населенных пунктах Украины;

2) в течение второго года со дня вступления в силу этого постановления:

всех помещений, расположенных в городе Киеве, областных центрах и в городах с количеством жителей более 300 000 человек;

не менее 70% помещений, расположенных в других населенных пунктах Украины;

3) в течение третьего года со дня вступления в силу этого постановления - всех помещений.

5. Банк, в котором по состоянию на дату вступления в силу этого постановления были переданы в управление собственные акции и/или акции/доли в уставном капитале любого юридического лица в цепи владения корпоративными правами этого банка, обязан с целью соблюдения требований пункта 265 главы 30 раздела V Положения в течение года со дня вступления в силу настоящего постановления прекратить управление такими акциями/долями и осуществить их возврат учредителю управления.

6. Признаки небезупречной деловой репутации, определенные пунктом 65 главы 6 раздела II Положения (связанные с владением физическим лицом существенным участием в банке/иностранном банке, возможностью осуществлять значительное/решающее влияние на управление или деятельность банка/иностранного банка и/или занятием должности руководителя банка или руководителя подразделения внутреннего аудита банка/пребыванием в составе органа управления или должности руководителя подразделения внутреннего аудита иностранного банка, который был отнесен к категории неплатежеспособных или лицензия которого была отозвана по инициативе Национального банка/уполномоченного органа иностранного страны), не применяются к физическому лицу, если такое лицо была согласовано Национальным банком Украины на должность в другом банке (было согласовано назначение лица/определено соответствие его профессиональной пригодности и деловой репутации) или если такому лицу было предоставлено согласование (разрешение) на приобретение существенного участия в другом банке после принятия Национальным банком Украины/уполномоченным органом иностранного государства решения о неплатежеспособности банка/иностранного банка или отзыва у него лицензии.

7. Признаки небезупречной деловой репутации, определенные пунктом 69 главы 7 раздела II Положения (связанные с владением юридическим лицом существенным участием в банке/иностранном банке и/или возможностью осуществлять значительное/решающее влияние на управление или деятельность банка/иностранного банка, который был отнесен к категории неплатежеспособных или лицензия которого была отозвана по инициативе Национального банка/уполномоченного органа иностранного страны), не применяются к юридическому лицу, если такому лицу было предоставлено согласование (разрешение) на приобретение существенного участия в другом банке после принятия Национальным банком Украины/уполномоченным органом иностранного государства решения о неплатежеспособности банка/иностранного банка или отзыва у него лицензии.

8. Банки, которые используют для предоставления Национальному банку Украины информации относительно своих обособленных подразделений программный комплекс "Система внесения информации в электронной форме в Государственный реестр банков посредством электронных сообщений об открытии, изменении сведений об обособленном подразделении банка, направляются банками, "Банк-Инфо" (далее - Система Банк-Инфо), предоставляют определенные Положением информацию и документы относительно обособленных подразделений в период с даты вступления в силу настоящего постановления до даты введения в эксплуатацию WEB-версии Системы Банк-Инфо с учетом следующих особенностей:

1) информация через Систему Банк-Инфо предоставляется по определенной им форме;

2) дополнительно банки присылают Национальному банку Украины сканированные копии сообщений, оформленные в соответствии с подпунктом 1 пункта 430, подпунктом 1 пункта 435 главы 54 раздела VIII Положения, средствами электронной почты Национального банка Украины или через Систему Банк-Инфо.

9. Департаменту методологии (Иваненко Н.В.) после официального опубликования довести до сведения банков информацию о принятии настоящего постановления.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Национального банка Украины Рожкову К.В.

11. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Председатель

Я.Смолий

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 22 декабря 2018 года №149

Положение о лицензировании банков

I. Общие положения

1. Вводные положения

1. Это Положение разработано в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины, Законов Украины "О банках и банковской деятельности", "Об акционерных обществах", "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований" и других законов Украины с целью определения:

1) порядка и условий создания банков и получения ими банковских лицензий;

2) особенностей создания государственных банков;

3) порядка согласования уставов банков и изменений к ним;

4) порядка согласования приобретения и увеличения существенного участия в банках;

5) квалификационных требований к руководителям и отдельным категориям работников банков, а также порядка их согласования;

6) требований к финансовому состоянию юридических лиц и имущественному состоянию физических лиц, которые являются или намерены стать владельцами существенного участия в банках, а также принципов (критериев) и методики оценки их финансового/имущественного состояния;

7) требований к деловой репутации руководителей и отдельных категорий работников банков, ключевых лиц, банков, юридических и физических лиц, которые являются или намерены стать владельцами существенного участия в банках, а также принципов (критериев) оценки их деловой репутации;

8) требований к началу банками нового вида деятельности и предоставления ими нового вида финансовых услуг;

9) порядка и условий открытия обособленных подразделений банков на территории Украины;

10) порядка открытия дочерних банков, филиалов и представительств банков на территории других стран;

11) порядка аккредитации филиалов и представительств иностранных банков на территории Украины;

12) порядка прекращения осуществления банковской деятельности по инициативе участников банка.

2. В этом Положении термины употребляются в таком значении:

1) Антимонопольный комитет - Антимонопольный комитет Украины;

2) аудитор - аудитор или юридическое лицо, оказывающее аудиторские услуги;

3) решающее влияние на управление или деятельность юридического лица - прямое и/или косвенное владение одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами акциями, долей в уставном капитале или правами голоса по акциям, доле в уставном капитале юридического лица в размере от 50 процентов, и/или независимая от формального владения возможность осуществления такого влияния на управление или деятельность юридического лица;

4) ответственный работник - ответственный за осуществление финансового мониторинга работник, который по должности является членом правления банка;

5) соответствующая дата - определенная настоящим Положением дата, по состоянию на которую производится оценка финансового/имущественного состояния юридического/физического лица или с учетом которой определяется дата такой оценки;

6) Единый государственный реестр - Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований;

7) Закон об акционерных обществах - Закон Украины "Об акционерных обществах";

8) Закон о банках - Закон Украины "О банках и банковской деятельности";

9) Закон о продаже государственных банков - Закон Украины "Об особенностях продажи пакетов акций, принадлежащих государству в уставном капитале банков, в капитализации которых приняло участие государство";

10) Закон о регистрации юридических лиц - Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований";

11) Закон о системе гарантирования - Закон Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц";

12) Закон об упрощенных процедурах - Закон Украины "Об упрощении процедур реорганизации и капитализации банков";

13) Закон о финансовых услугах - Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг";

14) заявитель - лицо, которое самостоятельно или через уполномоченного представителя обращается к Национальному банку Украины с ходатайством об осуществлении процедуры, предусмотренной настоящим Положением. Если лицо заявителя для отдельной процедуры не определено в соответствующих разделах и главах этого Положения, то заявителем является банк;

15) отчетная дата - дата, по состоянию на которую юридическое лицо составляет финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Украины (для украинских компаний) или требованиями законодательства иностранного государства (для иностранных компаний);

16) значительное влияние на управление или деятельность юридического лица - прямое и/или косвенное владение одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами акциями, долей в уставном капитале или право голоса по акциям, доле в уставном капитале юридического лица в размере от 10 до 50 процентов и/или независимая от формального владения возможность осуществления такого влияния на управление или деятельность юридического лица;

17) инвестиционный уровень кредитного рейтинга - долгосрочный кредитный рейтинг по международной шкале по обязательствам в иностранной валюте не ниже уровня "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & poor"s" или "Fitch-Ratings" и уровень "Ваа3" по классификации рейтингового агентства "Moody"s Investors Service";

18) иностранный банк - иностранная компания, которая имеет статус банка/ кредитного учреждения в соответствии с законодательством иностранного государства и осуществляет привлечение средств от неограниченного круга юридических и физических лиц на условиях возвратности, а также предоставление кредитов от своего имени и на собственный риск;

19) иностранная компания - юридическое лицо, главный офис которого зарегистрирован в иностранном государстве;

20) Квалификационная комиссия - консультативно-совещательный коллегиальный орган, созданный по решению Правления Национального банка Украины, к полномочиям которого относится проведение тестирования и собеседований с руководителями, руководителями подразделений внутреннего аудита (кандидатами на эти должности) в банках, филиалах иностранных банков, другими лицами для предоставления предложений и рекомендаций Комитета по надзору о согласовании (отказа в согласовании), определение деловой репутации и профессиональной пригодности руководителей, руководителей подразделений внутреннего аудита;

21) квалифицированная фондовая биржа - фондовая биржа, которая соответствует хотя бы одному из следующих критериев:

фондовая биржа создана в соответствии с законодательством страны-члена Европейского Союза;

совокупная рыночная капитализация компаний, акции которых включены (допущены) к торгам на такой бирже, превышает эквивалент 100 миллиардов долларов США по состоянию на последний месяц года, предшествующего году, в котором биржа признается квалифицированной для целей настоящего Положения;

22) квалифицированное бюро кредитных историй - крупнейшее по числу имеющихся в соответствующей стране кредитных историй бюро кредитных историй (другой субъект, в функции которого входят сбор, обработка, хранение и использование информации, которая составляет кредитную историю), которое распространяет свою деятельность на страну, в которой постоянно проживает физическое лицо/в которой зарегистрирован главный офис юридического лица. Если физическое лицо постоянно проживает на территории Украины/юридическое лицо зарегистрировано в соответствии с законодательством Украины, то квалифицированными бюро кредитных историй являются Первое всеукраинское бюро кредитных историй, Украинское бюро кредитных историй и Международное бюро кредитных историй;

23) руководитель по лицензированию - руководитель структурного подразделения Национального банка, ответственного за лицензирование банков;

24) конечный владелец банка - владелец существенного участия в банке (физическое лицо, юридическое лицо, включая публичную компанию), в структуре собственности которой нет других владельцев существенного участия в банке, определенных в соответствии с настоящим Положением, международное финансовое учреждение, государство (в лице соответствующего органа государственной власти), территориальная община (в лице соответствующего органа местного самоуправления);

25) ключевое лицо банка - физическое лицо, которое является работником банка или предоставляет банку услуги согласно гражданско-правовому договору и не является руководителем банка и/или владельцем существенного участия в банке, но имеет возможность существенно влиять на принятие решений по основным направлениям деятельности банка (кредитной, инвестиционной, учетной политики, политики управления активами, другой политики, стратегии банка);

26) Комиссия по ценным бумагам - Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

27) Комитет по надзору - Комитет по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем Национального банка Украины;

28) консолидирующая компания - юридическое лицо, акциями/долями в уставном капитале которого владеет конечный собственник банка - физическое лицо и по которой такое физическое лицо косвенно владеет существенным участием в банке;

29) консультант - физическое или юридическое лицо, работники которого имеет/имеют достаточную квалификацию для осуществления расчетов и оценки финансового состояния юридического лица, что подтверждается представленными в Национальный банк Украины документами об образовании, свидетельствами/сертификатами/дипломами о получении профессиональных знаний;

30) международная финансовая организация - учреждение, с которым Правительство Украины заключило соглашение о сотрудничестве и для которого в соответствии с законами Украины установлены привилегии и иммунитеты;

31) Национальный банк - Национальный банк Украины;

32) вновь созданный банк - юридическое лицо, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность;

33) органы управления банка - совет банка и правление банка;

34) окончательный ключевой участник - ключевой участник - физическое лицо, ключевой участник - юридическое лицо, которое в своем составе не имеет ключевых участников; государство (в лице соответствующего органа государственной власти), территориальная община (в лице соответствующего органа местного самоуправления), международная финансовая организация и публичная компания;

35) оценщик - независимый субъект оценочной деятельности;

36) переходный банк - банк, который был создан во время выведения неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с Законом о системе гарантирования, единственным акционером которого является Фонд гарантирования вкладов до дня продажи этого переходного банка инвестору (объединению инвесторов);

37) право голоса по акциям - право голоса в высшем органе управления юридического лица, возникающее из владения акциями/долями в уставном капитале этого юридического лица;

38) промежуточная компания - юридическое лицо, которое владеет существенным участием в банке и не является его конечным собственником или консолидирующей компанией;

39) публичная компания - иностранная компания, созданная в форме публичного акционерного общества, акции которого включены в биржевые списки (прошли процедуру листинга) и допущены к торгам в регулируемом сегменте квалифицированной фондовой биржи;

40) совет банка - наблюдательный совет банка;

41) трасса платежа - маршрут прохождения денежных средств по банковским счетам от отправителя (инициатора платежа) до получателя;

42) украинская компания - юридическое лицо, созданное и зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины;

43) уполномоченное лицо Национального банка - член Правления Национального банка или руководитель по лицензированию, на которого возложены полномочия по принятию определенных настоящим Положением решений;

44) уполномоченный представитель - физическое лицо, которое имеет право на совершение соответствующих действий от имени физического или юридического лица на основании закона, устава, доверенности или другого документа о предоставлении таких полномочий в соответствии с законодательством;

45) участие - прямое и/или косвенное владение одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами акциями, долей в уставном капитале юридического лица;

46) член Правления Национального банка - Председатель или первый заместитель, или заместитель Председателя Национального банка, который осуществляет общее руководство банковским надзором;

47) Фонд гарантирования вкладов - Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

Другие термины в этом Положении употребляются в значениях, приведенных в Законе о банках и других законах Украины.

3. Национальный банк при совершении действий, предусмотренных настоящим Положением, руководствуется следующими принципами:

1) равноценности сущности и формы. Национальный банк в соответствии с этим принципом оценивает сделки, операции, обстоятельства и события с точки зрения их экономического, правового и фактического содержания;

2) соразмерности (пропорциональности) регуляторных требований. Требования Национального банка согласно этому принципу к банкам, их руководителям, владельцам существенного участия в банках и другим лицам, которые оцениваются или проверяются, а также подходы Национального банка к оценке соответствия таким требованиям должны учитывать обстоятельства и условия конкретной ситуации, по которой проводятся процедуры, определенные настоящим Положением (включая размер банка, виды осуществляемой им деятельности и присущие ей риски, финансовое состояние банка и владельцев существенного участия в нем);

3) сочетания принципов правовой определенности и обоснованного сомнения. Принцип правовой определенности предусматривает установление настоящим Положением конкретных заранее определенных требований к банкам, их руководителям, владельцам существенного участия в банках и другим лицам, которые оцениваются или проверяются, условий осуществления ими определенной деятельности и документов, представляемых ими в Национальный банк в пределах предусмотренных настоящим Положением процедур. Национальный банк при наличии обоснованного сомнения относительно соответствия таких лиц, их деятельности и/или представленных ими документов установленным требованиям, либо наличия информации, которая требует дополнительной оценки, имеет право требовать предоставления уточнений, объяснений и/или дополнительных документов, необходимых для получения им уверенности в том, что установленные Законом о банках и настоящим Положением требования соблюдаются должным образом;

4) комплексного анализа. Этот принцип заключается во всестороннем анализе Национальным банком каждого лица для принятия предусмотренных настоящим Положением решений относительно него.

4. Национальный банк применяет свое профессиональное суждение для принятия решений, определенных настоящим Положением. Профессиональным суждением является заключение и/или оценка Национального банка относительно фактов, событий, обстоятельств, лиц, основанная на знаниях и опыте Национального банка в сфере банковского регулирования и надзора, практическом применении положений законодательства Украины, а также на комплексном и всестороннем анализе:

1) информации и документов, представленных в Национальный банк в пределах предусмотренной настоящим Положением процедуры;

2) информации и документов, имеющихся у Национального банка, включая полученные в результате осуществления им банковского регулирования и надзора;

3) информации, полученной Национальным банком при проверке/уточнении данных, содержащихся в представленных в Национальный банк документах;

4) информации из открытых источников.

Профессиональное суждение формируется Национальным банком с учетом определенных в пункте 3 главы 1 раздела I настоящего Положения принципов.

Оценка Национальным банком количественных или качественных параметров или обстоятельств, относительно которых Законом о банках или этим Положением определены четкие критерии, не является применением профессионального суждения.

2. Общие требования к документам, которые подаются в Национальный банк

5. Заявитель подает в Национальный банк документы в рамках осуществления процедур по этому Положению в соответствии с определенными настоящим Положением перечнем и требованиями.

6. Заявитель имеет право подать в Национальный банк дополнительно любые документы относительно его обращения с письменным обоснованием целесообразности их представления.

7. Заявитель несет ответственность за полноту и достоверность данных, содержащихся в представленных документах Национальному банку.

8. Документы, представляемые в Национальный банк в соответствии с настоящим Положением, должны подаваться на украинском языке и не содержать исправлений и неточностей.

9. Документы, составленные на иностранном языке, для представления в Национальный банк должны переводиться на украинский язык (подлинность подписи переводчика удостоверяется нотариально). Не переводятся на украинский язык документы, составленные на иностранном языке, в случае одновременного доведения их текста на украинском языке.

10. Документы, выданные в иностранном государстве, для представления в Национальный банк должны легализоваться в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

11. Заявитель в случае невозможности соблюдения определенных пунктом 10 главы 2 раздела I настоящего Положения требований к оформлению документов, выданных в иностранном государстве, по независящим от него причинам подает в Национальный банк соответствующие обоснованные объяснения. Национальный банк имеет право рассмотреть документы, выданные в иностранном государстве, оформленные без соблюдения определенных пунктом 10 главы 2 раздела I настоящего Положения требований, если признает объяснения заявителя обоснованными и не будет иметь сомнений относительно достоверности документов и изложенной в них информации.

12. Документы юридического лица, выданные в иностранном государстве и легализация которых не предусмотрена международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, подаются в Национальный банк за подписью руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица.

13. Документы в отношении физического лица, выданные в иностранном государстве и легализация которых не предусмотрена международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, подаются в Национальный банк за подписью физического лица или его уполномоченного представителя.

14. Документы, полученные из электронных источников, удостоверяются подписью:

1) физического лица, в отношении которого такие документы выданы, или его уполномоченного представителя;

2) уполномоченного представителя юридического лица, в отношении которого такие документы выданы.

15. Заявитель имеет право подать в Национальный банк копию документа, если настоящим Положением не установлено обязанности по предоставлению оригинала документа, заверенную в таком порядке:

1) копия документа, выданного уполномоченным государственным органом, заверяется органом, выдавшим этот документ, или нотариально;

2) копия документа физического лица удостоверяется подписью такого лица или его уполномоченного представителя;

3) копия документа юридического лица удостоверяется подписью уполномоченного представителя.

Копия любого документа, которая подается в Национальный банк в соответствии с настоящим Положением, может быть удостоверена нотариально по желанию заявителя.

Копия документа может быть заверена самим заявителем в определенных настоящим Положением случаях.

16. Пакет документов, который подается в Национальный банк в соответствии с настоящим Положением, должен включать документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего документы от имени заявителя.

17. В Национальный банк подается либо оригинал документа, определяющего полномочия уполномоченного представителя, или его копия, заверенная согласно пункту 15 главы 2 раздела I настоящего Положения.

18. Пакет документов, который подается в Национальный банк в соответствии с настоящим Положением, должен сопровождаться ходатайством о его рассмотрении. Ходатайство должно содержать опись всех документов в пакете с названиями, датами выдачи, органами (лицами), которые их выдали. Ходатайство подписывается лично заявителем - физическим лицом или руководителем заявителя - юридического лица.

19. Заявитель в случае подачи в Национальный банк неполного пакета документов должен указать в ходатайстве перечень неподанных документов, причины их непредставления, а также сроки, в которые заявитель намерен их подать в Национальный банк.

20. Заявитель имеет право определить себя или своего уполномоченного представителя как контактное лицо для осуществления официальной коммуникации с Национальным банком средствами электронной почты, указав об этом в ходатайстве и указав адрес электронной почты для такой коммуникации. Заявитель письменно уведомляет Национальный банк о прекращении официальной коммуникации средствами электронной почты.

21. Документы подаются в Национальный банк на бумажных носителях, а также в виде электронных копий (далее - электронные копии документов), если иное не предусмотрено настоящим Положением. Документы в отдельных случаях также подаются в электронной форме в формате xlsx или другом формате, определенном Национальным банком.

22. Электронные копии документов должны создаваться в виде файлов, содержащих сканированные с бумажных носителей изображения документов.

23. Сканирование с бумажных носителей изображений документов осуществляется с учетом следующих требований:

1) документ сканируется в файл формата pdf;

2) сканированная копия каждого документа сохраняется как отдельный файл;

3) файл должен иметь короткое название латинскими буквами, которое отражает содержание и реквизиты документа;

4) документы, содержащие более одной страницы, сканируются в один файл;

5) разрешение сканирования должно быть не ниже 300 dpi.

24. Электронные копии документов представляются на цифровых носителях или направляются в Национальный банк средствами электронной почты (для банков). Электронные копии документов могут направляться на адрес электронной почты работника Национального банка, ответственного за рассмотрение пакета документов.

25. Данные, приведенные в документах на бумажных носителях, имеют преимущество в случае наличия расхождений между данными, содержащимися в документах на бумажных носителях и в электронных копиях документов. Национальный банк имеет право требовать от заявителя предоставления пояснений относительно расхождений между документами на бумажных носителях и их электронными копиями, а также устранения этих расхождений.

26. Заявитель имеет право не представлять в Национальный банк документы, которые раньше подавались в Национальный банк, при условии, что такие документы являются действительными и оформленными в соответствии с требованиями настоящего Положения, а информация, которая в них содержится, является актуальной. Заявитель с целью учета таких документов во время рассмотрения пакета документов подает в Национальный банк ходатайство, в котором приводит перечень ранее представленных документов с указанием их названий, дат выдачи, органов (лиц), которые их выдали, информацию о том, в составе какого пакета документов документы ранее представлялись в Национальный банк, а также заверения, что эти документы являются действительными, а информация, которая в них содержится, является актуальной.

27. Требования пункта 26 главы 2 раздела I настоящего Положения не распространяются на документы, подтверждающие статус лица на определенную дату, а также документов, имеющих ограниченный срок действия.

28. Национальный банк имеет право требовать от заявителя представления документов, не представленных заявителем в соответствии с пунктом 26 главы 2 раздела I настоящего Положения, если срок хранения ранее представленных документов истек, документы переданы в архивное учреждение и/или если доступ к документам затруднен по другим причинам.

29. Документ, который не имеет определенного срока действия, может подаваться в Национальный банк, если он был выдан не ранее чем за один месяц до даты подачи Национальному банку, если документ был выдан в Украине, или за три месяца до даты подачи, если документ был выдан в иностранном государстве.

30. Заявитель в случае невозможности представления документа, определенного настоящим Положением, по независящим от него причинам, подает в Национальный банк обоснованное объяснение невозможности такого представления. Национальный банк имеет право рассмотреть пакет документов без такого документа, если признает объяснения заявителя обоснованными и не иметь сомнений относительно достоверности и актуальности изложенной в нем информации.

31. Национальный банк размещает на странице официального Интернет-представительства формы документов, которые в соответствии с настоящим Положением представляются в Национальный банк в электронной форме в формате xlsx или другом формате, определенном Национальным банком.

3. Общий порядок рассмотрения документов, представляемых в Национальный банк, и определение сроков

32. Национальный банк осуществляет рассмотрение представленного заявителем пакета документов в течение срока, определенного Законом о банках, другими законами Украины и настоящим Положением для соответствующей процедуры.

33. Течение срока рассмотрения пакета документов начинается со дня, следующего за днем представления заявителем в Национальный банк полного пакета документов, определенного настоящим Положением.

34. Национальный банк в соответствии с требованиями Закона о банках имеет право во время рассмотрения поданного заявителем пакета документов запрашивать и получать от банка, его участников, владельцев существенного участия в банке, лиц, которые имеют намерение приобрести или увеличить существенное участие в банке, лиц, входящих в состав 10 крупнейших окончательных ключевых участников банка, а также других лиц, деятельность которых оценивается или проверяется, дополнительную информацию, документы и пояснения, необходимые для полного и всестороннего анализа и принятия им мотивированного решения в соответствии с настоящим Положением.

35. Национальный банк имеет право предоставить заявителю замечания к представленному пакету документов, если документы не соответствуют требованиям настоящего Положения и/или законодательству Украины.

36. Национальный банк запрашивает определенные в пункте 34 главы 3 раздела I настоящего Положения информацию, документы и объяснения и предоставляет определенные в пункте 35 главы 3 раздела I настоящего Положения замечания в течение установленного законодательством Украины срока рассмотрения пакета документов.

37. Национальный банк устанавливает срок представления заявителем определенных в пункте 34 главы 3 раздела I настоящего Положения информации, документов и объяснений и/или учета определенных в пункте 35 главы 3 раздела I настоящего Положения замечаний. Течение срока рассмотрения пакета документов приостанавливается и возобновляется после получения всех дополнительных/исправленных документов, информации и объяснений.

38. Национальный банк имеет право остановить течение срока рассмотрения пакета документов, представленного в соответствии с настоящим Положением, в случае выявления обстоятельств, которые могут повлиять на принятие Национальным банком соответствующего решения, до выяснения таких обстоятельств, но не более чем на 30 дней. Национальный банк уведомляет заявителя о приостановлении течения срока рассмотрения пакета документов в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

39. Национальный банк вправе продлить срок рассмотрения пакета документов, представленного в соответствии с настоящим Положением, на основании обоснованного ходатайства заявителя и установить срок, на который продлен срок рассмотрения. Национальный банк уведомляет заявителя о продлении срока рассмотрения пакета документов и сроке, на который он продлен, в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

40. Национальный банк имеет право вернуть представленный заявителем пакет документов без принятия решения по этому пакету в случае несоответствия представленных документов требованиям настоящего Положения и/или законодательству Украины, если в течение срока, установленного Национальным банком, не учтены замечания Национального банка, предоставленные в соответствии с пунктом 35 главы 3 раздела I настоящего Положения.

41. Национальный банк имеет право вернуть представленный заявителем пакет документов по ходатайству заявителя до принятия решения по этому пакету.

42. Правление Национального банка, Комитет по надзору или уполномоченное лицо Национального банка принимают решения, определенные настоящим Положением.

43. Заявитель имеет право подать в Национальный банк ходатайство о принятии решения по пакету документов, если в пакете документов нет документов, представление которых является невозможным по объективным причинам, с обязательством предоставить эти документы в течение определенного срока. Национальный банк имеет право принять решение, определенное настоящим Положением, с обязательством заявителя относительно представления документов, которых не хватает, в установленный в решении срок.

44. Уполномоченное лицо Национального банка принимает решение о:

1) возврате пакета документов заявителю не по инициативе заявителя (решение принимает член Правления Национального банка);

2) приостановлении течения срока рассмотрения пакета документов (решение принимает член Правления Национального банка);

3) возврате пакета документов заявителю по ходатайству заявителя (решение принимает руководитель по лицензированию);

4) продлении срока рассмотрения пакета документов по ходатайству заявителя (решение принимает руководитель по лицензированию).

45. Национальный банк имеет право осуществлять официальную коммуникацию с заявителем посредством электронной почты во время рассмотрения пакета документов. Такая коммуникация может включать:

1) запрос дополнительной информации, документов и объяснений, необходимых для принятия решения в соответствии с настоящим Положением;

2) получение от заявителя или его уполномоченного представителя информации, объяснений и электронных копий документов.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ Положение о лицензировании банков I. Общие положения 1. Вводные положения 2. Общие требования к документам, которые подаются в Национальный банк 3. Общий порядок рассмотрения документов, представляемых в Национальный банк, и определение сроков 4. Документы для идентификации физических и юридических лиц II. Оценка деловой репутации юридических и физических лиц 5. Общие положения по оценке деловой репутации юридических и физических лиц 6. Признаки небезупречной деловой репутации физического лица 7. Признаки небезупречной деловой репутации юридического лица 8. Другие основания для признания деловой репутации юридических и физических лиц небезупречной 9. Документы, представляемые в Национальный банк для оценки деловой репутации юридических и физических лиц 10. Оценка Национальным банком деловой репутации юридических и физических лиц III. Оценка финансового состояния юридических лиц и имущественного состояния физических лиц 11. Общие положения по оценке финансового состояния юридических лиц и имущественного состояния физических лиц 12. Критерии оценки финансового/имущественного состояния лица во время согласовании устава нового банка и согласования приобретения существенного участия в нем 13. Критерии оценки финансового/имущественного состояния лица во время согласования изменений в устав банка в связи с увеличением его уставного капитала 14. Критерии оценки финансового/имущественного состояния лица во время согласования приобретения или увеличения существенного участия в банке 15. Критерии оценки финансового/имущественного состояния лица во время согласования фактически приобретенного или увеличения существенного участия в банке 16. Критерии оценки финансового/имущественного состояния лица во время совершения Национальным банком периодического контроля за финансовым/имущественным состоянием владельцев существенного участия в банке 17. Особенности оценки финансового/имущественного состояния отдельных категорий лиц 18. Документы для оценки финансового состояния юридического лица и методика этой оценки 19. Документы для оценки имущественного состояния физического лица и методика такой оценки 20. Требования к поставщикам профессиональных услуг для оценки финансового/имущественного состояния юридического/физического лица IV. Создание банка. Новые виды деятельности банка 21. Порядок согласования устава вновь созданного банка 22. Порядок формирования уставного капитала вновь созданного банка 23. Требования к наименованию банка 24. Порядок предоставления банковской лицензии вновь созданному банку 25. Согласование устава банка, который утратил статус переходного, и предоставление ему банковской лицензии 26. Особенности создания государственного банка 27. Требования относительно начала банком нового вида деятельности или предоставления нового вида финансовых услуг 28. Обеспечение доступа маломобильных групп населения к услугам, предоставляемым банком V. Существенное участие в банке 29. Участие в банке и существенное участие в банке 30. Приобретение, увеличение и уменьшение существенного участия в банке 31. Документы, представляемые для согласования приобретения или увеличения существенного участия в банке, и сроки их представления 32. Особенности документов, представляемых для согласования приобретения или увеличения существенного участия в банке некоторыми категориями лиц 33. Особенности согласования приобретения или увеличения существенного участия в банке в случае предоставления полномочий по доверенности и заключения сделки об управлении 34. Процедура согласования приобретения или увеличения существенного участия в банке 35. Признание владельца существенного участия в банке 36. Порядок уведомления об изменениях в сведениях относительно владельцев существенного участия в банке 37. Контроль за соблюдением требований относительно владельцев существенного участия в банке VI. Руководитель банка, руководитель подразделения внутреннего аудита банка 38. Требования к руководителю банка и руководителю подразделения внутреннего аудита банка 39. Общие требования по согласованию на должность руководителя банка, руководителя подразделения внутреннего аудита 40. Требования к документам, которые подаются в Национальный банк для согласования на должность руководителя банка, руководителя подразделения внутреннего аудита банка 41. Уведомление в отношении руководителя банка, руководителя подразделения внутреннего аудита, ключевого лица банка. Порядок согласования на должность руководителя банка, руководителя подразделения внутреннего аудита банка 42. Особенности увольнения руководителя подразделения внутреннего аудита банка 43. Соблюдение требований законодательства Украины относительно руководителя банка, руководителя подразделения внутреннего аудита банка 44. Осуществление Национальным банком мониторинга за соблюдением требований законодательства Украины относительно руководителя банка, руководителя подразделения внутреннего аудита банка VII. Изменения в устав банка 45. Общие положения о внесении изменений в устав банка и его согласовании Национальным банком 46. Особенности согласования Национальным банком изменений в устав банка, связанных с изменением его местонахождения 47. Особенности согласования Национальным банком изменений в устав банка, связанных с увеличением его уставного капитала за счет дополнительных взносов 48. Особенности согласования Национальным банком изменений в устав банка, связанных с увеличением размера его уставного капитала за счет прибыли 49. Особенности согласования Национальным банком изменений в устав банка, связанных с уменьшением его уставного капитала 50. Особенности согласования Национальным банком изменений в устав государственного банка в связи с изменением его уставного капитала 51. Упрощенная процедура капитализации банка согласно Закону об упрощенных процедурах 52. Упрощенные процедуры капитализации банка согласно Закону о системе гарантирования VIII. Обособленные подразделения банка на территории Украины 53. Общие требования к открытию обособленных подразделений банка на территории Украины 54. Уведомление об открытии обособленного подразделения банка и об изменениях в отношении него 55. Пункты дистанционного обслуживания IX. Деятельность украинских банков на территории других стран 56. Общие требования к созданию и прекращению деятельности дочернего банка, филиала и представительства украинского банка на территории другой страны 57. Порядок предоставления разрешения на создание дочернего банка, филиала или представительства банка на территории другой страны 58. Особенности прекращения деятельности филиала банка, созданного в другой стране X. Деятельность иностранных банков в Украине 59. Общие положения об аккредитации филиала/представительства иностранного банка в Украине 60. Аккредитация филиала иностранного банка в Украине 61. Аккредитация представительства иностранного банка в Украине 62. Изменения относительно филиалов, представительств иностранных банков в Украине XI. Прекращение банковской деятельности 63. Общие положения о прекращении деятельности банка путем его ликвидации 64. Ликвидация банка по решению его владельцев 65. Исключение из Государственного реестра банков сведений о банке в связи с его ликвидацией 66. Особенности ликвидации филиала иностранного банка 67. Прекращение осуществления банковской деятельности без прекращения юридического лица Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Перечень нормативно-правовых актов Национального банка Украины, утративших силу