Недействующая редакция. Принята: 29.10.2018 / Вступила в силу: 14.02.2019

Недействующая редакция, не действует с 8 марта 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 24 августа 2012 года №254

Об утверждении Правил учета, хранения, перевозки и инкассации банкнот, монет и ценностей

(В редакции Постановлений Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27.05.2013 г. №128, 25.02.2015 г. №28, 29.10.2018 г. №265)

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан", в целях установления порядка учета, хранения, перевозки и инкассации банкнот, монет и ценностей Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила учета, хранения, перевозки и инкассации банкнот, монет и ценностей.

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель Национального Банка

Г.Марченко

Утверждены постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2012 года №254

Правила учета, хранения, перевозки и инкассации банкнот, монет и ценностей

1. Общие положения

1. Настоящие Правила учета, хранения, перевозки и инкассации банкнот, монет и ценностей (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан".

2. Правила определяют порядок учета, хранения, перевозки и инкассации банкнот, монет и ценностей в банках второго уровня и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, (далее - банки).

3. В Правилах используются следующие понятия:

1) клиенты банка - физические и юридические лица, пользующиеся услугами банка;

2) инкассация - прием, сбор, доставка, перевозка, хранение и сдача банкнот, монет и ценностей, а также сопровождение клиента с банкнотами, монетами и ценностями;

3) касса - специально оборудованное помещение для хранения, приема и выдачи денег и других ценностей;

4) касса вечерняя - касса банка, осуществляющая прием и пересчет банкнот и монет от клиентов и подразделений банка после окончания рабочего дня;

5) касса приходная - касса банка, осуществляющая прием банкнот и монет от клиентов банка в операционное время;

6) касса пересчета - касса банка, осуществляющая пересчет банкнот и монет, принятых от клиентов и подразделений банка, формирование и их упаковку;

7) ценности - валютные ценности, банкноты и монеты национальной валюты Республики Казахстан, ценные бумаги, драгоценные металлы, изделия из них, а также монеты, изготовленные из драгоценных металлов, вышедшие из обращения, и ценные предметы;

8) сдатчик - объект инкассации, банкноты, монеты и ценности которого инкассируются;

9) служба специальной связи Национального оператора почты - структурное подразделение Национального оператора почты, предоставляющее услуги специальной связи и осуществляющее услуги по инкассации банкнот, монет и ценностей.

2. Инкассация банкнот, монет и ценностей

4. Для приема и сбора банкнот и монет у клиентов и подразделений банка, доставки банкнот, монет и других ценностей клиентам и подразделениям банка, сопровождения клиентов и работников банка с банкнотами, монетами и другими ценностями, перевозки, хранения и сдачи банкнот, монет и других ценностей, банки создают службы инкассации на основании выданной Национальным Банком Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) лицензии либо заключают договор с другими банками, имеющими собственную службу инкассации, или организациями, осуществляющими деятельность по инкассации.

5. В состав службы инкассации входят руководитель службы инкассации (начальники и их заместители), инкассаторы и водители-инкассаторы. Допускается совмещение операций по инкассации и перевозке ценностей с перевозкой и доставкой специальных отправлений сотрудниками службы специальной связи Национального оператора почты (фельдъегерь, фельдъегерь-водитель).

Не допускается:

1) привлекать к работе по инкассации банкнот, монет и ценностей и перевозке ценностей работников, входящих в состав других подразделений банка;

2) использовать работников службы инкассации для выполнения функций и задач, не связанных с инкассацией банкнот, монет и ценностей и перевозкой ценностей (охрана зданий и помещений, контроль за пропускным режимом банка и другие виды деятельности, не связанные с инкассацией банкнот, монет и ценностей и перевозкой ценностей).

6. Виды выполняемых службой инкассации работ и операций, указываются в нарядахраспоряжениях по форме, согласно приложению 1 к Правилам.

7. Список клиентов банка, выручка которых должна собираться инкассаторами, а также список банков и филиалов, с которыми проводятся операции по подкреплению операционных касс банкнот и монет, ведется в службе инкассации. На каждого клиента ежемесячно составляется явочная карточка с присвоением ей номера, за которым клиент банка зарегистрирован в списке. Явочная карточка составляется по форме согласно приложению 13 к Правилам ведения кассовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, утвержденным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 марта 2001 года №58 "Об утверждении Правил ведения кассовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №1482), (далее - Правила №58).

(Часть первая пункта 7 изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27.05.2013 г. №128)

(см. предыдущую редакцию)

За каждым клиентом банка в зависимости от объема банкнот и монет закрепляется необходимое количество специальных инкассаторских сумок. На каждой сумке проставляется дробный номер, где числитель - номер клиента, под которым он зарегистрирован в списке клиентов, а знаменатель - порядковый номер сумки. Порядковые номера на инкассаторских сумках не должны повторяться.

Контроль за хранением и использованием инкассаторских сумок осуществляет служба инкассации.

8. Клиенты банка представляют в банк два образца пломбы с четким оттиском пломбира, которым будут опечатываться сумки с денежной выручкой. На оттиске пломбы должны быть обозначены номер и сокращенное наименование клиента банка.

Руководитель службы инкассации проверяет указанные образцы и заверяет их путем наложения своей пломбы на шпагат ниже образца пломбы клиента банка. Образцы крепятся на листе картона, на котором указываются наименование инкассируемого клиента банка и его номер по книге регистрации.

Один экземпляр заверенного образца пломбы передается клиенту банка. Этот образец предъявляется инкассатору при получении им сумки с денежной выручкой от кассира клиента банка. Второй экземпляр передается кассиру приходной (вечерней) кассы или другому кассовому работнику, который будет принимать сумки с банкнотами и монетами от клиента и проверять их тождественность пломбам на сумках (мешках).

9. Для сбора денежной выручки у клиентов банка руководитель службы инкассации составляет маршруты и графики (время) заездов инкассаторов. Маршруты и графики (время) прибытия инкассаторов к объектам инкассации устанавливаются по согласованию с клиентами банка с учетом максимального поступления денежной выручки в кассу банка и рационального построения маршрутов.

10. Инкассация банкнот, монет и других ценностей производится бригадой инкассаторов на специальном автомобиле службы инкассации. Бригада инкассаторов должна быть не менее трех человек.

Один из членов бригады назначается старшим бригады, другой - сборщиком. Инкассаторсборщик принимает инкассаторские сумки с денежной выручкой от клиентов банка. При работе на маршруте старший бригады и водитель-инкассатор охраняют сумки с банкнот и монет и ведут наблюдение за работой инкассатора-сборщика.

11. Руководитель службы инкассации (дежурный инкассатор) перед выездом бригады инкассаторов на маршрут к объектам инкассации выдает под расписку в журнале для учета явочных карточек, сумок, печатей и доверенностей на сбор денежной выручки, который ведется по форме, согласно приложению 2 к Правилам, (далее - журнал для учета явочных карточек, сумок, печатей и доверенностей на сбор денежной выручки):

1) инкассатору-сборщику:

доверенность по форме, согласно приложению 3 к Правилам;

явочные карточки;

печать службы инкассации с обозначением номера маршрута;

служебное удостоверение;

2) старшему бригады:

порожние сумки;

средства связи;

служебное удостоверение.

Руководитель службы инкассации (дежурный инкассатор) по выданным порожним сумкам и явочным карточкам составляет и передает в вечернюю кассу или кассу пересчета справку о выданных инкассаторами сумках (мешках), явочных карточках по форме, согласно приложению 15 к Правилам № 58.

12. Перед выездом руководитель (дежурный инкассатор) службы инкассации проверяет готовность специального автомобиля службы инкассации к работе на маршруте по сбору денежной выручки (техническая исправность, укомплектованность запасными частями, заправка горюче-смазочными материалами, работа средств связи, средств пожаротушения) и делает соответствующую запись в путевом листе. Также проверяется готовность к маршруту водителяинкассатора (физическое состояние и наличие водительских документов).

Перед выездом на маршрут проводится инструктаж инкассаторов о порядке выполнения задания, под роспись в специально заведенном для этого журнале.

13. Работники, занятые на инкассации, обеспечиваются экипировкой, индивидуальными средствами защиты, в том числе бронежилетами, и вооружены табельным огнестрельным оружием.

На время выполнения служебных обязанностей члены бригады инкассаторов получают разрешение на ношение оружия, оружие, боеприпасы к нему и бронежилеты под расписку в журнале регистрации выдачи и приема оружия и боеприпасов, который ведется по форме, согласно приложению 4 к Правилам, (далее - журнал регистрации выдачи и приема оружия и боеприпасов).

Учет, хранение и использование табельного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в сфере государственного контроля за оборотом отдельных видов оружия.

14. Руководитель службы инкассации (или его заместитель) периодически, не реже двух раз в месяц, производит проверки соблюдения инкассаторами Правил в части сбора банкнот, монет и перевозки ценностей, о результатах которых делает соответствующие записи в журнале для учета явочных карточек, сумок, печатей и доверенностей на сбор денежной выручки в графе "Примечание".

15. Для сдачи банкнот, монет и ценностей в опломбированных инкассаторских сумках в объектах инкассации осуществляется подготовка сумок к сдаче их инкассаторам.

Кассовым работником сдатчика к каждой сдаваемой инкассаторам сумке выписывается от руки в трех экземплярах препроводительная ведомость.

Первый экземпляр ведомости вкладывается в сумку, второй экземпляр (накладная к сумке) передается инкассатору-сборщику при получении им сумки, третий экземпляр (копия препроводительной ведомости) остается у сдатчика.

16. После вложения банкнот, монет и первого экземпляра препроводительной ведомости в сумку, она пломбируется таким образом, чтобы предотвратить ее вскрытие. Разрешается использовать свинцовые и пластиковые пломбы для упаковки инкассаторских мешков (сумок). Использование пломб определяется внутренними правилами банка.

17. Перед получением сумки инкассатор-сборщик предъявляет сдатчику служебное удостоверение, доверенность на получение ценностей. Кассовый работник сдатчика предъявляет образец оттиска пломбира, заверенный пломбиром службы инкассации, сумку с денежной выручкой и два экземпляра (второй и третий) препроводительной ведомости.

18. Инкассатор-сборщик принимает сумку с ценностями и проверяет:

1) целостность сумки;

2) правильность ее пломбирования (целостность шпагата, на котором отжата пломба, четкость оттиска пломбира, тождественность его образцу);

3) соответствие номера принимаемой сумки номеру, указанному в явочной карточке, накладной и копии препроводительной ведомости;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.