Недействующая редакция. Принята: 21.01.2014

Недействующая редакция, не действует с 23 ноября 2018 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 21 января 2014 года №14

Об утверждении Положения о порядке разработки и согласования проектов экологических нормативов

 В целях упорядочения системы экологического нормирования путем единого подхода к разработке, оформлению и согласованию проектов экологических нормативов, а также во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 мая 2013 года №142 "О программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2013 - 2017 годы" Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке разработки и согласования проектов экологических нормативов согласно приложению.

2. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Информационно-аналитический департамент по вопросам сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Ш.Мирзиеев

 

Приложение

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 января 2014 года №14

Положение о порядке разработки и согласования проектов экологических нормативов

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок разработки и согласования проектов экологических нормативов воздействия на окружающую среду (далее – проекты экологических нормативов) организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство продукции или оказание услуг, связанные с образованием выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и отходов (далее - организации).

Схема разработки и согласования проектов экологических нормативов приводится в приложении №1 согласно настоящему Приложению.

2. Проекты предусматривают обоснованные экологические нормативы воздействия на окружающую среду (нормативы выбросов, сбросов, образования и размещения отходов), разработанные на основании результатов инвентаризации источников загрязнения окружающей среды.

3. В Положении применяются следующие основные понятия:

водоотведение - совокупность санитарных мероприятий и технических устройств, обеспечивающих удаление сточных вод за пределы населенного пункта или территории организации, которое осуществляется с помощью ливневой, промышленной и бытовой канализации;

временное размещение отходов - хранение отходов на территории организации в специально оборудованных для этих целей местах и иных площадях до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку, утилизацию или объект постоянного размещения отходов;

заявление об экологических последствиях - заключительный этап процедуры оценки воздействия на окружающую среду, выполняемый до приемки завершенного строительством (реконструкцией, модернизацией, расширением) объекта (или его участка) в эксплуатацию и устанавливающий экологические нормативы воздействия на окружающую среду;

инвентаризация источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования и размещения отходов - процесс выявления, регистрации, расположения, определения количества, параметров источников выбросов, сбросов, образования и размещения отходов и качественного состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в окружающую среду;

источник загрязнения окружающей среды - антропогенный объект, производящий загрязнение, вызываемое веществами или совокупностью веществ, поступающих в окружающую среду в процессе производства;

квота - норма допустимого содержания загрязняющего вещества в приземном слое атмосферы, рассчитанная для района размещения организации, с учетом воздействия на человека и окружающую среду;

класс опасности отхода - градация отхода или его компонента по степени возможного отрицательного воздействия на объекты окружающей среды и человека;

лимит размещения отходов - предельное количество отходов, разрешенное для размещения на определенный срок;

норма образования отходов - величина выхода отхода при переработке определенной массы основного сырья или изготовления определенного количества готовой продукции в условиях обеспечения норматива образования отходов;

норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции или на единицу исходного сырья;

нормирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования и размещения отходов — установление пределов, в которых допускается изменение их естественного свойства, которое определяется по реакции самого чуткого к изменениям вида организмов (индикаторов);

ориентировочно-безопасный уровень воздействия загрязняющего атмосферу вещества (ОБУВ) - временный норматив загрязняющего атмосферу вещества, установленный расчетным методом для целей проектирования промышленных объектов;

предельно допустимая концентрация (ПДК) - концентрация загрязняющего вещества в воздухе, воде, почве, которая не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека;

предельно допустимый выброс (ПДВ) - масса загрязняющих веществ в выбросах в единицу времени, формирующих приземные концентрации, не превышающие предельно допустимые квоты, установленные для атмосферного воздуха;

предельно допустимый сброс (ПДС) — масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте;

санитарно-защитная зона - зона пространства и растительности, специально выделенная между организацией и районом проживания населения, обеспечивающая рассеивание приземных концентраций загрязняющих веществ до уровня норм (квот);

технически-достижимые показатели — показатели сточных вод, рассчитанные с учетом технических возможностей сооружений по очистке сточных вод от загрязняющих веществ;

утилизация отходов - извлечение из отходов ценных компонентов или использование отходов в качестве вторичного сырья, топлива, удобрений и других целей.

4. Проекты экологических нормативов разрабатываются организациями и представляются для проведения экологической экспертизы и утверждения в органы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы (далее - Госкомприроды).

5. В случае расположения источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования и размещения отходов на нескольких территориально удаленных друг от друга промышленных площадках разработка проектов производится для каждой промышленной площадки отдельно. Критерием удаленности площадок служит отсутствие взаимного воздействия расположенных на них источников загрязнения окружающей среды.

II. Порядок разработки проектов экологических нормативов.

Общие положения

6. Разработка проектов экологических нормативов состоит из двух этапов:

проведение инвентаризации источников выбросов, сбросов, образования и размещения отходов;

нормирование выбросов, сбросов, образования и размещения отходов.

7. Инвентаризация проводится с целью:

определения параметров источников выбросов, сбросов, образования и размещения отходов;

определения исходных данных для разработки нормативов выбросов, сбросов, образования и размещения отходов;

оценки экологических характеристик технологий и материалов, используемых в организации;

разработки мероприятий по охране окружающей среды от загрязнения.

8. Инвентаризация проводится непосредственно самой организацией либо с привлечением юридических и физических лиц, специализирующихся на разработке материалов по охране и рациональному использованию природных ресурсов, один раз за период работы организации.

В случае реконструкции и изменения технологии производства производится уточнение данных проведенной ранее инвентаризации на базе, которой разрабатываются новые проекты экологических нормативов.

9. За достоверность данных инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования и размещения отходов ответственность несет руководитель организации (заказчик проектов экологических нормативов) в установленном законодательством порядке.

10. Обследование источников выбросов, сбросов, образования и мест размещения отходов, наименование которых должно соответствовать технологическому регламенту производства, проводится в ходе инвентаризации последовательно по технологической цепочке, начиная от основного и заканчивая побочными производствами.

III. Порядок разработки проектов экологических нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

11. Инвентаризация источников загрязнения атмосферы проводится в соответствии с требованиями настоящего Положения и включает:

обследование источников загрязнения атмосферного воздуха, пылеочистного и газоулавливающего оборудования, определение их параметров (высота, диаметр) и характеристик выбросов (температура, скорость);

определение месторасположения каждого из источников выбросов в локальной системе координат промплощадки организации;

определение количества и состава выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

оценку эффективности работы пылегазоочистного оборудования и других воздухоохранных мероприятий организации.

12. Этапы проведения инвентаризации:

на первом этапе осуществляется сбор данных об организации, как источнике загрязнения атмосферы: о месторасположении, структуре организации, схеме и описании технологических процессов, балансовых схемах основных и вспомогательных производств. Приводятся сведения о наличии и количестве источников выбросов, годовой расход топлива, сырья и материалов;

на втором этапе проводятся визуальное и инструментальное обследование источников выделения и выбросов загрязняющих веществ, эффективности пылегазоочистного оборудования, определяются их характеристики;

на третьем этапе производится анализ и систематизация полученных результатов, заполняются четыре раздела бланка инвентаризации источников выбросов по форме согласно приложению №2 к настоящему Положению.

13. Определение количества и состава выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится расчетными методами в соответствии с методиками, согласованными с Госкомприроды, или методиками, оформленными в виде отраслевых руководящих документов, согласованных с Госкомприроды, с привлечением, в случае необходимости, инструментальных замеров.

14. Наименования загрязняющих веществ, значение их экологических нормативов, ПДК должны соответствовать утвержденным стандартам. При отсутствии ПДК на загрязняющее вещество необходимо учитывать обувь.

15. На источники выбросов загрязняющих веществ вводится сквозная нумерация по возрастающей, в порядке проведения инвентаризации.

При уточнении инвентаризации номера ликвидированных источников выбросов опускаются, а вновь вводимым присваиваются порядковые номера, следующие за последними.

16. Целью нормирования выбросов загрязняющих веществ организации, от которой они поступают в атмосферу, является обеспечение соблюдения критериев качества атмосферного воздуха, регламентирующих предельно допустимое содержание в нем загрязняющих веществ для здоровья населения и основных составляющих экологической системы, а также условия, при которых обеспечиваются предельно допустимые (критические) нагрузки на экологическую систему за пределами границы организации или его санитарно-защитной зоны.

17. Основным критерием для установления ПДВ являются квоты на загрязняющие вещества для различных эколого-хозяйственных районов, приведенные в приложении №3 к настоящему Положению.

18. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу устанавливается по результатам расчетов их приземных концентраций за пределами промплощадки, полученных с учетом климатических и метеорологических характеристик, по форме согласно приложению №4 к настоящему Положению, принимаемых в качестве исходных данных для расчета рассеивания загрязняющих веществ, с дальнейшим выявлением соответствия полученных результатов установленным нормам на каждое загрязняющее вещество и составлением перечня загрязняющих веществ по форме согласно приложению №5 к настоящему Положению.

Величины ПДВ устанавливаются в г/сек. и т/год.

При превышении норм за норматив принимаются выбросы, рассчитанные при условии соблюдения квот за пределами площадки и разрабатываются природоохранные мероприятия по их достижению по форме согласно приложению №6 к настоящему Положению. Для подтверждения эффективности предложенных природоохранных мероприятий выполняются контрольные расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ.

19. Превышение нормативов ПДВ устанавливается, если фактическое значение валового выброса (т/год) для организации в целом за рассматриваемый год больше, чем установленная величина ПДВ (т/год) по веществу, источнику, организации, либо фактическое значение максимального разового выброса (г/с) из любого источника выброса или организации в целом выше установленных величин в г/с.

20. Единовременный выброс загрязняющих веществ от одного источника, продолжительность которого не превышает 5% от часов работы основного технологического оборудования в год, относится к залповому и не подлежит нормированию. Характеристика залповых выбросов заносятся в таблицу по форме согласно приложению №7 к настоящему Положению.

21. Для организаций, по виду деятельности относящихся к IV категории воздействия на окружающую среду, норматив ПДВ устанавливается по фактическим данным, полученным по результатам проведенной инвентаризации, без разработки проекта ПДВ и проведения государственной экологической экспертизы.

IV. Порядок разработки проектов экологических нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водоемы и рельеф местности

22. Инвентаризация источников образования сточных вод проводится в соответствии с требованиями настоящего Положения и включает:

результаты обследования источников водоснабжения с получением данных о качественной и количественной характеристике исходной воды, потребляемой на технологические, хозяйственно-питьевые цели, полив (орошение), пожаротушение, способах ее очистки, объемах оборотного, повторного и повторно-последовательного водоснабжения по форме согласно приложению №8 к настоящему Положению;

балансовые технологические схемы основного, вспомогательного и прочих производств с указанием нормативных и фактических объемов водопотребления и водоотведения раздельно по каждому участку;

технологическое обоснование привноса загрязняющих веществ в образующиеся сточные воды на каждом конкретном производственном участке;

обоснование в соответствии с принятой схемой водоотведения количества выпусков сточных вод с указанием их качественной характеристики (с приложением результатов анализов качества воды);

описание состава и технического состояния сооружений по очистке сточных вод, эффективности их работы по данным анализов состава сточных вод до и после очистки по форме согласно приложению №9 к настоящему Положению;

результаты обследования приемников сточных вод в месте расположения каждого выпуска и их описание с указанием: наименования водного объекта, куда осуществляется сброс сточных вод, категории водопользования, топографической и гидрологической характеристики, фоновых концентраций загрязняющих веществ в водотоке, оформляемые согласно приложению №10 к настоящему Положению.

В случае сброса сточных вод на рельеф местности представляются сведения о типе, проницаемости и фильтруемости грунтов, формирующих естественное днище водоприемника, об уровне залегания грунтовых вод и их качественном составе по форме согласно приложению №11 к настоящему Положению.

23. К рельефу местности относятся различные ее понижения, включая овраги, ложбины, выработанные карьеры, углубления в песках и сухие русла саев и ручьев.

24. Нормированию подлежат сбросы загрязняющих веществ с производственными и хозяйственно-бытовыми сточными, а также дренажными водами.

25. Величина ПДС определяется, как произведение среднесуточного часового расхода сточных вод на допустимую к сбросу концентрацию загрязняющего вещества.

26. Нормирование сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду производится путем установления ПДС данных веществ со сточными водами в водные объекты или на рельеф местности. При расчете ПДС для загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами после очистки на сооружениях (механической, физико-химической, биологической и т.д.), используются технически достижимые показатели (ТДП):

ТДП1 — показатели сточных вод, достижимые при оптимальной эксплуатации действующих на объекте очистных сооружений;

ТДП2 — показатели сточных вод, достижимые при применении типовой технологии, обеспечивающей наилучшее качество очищенной воды с учетом технических и экономических возможностей в установленный Госкомприроды период времени;

ТДП3 — показатели сточных вод, достижимые при применении наиболее эффективной технологии и максимально приближенные к предельно допустимым концентрациям (ПДК).

27. ПДС, установленные с учетом технически достижимых показателей, являются основой для дальнейшего планирования водоохранных мероприятий и могут быть пересмотрены в сроки, установленные Госкомприроды, с постепенным переходом к более жестким нормам в зависимости от экологической ситуации, сроков выполнения утвержденных мероприятий, направленных на улучшение качества сбрасываемых сточных вод и т.д.

28. Нормативы ПДС устанавливаются расчетным путем или по проектным данным на основании анализа водно-материального баланса организации с учетом состава исходной воды и компонентов, используемых в применяемой технологии, с учетом фоновых концентраций, по форме согласно приложению №12 к настоящему Положению.

Во всех случаях ПДС устанавливается не выше уровня фонового качества природной воды, используемой для сброса сточных вод, и не ниже предельно допустимых концентраций, установленных для поверхностных водоемов рыбохозяйственного и (или) культурно-бытового значения.

29. Перечень нормируемых загрязняющих веществ, не привносимых в сточные воды технологическими процессами, ограничивается списком в соответствии с приложением №13 к настоящему Положению.

V. Порядок разработки проектов экологических нормативов образования и размещения отходов

30. Инвентаризация образования и размещения отходов проводится в соответствие с требованиями настоящего Положения и включает:

результаты обследования источников образования отходов с получением данных об их качественной и количественной характеристиках, при этом для определения количества образующихся отходов используются:

аналитический метод, заключающийся в определении количественного выхода отхода в условиях, близких к действующим технологическим процессам;

статистический метод, представляющий собой совокупность приемов и методов статистики, раскрывающих условия образования отходов;

балансовые и технологические схемы основного, вспомогательного и прочих производств;

сведения о составе сырья (материалов, топлива), номенклатуре и объемах выпускаемой продукции, режиме работы технологического оборудования (представляются в виде официальной справки);

план-схема в системе координат, на который наносятся источники образования отходов и места их размещения (временного складирования);

паспорта на каждый вид отходов с указанием места и технологического процесса их образования, физико-механических, физико-химических, санитарно-гигиенических и потребительских свойств, норматива образования согласно приложению №14 к настоящему Положению.

31. Класс опасности отходов для окружающей среды определяется по классификационному каталогу отходов по форме согласно приложению №15 к настоящему Положению.

32. Полученные данные по всем образующимся отходам производства и потребления сводятся в инвентаризационную ведомость по форме согласно приложению №16 к настоящему Положению.

33. Нормирование образования отходов осуществляется в соответствии с технологическими особенностями основного и вспомогательного производства (образование и размещение отходов коммунального характера не нормируется).

Нормативы образования отходов определяются в единицах массы (объема) по отношению к количеству используемого сырья, материалов или от количества производимой продукции. Нормативы образования отходов, оцениваемые в процентах, определяются по тем видам отходов, которые имеют те же физико-химические свойства, что и первичное сырье.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Приложение Положение о порядке разработки и согласования проектов экологических нормативов I. Общие положения II. Порядок разработки проектов экологических нормативов. III. Порядок разработки проектов экологических нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу IV. Порядок разработки проектов экологических нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водоемы и рельеф местности V. Порядок разработки проектов экологических нормативов образования и размещения отходов VI. Порядок рассмотрения материалов инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования и размещения отходов VII. Оформление проектов экологических нормативов VIII. Сроки рассмотрения проектов экологических нормативов и порядок их согласования IX. Сроки действия проектов экологических нормативов Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10 Приложение №11 Приложение №12 Приложение №13 Приложение №14 Приложение №15 Приложение №16 Приложение №17 Приложение №18 Приложение №19 Приложение №20 Приложение №21 Приложение №22