Недействующая редакция. Принята: 28.12.2017 / Вступила в силу: 06.02.2018

Недействующая редакция, не действует с 31 декабря 2018 года

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 28 ноября 2015 года №13-НК

Об утверждении Типовой системы управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита

(В редакции Нормативного Постановления Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета Республики Казахстан от 28.12.2017 г. №12-НК)

В соответствии с подпунктом 11) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле" Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Типовую систему управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита.

2. Признать утратившими силу:

1) нормативное постановление Счетного комитета от 31 августа 2011 года №3-НП "Об утверждении типовой системы управления рисками, которая применяется при планировании и проведении внешнего государственного финансового контроля" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов от 26 сентября 2011 года №7205, опубликованное в газете "Казахстанская правда" от 15 октября 2011 года №330-331 (26721-26722)).,

2) нормативное постановление Счетного комитета от 18 января 2013 года №1-НП "О внесении изменения в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 августа 2011 года №3-НП "Об утверждении Типовой системы управления рисками, которая применяется при планировании и проведении внешнего государственного финансового контроля" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов от 15 февраля 2013 года №8338, опубликованное в газете "Казахстанская правда" от 27 марта 2013 года №105-106 (27379-27380)).

3. Юридическому отделу в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Аділет";

3) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Счетного комитета.

4. Контроль за исполнением нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Счетного комитета.

5. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель

К.Джанбурчин

Утверждена нормативным Постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан от 28 ноября 2015 года №13-НК

Типовая система управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита

1. Основные положения

1. Настоящая Типовая система управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий года и проведении внешнего государственного аудита (далее - Типовая система) разработана в соответствии с подпунктом 11) пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле".

2. Основной целью Типовой системы является выявление объектов и предметов государственного аудита и финансового контроля повышенного риска.

3. При использовании Типовой системы применяются следующие основные понятия:

1) меры реагирования - комплекс мероприятий, принимаемых органами государственного аудита направленных на предупреждение, минимизацию и устранение рисков;

2) предметы государственного аудита и финансового контроля (далее - предметы государственного аудита) - деятельность государственных органов, в том числе управление государственными финансами, государственные, правительственные и бюджетные программы, стратегические планы государственных органов, программы развития территорий;

3) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее - объекты государственного аудита) - государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств;

4) риск - вероятность несоблюдения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, неблагоприятного воздействия события или действия на объект и предмет государственного аудита, которая приводит к финансовым нарушениям, хищениям (растрате) бюджетных средств и нанесению экономического ущерба государству, а также недостижению или неисполнению в полном объеме целевых индикаторов и показателей, предусмотренных в программных документах и стратегических планах государственных органов;

5) сводный реестр рисков - документ, представляющий собой ранжирование объектов и предметов государственного аудита по степеням риска и используемый в процессе принятия решений по мерам реагирования;

6) риск-ориентированный отбор - система администрирования, обеспечивающая проведение эффективного планирования и проведения государственного аудита, базирующаяся на принципах выборочности, оптимального распределения ресурсов на наиболее приоритетных направлениях аудиторской деятельности;

7) реестр рисков - структурированный перечень рисков, содержащий результаты их качественного и (или) количественного анализа, также включающий критерии и причины рисков, вероятность их возникновения, воздействие (ущерб), приоритет и меры реагирования;

8) система управления рисками - комплекс мероприятий при формировании перечня объектов государственного аудита и проведении аудиторских мероприятий органами государственного аудита, направленный на выявление, идентификацию, оценку и анализ рисков и их факторов, на основе отчетных и других данных, выработку и принятие мер реагирования, мониторинг эффективности результатов принятых мер;

9) оценка риска - включает определение на основе качественных и (или) количественных подходов вероятности наступления негативного события и влияния последствий;

10) количественный метод оценки риска - оценка рисков, основанная на статистических и математических инструментах и техниках анализа данных и моделировании;

11) качественный метод оценки риска - оценка рисков, основанная на экспертно-аналитических методах;

12) идентификация риска - анализ всех рисковых обстоятельств и возможных рисковых обстоятельств и ситуаций, с целью выявления причин и признаков возникновения рисков, определения их критериев;

13) анализ риска - действие, проводимое для выявления наибольших вероятностей наступления и влияния риска на ту или иную сферу деятельности объекта государственного аудита;

14) мониторинг рисков - учет объектов и предметов государственного аудита по степени риска в динамике для последующего анализа и оценки эффективности действий по предупреждению, минимизации, устранения рисков объектами государственного аудита;

15) критерии - перечень показателей, на основе которых принимается решение об отнесении предмета и объекта государственного аудита к определенной степени риска.

4. Типовая система используется при формировании перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, проведении внешнего государственного аудита, анализа и оценки объектов государственного аудита.

5. Типовая система используется органами внешнего государственного аудита и финансового контроля (далее - органы внешнего государственного аудита) согласно возложенным функциям и полномочиям на всех уровнях бюджета:

на республиканском уровне - Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет);

на местном уровне - ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее - ревизионные комиссии).

2. Основные этапы Типовой системы

Параграф 1. Этапы системы управления рисками

6. Процесс управления рисками включает в себя следующие этапы:

Предварительный этап:

1) сбор информации для проведения оценки рисков из финансовой, бюджетной, бухгалтерской отчетности, полученной от объектов государственного аудита и других источников;

2) систематизация и формирование базы данных по объектам государственного аудита;

Основной этап:

1) идентификация рисков и критериев их отбора;

2) оценка рисков на основе качественных и количественных методов;

3) формирование реестра и сводного реестра рисков с ранжированием объектов и предметов контроля по степеням рисков, определенным пунктом 41 настоящей Типовой системой;

Заключительный этап.

Параграф 2. Предварительный этап

7. Сбор информации для проведения оценки рисков осуществляется на основе финансовой, бюджетной и бухгалтерской отчетности, необходимой для идентификации и оценки рисков по критериям, определенным настоящей Типовой системой посредством направления соответствующих запросов объектам государственного аудита и (или) путем интеграционного взаимодействия информационных систем органов и объектов государственного аудита.

8. Структурное подразделение органа внешнего государственного аудита, ответственное за информационно-техническое обеспечение проводит автоматизацию процесса сбора, обработки и накопления информации для формирования системы управления рисками.

9. Способ сбора, обработки и хранения информации максимально автоматизируется и допускает возможность проверки корректности полученных данных.

10. Структурное подразделение, ответственное за планирование, обеспечивает разработку реестра рисков, включая качественный и количественный методы, идентификацию и оценку рисков, мониторинг идентифицированных рисков.

11. Создание базы данных для проведения оценки рисков осуществляется в ходе анализа показателей, на основе которых вырабатываются критерии оценки рисков.

12. В процессе анализа информации для формирования базы данных определяются показатели, относящие объект и предмет государственного аудита к соответствующей степени риска, и критерии для идентификации рисков.

13. Риски и их критерии основываются на отчетных данных объектов государственного аудита и других официальных источниках информации.

14. Оценка рисков осуществляется с применением количественных и качественных методов.

15. Критерии определяются, исходя из потенциальных и реальных причин возникновения рисков.

Параграф 3. Основной этап

16. На первоначальной стадии осуществляется идентификация рисков:

1) выполняются расчетные операции по исчислению необходимых для идентификации рисков значений и данных в виде количественных и качественных измерений, долей, динамики в процентах;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЧЕТНОГО КОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Типовая система управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внешнего государственного аудита 1. Основные положения 2. Основные этапы Типовой системы Параграф 1. Этапы системы управления рисками Параграф 2. Предварительный этап Параграф 3. Основной этап Параграф 4. Заключительный этап 3. Применение Типовой системы при формировании перечня объектов государственного аудита и проведении внешнего государственного аудита Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19