Недействующая редакция. Принята: 09.12.2011 / Вступила в силу: 31.12.2011

Недействующая редакция, не действует с 28.04.2012 г.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 7 июля 2010 года №2453-VI

О судоустройстве и статусе судей

(В редакции Кодекса Украины от 08.07.2010 г. №2456-VI, Законов Украины от 02.12.2010 г. №2748-VI, 02.12.2010 г. №2756-VI, 23.12.2010 г. №2856-VI, 03.02.2011 г. №2982-VI, 08.07.2011 г. №3668-VI, 20.10.2011 г. №3932-VI, 09.12.2011 г. №4094-VI (вступил в силу 31.12.2011 г.), 09.12.2011 г. №4168-VI)

Данный Закон определяет правовые основы организации судебной власти и осуществления правосудия в Украине с целью защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов государства на принципах верховенства права, определяет систему судов общей юрисдикции, статус профессионального судьи, народного заседателя, присяжного, систему и порядок осуществления судейского самоуправления и устанавливает систему и общий порядок обеспечения деятельности судов и регулирует другие вопросы судоустройства и статуса судей.

Раздел I. Принципы организации судебной власти

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Украине в соответствии с конституционными принципами разделения власти осуществляется независимыми и беспристрастными судами, образованными согласно закону.

2. Судебную власть реализовывают профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные путем осуществления правосудия в рамках соответствующих судебных процедур.

3. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции.

Статья 2. Задание суда

1. Суд, осуществляя правосудие на принципах верховенства права, обеспечивает каждому право на справедливый суд и уважение к другим правам и свободам, гарантированным Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 3. Судебная система Украины

1. Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и суд конституционной юрисдикции.

2. Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов. Единственным органом конституционной юрисдикции в Украине является Конституционный Суд Украины.

3. Судебная система обеспечивает доступность правосудия для каждого лица в порядке, установленном Конституцией и законами Украины.

4. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.

5. Порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины устанавливается Конституцией Украины и Законом Украины "О Конституционном Суде Украины".

Статья 4. Законодательство о судоустройстве и статусе судей

1. Судоустройство и статус судей в Украине определяются Конституцией Украины, данным Законом и другими законами Украины.

Статья 5. Осуществление правосудия

1. Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

2. Лица, которые присвоили функции суда, несут ответственность, установленную законом.

3. Народ принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных.

Статья 6. Самостоятельность судов

1. Суды осуществляют правосудие самостоятельно. Осуществляя правосудие, суды являются независимыми от любого незаконного влияния. Суды осуществляют правосудие на основании Конституции и законов Украины, обеспечивая при этом верховенство права.

2. Обращения в суд граждан, организаций или должностных лиц, которые в соответствии с законом не являются участниками судебного процесса, по поводу рассмотрения конкретных дел судом не рассматриваются, если другое не предусмотрено законом.

3. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей любым способом, неуважение к суду или судьям, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, в письменном виде или другим способом с целью нанесения вреда авторитету судей или влияния на беспристрастность суда запрещается и тянет за собой ответственность, установленную законом.

4. Для решения вопросов внутренней деятельности судов в соответствии с данным Законом действует судейское самоуправление.

Статья 7. Право на судебную защиту

1. Каждому гарантируется защита его прав, свобод и законных интересов независимым и беспристрастным судом, образованным в соответствии с законом.

2. Для обеспечения справедливого и беспристрастного рассмотрения дел в разумные сроки, установленные законом, в Украине действуют суды первой, апелляционной, кассационной инстанций и Верховный Суд Украины.

3. Каждый имеет право на участие в рассмотрении своего дела в определенном процессуальным законом порядке в суде любой инстанции.

4. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту в Украине наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.

Статья 8. Право на полномочный суд

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, к подсудности которого оно отнесено процессуальным законом.

2. Судья рассматривает дела, полученные согласно порядку распределения судебных дел, установленному в соответствии с законом. На распределение судебных дел между судьями не может влиять желание судьи или каких-либо иных лиц.

Статья 9. Равенство перед законом и судом

1. Правосудие в Украине осуществляется на принципах равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места проживания, языковых и других признаков.

Статья 10. Правовая помощь при реализации права на справедливый суд

1. Каждый имеет право на правовую помощь. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь предоставляется безвозмездно.

2. Каждый является свободным в выборе защитника своих прав. Порядок и условия предоставления правовой помощи определяются законом.

3. Для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах в Украине действует адвокатура.

Статья 11. Гласность и открытость судебного процесса

1. Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела. Каждый, кто не является стороной в деле, имеет право на свободный доступ к судебному решению в порядке, установленном законом.

2. Рассмотрение дел в судах происходит открыто, кроме случаев, установленных процессуальным законом. Участники судебного процесса и другие лица, присутствующие на открытом судебном заседании, могут использовать портативные аудиотехнические средства. Проведения в зале судебного заседания фото- и киносъемки, видеозаписи, а также транслирование судебного заседания допускается по решению суда.

3. Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается по мотивированному решению суда в случаях, предусмотренных процессуальным законом.

4. При рассмотрении дел ход судебного процесса фиксируется техническими средствами в порядке, установленном процессуальным законом.

Статья 12. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в судах Украины осуществляется на государственном языке.

2. Суды обеспечивают равенство прав граждан в судебном процессе по языковому признаку.

3. Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют.

4. В судах, наряду с государственным, могут использоваться региональные языки или языки меньшинств в соответствии с Законом Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств" в порядке, установленном процессуальным законом.

5. Использование в судопроизводстве региональных языков или языков меньшинств гарантируется государством и обеспечивается за счет средств Государственного бюджета Украины.

Статья 13. Обязательность судебных решений

1. Судебное решение, которым заканчивается рассмотрение дела в суде, принимается именем Украины.

2. Судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украины. Обязательность учитывания (преюдициальность) судебных решений для других судов определяется процессуальным законом.

3. Судебные решения других государств являются обязательными к исполнению на территории Украины при условиях, определенных законом, в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

4. Невыполнение судебных решений тянет за собой ответственность, установленную законом.

Статья 14. Право на обжалование судебного решения

1. Участники судебного процесса и другие лица в случаях и порядке, установленных процессуальным законом, имеют право на апелляционное и кассационное обжалование судебного решения, а также на пересмотр дела Верховным Судом Украины.

Статья 15. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

1. Дела в судах рассматриваются судьей единолично, а в случаях, определенных процессуальным законом, - коллегией судей, а также с участием народных заседателей и присяжных.

2. Судья, который рассматривает дело единолично, действует как суд.

3. В судах общей юрисдикции функционирует автоматизированная система документооборота.

Персональный состав суда для рассмотрения конкретного дела определяется автоматизированной системой документооборота по принципу достоверности распределения дел во время регистрации в суде исковых заявлений, ходатайств и жалоб.

4. При определении персонального состава суда для рассмотрения конкретного дела автоматизированной системой документооборота обеспечивается учет степени загруженности каждого судьи, специализации, а также требований процессуального закона.

5. Положение об автоматизированной системе документооборота утверждается Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией Украины с учетом специфики специализации судов.

Статья 16. Символы судебной власти

1. Символами судебной власти являются государственные символы Украины - Государственный Герб Украины и Государственный Флаг Украины.

2. Судья осуществляет правосудие в мантии и с нагрудным знаком. Образцы мантии и нагрудного знака утверждаются Советом судей Украины.

Раздел II. Суды общей юрисдикции

Глава 1. Организационные основы системы судов общей юрисдикции

Статья 17. Система судов общей юрисдикции

1. Система судов общей юрисдикции в соответствии с Конституцией Украины строится по принципам территориальности, специализации и инстанционности.

2. Систему судов общей юрисдикции составляют:

1) местные суды;

2) апелляционные суды;

3) высшие специализированные суды;

4) Верховный Суд Украины.

3. Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды.

4. Единство системы судов общей юрисдикции обеспечивается:

едиными принципами организации и деятельности судов;

единым статусом судей;

обязательностью для всех судов правил судопроизводства, определенных законом;

обеспечением Верховным Судом Украины одинакового применения судами (судом) кассационной инстанции норм материального права;

обязательностью выполнения на территории Украины судебных решений;

единым порядком организационного обеспечения деятельности судов;

финансированием судов исключительно из Государственного бюджета Украины;

решением вопросов внутренней деятельности судов органами судейского самоуправления.

Статья 18. Специализация судов общей юрисдикции

1. Суды общей юрисдикции специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях.

2. В судах общей юрисдикции может вводиться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел.

Статья 19. Порядок образования и ликвидации судов общей юрисдикции

1. Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда.

2. Местонахождение, территориальная юрисдикция и статус суда определяются с учетом принципов территориальности, специализации и инстанционности.

3. Основаниями для образования или ликвидации суда является изменение определенной данным Законом системы судов, потребность улучшить доступность правосудия или изменение административно-территориального устройства.

4. Количество судей в суде определяется Государственной судебной администрацией Украины по представлению Министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда, с учетом объема работы суда и в пределах расходов, утвержденных в Государственном бюджете Украины на содержание судов.

Статья 20. Порядок назначения судей на административные должности

1. Административными должностями в суде считаются должности председателя суда и заместителя (заместителей) председателя суда. В Верховном Суде Украины административной должностью также считается должность Первого заместителя Председателя Верховного Суда Украины.

2. Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители назначаются на должности сроком на пять лет из числа судей этого суда и освобождаются с должностей Высшим советом юстиции по представлению соответствующего совета судей.

Судья не может занимать одну административную должность соответствующего суда более чем два срока подряд.

3. Председатель Верховного Суда Украины, Первый заместитель Председателя Верховного Суда Украины, заместители Председателя Верховного Суда Украины избираются на должности и освобождаются с должностей Пленумом Верховного Суда Украины в порядке, установленном данным Законом.

4. Назначение судьи на административную должность без соблюдения требований данного Закона не допускается.

5. Пребывание судьи на административной должности в суде не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда, предусмотренных данным Законом.

6. Освобождение судьи от административной должности не прекращает его полномочия судьи. Освобождение от должности судьи, а также окончание срока, на который судья назначен (избран) на административную должность в суде, прекращает осуществление им полномочий на административной должности.

(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 20.10.2011 г. №3932-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Местные суды

Статья 21. Виды и состав местных судов

1. Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и горрайонные суды.

2. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

3. Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, предусмотренные процессуальным законом.

4. Местный суд состоит из судей местного суда, из числа которых назначаются председатель и заместитель председателя суда. В местном суде, количество судей в котором превышает пятнадцать, могут быть назначены не больше двух заместителей председателя суда.

Статья 22. Полномочия местного суда

1. Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности.

2. Местные общие суды рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

3. Местные хозяйственные суды рассматривают дела, которые возникают из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности.

4. Местные административные суды рассматривают дела административной юрисдикции (административные дела).

5. Подсудность отдельных категорий дел местным судам, а также порядок их рассмотрения определяются процессуальным законом.

Статья 23. Судья местного суда

1. Судья местного суда осуществляет судопроизводство в порядке, установленном процессуальным законом, а также другие полномочия, определенные законом.

Статья 24. Председатель местного суда

1. Председатель местного суда:

1) представляет суд как орган государственной власти в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;

2) определяет административные полномочия заместителя председателя местного суда;

3) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит руководителю территориального управления Государственной судебной администрации Украины представления о назначении на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и об освобождении их с должностей, а также о применении к руководителю аппарата суда, его заместителю поощрения или наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством;

4) издает на основании акта о назначении (избрании) судьей или освобождении судьи с должности соответствующий приказ;

5) сообщает Высшей квалификационной комиссии судей Украины о наличии вакантных должностей в суде в десятидневный срок со дня их образования;

6) обеспечивает выполнение решений собрания судей местного суда;

7) контролирует ведение в суде судебной статистики, заботится об информационно-аналитическом обеспечении судей с целью повышения качества судопроизводства;

8) обеспечивает выполнение требований относительно повышения квалификации судей местного суда;

9) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

2. Председатель местного суда по вопросам, которые принадлежат к его административным полномочиям, издает приказы и распоряжения.

3. В случае отсутствия председателя суда выполнение его обязанностей осуществляется в соответствии с установленным им распределением обязанностей относительно организации деятельности суда.

Статья 25. Заместитель председателя местного суда

1. Заместитель председателя местного суда осуществляет административные полномочия, определенные председателем суда.

Глава 3. Апелляционные суды

Статья 26. Виды и состав апелляционных судов

1. В системе судов общей юрисдикции действуют апелляционные суды как суды апелляционной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел, дел об административных правонарушениях.

2. Апелляционными судами по рассмотрению гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым.

3. Апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел, апелляционными судами по рассмотрению административных дел являются соответственно апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины.

4. В состав апелляционного суда входят судьи, которые имеют стаж работы на должности судье не менее пяти лет, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители. В апелляционном суде, количество судей в котором превышает тридцать пять, может быть назначено не больше трех заместителей председателя суда.

5. В составе апелляционного суда могут образовываться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в пределах соответствующей судебной юрисдикции. Судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты, который назначается из числа судей этого суда. Решения об образовании судебной палаты, ее состав, а также о назначении секретаря судебной палаты принимаются собранием судей апелляционного суда по предложению председателя суда. Секретарь судебной палаты организует работу соответствующей палаты, контролирует осуществление анализа и обобщение судебной практики по делам, отнесенных к компетенции палаты, информирует собрание судей апелляционного суда о деятельности судебной палаты.

Статья 27. Полномочия апелляционного суда

1. Апелляционный суд:

1) рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в апелляционном порядке согласно процессуальному закону;

2) в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой инстанции;

3) анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

4) оказывает местным судам методическую помощь в применении законодательства;

5) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

Статья 28. Судья апелляционного суда

1. Судья апелляционного суда осуществляет судопроизводство в порядке, установленном процессуальным законом, а также другие полномочия, определенные законом.

Статья 29. Председатель апелляционного суда

1. Председатель апелляционного суда:

1) представляет суд как орган государственной власти в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;

2) определяет административные полномочия заместителей председателя апелляционного суда;

3) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит Главе Государственной судебной администрации Украины представления о назначении на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и об освобождении их с должностей, а также о применении к руководителю аппарата суда, его заместителю поощрения или наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством;

4) издает на основании акта об избрании на должность судьи или освобождении судьи с должности соответствующий приказ;

5) сообщает Высшей квалификационной комиссии судей Украины о наличии вакантных должностей в апелляционном суде в десятидневный срок со дня их образования;

6) обеспечивает выполнение решений собрания судей апелляционного суда;

7) контролирует ведение и анализ судебной статистики, организует изучение и обобщение судебной практики, заботится об информационно-аналитическом обеспечении судей с целью повышения качества судопроизводства;

8) обеспечивает выполнение требований относительно повышения квалификации судей апелляционного суда;

9) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

2. Председатель апелляционного суда по вопросам, которые принадлежат к его административным полномочиям, издает приказы и распоряжения.

3. В случае отсутствия председателя апелляционного суда его административные полномочия осуществляет один из заместителей председателя суда по определению председателя суда, при отсутствии такого определения - заместитель председателя суда, который имеет больший стаж работы на должности судьи, а в случае отсутствия заместителя председателя суда - судья этого суда, который имеет больший стаж работы на должности судьи.

Статья 30. Заместители председателя апелляционного суда

1. Заместители председателя апелляционного суда осуществляют административные полномочия, определенные председателем суда.

Глава 4. Высшие специализированные суды

Статья 31. Виды и состав высших специализированных судов

1. В системе судов общей юрисдикции действуют высшие специализированные суды как суды кассационной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел.

2. Высшими специализированными судами являются: Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины.

3. В состав высшего специализированного суда входят судьи, избранные на должность судьи бессрочно, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители. В высшем специализированном суде, количество судей в котором превышает сорок пять, может быть назначено не больше трех заместителей председателя суда.

4. В высшем специализированном суде образуются палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в пределах соответствующей судебной юрисдикции. Судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты, который назначается из числа судей этого суда. Решения об образовании судебной палаты, ее состав, а также о назначении секретаря судебной палаты принимаются собранием судей высшего специализированного суда по предложению председателя суда. Секретарь судебной палаты организует работу соответствующей палаты, контролирует осуществление анализа и обобщение судебной практики по делам, отнесенным к компетенции палаты, информирует собрание судей высшего специализированного суда о деятельности судебной палаты.

5. В высшем специализированном суде действует пленум высшего специализированного суда для решения вопросов, определенных данным Законом. Состав и порядок деятельности пленума высшего специализированного суда определяются данным Законом.

6. При высшем специализированном суде образуется Научно-консультативная совет, статус которого определяется данным Законом.

7. Высший специализированный суд имеет официальный печатный орган и может быть соучредителем других печатных изданий.

Статья 32. Полномочия высшего специализированного суда

1. Высший специализированный суд:

1) рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в кассационном порядке согласно процессуальному закону;

2) в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой или апелляционной инстанции;

3) анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

4) оказывает методическую помощь судам низшего уровня с целью одинакового применения норм Конституции и законов Украины в судебной практике на основании ее обобщения и анализа судебной статистики; дает специализированным судам низшего уровня рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства относительно решения дел соответствующей судебной юрисдикции;

5) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

Статья 33. Судья высшего специализированного суда

1. Судья высшего специализированного суда осуществляет судопроизводство в порядке, установленном процессуальным законом, а также другие полномочия, определенные законом.

Статья 34. Председатель высшего специализированного суда

1. Председатель высшего специализированного суда:

1) представляет соответствующие специализированные суды как орган государственной власти в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также с судебными органами других государств и международными организациями;

2) определяет административные полномочия заместителей председателя высшего специализированного суда;

3) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит Главе Государственной судебной администрации Украины представления о назначении на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и об освобождении их с должностей, а также о применении к руководителю аппарата суда, его заместителю поощрения или наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством;

4) издает на основании акта об избрании на должность судьи или освобождении судьи с должности соответствующий приказ;

5) сообщает Высшей квалификационной комиссии судей Украины о наличии вакантных должностей в высшем специализированном суде в десятидневный срок со дня их образования;

6) вносит в соответствии с данным Законом предложения относительно образования соответствующих местных и апелляционных судов, изменения их территориальной юрисдикции, а также относительно количества судей в них;

7) созывает пленум высшего специализированного суда; вносит на рассмотрение пленума представление о назначении на должность секретаря пленума; выносит на рассмотрение пленума вопросы и председательствует на его заседаниях;

8) информирует пленум высшего специализированного суда о состоянии правосудия в соответствующей судебной юрисдикции и практике решения отдельных категорий дел;

9) обеспечивает выполнение решений собраний судей высшего специализированного суда;

10) контролирует ведение и анализ судебной статистики, организует изучение и обобщение судебной практики, заботится об информационно-аналитическом обеспечении судей с целью повышения качества судопроизводства;

11) обеспечивает выполнение требований относительно повышения квалификации судей высшего специализированного суда;

12) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

2. Председатель высшего специализированного суда по вопросам, которые принадлежат к его административным полномочиям, издает приказы и распоряжения.

3. В случае отсутствия председателя высшего специализированного суда его административные полномочия осуществляет один из заместителей председателя суда по определению председателя суда, при отсутствии такого определения - заместитель председателя суда, который имеет больший стаж работы на должности судьи, а в случае отсутствия заместителя председателя суда - судья этого суда, который имеет больший стаж работы на должности судьи.

Статья 35. Заместители председателя высшего специализированного суда

1. Заместители председателя высшего специализированного суда осуществляют административные полномочия, определенные председателем суда.

Статья 36. Пленум высшего специализированного суда

1. Пленум высшего специализированного суда действует в составе всех судей высшего специализированного суда для решения вопросов, связанных с обеспечением единства судебной практики по делам соответствующей судебной юрисдикции, и других вопросов, отнесенных к его полномочиям данным Законом.

2. Пленум высшего специализированного суда:

1) назначает по представлению председателя высшего специализированного суда из числа судей высшего специализированного суда и освобождает от должности секретаря пленума высшего специализированного суда;

2) обобщает с целью обеспечения одинакового применения норм права при решении дел соответствующей судебной юрисдикции практику применения материального и процессуального закона;

3) заслушивает информацию о состоянии правосудия в соответствующей судебной юрисдикции и практике решения отдельных категорий дел;

4) принимает решение об обращении в Верховный Суд Украины о направлении конституционного представления относительно конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и относительно официального толкования Конституции и законов Украины;

5) утверждает Регламент пленума высшего специализированного суда;

6) по результатам обобщения судебной практики дает разъяснения рекомендательного характера по вопросам применения специализированными судами законодательства при решении дел соответствующей судебной юрисдикции;

7) утверждает положение о Научно-консультативном совете высшего специализированного суда и определяет его персональный состав;

8) определяет персональный состав редакционной коллегии печатного органа высшего специализированного суда;

9) рассматривает и решает другие вопросы, отнесенные законом к его полномочиям.

3. Пленум высшего специализированного суда созывается председателем высшего специализированного суда в случае потребности или по требованию не менее чем пятой части от состава судей высшего специализированного суда, но не реже двух раз в год. О дне и времени созыва пленума его участникам сообщается не позже чем за десять дней до заседания. В этот же срок посылаются материалы относительно вопросов, которые выносятся на рассмотрение пленума.

4. Заседание пленума высшего специализированного суда является полномочным при условии присутствия на нем не менее двух третей от состава пленума.

5. На заседание пленума могут быть приглашены судьи судов соответствующей специализации, представители органов государственной власти, научных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации и другие лица.

6. Постановления пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов пленума, подписываются председательствующим на заседании пленума и секретарем пленума и публикуются в официальном печатном органе высшего специализированного суда.

7. Секретарь пленума высшего специализированного суда организует работу секретариата пленума, подготовку заседаний пленума, обеспечивает ведение протокола и контролирует выполнение постановлений, принятых пленумом высшего специализированного суда.

Статья 37. Научно-консультативный совет и официальный печатный орган высшего специализированного суда

1. Научно-консультативный совет образуется при высшем специализированном суде из числа высококвалифицированных специалистов в отрасли права для предварительного рассмотрения проектов постановлений высшего специализированного суда, подготовка которых нуждается в научном обеспечении.

2. Порядок организации и деятельности Научно-консультативного совета определяется положением, которое утверждается пленумом высшего специализированного суда.

3. Высший специализированный суд имеет официальный печатный орган, в котором публикуются материалы судебной практики высшего специализированного суда и других судов соответствующей судебной юрисдикции, материалы по вопросам организации деятельности судов соответствующей судебной юрисдикции и другие материалы.

Глава 5. Верховный Суд Украины

Статья 38. Верховный Суд Украины - высший судебный орган

1. Верховный Суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции.

2. Верховный Суд Украины:

1) пересматривает дела по причинам неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом;

2) пересматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом;

3) предоставляет заключение о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

4) обращается в Конституционный Суд Украины относительно конституционности законов, других правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины.

Статья 39. Состав Верховного Суда Украины

1. В состав Верховного Суда Украины входят сорок восемь судей, из числа которых избираются Председатель Верховного Суда Украины, Первый заместитель Председателя Верховного Суда Украины и четыре заместителя Председателя Верховного Суда Украины.

2. Судьей Верховного Суда Украины может быть лицо, которое имеет стаж работы на должности судьи не менее пятнадцати лет или судья Конституционного Суда Украины.

3. В Верховном Суде Украины действуют:

1) Судебная палата по административным делам;

2) Судебная палата по хозяйственным делам;

3) Судебная палата по уголовным делам;

4) Судебная палата по гражданским делам.

В состав судебной палаты входят судьи соответствующей специализированной юрисдикции (гражданской, уголовной, хозяйственной, административной)

4. В Верховном Суде Украины действует Пленум Верховного Суда Украины для решения вопросов, определенных Конституцией Украины и данным Законом. Состав и порядок деятельности Пленума Верховного Суда Украины определяются данным Законом.

5. При Верховном Суде Украины образуется Научно-консультативный совет, статус которого определяется данным Законом.

6. Верховный Суд Украины имеет официальный печатный орган и может быть соучредителем других печатных изданий.

(В статью 39 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 20.10.2011 г. №3932-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 40. Судья Верховного Суда Украины

1. Судья Верховного Суда Украины:

1) принимает участие в рассмотрении дела в порядке, установленном процессуальным законом;

2) принимает участие в рассмотрении вопросов, которые выносятся на заседание Пленума Верховного Суда Украины;

3) анализирует судебную практику, вносит в установленном порядке предложения относительно совершенствования законодательства и его применения;

4) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

Статья 41. Председатель Верховного Суда Украины

1. Председатель Верховного Суда Украины:

1) представляет суд как орган государственной власти в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также с судебными органами других государств и международными организациями;

2) определяет административные полномочия Первого заместителя Председателя Верховного Суда Украины, заместителей Председателя Верховного Суда Украины;

3) созывает Пленум Верховного Суда Украины; вносит на рассмотрение Пленума представление относительно назначения на должность секретаря Пленума; выносит на рассмотрение Пленума вопросы и председательствует на его заседаниях;

4) издает на основании акта об избрании на должность судьи Верховного Суда Украины или освобождении судьи с должности соответствующий приказ;

5) сообщает Высшей квалификационной комиссии судей Украины о наличии вакантных должностей в Верховном Суде Украины в десятидневный срок со дня их образования;

6) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит Главе Государственной судебной администрации Украины представления о назначении на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и об освобождении их с должностей, а также о применении к руководителю аппарата суда, его заместителю поощрения или наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством;

7) информирует Пленум Верховного Суда Украины о деятельности Верховного Суда Украины;

8) осуществляет другие полномочия, определенные законом.

2. Председатель Верховного Суда Украины по вопросам, которые принадлежат к его административным полномочиям, издает приказы и распоряжения.

3. Председатель Верховного Суда Украины по должности входит в состав Высшего совета юстиции.

4. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Украины его административные полномочия осуществляет Первый заместитель Председателя Верхового Суда Украины, а при отсутствии Первого заместителя Председателя Верховного Суда Украины - один из заместителей Председателя Верховного Суда Украины по его определению.

(В статью 41 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 20.10.2011 г. №3932-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 42. Порядок избрания Председателя Верховного Суда Украины

1. Председатель Верховного Суда Украины избирается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Пленумом Верховного Суда Украины большинством голосов от общего состава Пленума путем тайного голосования.

2. Пленум Верховного Суда Украины по вопросу избрания Председателя Верховного Суда Украины созывается не позже одного месяца с дня прекращения полномочий предыдущего Председателя Верховного Суда Украины.

3. Процедура избрания на должность Председателя Верховного Суда Украины и освобождения его с должности устанавливается Регламентом Пленума Верховного Суда Украины, который утверждается Пленумом. Изменение регламентной процедуры меньше чем за шесть месяцев до окончания срока полномочий Председателя Верховного Суда Украины не допускается.

Статья 43. Порядок досрочного освобождения с должности Председателя Верховного Суда Украины

1. Председатель Верховного Суда Украины может быть досрочно освобожден от должности на основаниях, установленных законом. Полномочия Председателя Верховного Суда Украины также прекращаются досрочно в результате выражения ему недоверия Пленумом Верховного Суда Украины.

2. Порядок досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда Украины в результате выражения ему недоверия Пленумом Верховного Суда Украины определяется исключительно этой статьей. Регламент Пленума Верховного Суда Украины относительно этого порядка не применяется.

3. Вопрос о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины рассматривается Пленумом Верховного Суда Украины по представлению не менее чем пятой части судей от состава Пленума Верховного Суда Украины, скрепленному их подписями. Представление должно быть мотивированным.

4. Для проведения Пленума Верховного Суда Украины по вопросу выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины судьи, определенные в части третьей этой статьи, создают организационный комитет и назначают его председателя и заместителя, о чем составляется протокол.

5. Организационный комитет обеспечивает подготовку и проведение Пленума Верховного Суда Украины по вопросу выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины в двадцатидневный срок с дня его создания. Участникам заседания Пленума Верховного Суда Украины сообщается организационным комитетом о дне и времени созыва Пленума Верховного Суда Украины и вопрос, который выносится на его рассмотрение, с посланием соответствующих материалов в порядке, установленном данным Законом. Внесение в повестку дня Пленума Верховного Суда Украины других вопросов, кроме выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины, запрещается.

6. Заседание Пленума Верховного Суда Украины по вопросу выражения недоверия Председателю Верховного Суда Украины является полномочным при условии присутствия на нем больше половины судей от состава Пленума Верховного Суда Украины. На заседании Пленума Верховного Суда Украины председательствует председатель организационного комитета, а в случае его отсутствия - заместитель председателя организационного комитета.

7. Председательствующий выносит на утверждение Пленума Верховного Суда Украины предложения относительно секретаря заседания Пленума Верховного Суда Украины, персонального состава счетной комиссии, а также формы бюллетеня и протокола голосования, которые утверждаются открытым голосованием.

8. Вопрос о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины рассматривается при участии Председателя Верховного Суда Украины или без его участия. Председатель Верховного Суда Украины по существу затронутых вопросов может также предоставить письменные объяснения, которые освещаются им или уполномоченным им лицом на заседании Пленума Верховного Суда Украины.

9. Организационный комитет определяет порядок проведения заседания и процедуру голосования с учетом требований данного Закона и осуществляет контроль за ее соблюдением.

10. Решение о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины принимается путем тайного голосования большинством голосов от состава Пленума Верховного Суда Украины.

11. Решение о выражении недоверия Председателю Верховного Суда Украины оформляется Постановлением Пленума Верховного Суда Украины, которое подписывается председательствующим и секретарем заседания, избранным Пленумом Верховного Суда Украины по предложению председательствующего.

12. Выражение недоверия Председателю Верховного Суда Украины не лишает его полномочий судьи Верховного Суда Украины. В случае досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда Украины избрание Председателя Верховного Суда Украины осуществляется в порядке, установленном данным Законом.

13. Вопрос о недоверии Председателю Верховного Суда Украины не может инициироваться на протяжении года со дня его рассмотрения на заседании Пленума Верховного Суда Украины.

14. Порядок освобождения от должности Председателя Верховного Суда Украины на основаниях, не связанных с выражением ему недоверия Пленумом Верховного Суда Украины, определяется законом и Регламентом Пленума Верховного Суда Украины.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Раздел I. Принципы организации судебной власти Статья 1. Судебная власть Статья 2. Задание суда Статья 3. Судебная система Украины Статья 4. Законодательство о судоустройстве и статусе судей Статья 5. Осуществление правосудия Статья 6. Самостоятельность судов Статья 7. Право на судебную защиту Статья 8. Право на полномочный суд Статья 9. Равенство перед законом и судом Статья 10. Правовая помощь при реализации права на справедливый суд Статья 11. Гласность и открытость судебного процесса Статья 12. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах Статья 13. Обязательность судебных решений Статья 14. Право на обжалование судебного решения Статья 15. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел Статья 16. Символы судебной власти Раздел II. Суды общей юрисдикции Глава 1. Организационные основы системы судов общей юрисдикции Статья 17. Система судов общей юрисдикции Статья 18. Специализация судов общей юрисдикции Статья 19. Порядок образования и ликвидации судов общей юрисдикции Статья 20. Порядок назначения судей на административные должности Глава 2. Местные суды Статья 21. Виды и состав местных судов Статья 22. Полномочия местного суда Статья 23. Судья местного суда Статья 24. Председатель местного суда Статья 25. Заместитель председателя местного суда Глава 3. Апелляционные суды Статья 26. Виды и состав апелляционных судов Статья 27. Полномочия апелляционного суда Статья 28. Судья апелляционного суда Статья 29. Председатель апелляционного суда Статья 30. Заместители председателя апелляционного суда Глава 4. Высшие специализированные суды Статья 31. Виды и состав высших специализированных судов Статья 32. Полномочия высшего специализированного суда Статья 33. Судья высшего специализированного суда Статья 34. Председатель высшего специализированного суда Статья 35. Заместители председателя высшего специализированного суда Статья 36. Пленум высшего специализированного суда Статья 37. Научно-консультативный совет и официальный печатный орган высшего специализированного суда Глава 5. Верховный Суд Украины Статья 38. Верховный Суд Украины - высший судебный орган Статья 39. Состав Верховного Суда Украины Статья 40. Судья Верховного Суда Украины Статья 41. Председатель Верховного Суда Украины Статья 42. Порядок избрания Председателя Верховного Суда Украины Статья 43. Порядок досрочного освобождения с должности Председателя Верховного Суда Украины Статья 44. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Украины, заместители Председателя Верховного Суда Украины Статья 44-1. Судебные палаты Верховного Суда Украины Статья 45. Пленум Верховного Суда Украины Статья 46. Научно-консультативный совет и официальный печатный орган Верховного Суда Украины Раздел III. Профессиональные судьи, народные заседатели и присяжные Глава 1. Общие положения статуса судьи Статья 47. Независимость судьи Статья 48. Неприкосновенность судьи Статья 49. Ответственность за неуважение к суду или судье Статья 50. Удостоверение судьи Глава 2. Судья Статья 51. Статус судьи Статья 52. Несменяемость судьи Статья 53. Требования относительно несовместимости Статья 54. Права и обязанности судьи Статья 55. Присяга судьи Статья 56. Этика судьи Глава 3. Народные заседатели и присяжные Статья 57. Статус народного заседателя Статья 58. Список народных заседателей Статья 59. Требования к народному заседателю Статья 60. Основания и порядок освобождения от выполнения обязанностей народного заседателя Статья 61. Привлечение народных заседателей к выполнению обязанностей в суде Статья 62. Гарантии прав народных заседателей Статья 63. Присяжные Раздел IV. Порядок занятия должности судьи суда общей юрисдикции Глава 1. Общие положения Статья 64. Требования к кандидатам на должность судьи Статья 65. Отбор кандидатов на должность судьи Глава 2. Назначение на должность судьи Статья 66. Порядок назначения на должность судьи впервые Статья 67. Подача кандидатом на должность судьи документов в Высшую квалификационную комиссию судей Украины Статья 68. Порядок проведения отбора кандидатов на должность судьи Статья 69. Специальная подготовка кандидата на должность судьи Статья 70. Квалификационный экзамен Статья 71. Проведение конкурса на занятие вакантной должности судьи Статья 72. Назначение на должность судьи Статья 73. Перевод судьи в другой суд в пределах пятилетнего срока Глава 3. Рассмотрение вопроса об избрании на должность судьи бессрочно Статья 74. Порядок избрания на должность судьи бессрочно Статья 75. Обращение кандидата на должность судьи бессрочно в Высшую квалификационную комиссию судей Украины Статья 76. Порядок рассмотрения Высшей квалификационной комиссией судей Украины вопроса об избрании кандидата на должность судьи бессрочно Статья 77. Принятие решения о рекомендации или отказе в рекомендации кандидата для избрания на должность судьи бессрочно Статья 78. Представление об избрании кандидата на должность судьи бессрочно Статья 79. Рассмотрение вопроса и принятие Верховной Радой Украины решения об избрании кандидата на должность судьи бессрочно Статья 80. Перевод судьи, избранного бессрочно, в другой суд Раздел V. Обеспечение надлежащего квалификационного уровня судьи Глава 1. Национальная школа судей Украины Статья 81. Статус и структура Национальной школы судей Украины Статья 82. Задачи Национальной школы судей Украины Раздел VI. Дисциплинарная ответственность судьи Глава 1. Основания и порядок применения к судьям дисциплинарной ответственности Статья 83. Основания дисциплинарной ответственности судьи Статья 84. Дисциплинарное производство относительно судьи Статья 85. Органы, которые осуществляют дисциплинарное производство относительно судьи Статья 86. Порядок осуществления дисциплинарного производства относительно судьи Статья 87. Решение по дисциплинарному делу относительно судьи Статья 88. Дисциплинарное взыскание относительно судьи и порядок его снятия Статья 89. Обжалование решения по дисциплинарному делу относительно судьи Глава 2. Высшая квалификационная комиссия судей Украины Статья 90. Статус Высшей квалификационной комиссии судей Украины Статья 91. Полномочия Высшей квалификационной комиссии судей Украины Статья 92. Состав Высшей квалификационной комиссии судей Украины Статья 93. Порядок формирования Высшей квалификационной комиссии судей Украины Статья 93-1. Прекращение полномочий члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины Статья 94. Организация работы и заседания Высшей квалификационной комиссии судей Украины Статья 95. Права члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины Статья 96. Отвод члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины Статья 97. Решение Высшей квалификационной комиссии судей Украины Статья 98. Обеспечение деятельности Высшей квалификационной комиссии судей Украины Статья 99. Служба дисциплинарных инспекторов Раздел VII. Освобождение судьи суда общей юрисдикции с должности Глава 1. Общие положения Статья 100. Общие условия освобождения судьи с должности Статья 101. Освобождение судьи от должности в случае окончания срока, на который он назначен Статья 102. Освобождение судьи от должности по возрасту Статья 103. Освобождение судьи от должности по состоянию здоровья Статья 104. Освобождение судьи от должности в случае нарушения им требований относительно несовместимости Статья 105. Освобождение судьи от должности в случае нарушения им присяги Статья 106. Освобождение судьи от должности в случае вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него Статья 107. Освобождение судьи от должности в случае прекращения его гражданства Статья 108. Освобождение судьи от должности в случае признания его безвести отсутствующим или объявления умершим Статья 109. Освобождение судьи от должности по его заявлению об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию Статья 110. Требования к представлению об освобождении судьи от должности Статья 111. Рассмотрение вопроса и принятие Верховной Радой Украины решения об освобождении от должности судьи избранного бессрочно Статья 112. Прекращение полномочий судьи Раздел VIII. Судейское самоуправление Глава 1. Общие принципы судейского самоуправления Статья 113. Задачи судейского самоуправления Статья 114. Организационные формы судейского самоуправления Глава 2. Собрание судей и конференции судей Статья 115. Собрание судей Статья 116. Собрание судей Верховного Суда Украины и собрание судей высшего специализированного суда Статья 117. Выполнение решений собрания судей Статья 118. Конференции судей Статья 119. Виды конференций судей и порядок их формирования Статья 120. Порядок созыва конференций судей Статья 121. Порядок проведения конференции судей Статья 122. Советы судей Глава 3. Высшие органы судейского самоуправления Статья 123. Съезд судей Украины Статья 124. Порядок созыва съезда судей Украины Статья 125. Избрание делегатов на съезд судей Украины Статья 126. Порядок проведения съезда судей Украины Статья 127. Совет судей Украины Статья 128. Обеспечение деятельности органов судейского самоуправления Раздел IX. Обеспечение судьи Статья 129. Судейское вознаграждение Статья 130. Отпуск Статья 131. Стаж работы судьи Статья 132. Обеспечение жилищных условий судьи Статья 133. Обеспечение потребностей судьи, связанных с его деятельностью Статья 134. Государственная защита судей и членов их семей Статья 135. Социальное страхование судьи Раздел X. Статус судьи в отставке Статья 136. Выходное пособие судьи в связи с отставкой Статья 137. Медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей и членов их семей Статья 138.Пенсия или ежемесячное пожизненное денежное содержание судьи в отставке Статья 139. Прекращение отставки судьи Раздел XI. Организационное обеспечение деятельности судов Глава 1. Общие вопросы обеспечения деятельности судов Статья 140. Особенности обеспечения функционирования судебной власти Статья 141. Система обеспечения функционирования судебной власти Статья 142. Принципы финансирования судов Статья 143. Порядок финансирования судов Статья 144. Материальное, бытовое обеспечение и социальная защита работников судебной системы Глава 2. Государственная судебная администрация Украины Статья 145. Статус Государственной судебной администрации Украины Статья 146. Полномочия Государственной судебной администрации Украины Статья 147. Председатель Государственной судебной администрации Украины Статья 148. Территориальные управления Государственной судебной администрации Украины Статья 149. Аппарат суда Статья 150. Особенности аппаратов Верховного Суда Украины, высших специализированных судов Статья 151. Помощники судей судов общей юрисдикции Статья 152. Библиотека суда Статья 153. Служба судебных распорядителей Статья 154. Обеспечение охраны и поддержание общественного порядка в судах Раздел XII. Заключительные положения Раздел XIII. Переходные положения