Дата обновления БД:
27.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
113 / 335
Всего документов в БД:
132494
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 21 июля 1995 года №548-XIII
О Национальном банке Молдовы
(В редакции Законов РМ N1009-XIII от 22.10.96 г., N1554-XIII от 25.02.98 г., N165-XIV от 21.10.98 г., N248-XIV от 24.12.98 г., Постановлением КС N9 от 18.02.99 г., N378-XIV от 30.04.99 г., N1338-XIV от 27.10.2000 г., N330-XV от 24.07.2003 г., N136-XV от 06.05.2004 г., №154-XVI от 21.07.2005 г., №191-XVI от 30.06.2006 г., №268-XVI от 28.07.2006 г., N382-XVI от 07.12.2006 г., N273-XVI от 07.12.2007 г., N109-XVI от 16.05.2008 г., N108 от 17.12.2009 г., N127-XVIII от 23.12.2009 г., N63 от 23.04.2010 г., 19.12.2011 г. №181)
Парламент принимает настоящий закон.
Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовой статус Национального банка Молдовы
(1) Национальный банк Молдовы (равнозначное наименованиеНациональный банк) является центральным банком Республики Молдова.
(2) Национальный банк является самостоятельным публичным юридическим лицом и несет ответственность перед Парламентом.
(3) Национальный банк не подлежит внесению в Государственный регистр предприятий и Государственный регистр организаций.
(4) Национальный банк может по своему усмотрению открывать филиалы и представительства в стране и за ее пределами.
Статья 2. Используемые понятия
В настоящем законе используются следующие понятия:
Банк - финансовое учреждение, по роду своей деятельности принимающее от физических или юридических лиц депозиты или их эквиваленты, которые могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск.
Требование - требование к активам или любым другим ценностям, предъявляемое одним лицом другому, требование платежа в погашение задолженности или иных форм погашения обязательств.
Долговое обязательство - любой негоциируемый долговой или равнозначный ему инструмент, а также любой другой негоциируемый инструмент, который дает право получить другое негоциируемое долговое обязательство посредством подписки или обмена. Негоциируемые долговые обязательства могут существовать в виде сертификата или записи в бухгалтерском регистре.
Финансовое учреждение - юридическое лицо, по роду своей деятельности принимающее депозиты или их эквиваленты, которые не могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск.
Денежные обязательства - совокупность обязательств, отраженных в балансе Национального банка, за исключением обязательств перед Правительством и Международным валютным фондом.
Распоряжение - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одного или нескольких финансовых учреждений, составляющих менее одной категории финансовых учреждений.
Базисная ставка - процентная ставка денежной политики, устанавливаемая Административным советом и периодически публикуемая Национальным банком.
Рекомендация - предписание Национального банка, не имеющее обязательной силы.
Регламент - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одной или нескольких категорий финансовых учреждений и других юридических и физических лиц.
Статья 3. Компетенция Национального банка
В компетенцию Национального банка входит:
а) заключение договоров и выпуск обязательств;
b) приобретение и распоряжение движимым и недвижимым имуществом в целях осуществления своих функций;
с) обращение с иском в суд и участие в процессе в качестве субъекта.
Статья 4. Основная задача
(1) Основной задачей Национального банка являются обеспечение и поддержание стабильности цен.
(2) Без ущерба для своей основной задачи Национальный банк развивает и поддерживает финансовую систему, основанную на рыночных принципах, и содействует общей экономической политике государства.
Статья 5. Основные функции
Национальный банк осуществляет следующие основные функции:
а) определяет и осуществляет денежную и валютную политику государства;
b) действует как банкир государства и его фискальный агент;
с) проводит экономический и денежный анализ и на его основе вносит Правительству свои предложения, доводит результаты анализа до сведения общественности;
d) лицензирует, осуществляет надзор и регулирование деятельности финансовых учреждений;
е) предоставляет кредиты банкам;
f) осуществляет надзор за системой платежей в республике и способствует эффективному функционированию системы межбанковских платежей;
g) выступает как единственный эмиссионный орган национальной валюты;
h) устанавливает, после консультаций с Правительством, режим обменного курса национальной валюты;
i) хранит валютные резервы государства и управляет ими;
j) от имени Республики Молдова принимает на себя обязательства, выполняет операции, вытекающие из участия Республики Молдова в деятельности международных публичных организаций, в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров;
k) составляет платежный баланс государства;
l) осуществляет валютное регулирование на территории Республики Молдова.
Статья 6. Взаимодействие с государственными органами
(1) Национальный банк взаимодействует с Правительством в реализации своих задач и в соответствии с настоящим законом предпринимает необходимые меры для осуществления такого взаимодействия.
(2) Национальный банк по запросам экономических и финансовых органов Правительства предоставляет им информацию по денежным и финансовым вопросам. Указанные органы в свою очередь по запросам Национального банка предоставляют ему информацию по макроэкономическим, денежным или финансовым вопросам.
(3) Любой проект нормативного акта органа публичной власти, касающийся областей, относящихся к функциям Национального банка, принимается после предварительного истребования заключения по нему Национального банка. Заключение должно быть представлено в течение не более 30 дней co дня его истребования.
Недействующая редакция, не действует с 25.05.2012 г.