Недействующая редакция. Принята: 15.05.2017 / Вступила в силу: 09.06.2017

Недействующая редакция, не действует с 19 апреля 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 24 ноября 2014 года №670

Об утверждении Концепции развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики

(В редакции Постановлений Правительства Кыргызской Республики от 02.12.2015 г. №825, 02.02.2017 г. №55, 15.05.2017 г. №272)

В целях дальнейшего развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить:

- Концепцию развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики согласно приложению 1;

- План мероприятий по реализации Концепции развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики (далее - План мероприятий) согласно приложению 2.

2. Министерствам и административным ведомствам ежегодно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять отчет о ходе выполнения Плана мероприятий в Социальный фонд Кыргызской Республики.

3. Социальному фонду Кыргызской Республики не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Аппарат Правительства Кыргызской Республики отчет о ходе выполнения Плана мероприятий.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел социального развития Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня его официального опубликования.

Премьер-министр

Дж.К.Оторбаев

Приложение 1

Утверждено Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 ноября 2014 года №670

Концепция развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики

Пенсионное обеспечение в силу своей социальной значимости играет важную роль в экономической, общественно-политической жизни и в финансово-бюджетной сфере государства. Пенсионная система органично связана с состоянием рынка труда и системой оплаты труда, налоговой и финансовой системами, а также с демографической и социально-экономической ситуацией в стране.

В целом пенсионная система должна учитывать текущую экономическую ситуацию, в связи с чем требуется переосмысление механизма взаимодействия пенсионной системы с экономикой. Система пенсионного обеспечения должна содействовать стабилизации экономики. Необходима постоянная реализация мер по поддержанию уровня жизни пенсионеров в условиях роста стоимости жизни. При этом основные цели и задачи пенсионного обеспечения должны быть направлены, прежде всего, на усиление государственных гарантий по реализации конституционного права граждан на пенсию.

1. Анализ текущей ситуации в системе пенсионного обеспечения Кыргызской Республики

Государственная обязательная пенсионная система Кыргызской Республики базируется на принципе солидарности и накопления: суммы уплаченных страховых взносов направляются на текущее финансирование пенсионных выплат пенсионерам и инвестирование средств пенсионных накоплений. Другим принципом построения пенсионной системы является страховой принцип: размер пенсии каждого застрахованного лица зависит от накопленных страховых взносов на личном страховом счете.

В 1997 году в пенсионное законодательство Кыргызской Республики был внесен ряд существенных изменений:

- постепенное повышение пенсионного возраста с 60 до 63 лет - для мужчин, с 55 до 58 лет - для женщин;

- аннулирование ряда льгот, в частности, раннего выхода на пенсию для представителей некоторых профессий и групп населения;

- введение формулы пенсии из трех составляющих:

гарантированная базовая пенсия каждому пенсионеру с достаточным стажем;

пенсионное обеспечение в соответствии с трудовым вкладом работника, исчисляемое как процент от средней заработной платы до 1996 года;

индивидуальные пенсионные взносы, накопленные на счету пенсионера.

Одним из позитивных результатов является введение системы персонифицированного учета граждан в целях усиления стимулирующей роли страховых взносов.

В 2010 году предприняты шаги по дальнейшему реформированию условно-накопительной пенсионной системы. Так, с 1 января 2010 года в Кыргызской Республике в систему с условно-накопительными пенсионными счетами был введен накопительный компонент в размере 2% от взноса работника, с предварительным увеличением его с 8% до 10%.

Накопительный компонент в структуре пенсионной системы призван снизить зависимость системы пенсионного обеспечения от возможных демографических проблем в будущем и повысить привлекательность пенсионной системы.

После внедрения накопительного компонента пенсионная система Кыргызской Республики состоит из трех компонентов:

- государственная обязательная солидарная пенсионная система;

- обязательный накопительный компонент;

- добровольная индивидуальная накопительная система.

Первый компонент состоит из солидарной пенсионной системы, которая включает базовую часть пенсии, первую и вторую страховые части пенсий.

Второй компонент обязателен для граждан Кыргызской Республики, работающих в организованном секторе (в бюджетных учреждениях, частных компаниях различной организационно-правовой формы). Граждане перечисляют страховые взносы на накопление в размере 2 % от размера заработной платы (дохода).

Третий, добровольный накопительный компонент включает в себя добровольную индивидуальную накопительную схему.

Характеристика параметров пенсионной системы в Кыргызской Республике

Таблица 1

Параметры

Базовая часть пенсии

Страховая часть пенсии

Накопительная часть пенсии

Добровольная накопительная часть пенсии

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.