Недействующая редакция. Принята: 22.02.2018 / Вступила в силу: 22.02.2018

Недействующая редакция, не действует с 10 декабря 2018 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 8 октября 2015 года №287

Об утверждении Типовых положений по осуществлению общественного экологического контроля

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.09.2017 г. №712, 14.11.2017 г. №915, 22.02.2018 г. №134)

В соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об экологическом контроле" Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Типовое положение о порядке осуществления общественного экологического контроля согласно приложению №1;

Типовое положение об общественном инспекторе экологического контроля согласно приложению №2.

2. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан, Министерству сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственной инспекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан:

привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;

в установленном законодательством порядке обеспечить оказание методической помощи и содействие в осуществлении общественного экологического контроля.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.И. Икрамова.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Шавкат Мирзиёев

Приложение №1

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года №287

Типовое положение о порядке осуществления общественного экологического контроля

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение определяет порядок осуществления общественного экологического контроля, а также правовые основы деятельности субъектов общественного экологического контроля.

2. Общественный экологический контроль — система общественных мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, повышение эффективности природоохранной деятельности.

3. Общественный экологический контроль осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и законами Республики Узбекистан "Об охране природы", "Об охране здоровья граждан", "Об экологическом контроле", настоящим Типовым положением и другими актами законодательства.

4. Общественный экологический контроль осуществляется:

органами самоуправления граждан;

негосударственными некоммерческими организациями;

гражданами.

5. При осуществлении общественного экологического контроля должны быть обеспечены следующие принципы: законность, объективность, независимость, гласность, защита прав и законных интересов личности, общества и государства.

6. Основными задачами общественного экологического контроля являются:

предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

наблюдение за состоянием окружающей среды, выявление ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

определение соответствия экологическим требованиям намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;

обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц, выполнения ими обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

участие в информировании государственных и иных организаций и граждан об изменениях в окружающей среде, использовании природных ресурсов и принимаемых соответствующих мерах;

повышение эффективности природоохранной деятельности и обеспечение участия органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в реализации государственных и иных экологических программ.

7. Объектами общественного экологического контроля являются:

земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух;

природные и техногенные источники воздействия на окружающую среду;

деятельность, действие или бездействие, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

8. В целях осуществления общественного экологического контроля органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации могут формировать систему общественных инспекторов экологического контроля и координировать их деятельность.

9. Специально уполномоченные государственные органы в области экологического контроля, органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах взаимодействуют с органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и гражданами по вопросам общественного экологического контроля, и принимают своевременные меры по их обращениям в соответствии с законодательством.

10. Специально уполномоченные государственные органы в области экологического контроля, органы государственного и хозяйственного управления, владеющие информацией, необходимой для обеспечения экологической безопасности населения, населенных пунктов, обязаны в установленном законодательством порядке обеспечивать органам самоуправления граждан, негосударственным некоммерческим организациям и гражданам возможность своевременного и полного ознакомления с данной информацией на безвозмездной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

11. Экологическое движение Узбекистана в соответствии со своими уставными задачами также разрабатывает рекомендации, направленные на дальнейшую активизацию участия негосударственных некоммерческих организаций в осуществлении экологического контроля.

II. Осуществление общественного экологического контроля органами самоуправления граждан

12. Деятельность органов самоуправления граждан по общественному экологическому контролю осуществляется на соответствующей территории самоуправления граждан (поселков, кишлаков, аулов, а также махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов).

13. Органами самоуправления граждан, наряду с перечисленными в пункте 5 настоящего Типового положения принципами экологического контроля, должны быть обеспечены демократизм, социальная справедливость, самостоятельность в решении вопросов местного значения, общественная взаимопомощь, социальное партнерство, учет местных обычаев и традиций.

14. Координация деятельности органов самоуправления граждан по общественному экологическому контролю осуществляется Республиканским советом по координации деятельности органов самоуправления граждан, а в Республике Каракалпакстан, областях, городе Ташкенте, районах и городах — соответствующими территориальными советами.

15. Общее руководство деятельностью по общественному экологическому контролю осуществляется председателем (аксакалом) схода граждан, а также председателем комиссии схода граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению.

(В пункт 15 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.02.2018 г. №134)
(см. предыдущую редакцию)

16. Деятельность комиссий сходов граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению в области общественного экологического контроля осуществляется в соответствии с Типовым положением о комиссии схода граждан по экологии и охране природы, благоустройству и озеленению, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 7 октября 2013 г. №274.

В целях осуществления деятельности по общественному экологическому контролю комиссия схода граждан по экологии и охране природы, благоустройству и озеленению вправе в установленном порядке привлекать представителей органов по экологии и охране окружающей среды, коммунальных служб, негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны окружающей среды, органов внутренних дел (инспекторы по профилактике), подразделений Союза молодежи Узбекистана, советников председателя (аксакала) и представителей других профильных комиссий схода граждан.

(В пункт 16 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.09.2017 г. №712, 14.11.2017 г. №915, 22.02.2018 г. №134)
(см. предыдущую редакцию)

17. Органы самоуправления граждан:

участвуют в подготовке и принятии решений по вопросам обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также в разработке и реализации государственных и иных экологических программ;

осуществляют общественный экологический контроль на соответствующей территории;

осуществляют наблюдение за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

участвуют в разработке нормативно-правовых актов в области экологического контроля;

вносят специально уполномоченным государственным органам, органам

государственной власти на местах, органам государственного и хозяйственного управления, хозяйствующим субъектам предложения об участии своего компетентного представителя в качестве наблюдателя при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контроля;

информируют специально уполномоченные государственные органы, органы государственной власти на местах, органы государственного и хозяйственного управления, хозяйствующих субъектов о выявленном ими факте нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

вносят в соответствующие государственные органы предложения о принятии мер по выявленному факту нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

обращаются в соответствующие государственные органы и получают информацию о состоянии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению выявленного факта нарушения законодательства в данной сфере;

проводят изучение общественного мнения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, общественную экологическую экспертизу;

заслушивают в пределах своей компетенции отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории и принимают решения по их результатам;

содействуют в охране окружающей среды, взаимодействуют с другими субъектами экологического контроля и средствами массовой информации по вопросам общественного экологического контроля, в том числе в формировании системы общественных инспекторов экологического контроля;

оказывают содействие в работе по повышению экологической культуры населения, развитию экологического образования и воспитания.

Органы самоуправления граждан могут осуществлять и иные полномочия в области экологического контроля в соответствии с законодательством.

18. Для повышения эффективности общественного экологического контроля органы самоуправления граждан содействуют проведению краткосрочных курсов для общественных инспекторов экологического контроля на базе консультативных центров, создаваемых на их территории.

Образовательные учреждения, расположенные на соответствующей территории, по запросу схода граждан могут предоставлять для проведения различных мероприятий в рамках работы по повышению экологической культуры населения, организации краткосрочных курсов для общественных инспекторов экологического контроля учебные помещения, свободные от учебного процесса.

19. Органы самоуправления граждан для осуществления экологического контроля могут на договорной основе привлекать специалистов и экспертов в соответствии с законодательством.

20. Для осуществления своих полномочий по общественному экологическому контролю органы самоуправления граждан могут использовать собственные средства и средства, полученные в виде благотворительных пожертвований юридических и физических лиц, а также средства иных источников, не запрещенных законодательством.

III. Осуществление общественного экологического контроля негосударственными некоммерческими организациями

21. Негосударственные некоммерческие организации осуществляют общественный экологический контроль в соответствии со своими уставными задачами в пределах территории, на которую распространяется их уставная деятельность.

22. Негосударственные некоммерческие организации в соответствии с их уставами имеют право:

участвовать в подготовке решений по вопросам обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также в разработке и реализации государственных и иных экологических программ;

осуществлять общественный экологический контроль;

участвовать в наблюдении за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области экологического контроля;

вносить специально уполномоченным государственным органам, органам государственной власти на местах, органам государственного и хозяйственного управления, хозяйствующим субъектам предложения об участии своего компетентного представителя в качестве наблюдателя при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контроля;

информировать специально уполномоченные государственные органы, органы государственной власти на местах, органы государственного и хозяйственного управления, хозяйствующих субъектов о выявленном ими факте нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

вносить в соответствующие государственные органы предложения о принятии мер по выявленному факту нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

обращаться в соответствующие государственные органы и получать информацию о состоянии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению выявленного факта нарушения законодательства в данной сфере;

проводить изучение общественного мнения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, общественную экологическую экспертизу;

участвовать в заслушивании информации и отчетов руководителей соответствующих органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории;

взаимодействовать со специально уполномоченными государственными органами в области экологического контроля, органами государственного и хозяйственного управления, органами самоуправления граждан, гражданами и средствами массовой информации по вопросам общественного экологического контроля, в том числе в формировании системы общественных инспекторов экологического контроля;

оказывать содействие государственным органам и органам самоуправления граждан в работе по повышению экологической культуры населения, развитию экологического образования и воспитания;

осуществлять выборку и анализ публикаций в средствах массовой информации по вопросам охраны окружающей среды и здоровья населения, рационального использования природных ресурсов, реализации государственных природоохранных программ и осуществлять общественный контроль за принятием мер по следам данных публикаций;

в установленном законодательством порядке создавать общедоступные ресурсы во всемирной информационной сети Интернет, учреждать средства массовой информации, являться соучредителями средств массовой информации, осуществлять издательскую деятельность по вопросам общественного экологического контроля;

участвовать в освещении результатов общественного экологического контроля средствами массовой информации;

осуществлять в целях общественного экологического контроля фотосъемку, аудио- и видеозапись, публиковать и транслировать данные материалы при условии, если это не нарушает законодательство; направлять обращения в надлежащие государственные органы по вопросам экологического контроля;

в установленном порядке участвовать в открытых заседаниях органов государственной власти и управления;

инициировать создание рабочих групп, комиссий и научно-технических советов по вопросам охраны окружающей среды и здоровья населения, рационального использования природных ресурсов, реализации государственных экологических программ, привлекать для участия в них специалистов и экспертов;

инициировать и проводить общественные слушания.

Негосударственные некоммерческие организации могут иметь другие права в соответствии с законодательством.

23. Для материально-финансового обеспечения деятельности по общественному экологическому контролю негосударственные некоммерческие организации вправе использовать средства, являющиеся источниками формирования имущества организации:

вступительные и членские взносы, если они предусмотрены уставом;

единовременные и регулярные поступления от учредителей, участников (членов);

добровольные имущественные взносы и благотворительные пожертвования;

доходы (прибыль), полученные от предпринимательской деятельности;

другие поступления, не запрещенные законодательством.

Негосударственные некоммерческие организации для осуществления деятельности по общественному экологическому контролю могут также получать поддержку государства в форме субсидий, социальных заказов и грантов, предоставляемых в установленном порядке.

24. Негосударственные некоммерческие организации обязаны:

соблюдать требования законодательства об экологическом контроле;

оказывать содействие другим субъектам экологического контроля в осуществлении экологического контроля;

не подменять функции других субъектов экологического контроля.

Негосударственные некоммерческие организации могут нести другие обязанности в соответствии с законодательством.

IV. Права и обязанности граждан по осуществлению общественного экологического контроля

25. Граждане Республики Узбекистан вправе осуществлять общественный экологический контроль как непосредственно по месту их постоянного проживания, так и по месту временного пребывания на территории республики.

26. Граждане имеют право:

участвовать в подготовке и принятии решений по вопросам обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также в разработке и реализации государственных и иных экологических программ;

осуществлять наблюдение за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области экологического контроля;

информировать специально уполномоченные государственные органы, органы государственной власти на местах, органы государственного и хозяйственного управления, хозяйствующих субъектов, органы самоуправления граждан о выявленном ими факте нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

обращаться в соответствующие государственные органы и получать информацию о состоянии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению выявленного факта нарушения законодательства в данной сфере;

участвовать в проведении изучения общественного мнения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, общественной экологической экспертизы;

участвовать в заслушивании информации и отчетов руководителей соответствующих органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории.

Граждане могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

27. Граждане обязаны:

соблюдать требования законодательства об экологическом контроле;

оказывать содействие другим субъектам экологического контроля в осуществлении экологического контроля.

Граждане могут нести другие обязанности в соответствии с законодательством.

V. Основные формы общественного экологического контроля

28. Основными формами общественного экологического контроля являются:

наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализацией государственных и иных экологических программ;

участие в качестве наблюдателя при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контроля;

заслушивание информации и отчетов руководителей соответствующих органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории;

проведение общественной экологической экспертизы.

Общественный экологический контроль может осуществляться путем анализа и оценки состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также изучения общественного мнения.

При осуществлении общественного экологического контроля могут быть использованы и иные формы и методы в соответствии с законодательством.

29. Наблюдение осуществляется в целях определения (выявления), оценки, анализа и прогноза:

состояния источников воздействия на окружающую природную среду;

физических, химических и биологических процессов, явлений и факторов воздействия на окружающую природную среду;

состояния уровня загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, наземных экосистем и геологической среды; состояния растительности и животного мира и процессов их деградации под воздействием хозяйственной и иной деятельности.

Наблюдение осуществляется органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и гражданами в соответствии с самостоятельно разрабатываемыми планами и программами доступными для них способами и средствами.

30. Представители органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, а также граждане могут принимать участие в качестве наблюдателя при осуществлении следующих основных форм государственного экологического контроля:

проверка соблюдения государственными органами, юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации государственных и иных экологических программ;

мониторинг окружающей среды;

государственная экологическая экспертиза.

31. Выдвижение кандидатур наблюдателей органами самоуправления граждан осуществляется по представлению комиссий по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению.

Выдвижение кандидатур наблюдателей негосударственными некоммерческими организациями осуществляется по представлению руководящего исполнительного органа соответствующей организации.

Граждане могут принимать участие в качестве наблюдателя при осуществлении государственного экологического контроля как путем самовыдвижения, так и по представлению органа самоуправления граждан (по месту постоянного проживания) или негосударственной некоммерческой организации, участниками (членами) или активистами которой являются.

32. Участие представителей органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, а также граждан в качестве наблюдателей в государственном экологическом контроле осуществляется по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области экологического контроля.

33. Участие представителей органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в качестве наблюдателей в ведомственном и производственном экологическом контроле осуществляется по согласованию с соответствующими ведомствами и организациями.

Участие представителей органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в качестве наблюдателей при осуществлении ведомственного и производственного экологического контроля допускается только в присутствии представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Запрещается проводить обход (осмотр) производственных участков (цехов, отделов) без уведомления администрации организаций и сопровождающего лица.

34. Органы самоуправления граждан заслушивают (в пределах их компетенции) отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории.

Негосударственные некоммерческие организации и граждане могут заслушивать информацию и отчеты ответственных лиц специально уполномоченных государственных органов в области экологического контроля, органов государственной власти и управления, руководителей предприятий, учреждений и организаций при проведении общественных слушаний, конференций, "круглых столов" и других мероприятий.

35. Общественная экологическая экспертиза может осуществляться по инициативе негосударственных некоммерческих организаций и граждан в любой сфере деятельности, которая нуждается в экологическом обосновании. Запрещается препятствовать осуществлению общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может осуществляться независимо от проведения государственной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы имеет рекомендательный характер.

VI. Оформление и формы реализации результатов общественного экологического контроля

36. Результаты общественного экологического контроля могут быть оформлены путем составления в установленном порядке справки или информации, а также другими способами в соответствии с законодательством.

Информация или справка по результатам общественного экологического контроля:

утверждается председателем соответствующего схода граждан или руководителем негосударственной некоммерческой организации при осуществлении экологического контроля их представителями; удостоверяется гражданином при осуществлении экологического контроля путем самовыдвижения.

Информация или справка по результатам общественного экологического контроля направляется органами самоуправления граждан и негосударственными некоммерческими организациями в специально уполномоченные государственные органы в области экологического контроля, другие государственные органы, а также руководителям организаций для рассмотрения в установленном порядке.

37. Формами реализации результатов общественного экологического контроля являются:

информирование специально уполномоченных государственных органов, органов государственной власти на местах и граждан о результатах общественного экологического контроля;

внесение предложений в соответствующие государственные органы для принятия мер по выявленному факту нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Результаты общественного экологического контроля могут быть реализованы и в иных формах в соответствии с законодательством.

38. Информирование специально уполномоченных государственных органов, органов государственной власти на местах о результатах общественного экологического контроля может иметь форму устных, письменных и электронных обращений (заявлений, предложений или жалоб), подаваемых в установленном порядке.

К обращениям могут прилагаться имеющиеся у органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций или граждан решения (или их копии), ранее принятые по существу данных обращений, а также другие документы, необходимые для их рассмотрения, в том числе фото, аудио и видеоматериалы.

Обращения органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан по вопросам общественного экологического контроля рассматриваются в соответствии с законодательством.

Приложение №2

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 октября 2015 года №287

Типовое положение об общественном инспекторе экологического контроля

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение определяет порядок организации деятельности общественного инспектора экологического контроля, его задачи, права и обязанности.

2. В целях осуществления общественного экологического контроля органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации могут формировать систему общественных инспекторов экологического контроля и координировать их деятельность.

3. Общественным инспектором экологического контроля может стать гражданин Республики Узбекистан, прошедший в установленном порядке специальную подготовку и имеющий право на участие в экологическом контроле.

Порядок прохождения специальной подготовки общественных инспекторов экологического контроля определяется Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды по согласованию с другими специально уполномоченными государственными органами в области экологического контроля, Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана, Республиканским советом по координации деятельности органов самоуправления граждан и Экологическим движением Узбекистана.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)

4. Гражданин Республики Узбекистан, выразивший волеизъявление стать общественным инспектором экологического контроля, обращается с заявлением по месту жительства в Комиссию схода граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению (далее — Комиссия), или в негосударственную некоммерческую организацию, осуществляющую свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.

Заявление гражданина выразившего волеизъявление стать общественным инспектором экологического контроля рассматривается на собрании Комиссии, либо руководителем негосударственной некоммерческой организации, осуществляющей свою деятельность в сфере охраны окружающей среды при участии представителя специально уполномоченного государственного органа в области экологического контроля.

В случае одобрения его кандидатуры гражданин получает удостоверение общественного инспектора экологического контроля, выдаваемое по решению председателя органа самоуправления граждан на основании протокола собрания Комиссии или приказом руководителя негосударственной некоммерческой организации.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.02.2018 г. №134)
(см. предыдущую редакцию)

5. Удостоверение общественного инспектора экологического контроля выдается сроком на один год по формам и описанию согласно приложениям №№1, 2 и 3 к настоящему Типовому положению.

6. Удостоверение общественного инспектора экологического контроля имеет порядковый номер и регистрируется в Книге учета выдачи и возврата удостоверений общественного инспектора экологического контроля (далее — Книга учета). Книга учета ведется Комиссией или негосударственной некоммерческой организацией по форме согласно приложению №4 к настоящему Типовому положению.

Гражданин при получении удостоверения общественного инспектора экологического контроля ставит подпись в соответствующей графе Книги учета. Номер удостоверения должен соответствовать порядковому номеру в Книге учета.

Книга учета хранится у председателя Комиссии или руководителя негосударственной некоммерческой организации, должна соответствовать установленному образцу, иметь переплет с твердой обложкой и должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписью и печатью председателя органа самоуправления граждан или руководителя негосударственной некоммерческой организации с указанием количества страниц и даты заведения книги.

7. Совершение общественным инспектором экологического контроля преступления, административного правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, а также невыполнение обязанностей общественного инспектора экологического контроля является основанием для лишения статуса общественного инспектора экологического контроля.

8. Общественный инспектор экологического контроля вправе заявить в орган самоуправления граждан или негосударственную некоммерческую организацию, выдавшим ему удостоверение общественного инспектора экологического контроля, о сложении предоставленных ему полномочий.

9. В случаях, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящего Типового положения, а также по истечении срока действия удостоверение общественного инспектора экологического контроля подлежит возврату.

10. По истечении срока действия удостоверения общественного инспектора экологического контроля оно может быть продлено на год по заявлению общественного инспектора экологического контроля, на основании решения председателя органа самоуправления граждан или руководителя негосударственной некоммерческой организации.

11. Методическое руководство деятельностью общественных инспекторов осуществляет Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.

(В пункт 11 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.11.2017 г. №915)
(см. предыдущую редакцию)

12. Общественный инспектор экологического контроля в своей деятельности руководствуется законодательством и настоящим Положением.

II. Основные задачи общественного инспектора экологического контроля

13. Основными задачами общественного инспектора экологического контроля являются:

предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

наблюдение за состоянием окружающей среды, выявление ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

определение соответствия экологическим требованиям намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;

участие в обеспечении соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц, выполнения ими обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

участие в информировании государственных и иных организаций и граждан об изменениях в окружающей среде, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых соответствующих мерах;

повышение эффективности природоохранной деятельности и обеспечение участия органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в реализации государственных и иных экологических программ;

проведение работ по воспитанию у граждан бережного отношения к окружающей природной среде, пропаганде и распространению знаний о природе, участие в организации и проведении конкурсов, выставок и других массовых мероприятий по природоохранной тематике.

III. Права общественного инспектора экологического контроля

14. Общественный инспектор экологического контроля имеет право:

осуществлять наблюдение за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

принимать участие в качестве наблюдателя при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контроля;

принимать участие в подготовке обращения органа самоуправления граждан и негосударственной некоммерческой организации в соответствующие государственные органы для получения информации о состоянии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению выявленного факта нарушения законодательства в данной сфере;

получать от юридических и физических лиц необходимые документы и информацию для осуществления общественного экологического контроля;

участвовать в проведении изучения общественного мнения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, общественной экологической экспертизы;

участвовать в заслушивании информации и отчетов руководителей соответствующих органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории;

участвовать в работе по повышению экологической культуры населения, развитию экологического образования и воспитания;

вносить в соответствующие государственные органы предложения по улучшению и совершенствованию природоохранного законодательства по деятельности всех видов экологического контроля;

получать поощрения в органах самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организациях за активное участие в общественно значимых мероприятиях и содействие в обнаружении, пресечении природоохранных нарушений и оказание содействия в привлечении виновных к ответственности;

составлять справки и информацию в установленном порядке по фактам нарушения гражданами природоохранного законодательства и выявленным при внешнем наблюдении за деятельностью организаций.

15. Общественный инспектор экологического контроля может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

IV. Обязанности общественного инспектора экологического контроля

16. Общественный инспектор экологического контроля обязан:

соблюдать требования законодательства об экологическом контроле;

оказывать содействие другим субъектам экологического контроля в осуществлении экологического контроля;

не подменять функции других субъектов экологического контроля.

17. Общественный инспектор экологического контроля может нести другие обязанности в соответствии с законодательством.

V. Оформление участия общественного инспектора экологического контроля в проведении экологического контроля

18. Общественный инспектор экологического контроля при проведении наблюдения за исполнением законодательства в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и при выявлении нарушения данного законодательство составляет справку или информацию, которые утверждаются подписью и печатью председателя схода граждан или руководителя негосударственной некоммерческой организации и передаются для рассмотрения в соответствующие государственные органы для принятия мер по выявленному факту нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

VI. Финансовые основы деятельности общественного инспектора экологического контроля

19. Общественные инспектора экологического контроля ведут свою деятельность на добровольной основе.

20. Затраты по созданию условий деятельности общественного инспектора экологического контроля, по его обучению и повышению квалификации финансируются за счет средств органа самоуправления граждан и негосударственной некоммерческой организации.

21. Общественные инспектора экологического контроля могут быть поощрены органами самоуправления граждан и негосударственными некоммерческими организациями.

VII. Ответственность общественных инспекторов экологического контроля

22. Общественные инспектора экологического контроля привлекаются к ответственности за правонарушения в сфере своей деятельности согласно законодательству.

Приложение №1

к Типовому положению об общественном инспекторе экологического контроля

Форма удостоверения общественного инспектора экологического контроля, выдаваемого органом самоуправления граждан

прил 1 287-2015

Приложение №2

к Типовому положению об общественном инспекторе экологического контроля

Форма удостоверения общественного инспектора экологического контроля, выдаваемого негосударственной некоммерческой организацией

прил 2-287-2015

Приложение №3

к Типовому положению об общественном инспекторе экологического контроля

Описание удостоверения общественного инспектора экологического контроля

Обложка удостоверения общественного инспектора экологического контроля (далее — удостоверение) темно зеленого цвета и размером 60 х 90 миллиметров изготавливается из кожи или ее заменителей. Размер внутреннего рабочего поля 60 х 85 мм, каждая половина.

Бланк удостоверения имеет размер 60 х 85 мм, каждая половина (рабочее поле) с защитной сеткой бежевой окраски.

По центру на верхней части бланка размещается надпись "ma"muriy-hududiy birlik va fuqarolar yig"ini nomi" в удостоверении, выдаваемом органом самоуправления граждан, и "ma"muriy-hududiy birlik va NNT nomi" в удостоверении, выдаваемом негосударственной некоммерческой организацией, чуть ниже по центру надпись "GUVOHNOMA №", где указывается порядковый номер удостоверения.

Ниже по центру указываются имя, фамилия и отчество гражданина которому удостоверение выдается, после чего по центру имеется надпись "Ekologik nazorat jamoatchi inspektori" в левой половине удостоверения и "Экологик назорат жамоатчи инспектори" в правой. В левой центральной части правой половины размещается рамка для фотографии размером 3 х 4 см. Ниже по центру указываются дата выдачи и срок действия удостоверения. По центру нижней части двух половин имеется место для печати, текст в два ряда с наименованием "Fuqarolar yig"ini raisi (oqsoqoli)" по левой стороне и "Фукаролар йотини раиси (оксоколи)" по правой в удостоверении, выдаваемом органом самоуправления граждан, а также текст в два ряда с наименованием "Nodavlat notijorat tashkiloti rahbari" по левой стороне и "Нодавлат нотижорат ташкилоти радбари" по правой в удостоверении, выдаваемом негосударственной некоммерческой организацией. После имеется место для подписи и указания фамилии, имени и отчества руководителя, выдающего удостоверение. Расположение текста горизонтальное.

Заполнение бланков удостоверений производится на основании паспортных данных общественного инспектора экологического контроля с использованием компьютера. Текст удостоверения заполняется черным цветом.

После внесения необходимых сведений на бланк удостоверения наклеиваются фотографии их владельцев, подписываются председателем органа самоуправления граждан или руководителем негосударственной некоммерческой организации и скрепляются соответствующей печатью органа самоуправления граждан или негосударственной некоммерческой организации.

Текст составляется на латинице (левая сторона) и кириллице (правая сторона) на узбекском языке, идентичным по содержанию.

Приложение №4

к Типовому положению об общественном инспекторе экологического контроля КНИГА учета выдачи и возврата удостоверений общественного инспектора экологического контроля

прил4-287-2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Типовое положение о порядке осуществления общественного экологического контроля I. Общие положения II. Осуществление общественного экологического контроля органами самоуправления граждан III. Осуществление общественного экологического контроля негосударственными некоммерческими организациями IV. Права и обязанности граждан по осуществлению общественного экологического контроля V. Основные формы общественного экологического контроля VI. Оформление и формы реализации результатов общественного экологического контроля Типовое положение об общественном инспекторе экологического контроля I. Общие положения II. Основные задачи общественного инспектора экологического контроля III. Права общественного инспектора экологического контроля IV. Обязанности общественного инспектора экологического контроля V. Оформление участия общественного инспектора экологического контроля в проведении экологического контроля VI. Финансовые основы деятельности общественного инспектора экологического контроля VII. Ответственность общественных инспекторов экологического контроля Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4