Дата обновления БД:
22.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
88 / 361
Всего документов в БД:
133060
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 26 июня 2013 года №590
Об утверждении Концепции новой бюджетной политики Республики Казахстан
(В редакции Указа Президента Республики Казахстан от 24.11.2014 г. №966)
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года №449 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию новой бюджетной политики Республики Казахстан.
2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент Республики Казахстан
Н.Назарбаев
Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2013 года №590
Концепция новой бюджетной политики Республики Казахстан
Введение
Новый экономический курс, угрозы и вызовы стабильному развитию страны требуют изменения подходов к формированию и реализации бюджетной политики, являющейся важнейшей составляющей государственной экономической политики и инструментом реализации поставленных задач социально-экономического развития.
Концепция новой бюджетной политики разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" и направлена на использование бюджетных ресурсов в пределах возможностей и сокращение дефицита, обеспечение бережного и продуманного бюджетно-финансового процесса, инвестирование бюджетных средств и средств Национального фонда в продуктивные стратегические общенациональные проекты с точки зрения долгосрочной перспективы с применением жесткой системы отбора.
Настоящая Концепция определяет видение, основные подходы формирования и направления бюджетной политики до 2020 года и направлена на обеспечение комплексности проведения реформ в области государственных финансов.
1. Видение новой бюджетной политики в Республике Казахстан
Анализ текущей ситуации
С момента обретения независимости в Казахстане сформированы основы современной системы управления государственными финансами.
Созданы система государственных финансов, отвечающая условиям и требованиям рыночной экономики, законодательные основы финансового обеспечения деятельности органов государственной власти на центральном и местном уровнях.
Внедрено программное бюджетирование и программная классификация расходов.
Закреплены на постоянной основе источники доходов с их распределением между республиканским и местными бюджетами.
В целях макроэкономической стабилизации финансирование дефицита государственного бюджета с 1998 года перешло на неинфляционные источники.
Важной реформой в бюджетной системе Казахстана стало создание в 2000 году Национального фонда Республики Казахстан (далее - Национальный фонд) в целях накопления финансовых ресурсов для будущих поколений посредством сбережения нефтяных доходов, а также снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках. Национальный фонд стал важным инструментом поддержания макроэкономической стабильности в стране.
В 2004 году был принят первый Бюджетный кодекс Республики Казахстан, в котором были упорядочены и систематизированы действующие нормы законодательства в бюджетной системе.
В целях обеспечения взаимосвязи экономического, стратегического и бюджетного планирования было проведено разграничение полномочий между центральными государственными органами и уровнями государственного управления, в том числе в бюджетной системе.
Обеспечена стабильность межбюджетных отношений между республиканским и местными бюджетами путем законодательного определения объемов трансфертов общего характера на трехлетний период.
В 2007 году начата работа по выстраиванию качественно новой модели государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. В целях формирования целостной и эффективной системы государственного планирования, ориентированного на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны, в декабре 2007 года была утверждена Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты.
На основе Концепции в 2008 году был принят новый Бюджетный кодекс Республики Казахстан, который заложил законодательную основу перехода к бюджетированию, ориентированному на результат.
Осуществлен переход от бюджетного планирования на один год на трехлетний бюджет, который стал основой новой модели государственного планирования.
Таким образом, с момента обретения независимости в Казахстане сформированы основы современной системы управления бюджетными средствами. Создана целостная система регулирования бюджетных правоотношений, установлены единые принципы бюджетной системы, внедрен механизм сбережения нефтяных доходов, выстроена система межбюджетных отношений.
Вместе с тем, в формировании бюджетной политики существуют проблемы и негативные тенденции, которые в средне и долгосрочном периоде могут негативно отразиться на ее эффективности.
В течение нескольких лет наблюдается тенденция увеличения обязательств государства, усиливается "бюджетное иждивенчество". Текущие расходы в общем объеме расходов государственного бюджета выросли с 59,6 % в 2005 году до 81,1 % в 2013 году.
Ежегодно увеличиваются текущие расходы и объемы субсидий из государственного бюджета на поддержку жилищно-коммунальной сферы, транспортной отрасли, сельского хозяйства.
Несмотря на ежегодный рост расходов государственного бюджета, их результативность снижается.
При этом политика налогообложения, не сопровождающаяся ростом доходной базы, в перспективе может оказаться неадекватной возрастающим обязательствам. В долгосрочном периоде это может привести к разбалансировке государственных финансов.
Эффективное управление бюджетными ресурсами затрудняется также большим количеством программ, реализация которых закреплена за различными государственными органами. Имеет место дублирование направлений финансирования и инструментов реализации программ.
Текущая ситуация показывает все еще слабую взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования. Выделение бюджетных средств осуществляется под смету, а не под конечный результат.
Недействующая редакция, не действует с 22 сентября 2017 года