Недействующая редакция. Принята: 23.02.2018 / Вступила в силу: 06.04.2018

Недействующая редакция, не действует с 29 октября 2018 года

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 23 февраля 2018 года №287

Об утверждении Правил планирования и реализации институциональных проектов, реализуемых за счет привлечения государственных займов

В соответствии с пунктом 2 статьи 206 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила планирования и реализации институциональных проектов, реализуемых за счет привлечения государственных займов.

2. Департаменту государственного заимствования Министерства финансов Республики Казахстан (Мейрханов Р.Т.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных в подпунктах 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр финансов Республики Казахстан

Б.Султанов

Согласован

И.о. Министром национальной экономики Республики Казахстан

23 февраля 2018 года

 

__________________ Р.Даленов

Утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2018 года №287

Правила планирования и реализации институциональных проектов, реализуемых за счет привлечения государственных займов

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила планирования и реализации институциональных проектов, реализуемых за счет привлечения государственных займов (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 206 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют порядок планирования и реализации институциональных проектов, реализуемых за счет привлечения государственных займов.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) администратором бюджетных программ - государственный орган, ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ;

2) институциональный проект - совокупность мероприятий, направленных на институциональное развитие отрасли (сферы), реализуемых непосредственно администратором бюджетной программы в течение определенного периода времени, имеющих завершенный характер и финансируемые через государственное заимствование путем заключения договора займа;

3) финансово-экономическая документация институционального проекта (далее - ФЭД) - документ, содержащий сведения по целесообразности, обоснованности, финансовые расчеты эффективности институционального проекта, а также оценку результата и ожидаемых выгод от реализации институционального проекта;

4) оценка результатов - объективная оценка влияния деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы на развитие экономики страны или региона, отдельно взятой отрасли (сферы) экономики, общества, анализ достижения показателей результатов деятельности государственного органа.

Глава 2. Планирование институциональных проектов

Параграф 1. Планирование институциональных проектов

3. Планирование институциональных проектов осуществляется в два этапа:

1) разработка ФЭД институциональных проектов;

2) отбор институциональных проектов на стадии разработки бюджета.

Параграф 2. Требования к институциональным проектам

4. К институциональным проектам применяются следующие требования:

1) наличие институциональных проектов в государственных и (или) правительственных программах;

2) наличие конкретных и четких показателей результата и выгод от реализации институционального проекта в краткосрочном и среднесрочном периодах;

3) доля местного содержания при закупке товаров, работ или услуг составляет не менее 65% от общей соответствующей стоимости договоров о закупке товаров, работ или услуг;

4) расходы на семинары, поездки, круглые столы не могут превышать 10% от стоимости институционального проекта;

5) приобретение оборудования, связанного с реализацией институционального проекта не более 30% от стоимости данного проекта;

6) расходы на содержание группы реализации институционального проекта, включающие оплату вознаграждения консультантов, аренду помещения, оплату транспортных услуг и услуг связи, а также прочие операционные расходы не могут превышать 3% от стоимости институционального проекта.

Параграф 3. Ограничения по институциональным проектам

5. К институциональным проектам применяются следующие ограничения:

1) не допускается финансирование мероприятий по разработке правовых актов;

2) не допускается финансирование мероприятий по повышению квалификации консультантов институционального проекта и государственных служащих;

3) не допускается финансирование расходов, направленных на обеспечение деятельности государственного органа по выполнению государственных функций и полномочий, имеющих постоянный характер и все связанные с ними текущие расходы государственного органа.

Параграф 4. Разработка финансово-экономической документации институционального проекта

6. Администратор бюджетных программ проводит мероприятия по подготовке ФЭД институционального проекта в порядке, определенном настоящими Правилами.

7. ФЭД институционального проекта соответствует следующей структуре:

1) резюме ФЭД институционального проекта;

2) раздел "Обоснование социально-экономической необходимости проекта";

3) раздел "Экологический";

4) раздел "Институциональный";

5) раздел "Финансово-экономический";

6) раздел "Обеспеченность кадрами";

7) раздел "Анализ рисков";

8) общие выводы.

8. В резюме ФЭД институционального проекта:

1) указывается краткая характеристика институционального проекта;

2) описываются существующие политические (с указанием протокольных и иных поручений, нормативных правовых актов), социально-экономические и другие условия проекта;

3) указываются возможные варианты достижения цели и показателей результата институционального проекта.

9. Раздел "Обоснование социально-экономической необходимости проекта" включает:

1) анализ социально-экономической целесообразности и эффективности институционального проекта;

2) анализ социально-экономической ситуации с институциональным проектом и без институционального проекта;

3) ожидаемый эффект от реализации институционального проекта на институциональное развитие соответствующей отрасли.

10. Раздел "Экологический" требуется в случае воздействия проекта на окружающую среду.

11. Раздел "Институциональный" содержит институциональную схему институционального проекта, в том числе:

1) институциональная схема институционального проекта;

2) схему управления институциональным проектом с указанием правовой основы.

При необходимости по участникам институционального проекта указывается полное юридическое наименование, страна происхождения, организационно-правовая форма, год образования, основные виды деятельности, опыт реализации проектов в данной сфере.

12. Раздел "Финансово-экономический" содержит:

1) расчет финансирования по компонентам, подкомпонентам, мероприятиям с указанием источника финансирования институционального проекта;

2) обоснование схемы финансирования с указанием источников, условий и объемов финансирования (в том числе в разбивке финансирования по годам);

3) финансово-экономический анализ институционального проекта, включающий:

финансовые расчеты;

анализ наименьших затрат или анализ эффективности затрат или расчет показателей экономической эффективности институционального проекта, в том числе оценку результатов экономических выгод и затрат.

13. Раздел "Обеспеченность кадрами" содержит анализ обеспеченности институционального проекта квалифицированными кадрами, в том числе:

1) обоснование необходимого количества консультантов и требуемой их специализации;

2) сравнительный анализ рынка местных (отечественных) и международных (зарубежных) консультантов;

3) требования соответствующих международных сертификатов и опыта работы;

4) обоснование установленных ставок вознаграждений консультантов, в том числе с разбивкой финансирования каждого консультанта по годам.

14. Раздел "Анализ рисков" содержит:

1) информацию об использованных методах идентификации и оценки рисков;

2) перечень идентифицированных рисков (экологических, институциональных, финансовых, социальных), возможных к наступлению в период реализации институционального проекта, с представлением результатов определения вероятности наступления рисков и ущерба от наступления рисков, а также предполагаемых мер по снижению рисков.

15. Общие выводы содержат:

1) обоснование выбора наиболее оптимального варианта реализации институционального проекта;

2) основные недостатки и достоинства выбранного варианта реализации институционального проекта;

3) основные показатели по выбранному варианту:

место реализации институционального проекта;

показатели результата (прямого, промежуточного и конечного);

компоненты институционального проекта;

общая стоимость институционального проекта, с разбивкой финансирования по годам и компонентам.

Приложения к ФЭД институционального проекта могут включать дополнительную информацию: диаграммы, рисунки, карты местности и другие материалы, документы, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ФЭД институционального проекта.

16. ФЭД институционального проекта считается устаревшим, если в течение двух лет после утверждения ФЭД институционального проекта не осуществлялась реализация институционального проекта.

17. В случае необходимости реализации институционального проекта администратор бюджетных программ проводит процедуры по актуализации ФЭД институционального проекта с проведением процедур, предусмотренных параграфом 6 настоящих Правил.

18. Администраторы бюджетных программ обеспечивают обоснованность ФЭД институционального проекта.

Параграф 5. Отраслевое заключение

19. Отраслевое заключение администратора бюджетных программ на ФЭД институционального проекта предусматривает оценку:

1) целесообразности реализации институционального проекта;

2) проблем текущего состояния отрасли, которые влияют на ее дальнейшее развитие;

3) существующих политических, социально-экономических, правовых и других условий, в которых предполагается реализация институционального проекта;

4) показателей существующего и прогнозируемого (на период жизненного цикла институционального проекта) спроса на мероприятия и социально-экономической необходимости;

5) распределения выгод и затрат от реализации институционального проекта;

6) графика реализации институционального проекта;

7) ценовых решений, в том числе оценку оптимальности соотношения цена - качество по всем компонентам институциональных и эксплуатационных затрат, приведенных в ФЭД институционального проекта, сравнение планируемых цен на товары и услуги с соответствующими рыночными ценами;

8) альтернативных вариантов, рассмотренных при выборе варианта решения проблемы, с обоснованием выбора институционального проекта в качестве оптимального пути ее решения;

9) возможных вариантов ситуации в отрасли (сфере) экономики, в случае реализации институционального проекта и без таковой;

10) возможных рисков в случае реализации институционального проекта и мероприятия по их минимизации.

20. Отраслевое заключение на институциональный проект предоставляется центральным уполномоченным органом соответствующей отрасли, в случае невозможности отнесения администратора бюджетных программ к какой-либо определенной отрасли, отраслевое заключение предоставляется самим администратором бюджетных программ.

Если реализация институционального проекта затрагивает сферу деятельности нескольких отраслевых центральных государственных органов, указанными отраслевыми центральными государственными органами дополнительно предоставляются соответствующие отраслевые заключения на институциональный проект.

При этом, дополнительные отраслевые заключения предоставляются соответствующими отраслевыми центральными государственными органами только в части оценки влияния реализации институционального проекта на курирующую отрасль и соответствия приоритетам отрасли.

Параграф 6. Порядок рассмотрения финансово-экономической документации институционального проекта

21. ФЭД институционального проекта утверждается администратором бюджетных программ.

22. К ФЭД институционального проекта требуется отраслевое заключение и другие заключения, необходимые в зависимости от специфики институционального проекта.

23. Администратор бюджетных программ вносит ФЭД институционального проекта с отраслевым заключением в центральный уполномоченный орган по государственному планированию.

24. Для рассмотрения ФЭД институционального проекта администратор бюджетных программ представляет центральному уполномоченному органу по государственному планированию следующие документы:

1) письмо-заявку с описанием структуры и цели институционального проекта;

2) отраслевое заключение администратора бюджетных программ, подтверждающее целесообразность реализации институционального проекта;

3) дополнительное отраслевое заключение соответствующего уполномоченного государственного органа в зависимости от специфики проекта, представляемого в форме официального письма, подтверждающего целесообразность реализации институционального проекта;

4) другие заключения и документы, необходимые в зависимости от специфики институционального проекта.

25. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию в течение 30 (тридцати) рабочих дней рассматривает ФЭД институционального проекта на соответствие институционального проекта стратегическим и программным документам.

26. По результатам положительного рассмотрения ФЭД институционального проекта центральным уполномоченным органом по государственному планированию, администратор бюджетных программ вносит ФЭД институционального проекта в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию.

27. Для рассмотрения ФЭД институционального проекта администратор бюджетных программ представляет центральному уполномоченному органу по бюджетному планированию следующие документы:

1) письмо-заявку с описанием структуры и цели институционального проекта;

2) отраслевое заключение администратора бюджетных программ, подтверждающее целесообразность реализации институционального проекта;

3) дополнительное отраслевое заключение соответствующего уполномоченного государственного органа в зависимости от специфики проекта, представляемого в форме официального письма, подтверждающего целесообразность реализации институционального проекта;

4) письмо-согласование центрального уполномоченного органа по государственному планированию на соответствие институционального проекта стратегическим и программным документам;

5) другие заключения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, и документы, необходимые в зависимости от специфики институционального проекта.

28. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию в течение 30 (тридцати) рабочих дней рассматривает ФЭД институционального проекта и направляет письмо-согласование на предмет обоснованности расчетов и объема финансирования администратору бюджетных программ.

Параграф 7. Порядок отбора институциональных проектов

29. Администратор бюджетных программ вносит утвержденную ФЭД институционального проекта со всеми заключениями в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию.

30. Отбор институциональных проектов и вынесение на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии осуществляется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию при представлении администратором бюджетных программ документов, указанных в статье 66 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, письма-согласования центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию на предмет обоснованности расчетов и объема финансирования институционального проекта и письма-согласования центрального уполномоченного органа по государственному планированию на соответствие институционального проекта стратегическим и программным документам.

31. Основанием для включения институциональных проектов в проект республиканского бюджета является наличие:

1) письма-согласования центрального уполномоченного органа по государственному планированию на соответствие институционального проекта стратегическим и программным документам;

2) письма-согласования центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию на предмет обоснованности расчетов и объема финансирования институционального проекта;

3) положительного заключения республиканской бюджетной комиссии.

Глава 3. Реализация институциональных проектов

Параграф 1. Порядок корректировки финансово-экономической документации институционального проекта

32. В случае изменения установленных финансово-экономических параметров институционального проекта, влекущих за собой изменения структуры и (или) цели институционального проекта и (или) дополнительные расходы, проводится корректировка ФЭД институционального проекта.

33. Скорректированная ФЭД институционального проекта утверждается администратором бюджетных программ.

34. Администратор бюджетных программ направляет утвержденную скорректированную ФЭД институционального проекта в центральный уполномоченный орган по государственному планированию.

35. Для рассмотрения скорректированной ФЭД институционального проекта, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 38 настоящих Правил, администратор бюджетных программ представляет центральному уполномоченному органу по государственному планированию следующие документы:

1) письмо-заявку с указанием предполагаемых изменений структуры и (или) цели институционального проекта и (или) дополнительных расходов, с приложением соответствующей сравнительной таблицы;

2) отраслевое заключение администратора бюджетных программ, подтверждающее целесообразность изменения структуры и (или) цели институционального проекта и дополнительных расходов;

3) дополнительное отраслевое заключение соответствующего уполномоченного государственного органа в зависимости от специфики проекта, представляемого в форме официального письма, подтверждающего обоснованность изменений структуры и (или) цели институционального проекта и дополнительных расходов;

4) другие заключения и документы, необходимые в зависимости от специфики институционального проекта;

5) первоначальную утвержденную ФЭД институционального проекта с заключениями, письмами-согласованиями центрального уполномоченного органа по государственному планированию и центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию;

6) в случае изменения установленных финансово-экономических параметров институционального проекта, влекущих за собой дополнительные расходы необходимо предоставление акта уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту на предмет целевого использования бюджетных средств, если по институциональному проекту начато финансирование, датированный не позднее 6 (шести) месяцев от даты представления документов.

36. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию в течение 30 (тридцати) рабочих дней рассматривает скорректированную ФЭД институционального проекта.

37. По результатам согласования центральным уполномоченным органом по государственному планированию скорректированной ФЭД институционального проекта, администратор бюджетных программ вносит скорректированную ФЭД институционального проекта с соответствующими заключениями в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию.

38. Рассмотрение скорректированной ФЭД институционального проекта центральным уполномоченным органом по государственному планированию и центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию не требуется в случае:

1) изменения последовательности реализации мероприятий без изменения структуры и (или) цели институционального проекта, и не влекущих дополнительных расходов;

2) уменьшения стоимости проекта по результатам проведенных закупок и (или) изменения курса валют.

39. Для рассмотрения скорректированной ФЭД институционального проекта, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 38 настоящих Правил, администратор бюджетных программ представляет центральному уполномоченному органу по бюджетному планированию следующие документы:

1) письмо-заявку с указанием предполагаемых изменений структуры и (или) цели институционального проекта и (или) дополнительных расходов, с приложением соответствующей сравнительной таблицы;

2) отраслевое заключение администратора бюджетных программ, подтверждающее целесообразность изменения структуры и (или) цели институционального проекта и дополнительных расходов;

3) дополнительное отраслевое заключение соответствующего уполномоченного государственного органа в зависимости от специфики проекта, представляемого в форме официального письма, подтверждающего обоснованность изменений структуры и (или) цели институционального проекта и дополнительных расходов;

4) другие заключения и документы, необходимые в зависимости от специфики институционального проекта;

5) первоначальную утвержденную ФЭД институционального проекта с заключениями, письмо-согласование центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию и письмо-согласование центрального уполномоченного органа по государственному планированию;

6) в случае изменения установленных финансово-экономических параметров институционального проекта, влекущих за собой дополнительные расходы необходимо предоставление акта уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту на предмет целевого использования бюджетных средств, если по институциональному проекту начато финансирование, датированный не позднее 6 (шести) месяцев от даты представления документов.

40. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию в течение 30 (тридцати) рабочих дней рассматривает скорректированную ФЭД институционального проекта.

41. По результатам рассмотрения центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию и центральным уполномоченным органом по государственному планированию скорректированная ФЭД институционального проекта утверждается администратором бюджетных программ.

42. Администратор бюджетных программ направляет скорректированную утвержденную ФЭД институционального проекта с соответствующими заключениями в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию.

43. В случае изменения установленных параметров ФЭД институционального проекта, влекущих за собой дополнительные расходы, скорректированная ФЭД институционального проекта выносится на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии, в остальных случаях вынесение на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии не требуется.

Параграф 2. Реализация институциональных проектов

44. Администратор бюджетных программ:

1) в пределах установленной штатной численности определяет структурное подразделение, ответственное за реализацию институционального проекта;

2) при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год в установленном порядке планирует объемы финансирования институционального проекта;

3) осуществляет реализацию институционального проекта путем проведения закупок товаров и услуг в соответствии с процедурами, предусмотренными в договоре займа;

4) на основании решения конкурсной комиссии, согласованного с заимодателем, заключает контракты на закуп товаров и услуг;

5) обеспечивает мониторинг заключенных контрактов, а также целевое использование средств внешнего займа и средств софинансирования из республиканского бюджета;

6) согласовывает с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию внесение изменений и дополнений в договор займа с представлением обоснованных причин и необходимых подтверждающих документов, в том числе в части перераспределения средств по категориям займа, продления сроков доступности средств займа и аннулирования средств займа.

45. При проведении конкурса по закупкам товаров и услуг администратор бюджетных программ:

1) разрабатывает и согласовывает с заимодателем технические спецификации закупаемых товаров, технического задания для консультантов;

2) для оценки конкурсных предложений участников конкурса создает конкурсную комиссию. Общее количество членов конкурсной комиссии должно составлять нечетное число и быть не менее трех человек, включая председателя;

3) руководствуется законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, если иное не предусмотрено международным договором;

4) контролирует исполнение заключенных в рамках проекта контрактов.

46. При разработке требований к квалификации участников конкурса, технических спецификаций закупаемых товаров, а также технических заданий для консультантов учитывать ограничение по местному содержанию консультантов не менее 65% от общей стоимости заключаемых контрактов по предварительному согласованию с заимодателем.

47. Устанавливаемая степень квалификационных требований соответствует требованиям для своевременного и качественного исполнения контрактов, а также исключает наличие неоправданно завышенных требований, которые, в свою очередь, могут являться причиной неучастия в конкурсе отечественных компаний.

48. В случае наличия в правилах заимодателя по закупкам товаров и услуг положений, предусматривающих льготы отечественным производителям (поставщикам) товаров и консультантам, администратор бюджетных программ предусматривает в конкурсных документах соответствующие статьи, в которых описана процедура оценки и сравнения поступивших конкурсных предложений с учетом предусмотренных льгот.

49. Закуп товаров и услуг из средств софинансирования Республикой Казахстан в целях реализации проекта, финансируемого в рамках правительственного внешнего займа, проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором.

50. Предоставление отчетности по государственным внешним займам и софинансированию из республиканского бюджета осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 203 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.

51. Оценка результатов реализации институциональных проектов, финансируемых за счет средств государственных займов, проводится в рамках оценки результатов деятельности центральных государственных органов в соответствии с пунктом 2 статьи 113 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.

52. Показатели прямого и конечного результатов бюджетной программы, направленной на финансирование институциональных проектов, а также целевые индикаторы, отражаемые в стратегическом плане соответствующего государственного органа должны соответствовать результатам, отраженным в ФЭД институционального проекта и индикаторам достижения целей развития проекта.

53. Ответственность за неосвоение бюджетных средств, повлекшее недостижение показателей результатов бюджетной программы, установленную пунктом 6 статьей 104 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, несет первый руководитель администратора бюджетных программ.

54. Ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан за недостижение прямых и конечных результатов, определенных в бюджетных программах, в том числе при полном освоении бюджетных средств, несут первый руководитель администратора бюджетных программ и руководитель бюджетной программы согласно пункту 4 статьи 113 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.

 

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила планирования и реализации институциональных проектов, реализуемых за счет привлечения государственных займов Глава 1. Общие положения Глава 2. Планирование институциональных проектов Параграф 1. Планирование институциональных проектов Параграф 2. Требования к институциональным проектам Параграф 3. Ограничения по институциональным проектам Параграф 4. Разработка финансово-экономической документации институционального проекта Параграф 5. Отраслевое заключение Параграф 6. Порядок рассмотрения финансово-экономической документации институционального проекта Параграф 7. Порядок отбора институциональных проектов Глава 3. Реализация институциональных проектов Параграф 1. Порядок корректировки финансово-экономической документации институционального проекта Параграф 2. Реализация институциональных проектов