Недействующая редакция. Принята: 14.06.2018 / Вступила в силу: 10.02.2019

Недействующая редакция, не действует с 1 января 2019 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 14 июня 2018 года №105

О содействии занятости населения и страховании по безработице

Глава I Общие положения

Статья 1. Цель закона

Целью настоящего закона является предотвращение и сокращение безработицы и ее социальных последствий, снижение рисков безработицы и обеспечение высокого уровня занятости населения и адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.

Статья 2. Предмет и сфера регулирования

(1) Положения настоящего закона регулируют политику содействия занятости населения, рынок труда, институциональную систему занятости населения, меры по трудоустройству, а также правовые отношения, которые устанавливаются при внедрении мер по трудоустройству.

(2) Положения настоящего закона применяются к гражданам Республики Молдова, физическим и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в Республике Молдова или за ее пределами, а также к категориям иностранцев, предусмотренным в пунктах a), d)-g) части (1) статьи 2 Закона об интеграции иностранцев в Республике Молдова №274/2011.

(3) Настоящий закон не применяется к трудящимся-иммигрантам, за предусмотренным частью (3) статьи 45 исключением.

(4) При применении положений настоящего закона запрещается любая дискриминация по признаку расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, убеждений, пола, возраста, ограниченных возможностей, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения, социального происхождения или любого другого признака.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:

рынок труда - экономическое пространство, в котором встречаются, сопоставляются и свободно реализуются спрос на рабочую силу обладателей капитала, выступающих в качестве покупателей, и предложение рабочей силы владельцами таковой, выступающими в качестве оферентов;

спрос на рабочую силу - фактическая потребность в наемном труде, которая формируется в определенный момент в условиях рыночной экономики и выражается в количестве свободных рабочих мест, предлагаемых работодателями в течение определенного периода времени на определенный уровень заработной платы;

предложение о работе - работа, которую могут выполнить члены общества на условиях оплаты труда, выражающаяся доступным в определенный период числом трудоспособных людей или трудоспособного населения, из которого вычитается число тех, кто не хочет заниматься какой-либо деятельностью ввиду наличия других средств к существованию или других занятий;

лицо, находящееся в поиске работы, - лицо, которое предпринимает конкретные действия по самостоятельному поиску работы или посредством обращения в Национальное агентство занятости населения либо к другому поставщику услуг по трудоустройству;

меры по трудоустройству населения - меры по сокращению дисбаланса между спросом и предложением работы, включая меры по содействию занятости населения и пассивные меры занятости населения (страхование на случай безработицы);

меры по содействию занятости населения - меры, направленные на расширение возможностей трудоустройства лиц, находящихся в поиске работы, а также на стимулирование работодателей к трудоустройству безработных и созданию новых рабочих мест, включающие услуги и активные меры по трудоустройству населения;

страхование по безработице - пассивная мера занятости населения, предназначенная для страхования на случай безработицы застрахованного в государственной системе социального страхования трудоспособного лица, которое по предусмотренным законом причинам не может выполнять работу в соответствии со своей подготовкой, и реализуется посредством предоставления ему на определенный период пособия по безработице;

подходящее рабочее место - место работы, включая занятое на определенный период место работы, которое отвечает в совокупности следующим условиям:

a) соответствует профессиональной подготовке или профессиональному опыту лица;

b) подходит лицу по состоянию здоровья;

c) находится в населенном пункте проживания лица или на доступном расстоянии за пределами такового. Критерии определения доступного расстояния и расстояние, которое считается доступным, устанавливаются Правительством;

адаптация рабочего места - совокупность мер, предпринимаемых работодателем для содействия осуществлению права на труд и увеличению производительности труда для лиц с ограниченными возможностями на их рабочем месте посредством оснащения оборудованием, устройствами и вспомогательными технологиями с учетом индивидуальных потребностей соответствующего лица;

помощь в трудоустройстве - применяемый способ поддержки лиц, указанных в части (3) статьи 23, для получения и сохранения оплачиваемого рабочего места на рынке труда;

эмиграция в целях трудоустройства - добровольное перемещение граждан Республики Молдова за пределы страны с целью осуществления временной трудовой деятельности;

трудящийся-эмигрант - гражданин Республики Молдова, постоянно проживающий на ее территории, который добровольно отправляется в другую страну с целью осуществления временной трудовой деятельности;

частное агентство занятости населения (далее - частное агентство) - частный поставщик услуг по трудоустройству, осуществляющий деятельность по набору и трудоустройству рабочей силы в стране и/или за рубежом путем оказания посреднических услуг по трудоустройству;

зарубежный посредник - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, наделенное правом посредничества и набора иностранных работников.

Статья 4. Рынок труда

(1) В Республике Молдова каждому человеку гарантируется право свободно выбирать профессию и место работы, а также право на страхование по безработице.

(2) Рынок труда в Республике Молдова является свободным и составляет основу для реализации права на труд и права на социальную защиту трудоспособных лиц.

(3) На национальном и территориальном уровнях мониторинг ситуации на рынке труда и развития рынка труда осуществляется с помощью системы статистических показателей, учитывающих:

а) население трудоспособного возраста;

b) рабочую силу;

c) занятое население;

d) лиц, находящихся в поиске работы;

e) безработных;

f) вакантные рабочие места;

g) пособие по безработице;

h) население, которое вышло из безработицы путем трудоустройства или которое покинуло рынок труда;

i) уровень безработицы.

(4) Система статистических показателей и методология их расчета устанавливаются Национальным бюро статистики совместно с Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты.

(5) Национальное агентство занятости населения ведет статистику на основе собственных показателей.

(6) Национальное агентство занятости населения создает информационную систему рынка рабочей силы, содержащую первичные документы и собственные базы данных, информацию участников рынка труда, и управляет этой системой.

Статья 5. Классификатор занятий Республики Молдова

(1) Классификатор занятий Республики Молдова (далее - Классификатор занятий) представляет собой систему идентификации, иерархии, кодификации занятий в экономике, разработанную Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты на основе Международной стандартной классификации занятий (BIM, ISCO-08) совместно с министерствами и другими центральными административными органами и заинтересованными учреждениями.

(2) Структура Классификатора занятий утверждается Правительством.

(3) Содержание Классификатора занятий и любое его обновление утверждаются приказом министра здравоохранения, труда и социальной защиты по просьбе заинтересованных лиц или на основании закона и публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова.

(4) Правила ведения Классификатора занятий и внесения в него изменений утверждаются министром здравоохранения, труда и социальной защиты.

(5) Использование Классификатора занятий является обязательным при заполнении официальных документов.

Глава II Разработка, согласование, реализация и контроль национальной политики в области содействия занятости населения

Статья 6. Политика в области содействия занятости населения

(1) Государство обеспечивает продвижение, принятие и реализацию стратегий и других программных документов, нормативных актов всех категорий в целях защиты лиц, подверженных риску безработицы, а также в целях высокого уровня занятости и адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.

(2) Целью политики содействия занятости населения является увеличение занятости населения и сокращение социальной изоляции на рынке труда.

(3) Политики в области содействия занятости населения направлены на решение следующих задач:

a) соответствие спроса и предложения работы;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I Общие положения Статья 1. Цель закона Статья 2. Предмет и сфера регулирования Статья 3. Основные понятия Статья 4. Рынок труда Статья 5. Классификатор занятий Республики Молдова Глава II Разработка, согласование, реализация и контроль национальной политики в области содействия занятости населения Статья 6. Политика в области содействия занятости населения Статья 7. Институциональная система содействия занятости населения Статья 8. Полномочия Правительства Республики Молдова Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты Статья 10. Национальное агентство занятости населения Статья 11. Полномочия органов местного публичного управления Статья 12. Социальное партнерство на рынке труда Статья 13. Правомочия некоммерческих организаций Статья 14. Участие работодателей в реализации политик в области содействия занятости населения Глава III Мониторинг рынка труда Статья 15. Мониторинг рынка труда Статья 16. Ведение учета лиц, находящихся в поиске работы, безработных, вакантных рабочих мест Статья 17. Анализ и прогноз рынка труда Статья 18. Оценка воздействия мер по трудоустройству Статья 19. Использование результатов мониторинга рынка труда Глава IV Статус безработного Статья 20. Статус безработного Статья 21. Снятие безработного с учета Глава V Меры по трудоустройству Статья 22. Меры по трудоустройству Статья 23. Пользователи мер по трудоустройству Часть 1. Услуги по трудоустройству Статья 24. Услуги по трудоустройству Статья 25. Информирование о рынке труда Статья 26. Профессиональная ориентация Статья 27. Посредничество при трудоустройстве Статья 28. Услуги, предшествующие высвобождению Статья 29. Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями Часть 2. Активные меры по трудоустройству Статья 30. Активные меры по трудоустройству Статья 31. Профессиональная подготовка Статья 32. Курсы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и специализации Статья 33. Обучение на рабочем месте в рамках предприятия Статья 34. Профессиональная стажировка Статья 35. Сертификация знаний и компетенций, приобретенных в контексте неформального и информального образования Статья 36. Субсидирование рабочих мест Статья 37. Поддержка создания и адаптации рабочего места Статья 38. Субсидии для создания или адаптации рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями Статья 39. Консультирование, помощь и поддержка в инициировании собственного дела Статья 40. Поддержка проектов местных инициатив Статья 41. Стимулирование мобильности рабочей силы Часть 3. Программы содействия занятости населения Статья 42. Программы содействия занятости населения Часть 4. Страхование на случай безработицы Статья 43. Установление пособия по безработице Статья 44. Сроки и условия установления пособия по безработице Статья 45. Размер пособия по безработице Статья 46. Продолжительность выплаты пособия по безработице Статья 47. Социальное страхование на случай безработицы Статья 48. Приостановление выплаты пособия по безработице Статья 49. Прекращение выплаты пособия по безработице Статья 50. Восстановление и повторное предоставление пособия по безработице Глава VI Финансирование мер по трудоустройству Статья 51. Финансирование мер по трудоустройству Статья 52. Возмещение необоснованно выплаченных сумм Глава VII Эмиграция граждан Республики Молдова в целях трудоустройства Статья 53. Порядок временного трудоустройства граждан Республики Молдова за рубежом Статья 54. Условия временного трудоустройства граждан Республики Молдова за рубежом в индивидуальном порядке Статья 55. Трудоустройство посредством частных агентств Статья 56. Выдача лицензии на деятельность по трудоустройству граждан Республики Молдова в стране и/или за рубежом Статья 57. Приостановление действия лицензии на деятельность по трудоустройству граждан Республики Молдова в стране и/или за рубежом Статья 58. Отзыв лицензии на деятельность по трудоустройству граждан Республики Молдова в стране и/или за рубежом Статья 59. Контроль за деятельностью частного агентства Статья 60. Учет трудящихся-эмигрантов Статья 61. Права и обязанности частного агентства Статья 62. Права и обязанности трудящегося эмигранта Статья 63. Ограничение трудовой эмиграции Глава VIII Заключительные и переходные положения Статья 64. Заключительные положения Статья 65. Переходные положения Приложение 1 Приложение 2