Недействующая редакция. Принята: 03.05.2018 / Вступила в силу: 04.05.2018

Недействующая редакция, не действует с 18 июля 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 24 декабря 2015 года №370

Об утверждении Правил дорожного движения

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 04.09.2017 г. №693, 23.02.2018 г. №139, 03.05.2018 г. №321)

Во исполнение Закона Республики Узбекистан "О безопасности дорожного движения", а также в целях совершенствования правил дорожного движения Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Правила дорожного движения в новой редакции согласно приложению №1 и ввести их в действие с 1 марта 2016 года.

2. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан обеспечить:

организацию широкого освещения через средства массовой информации, в том числе электронные, сути и содержания Правил дорожного движения;

доведение до сведения заинтересованных лиц Правил дорожного движения, в том числе путем их опубликования на официальном веб-сайте;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, пересмотр принятых ими нормативно-правовых актов с учетом настоящего постановления.

3. Министерству юстиции совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан в месячный срок осуществить издание Правил дорожного движения.

4. Внести изменение в Общий технический регламент "О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации", утвержденный постановлением Кабинета Министров от 4 июля 2012 г. №191, согласно приложению №2;

5. Признать утратившими силу с 1 марта 2016 года некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению №3.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.И. Закирова и министра внутренних дел Республики Узбекистан А.А. Ахмедбаева.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Шавкат Мирзиёев

Правила дорожного движения вступают в силу с 1 марта 2016 года

Приложение №1

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 декабря 2015 года №370

Правила дорожного движения

I. Общие положения

1. Настоящие Правила дорожного движения (далее — Правила) определяют единый порядок дорожного движения на территории Республики Узбекистан.

2. На дорогах Республики Узбекистан установлен правосторонний порядок движения транспортных средств.

3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать Закон Республики Узбекистан "О безопасности дорожного движения", настоящие Правила и приведенные в них соответствующие требования сигналов светофора, дорожных знаков (приложение №1 к настоящим Правилам), дорожной разметки (приложение №2 к настоящим Правилам), а также неукоснительно выполнять требования лиц, регулирующих в пределах предоставленных им прав дорожное движение.

4. Участники дорожного движения не должны создавать опасность для других участников движения. Запрещается неуполномоченным юридическим и физическим лицам повреждать или загрязнять покрытие дороги, самовольно снимать, устанавливать, загораживать, повреждать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

Лицо, создавшее помеху движению, обязано принять все возможные меры для скорейшего ее устранения, а если это невозможно, то всеми доступными средствами информировать участников движения об опасности и сообщить в органы внутренних дел (далее — ОВД).

5. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

6. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

Автомагистраль — дорога, обозначенная дорожным знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений на одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Автопоезд — сочлененное автотранспортное средство, состоящее из седельного тягача и полуприцепа или из грузового автомобиля и прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(вами).

Безопасность дорожного движения — состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Велосипед — транспортное средство (кроме инвалидных колясок), имеющее два колеса и более и приводимое в движение человеческой силой.

Владелец транспортного средства — юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или других вещных правах.

Водитель — лицо, управляющее транспортным средством на дорогах. К водителю приравниваются лица, обучающие вождению, передвигающиеся на животных или ведущие их, а также погонщики скота (стада).

Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства по причине технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя, пассажира, препятствием на дороге или метеорологическими условиями.

Главная дорога — дорога с твердым покрытием (асфальто — и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой дороге или дорога, обозначенная дорожными знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.3 или 5.1., по отношению к пересекаемой (примыкающей), либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие покрытия на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Гужевая повозка — устройство, приводимое в движение лошадью (либо другими животными) или мускульной силой человека, не оборудованное двигателем и предназначенное для перевозки грузов.

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя автомобильные дороги, пути городского электрического транспорта и тротуары.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства, при котором наступила смерть или причинен вред здоровью граждан, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

Дорожное движение — совокупность отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (троллейбус, автобус, трамвай, маршрутное такси), предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее установленный маршрут с остановочными пунктами (остановками).

Механическое транспортное средство — транспортное средство (кроме мопеда), приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые тракторы и самоходные механизмы.

Мопед — двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50 куб.см и максимальной скоростью не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Мотоцикл — двухколёсное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трёх- и четырёхколёсные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряжённом состоянии не более 400 кг, а также скутеры, квадроциклы, электроскутеры с рабочим объёмом двигателя более 50 см3, или имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч.

Населенный пункт — территория, въезды и выезды с которой обозначены дорожными знаками 5.22 — 5.25.

Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях дождя, снегопада, тумана и в других подобных условиях, а также в сумерки.

Обгон — опережение движущегося впереди транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы.

Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью дорожной разметки 1.1, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с настоящими Правилами.

Организация дорожного движения — комплекс правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Организованная колонна пешеходов — группа людей, следующая по дороге в одном направлении в соответствии с требованиями пункта 16 настоящих Правил.

Организованная колонна транспортных средств — колонна из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами, сопровождаемая спереди транспортным средством с включенным проблесковым маячком синего, или синего и красного цветов.

Организованная перевозка группы детей — организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутным транспортным средствам.

Остановка — прекращение движения транспортного средства на время до 10 минут (приведение в неподвижное состояние).

Пассажир — лицо, находящееся в транспортном средстве (кроме водителя).

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.

Границы перекрестка определяются воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Предупредительные сигналы — сигналы, применяемые с целью предотвращения аварийных ситуаций, а также при изменении направления движения.

Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работы.

Пешеходами являются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходный переход — участок проезжей части дороги, предназначенный для пересечения пешеходами, обозначенный дорожными знаками 5.16.1, 5.16.2 и дорожной разметкой 1.14.1 — 1.14.3.

При отсутствии дорожной разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между дорожными знаками 5.16.1 и 5.16.2.

Пешеходная дорожка — часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, по которой запрещено движение транспортных средств.

Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, автозаправочные станции, предприятия и т. п.).

Приоритет — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Проезжая часть — часть дороги, предназначенная для движения безрельсовых транспортных средств.

Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или необозначенная дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Разделительная полоса — элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств, расположенный выше уровня дороги и (или) обозначенный дорожной разметкой 1.1.

Разрешенная максимальная масса — максимальная масса (величина) снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем.

За разрешенную максимальную массу транспортных средств, передвигающихся в одном составе (прицеп и др.), принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Реверсивное движение — изменение направления движения на противоположное на специально выделенной полосе проезжей части, обозначенной дорожными знаками 5.35 — 5.37, дорожной разметкой 1.9 и установленным над ней реверсивным светофором.

Регулировщик — сотрудник Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее — ГСБДД), военной автомобильной инспекции, работник дорожно-эксплуатационных служб, дежурный на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей, наделенный в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных настоящими Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку (нарукавную повязку, жезл, диск с красным отражателем, красный фонарь или флажок).

Уступить дорогу — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен продолжать или начинать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему приоритет, изменить направление движения или скорость.

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя, пассажира транспортного средства или пешеход.

Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или для производства специальных работ.

Тротуар — часть дороги, примыкающая к проезжей части или отделенная от нее газоном, арыком или специальным сооружением, предназначенная для движения пешеходов.

Стоянка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 10 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Темное время суток — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Фактическая масса — масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами.

Фото- и видеофиксация — фиксация нарушения Правил дорожного движения с помощью специальных автоматизированных технических средств фото- и видеофиксации.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Правила дорожного движения I. Общие положения II. Общие обязанности водителей III. Обязанности водителя при дорожно-транспортном происшествии IV. Обязанности пешеходов V. Обязанности пассажиров VI. Приоритет специальных транспортных средств VII. Сигналы светофора и регулировщика VIII. Принудительные и аварийные сигналы, применение знака аварийной остановки IX. Начало движения, маневрирование Х. Расположение транспортных средств на проезжей части ХI. Скорость движения ХII. Обгон XIII. Остановка и стоянка XIV. Проезд перекрестков XV. Регулируемые перекрестки XVI. Нерегулируемые перекрестки XVII. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств XVIII. Движение через железнодорожные пути XIX. Движение по автомагистралям XX. Движение в жилых зонах XXI. Движение на крутых спусках и подъемах XXII. Приоритет маршрутных средств XXIII. Пользование внешними световыми приборами XXIV. Буксировка механических транспортных средств XXV. Обучение вождению транспортных средств XXVI. Перевозка людей XXVII. Перевозка грузов XXVIII. Дополнительные требования к движению велосипедов и гужевых повозок, а также прогону животных XXIX. Обязанности должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности дорожного движения, выпуску на линию транспортных средств, установке на них номерных и опознавательных знаков Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Изменение, вносимое в Общий технический регламент "О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации" Перечень некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, признаваемых утратившим силу