Недействующая редакция. Принята: 21.09.2018

Недействующая редакция, не действует с 8 марта 2019 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 21 сентября 2018 года №УП-5544

Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы

Важным условием динамичного развития Республики Узбекистан является ускоренное внедрение современных инновационных технологий в отрасли экономики, социальную и иные сферы с широким применением достижений науки и техники.

Стремительно развивающиеся все сферы общественной и государственной жизни страны требуют тесного сопровождения проводимых реформ на основе современных инновационных идей, разработок и технологий, обеспечивающих быстрый и качественный рывок страны в ряды лидеров мировой цивилизации.

Вместе с тем, проведенный анализ показал недостаточную работу по инновационному развитию процессов модернизации, диверсификации, увеличению объемов производства и расширению товарной номенклатуры конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В частности, из-за отсутствия многих показателей и неэффективной координации работы в данном направлении наша страна в последние годы не принимает участие в рейтинге Глобального инновационного индекса, составляемого влиятельными и авторитетными международными структурами.

Низкий уровень взаимодействия отраслей экономики и социальной сферы с научными учреждениями, отсутствие должной координации деятельности министерств и ведомств, а также органов государственной власти на местах в сфере инновационного развития не позволяют обеспечить достижение первоочередных целей и задач в данном направлении.

В целях ускоренного развития страны на основе современных достижений мировой науки, инновационных идей, разработок и технологий, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:

1. Утвердить:

Стратегию инновационного развития Республики Узбекистан на 2019 — 2021 годы (далее — Стратегия) согласно приложению №1;

"Дорожную карту" реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019 — 2021 годы (далее — "Дорожная карта) согласно приложению №2;

целевые показатели инновационного развития Республики Узбекистан до 2030 года (далее — целевые показатели) согласно приложению № 3.

2. Определить:

а) главной целью Стратегии — развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и ее инновационного прогресса;

б) основными задачами Стратегии для достижения главной цели:

вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса;

повышение качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение гибкости системы подготовки кадров, исходя из потребностей экономики;

укрепление научного потенциала и эффективности научных исследований и разработок, создание действенных механизмов интеграции образования, науки и предпринимательства для широкого внедрения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

увеличение вложения государственных и частных средств в инновации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, внедрение современных и эффективных форм финансирования мероприятий в данных сферах;

повышение эффективности деятельности органов государственной власти путем внедрения современных методов и инструментов управления;

обеспечение защиты прав собственности, создание конкурентных рынков и равных условий ведения бизнеса, развитие государственно-частного партнерства;

создание устойчиво функционирующей социально-экономической инфраструктуры.

3. Образовать Комиссию по своевременной и качественной реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019 — 2021 годы (далее — Комиссия) согласно приложению №4.

4. Комиссии (А.Н. Арипов):

обеспечить качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Стратегии;

организовать в рамках реализации Стратегии встречи, семинары, "круглые столы" и пресс-конференции, в том числе на местах, с широким привлечением представителей средств массовой информации, научных кругов и зарубежных экспертов, а также институтов гражданского общества;

ежеквартально вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан подробную информацию о ходе реализации настоящего Указа.

5. Установить персональную ответственность руководителей:

подразделений Администрации Президента Республики Узбекистан и комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан — за эффективную организацию и координацию деятельности министерств и ведомств по реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией и "Дорожной картой", достижению целевых показателей, а также ежеквартальное обсуждение хода их выполнения;

министерств и ведомств — за своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией и "Дорожной картой", достижение целевых показателей с широким привлечением представителей научно-образовательных учреждений, негосударственных некоммерческих организаций, независимых экспертов (консультантов), в том числе из зарубежных стран;

государственных научно-образовательных учреждений — за научно-исследовательское сопровождение мероприятий, предусмотренных Стратегией и "Дорожной картой", оказание всестороннего содействия министерствам и ведомствам в подготовке научных презентаций и докладов, аналитических материалов для достижения целевых показателей;

органов государственной власти на местах — за создание достойных условий для реального и качественного изменения ситуации, решение насущных проблем граждан, улучшение социальной инфраструктуры и развитие регионов во взаимоувязке с мероприятиями, предусмотренными Стратегией и "Дорожной картой", а также принятие взаимосогласованных с министерствами и ведомствами мер по достижению целевых показателей на местах.

6. Министерству инновационного развития совместно с Министерством иностранных дел, Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике и другими заинтересованными ведомствами обеспечить регулярное направление международным организациям необходимых данных и показателей для ежегодного включения Республики Узбекистан в рейтинг Глобального инновационного индекса.

7. Министерствам и ведомствам в месячный срок по согласованию с руководителями соответствующих комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан утвердить программы развития на 3 года, предусматривающие взаимосвязанные правовые, экономические, социальные, организационные и технические меры по достижению целевых показателей, с принятием новых программ развития на последующие 3 года.

8. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации регулярно организовывать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по освещению целей и задач настоящего Указа.

9. Министерству инновационного развития совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова, первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова и заместителя Премьер-министра — председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям С.Р. Холмурадова.

Президент Республики Узбекистан

Шавкат Мирзиёев

Приложение №1

к Указу Президента Республики Узбекистан от 21 сентября 2018 года №УП-5544

Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2019 — 2021 годы

Глава 1. Общие положения

Важным условием динамичного развития Республики Узбекистан является ускоренное внедрение современных инновационных технологий в отрасли экономики, социальную и иную сферу с широким применением достижений науки и техники.

Стремительно развивающиеся все сферы общественной и государственной жизни страны требуют тесного сопровождения проводимых реформ на основе современных инновационных идей, разработок и технологий, обеспечивающих быстрый и качественный рывок страны в ряды лидеров мировой цивилизации.

Вместе с тем, проведенный анализ показал недостаточную работу по инновационному развитию процессов модернизации, диверсификации, увеличению объемов производства и расширению товарной номенклатуры конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. В частности:

низкий уровень охвата населения высшим образованием;

отсутствие независимости высших образовательных учреждений в определении учебных планов и программ, количества квоты приемов студентов, распределении финансовых средств;

ненадлежащее взаимодействие между министерствами и ведомствами, ответственными за развитие научной и инновационной деятельности, ненадлежащая координация деятельности научно-исследовательских учреждений и лабораторий;

низкий уровень обеспечения коммерциализации результатов научной деятельности;

отсутствие высококвалифицированных специалистов в сфере инновационного менеджмента, позволяющих активно продвигать и осуществлять трансфер технологий;

нехватка выделяемых бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

неэффективность и непрозрачность государственного финансирования научной и инновационной деятельности, отсутствие механизмов стимулирования привлечения средств внебюджетных и частных фондов, недостаточное развитие внутренних источников долгового финансирования;

ненадлежащая защита результатов интеллектуальной деятельности, отсутствие квалифицированных специалистов в данной сфере, особенно, в государственных органах и организациях;

низкий уровень внедрения инновационных технологий в сфере возобновляемых и альтернативных источников энергии, энергетической утилизации вторичных ресурсов;

неразвитость корпоративных отношений и принципов корпоративного управления в стране с учетом лучшей зарубежной практики, особенно в государственных компаниях;

низкая доля сектора информационно-коммуникационных технологий в объеме валового внутреннего продукта страны.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.