Недействующая редакция. Принята: 23.10.2015 / Вступила в силу: 16.11.2015

Недействующая редакция, не действует с 24 февраля 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 23 октября 2015 года №6

Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с экспериментальными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета

На основании статьи 6 Воздушного кодекса Республики Беларусь и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. №665 "О порядке утверждения авиационных правил, регулирующих деятельность в области экспериментальной авиации, и перечня должностей авиационного персонала экспериментальной авиации Республики Беларусь" Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с экспериментальными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета.

2. Настоящее постановление вступает в силу через 15 дней после его подписания.

Исполняющий обязанности Председателя

С.П.Гурулев

Утверждены Постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 23 октября 2015 года №6

Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с экспериментальными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

1. Настоящими Авиационными правилами, разработанными на основании Воздушного кодекса Республики Беларусь (далее - Воздушный кодекс), Указа Президента Республики Беларусь от 13 апреля 2015 г. №164 "О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь" и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. №665 "О порядке утверждения авиационных правил, регулирующих деятельность в области экспериментальной авиации, и перечня должностей авиационного персонала экспериментальной авиации Республики Беларусь", определяется порядок организации расследования авиационных событий, произошедших с экспериментальными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета, разработки рекомендаций и мероприятий по их предупреждению.

2. Требования настоящих Авиационных правил являются обязательными для всех субъектов правоотношений, на которых распространяется действие Воздушного кодекса, а также участников расследования авиационных событий.

3. Для целей настоящих Авиационных правил применяются следующие основные термины и их определения:

авария - авиационное происшествие без человеческих жертв;

авиационное событие (далее - АС) - событие, связанное с эксплуатацией экспериментального воздушного судна, в ходе которого возникла (возникала) особая ситуация;

авиационное происшествие (далее - АП) - АС, связанное с летной эксплуатацией экспериментального воздушного судна, которое привело к гибели какого-либо лица и (или) утрате этого воздушного судна ;

авиационный инцидент (далее - АИ) - АС, связанное с летной эксплуатацией экспериментального воздушного судна, обусловленное возникновением особой ситуации, но не закончившееся АП;

авиационная техника (далее - АТ) - экспериментальные воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты;

авиационно-технический центр содержания и применения беспилотных авиационных комплексов (далее - АТЦ БАК) - структурное подразделение ОАО "558 Авиационный ремонтный завод", осуществляющее функции по содержанию и применению АТ;

беспилотный авиационный комплекс (далее - БАК) - совокупность функционально связанных и используемых совместно беспилотным летательным аппаратом средств наземного управления, обеспечения, технического обслуживания и подготовки для применения по предназначению;

беспилотный летательный аппарат (далее - БЛА) - воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без экипажа на борту;

владелец экспериментального ВС - юридическое лицо, осуществляющее разработку, изготовление, модернизацию, испытания, эксплуатацию или иные действия в отношении экспериментального ВС, принадлежащего ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо иных основаниях, предусмотренных законодательством или договором;

воздушное судно (далее - ВС) - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, и подлежащий государственной регистрации в случаях, предусмотренных законодательством;

Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь (далее - Госкомвоенпром) - государственный орган, которому предоставлены полномочия специально уполномоченного органа в области экспериментальной авиации;

Государственный реестр экспериментальных воздушных судов Республики Беларусь (далее - Государственный реестр) - документ (специальный журнал), в котором производится регистрация экспериментальных ВС Республики Беларусь;

катастрофа - АП с человеческими жертвами ;

летная эксплуатация экспериментального ВС - процесс эксплуатации экспериментального ВС, охватывающий период от начала проведения летным составом предполетного осмотра ВС и до момента, когда все лица, находившиеся на борту экспериментального ВС с целью полета, покинули его, за исключением лиц, выполняющих послеполетную подготовку. Для БЛА - период от начала проведения оператором БЛА предполетного осмотра БЛА и до момента посадки БЛА парашютным способом или выключения двигателя (двигателей) при посадке БЛА по-самолетному (по-вертолетному);

модификация - любое главное, второстепенное акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции объекта авиации, затрагивающее его характеристики (для ВС - летная годность), влияющее на окружающую среду;

наземное происшествие - событие, не связанное с летной эксплуатацией экспериментального ВС, произошедшее во время обслуживания, хранения или транспортировки ВС, при котором произошли его повреждение или утрата. К наземным происшествиям не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации экспериментального ВС;

органы обслуживания воздушного движения и управления полетами (далее - органы ОВД) - оперативные органы Единой системы организации воздушного движения и органы пользователей воздушного пространства Республики Беларусь, осуществляющие обслуживание воздушного движения и управление полетами ВС;

оператор БЛА - лицо нелетного авиационного персонала, осуществляющее управление БЛА с помощью технических средств;

опасный фактор - потенциальная причина (фактор), проявление которой в процессе летной эксплуатации может привести к возникновению и развитию особой ситуации и в конечном итоге к АС;

особая ситуация - ситуация, возникающая в процессе летной эксплуатации экспериментального ВС в результате воздействия опасных факторов;

причины АС - опасные факторы (действие, бездействие, обстоятельство, условие или их сочетание), которые привели к АС;

расследование АС - процесс, включающий в себя выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований, экспертиз и экспериментов, обобщение и анализ полученных данных, подготовку заключения о причинах АС и рекомендаций по результатам расследования АС;

расчет БЛА - авиационный персонал, деятельность которого направлена на обслуживание БЛА и обеспечение безопасности полетов;

серьезный авиационный инцидент (далее - САИ) - АИ, связанный с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности АП, для предотвращения которого требуется выполнение членами экипажа экспериментального ВС (оператором БЛА) и (или) лицом органа ОВД, осуществляющим руководство (управление) полетом экспериментального ВС, сложных и (или) экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полета экспериментального ВС;

САИ с повреждением экспериментального ВС (далее - САИП) - АИ, при котором восстановление экспериментального ВС, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно. К САИП не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации экспериментального ВС;

структурное подразделение - структурное подразделение, предназначенное для осуществления Госкомвоенпромом функций специально уполномоченного органа в области экспериментальной авиации;

техническая эксплуатация экспериментального ВС - часть эксплуатации, включающая комплекс работ, выполняемых на экспериментальном ВС на этапах использования по назначению, хранения, транспортирования, приведения в установленную степень готовности к использованию по назначению и поддержания в этой степени готовности;

чрезвычайное происшествие - не относящееся к АП событие, связанное с эксплуатацией экспериментального ВС, при котором наступило одно из следующих последствий:

гибель людей, находившихся на борту экспериментального ВС во время полета, не связанная с его разрушением, нарушением функционирования систем или воздействием внешних геофизических факторов;

гибель людей, находившихся на борту экспериментального ВС, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;

утрата экспериментального ВС либо гибель людей, находившихся на земле, в результате АП;

утрата экспериментального ВС или гибель людей, находившихся на его борту, в ходе террористического акта, угона или попытки угона экспериментального ВС;

утрата экспериментального ВС или гибель людей, находившихся на его борту, при выполнении специальных задач на территории, на которой введен режим чрезвычайного положения;

уполномоченный представитель - лицо, которому Председателем Госкомвоенпрома поручено участвовать в расследовании АС, проводимого в другом государстве;

экспериментальная авиация - авиация, используемая для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, а также испытаний авиационной и другой техники;

экспериментальное ВС - ВС, используемое в экспериментальной авиации и зарегистрированное в Государственном реестре.

Иные понятия, применяемые в настоящих Авиационных правилах, используются в значениях, указанных в Воздушном кодексе и авиационных правилах, регулирующих деятельность в области экспериментальной авиации.

______________________________

* Воздушное судно считается утраченным, когда:

произошло полное разрушение воздушного судна;

местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;

эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;

восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.

** К человеческим жертвам относятся лица, смерть которых последовала в результате авиационного происшествия или в течение 30 суток с момента авиационного происшествия.

4. Каждое АС в экспериментальной авиации подлежит расследованию комиссией по расследованию АС (далее - Комиссия).

5. Расследование АС проводится в целях установления его причин и принятия мер по их предотвращению в будущем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования АС.

6. При проведении правоохранительными органами следственных действий по факту АС председатель Комиссии согласовывает с ними работу Комиссии.

7. В случаях ограничения доступа к АТ и (или) изъятия представителями правоохранительных органов отдельных деталей (фрагментов) экспериментального ВС, бортовых (наземных) носителей средств объективного контроля (далее - СОК), эксплуатационной и другой документации владелец экспериментального ВС, старший авиационный начальник аэродрома государственной (гражданской) авиации или начальник полигона (площадки) обязаны незамедлительно доложить об этом вышестоящему руководителю (по подчиненности) и запросить от представителей правоохранительных органов документы, подтверждающие правомочность данных действий.

Председатель Комиссии докладывает об ограничении доступа к АТ и (или) изъятии отдельных деталей (фрагментов) экспериментального ВС представителями правоохранительных органов лицу, назначившему Комиссию, и по его решению приостанавливает расследование.

8. Расходы, связанные с расследованием АС, проводимым на месте АС, финансируются владельцем экспериментального ВС, с которым произошло это АС.

Исследования и испытания, проводимые научно-исследовательскими, конструкторскими, ремонтными и другими организациями, связанные с расследованием АС, финансируются за счет средств этих организаций с возмещением им расходов владельцем экспериментального ВС, с которым произошло это АС.

Глава 2. Классификация авиационных событий

9. АС подразделяются на АП, АИ, чрезвычайные происшествия и наземные происшествия.

10. АП в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.

11. АИ в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на АИ, САИ и САИП.

12. К САИ относятся следующие случаи:

выход экспериментального ВС за пределы условий летной эксплуатации;

возникновение вредных воздействий (дыма, паров, едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и других факторов) на членов экипажа экспериментального ВС (на расчет БЛА);

значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных и прочностных характеристик экспериментального ВС;

значительное снижение работоспособности членов экипажа (расчета БЛА) экспериментального ВС;

значительное повышение психофизиологической нагрузки на членов экипажа экспериментального ВС (расчет БЛА);

возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов экспериментального ВС в результате пожара, нарушения соединений или разрушения элементов системы управления, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и других систем (элементов).

Раздел II. Расследование авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий

Глава 3. Сообщение об авиационном, чрезвычайном или наземном происшествии

13. В случае АП орган ОВД, осуществляющий руководство (управление) полетом экспериментального ВС, обязан незамедлительно доложить об этом владельцу экспериментального ВС, а при выполнении полета экспериментального ВС с аэродрома государственной (гражданской) авиации довести информацию об АП старшему авиационному начальнику аэродрома государственной (гражданской) авиации или начальнику полигона (площадки), а также проинформировать вышестоящий орган ОВД.

14. В докладе указываются:

дата, время (местное) получения информации об АП;

район АП (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от экспериментального ВС на экране радиолокационной станции);

тип экспериментального ВС и организация, эксплуатирующая экспериментальное ВС;

аэродром (площадка) вылета;

запланированный маршрут полета;

запланированный аэродром (площадка) посадки.

15. Владелец экспериментального ВС после получения сообщения об АП незамедлительно докладывает об АП в структурное подразделение и письменно представляет в Госкомвоенпром предложения о кандидатурах, подлежащих включению в состав Комиссии.

16. В устном докладе указываются:

дата, время (местное) АП;

вид АП и его последствия;

район АП (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от экспериментального ВС на экране радиолокационной станции);

тип и владелец экспериментального ВС;

аэродром (площадка) вылета;

полетное задание, метеоусловия;

данные о командире экипажа (операторе БЛА);

данные о наличии на борту опасных грузов и их характеристики;

данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении и другие достоверные сведения.

При отсутствии какой-либо части сведений для оперативности передачи сообщения об АП устный доклад представляется без этих сведений.

17. Порядок передачи сообщений о чрезвычайном (наземном) происшествии аналогичен порядку передачи сообщений об АП.

18. Письменное донесение об авиационном, чрезвычайном или наземном происшествии владелец экспериментального ВС представляет в Госкомвоенпром в течение 24 часов с момента устного доклада.

19. В письменном сообщении указываются:

дата, время (местное) авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия;

вид авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия;

район авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от экспериментального ВС на экране радиолокационной станции, координаты места его падения);

тип и владелец экспериментального ВС;

аэродром вылета;

полетное задание, метеоусловия;

данные об экипаже экспериментального ВС (расчете БЛА) и грузе, находившемся на борту;

последствия авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия для членов экипажа экспериментального ВС и окружающей среды;

данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении;

другие сведения об авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии, известные к моменту представления донесения.

20. При отсутствии какой-либо части сведений с целью оперативной передачи сообщения об авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии донесение представляется без этих сведений.

21. Запрещается передавать в сообщении предположительные сведения о причинах авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия.

Глава 4. Организация расследования авиационных и чрезвычайных происшествий. Обязанности и права должностных лиц комиссии по расследованию авиационного события

22. Расследование АП с пилотируемыми ВС и беспилотными ВС (при которых произошла гибель людей) проводит Комиссия, создаваемая Госкомвоенпромом.

23. В состав Комиссии включаются представители Госкомвоенпрома, АТЦ БАК, владельца экспериментального ВС, иных государственных органов и организаций по предложению (согласованию) соответствующих руководителей.

24. Расследование АП с беспилотными ВС, не повлекших гибель людей, осуществляет Комиссия, которую назначает владелец экспериментального ВС.

25. До убытия к месту расследования АП каждому члену Комиссии, назначенной Госкомвоенпромом, оформляется и выдается удостоверение члена Комиссии по форме согласно приложению 1 к настоящим Авиационным правилам. Удостоверение заверяется печатью Госкомвоенпрома с изображением Государственного герба Республики Беларусь.

26. Председателем Комиссии назначается должностное лицо с соответствующей специальной подготовкой и, как правило, имеющее летную специальность.

Членами Комиссии назначаются должностные лица, имеющие соответствующую специальную подготовку, которые не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими и физическими лицами, причастными к АП, и не причастные к организации подготовки, выполнению, обеспечению или обслуживанию полета экспериментального ВС, с которым произошло АП.

Доставку (перевозку) членов Комиссии и лиц, привлекаемых к расследованию, к месту АП и обратно организует владелец экспериментального ВС.

27. Председатель Комиссии по расследованию АС организует работу Комиссии, руководит расследованием и несет ответственность за объективное установление причин АС. Распоряжения и указания председателя Комиссии, касающиеся расследования АС, подлежат обязательному выполнению всеми должностными лицами, участвующими в расследовании АС.

28. Председатель Комиссии обязан:

организовать работу Комиссии в соответствии с требованиями настоящих Авиационных правил и планом расследования АС;

организовать разработку плана расследования АС и утвердить его;

создать рабочие органы Комиссии и утвердить их состав;

проинструктировать членов Комиссии по требованиям безопасности при работе на месте АС;

осмотреть место падения (вынужденной посадки) экспериментального ВС и дать оценку действиям должностных лиц по проведению поисково-спасательных работ;

принять решение о месте обработки материалов бортовых (наземных) носителей СОК;

обеспечить согласованность в работе членов Комиссии и координацию их действий в ходе расследования АС;

регулярно проводить заседания Комиссии, на которых заслушивать доклады о результатах работ, проведенных членами Комиссии, координировать дальнейшую работу по расследованию АС;

незамедлительно информировать Председателя Госкомвоепрома (должностное лицо, назначившее Комиссию) о выявлении фактов причастности к АС авиационного персонала других государственных органов и организаций;

осуществлять контроль за полнотой, своевременностью, всесторонностью, объективностью расследования АС и правильным оформлением документов;

провести анализ данных, полученных в ходе расследования АС, и подготовить выводы о причинах АС, которые довести на итоговом заседании Комиссии;

в установленные сроки подготовить доклад с приложением документов, составленных по результатам расследования АС;

провести с руководством и авиационным персоналом владельца экспериментального ВС разбор обстоятельств АС;

доложить о результатах расследования АС Председателю Госкомвоенпрома (должностному лицу, назначившему Комиссию).

29. Председатель Комиссии имеет право:

приглашать для участия в расследовании АС специалистов военных представительств Министерства обороны, других государственных органов, а также специалистов научных, научно-исследовательских, производственных и иных организаций по согласованию с руководителями соответствующих органов (организаций);

поручать в соответствии с законодательством организациям и гражданам проведение исследований и работ, связанных с расследованием АС и требующих знаний в соответствующих областях науки и техники;

создавать подкомиссии и рабочие группы по основным направлениям расследования АС, определять их состав, назначать председателей подкомиссий и старших групп;

давать указания членам Комиссии и приглашенным к расследованию АС специалистам;

организовывать изъятие (на время проведения расследования) материалов (предметов), имеющих отношение к АС;

принимать решение о проведении исследований;

давать рекомендации владельцу экспериментального ВС о целесообразности эвакуации поврежденного экспериментального ВС или его фрагментов с места АС;

запрашивать в установленном порядке у должностных лиц необходимую документацию, относящуюся к расследованию АС;

направлять в научно-исследовательские и другие организации материалы бортовых и наземных СОК, детали и агрегаты экспериментального ВС, с которым произошло АС, и других объектов, связанных с АС, для проведения аналитических, лабораторных и других исследований;

получать объяснения от всех лиц, причастных к АС;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с экспериментальными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные положения Глава 2. Классификация авиационных событий Раздел II. Расследование авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий Глава 3. Сообщение об авиационном, чрезвычайном или наземном происшествии Глава 4. Организация расследования авиационных и чрезвычайных происшествий. Обязанности и права должностных лиц комиссии по расследованию авиационного события Глава 5. Организация расследования наземных происшествий Глава 6. Действия должностных лиц при авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии Глава 7. Порядок работы комиссии по расследованию авиационного происшествия Глава 8. Проведение разбора по результатам расследования авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия Глава 9. Порядок пересмотра заключения комиссии. Окончательное заключение о причинах авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия Глава 10. Участие в расследовании авиационного происшествия с экспериментальным воздушным судном, произошедшего за пределами территории (воздушного пространства) республики беларусь Глава 11. Информация об авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии Глава 12. Разработка мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия Раздел III. Расследование авиационных инцидентов Глава 13. Сообщение об авиационном инциденте Глава 14. Выявление и расследование авиационных инцидентов Раздел IV. Учет авиационных событий Глава 15. Учет авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий Глава 16. Учет авиационных инцидентов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение Приложение Приложение Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14