Дата обновления БД:
23.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
139 / 372
Всего документов в БД:
133123
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 14 июня 2018 года №105
О содействии занятости населения и страховании по безработице
Глава I Общие положения
Статья 1. Цель закона
Целью настоящего закона является предотвращение и сокращение безработицы и ее социальных последствий, снижение рисков безработицы и обеспечение высокого уровня занятости населения и адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.
Статья 2. Предмет и сфера регулирования
(1) Положения настоящего закона регулируют политику содействия занятости населения, рынок труда, институциональную систему занятости населения, меры по трудоустройству, а также правовые отношения, которые устанавливаются при внедрении мер по трудоустройству.
(2) Положения настоящего закона применяются к гражданам Республики Молдова, физическим и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в Республике Молдова или за ее пределами, а также к категориям иностранцев, предусмотренным в пунктах a), d)-g) части (1) статьи 2 Закона об интеграции иностранцев в Республике Молдова №274/2011.
(3) Настоящий закон не применяется к трудящимся-иммигрантам, за предусмотренным частью (3) статьи 45 исключением.
(4) При применении положений настоящего закона запрещается любая дискриминация по признаку расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, убеждений, пола, возраста, ограниченных возможностей, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения, социального происхождения или любого другого признака.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:
рынок труда - экономическое пространство, в котором встречаются, сопоставляются и свободно реализуются спрос на рабочую силу обладателей капитала, выступающих в качестве покупателей, и предложение рабочей силы владельцами таковой, выступающими в качестве оферентов;
спрос на рабочую силу - фактическая потребность в наемном труде, которая формируется в определенный момент в условиях рыночной экономики и выражается в количестве свободных рабочих мест, предлагаемых работодателями в течение определенного периода времени на определенный уровень заработной платы;
предложение о работе - работа, которую могут выполнить члены общества на условиях оплаты труда, выражающаяся доступным в определенный период числом трудоспособных людей или трудоспособного населения, из которого вычитается число тех, кто не хочет заниматься какой-либо деятельностью ввиду наличия других средств к существованию или других занятий;
лицо, находящееся в поиске работы, - лицо, которое предпринимает конкретные действия по самостоятельному поиску работы или посредством обращения в Национальное агентство занятости населения либо к другому поставщику услуг по трудоустройству;
меры по трудоустройству населения - меры по сокращению дисбаланса между спросом и предложением работы, включая меры по содействию занятости населения и пассивные меры занятости населения (страхование на случай безработицы);
меры по содействию занятости населения - меры, направленные на расширение возможностей трудоустройства лиц, находящихся в поиске работы, а также на стимулирование работодателей к трудоустройству безработных и созданию новых рабочих мест, включающие услуги и активные меры по трудоустройству населения;
страхование по безработице - пассивная мера занятости населения, предназначенная для страхования на случай безработицы застрахованного в государственной системе социального страхования трудоспособного лица, которое по предусмотренным законом причинам не может выполнять работу в соответствии со своей подготовкой, и реализуется посредством предоставления ему на определенный период пособия по безработице;
подходящее рабочее место - место работы, включая занятое на определенный период место работы, которое отвечает в совокупности следующим условиям:
a) соответствует профессиональной подготовке или профессиональному опыту лица;
b) подходит лицу по состоянию здоровья;
c) находится в населенном пункте проживания лица или на доступном расстоянии за пределами такового. Критерии определения доступного расстояния и расстояние, которое считается доступным, устанавливаются Правительством;
адаптация рабочего места - совокупность мер, предпринимаемых работодателем для содействия осуществлению права на труд и увеличению производительности труда для лиц с ограниченными возможностями на их рабочем месте посредством оснащения оборудованием, устройствами и вспомогательными технологиями с учетом индивидуальных потребностей соответствующего лица;
помощь в трудоустройстве - применяемый способ поддержки лиц, указанных в части (3) статьи 23, для получения и сохранения оплачиваемого рабочего места на рынке труда;
эмиграция в целях трудоустройства - добровольное перемещение граждан Республики Молдова за пределы страны с целью осуществления временной трудовой деятельности;
трудящийся-эмигрант - гражданин Республики Молдова, постоянно проживающий на ее территории, который добровольно отправляется в другую страну с целью осуществления временной трудовой деятельности;
частное агентство занятости населения (далее - частное агентство) - частный поставщик услуг по трудоустройству, осуществляющий деятельность по набору и трудоустройству рабочей силы в стране и/или за рубежом путем оказания посреднических услуг по трудоустройству;
зарубежный посредник - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, наделенное правом посредничества и набора иностранных работников.
Статья 4. Рынок труда
(1) В Республике Молдова каждому человеку гарантируется право свободно выбирать профессию и место работы, а также право на страхование по безработице.
(2) Рынок труда в Республике Молдова является свободным и составляет основу для реализации права на труд и права на социальную защиту трудоспособных лиц.
(3) На национальном и территориальном уровнях мониторинг ситуации на рынке труда и развития рынка труда осуществляется с помощью системы статистических показателей, учитывающих:
а) население трудоспособного возраста;
b) рабочую силу;
c) занятое население;
d) лиц, находящихся в поиске работы;
e) безработных;
f) вакантные рабочие места;
g) пособие по безработице;
h) население, которое вышло из безработицы путем трудоустройства или которое покинуло рынок труда;
i) уровень безработицы.
(4) Система статистических показателей и методология их расчета устанавливаются Национальным бюро статистики совместно с Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты.
(5) Национальное агентство занятости населения ведет статистику на основе собственных показателей.
(6) Национальное агентство занятости населения создает информационную систему рынка рабочей силы, содержащую первичные документы и собственные базы данных, информацию участников рынка труда, и управляет этой системой.
Статья 5. Классификатор занятий Республики Молдова
(1) Классификатор занятий Республики Молдова (далее - Классификатор занятий) представляет собой систему идентификации, иерархии, кодификации занятий в экономике, разработанную Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты на основе Международной стандартной классификации занятий (BIM, ISCO-08) совместно с министерствами и другими центральными административными органами и заинтересованными учреждениями.
(2) Структура Классификатора занятий утверждается Правительством.
(3) Содержание Классификатора занятий и любое его обновление утверждаются приказом министра здравоохранения, труда и социальной защиты по просьбе заинтересованных лиц или на основании закона и публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова.
(4) Правила ведения Классификатора занятий и внесения в него изменений утверждаются министром здравоохранения, труда и социальной защиты.
(5) Использование Классификатора занятий является обязательным при заполнении официальных документов.
Глава II Разработка, согласование, реализация и контроль национальной политики в области содействия занятости населения
Статья 6. Политика в области содействия занятости населения
(1) Государство обеспечивает продвижение, принятие и реализацию стратегий и других программных документов, нормативных актов всех категорий в целях защиты лиц, подверженных риску безработицы, а также в целях высокого уровня занятости и адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.
(2) Целью политики содействия занятости населения является увеличение занятости населения и сокращение социальной изоляции на рынке труда.
(3) Политики в области содействия занятости населения направлены на решение следующих задач:
a) соответствие спроса и предложения работы;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 января 2019 года