Недействующая редакция. Принята: 11.09.2017 / Вступила в силу: 18.09.2017

Недействующая редакция, не действует с 1 октября 2018 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 14 июня 2005 года №УП-3619

О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 07.07.2006 г. №УП-3772, 21.12.2009 г. №УП-4158, 25.04.2017 г. №УП-5027, 11.09.2017 г. №УП-5187)

В целях реализации важнейших приоритетов по демократизации и обновлению общества, реформированию и модернизации страны, дальнейшей либерализации судебно-правовой системы, сокращения вмешательства контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства, обеспечения защиты их прав и законных интересов, недопущения необоснованных ограничений предпринимательской деятельности, а также безусловного соблюдения требований статьи 53 Конституции Республики Узбекистан:

1. Ввести с 1 июля 2005 года порядок, в соответствии с которым меры правового воздействия, согласно приложению, применяются к субъектам предпринимательства только в судебном порядке.

2. Установить, что:

проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (ревизии) осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;

руководители и должностные лица контролирующих органов несут персональную ответственность, вплоть до уголовной, за проведение любых проверок субъектов предпринимательства по вопросам, выходящим за рамки их полномочий и сферы контроля.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 25.04.2017 г. №УП-5027)
(см. предыдущую редакцию)

3. Определить, что:

вред, причиненный субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов либо незаконных действий (бездействия) их должностных лиц, подлежит возмещению в полном объеме на основании решения суда непосредственно этими государственными органами, в первую очередь, за счет средств их внебюджетных фондов;

решением суда возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц государственных органов, по вине которых причинены убытки, в порядке и размерах, установленных законодательством;

рассмотрение экономических споров между субъектами предпринимательства осуществляется экономическим либо третейским судом.

Кабинету Министров, Министерству юстиции, Высшему хозяйственному суду и Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан в месячный срок в установленном порядке внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан "О третейских судах", предусмотрев в нем образование третейских судов самими субъектами предпринимательства и их объединениями.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11.09.2017 г. №УП-5187)
(см. предыдущую редакцию)

4. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за безусловным исполнением законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, обеспечив неотвратимость наказания, вплоть до уголовной ответственности, должностных лиц контролирующих органов за нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

5. Кабинету Министров Республики Узбекистан подготовить и внести в установленном порядке проекты соответствующих решений:

до 1 июля 2005 года - о совершенствовании системы назначения и проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства, имея в виду резкое сокращение их количества и усиление ответственности должностных лиц контролирующих органов, вплоть до уголовной, за несанкционированные проверки;

до 1 августа 2005 года - о сокращении числа и упрощении разрешительных процедур для занятия отдельными видами деятельности, в том числе внедрение системы выдачи лицензий (разрешений) на осуществление предпринимательской деятельности без ограничения сроков, распространив их, в том числе, на действующие лицензии (разрешения).

6. Министерству юстиции, Высшему хозяйственному суду и Верховному суду Республики Узбекистан совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров до 1 июля 2005 года предложения:

по дальнейшему совершенствованию и упрощению процедуры рассмотрения категории дел, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа;

по унификации ставок государственных пошлин в иностранной валюте, уплачиваемых при предъявлении исков в хозяйственные суды, с действующими ставками государственных пошлин в национальной валюте;

об укреплении состава и материально-технической базы судов с учетом дополнительных категорий судебных дел и организовать работу по переподготовке судей по вопросам применения к субъектам предпринимательства мер правового воздействия;

об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

7. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М. и государственного советника Президента Республики Узбекистан Худайбергенова Т. А.

 

Президент Республики Узбекистан
Ислам Каримов

Приложение

к Указу Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 года №УП-3619

Перечень мер правового воздействия, применение которых к субъектам предпринимательства производится только в судебном порядке

1. Прекращение деятельности.

2. Приостановление деятельности, за исключением случаев приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.

3. Приостановление операций по счетам в банках, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. Применение финансовых санкций, за исключением начисления пени за просрочку уплаты налогов и сборов, а также случаев признания субъектом предпринимательства вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты финансовых санкций.

5. Обращение в доход государства предметов правонарушений.

6. Приостановление на срок более десяти рабочих дней или прекращение действия и аннулирование лицензий (разрешений) на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности (за исключением лицензий, выдаваемых комиссиями Кабинета Министров Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан).