База данных

Дата обновления БД:

24.11.2020

Добавлено/обновлено документов:

29 / 435

Всего документов в БД:

104214

Недействующая редакция. Принята 12.01.2018

Недействующая редакция, не действует с 27 января 2018 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 21 июля 1997 года №ЗР-137

О бюджетной системе Республики Армения

(В редакции Законов Республики Армения от 30.12.1997 г. №ЗР-178, 08.05.1998 г. №ЗР-211, 06.11.1999 г.  №ЗР-9, 06.11.1999 г.  №ЗР-11,  07.03.2000 г.  №ЗР-34, 09.11.2000 г.  №ЗР-99, 04.06.2001 г.  №ЗР-183, 13.05.2003 г.  №ЗР- 541, 29.12.2003 г. №ЗР-63,  15.12.2004 г. №ЗР-126, 11.06.2005 г. №ЗР-102, 05.12.2005 г. №ЗР-226, 30.06.2006 г. №ЗР-135, 02.12.2006 г. №ЗР-174 (вступил в силу 01.01.2011 г.), 09.01.2007 г. №ЗР-9 (вступил в силу 07.06.2007 г.), 16.01.2007 г. №ЗР-37 (вступил в силу 01.01.2008 г.), 22.01.2007 г. №ЗР-65, 19.11.2007 г. №ЗР-224, 24.12.2007 г. №ЗР-290, 17.11.2008 г. №ЗР-183, 23.12.2008 г. №ЗР-204, 15.01.2009 г. №ЗР-21, 25.05.2009 г. №ЗР-115, 09.06.2009 г. №ЗР-133, 18.05.2010 г. №ЗР-52, 07.07.2010 г. №ЗР-109, 30.12.2010 г. №ЗР-258 (вступил в силу 01.01.2013 г.), 15.07.2011 г. №ЗР-238, 01.12.2011 г. №ЗР-278, 16.04.2012 г. №ЗР-155, 25.05.2013 г. №ЗР-45, 27.12.2013 г. №ЗР-131 (вступил в силу 07.01.2014 г.), 28.12.2013 г. №ЗР-191 (вступил в силу 01.07.2014 г.), 28.12.2013 г. №ЗР-193, 27.06.2014 г. №ЗР-73, 23.10.2014 г. №ЗР-153, 15.04.2015 г. №ЗР-19, 12.11.2016 г. №ЗР-203, 30.12.2016 г. №ЗР-239, 30.12.2016 г. №ЗР-248, 14.01.2017 г. №ЗР-13, 29.12.2017 г. №ЗР-271, 29.12.2017 г. №ЗР-304, 12.01.2018 г. №ЗР-28)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 24 июня 1997 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования Закона

Настоящий Закон определяет бюджетную систему Республики Армения и регламентирует бюджетный процесс.

Статья 1.1. Сфера действия Закона

Действие настоящего Закона распространяется на бюджеты всех уровней бюджетной системы Республики Армения.

(Статья 1.1 введена в соответствии с Законом Республики Армения от 11.06.2005 г. №ЗР-102)

Статья 1.2. Определения и понятия

В смысле настоящего закона:

1. Бюджетными доходами являются денежные средства, поступающие в государственный и общинные бюджеты в соответствии с законодательством, которыми распоряжаются соответственно государственные и органы местного самоуправления (за исключением средств, получаемых от отчуждения нефинансовых активов, перечисленных в части 7 настоящей статьи и средств, классифицируемых настоящим Законом к источникам финансирования дефицита (недостачи) бюджетов).

2. Расходами бюджета являются денежные средства, направляемые из соответствующих бюджетов с целью обеспечения финансирования законодательно отнесенных функций государственных и органов местного самоуправления (за исключением предоставления кредитов и займов, погашений вовлеченных заемных средств, а также случаев участия в акциях и капитале и приобретения иных ценных бумаг).

3. Расходами по линии капитальных или нефинансовых активов являются те расходы, предусматриваемые в рамках программ государственного и общинного значения, которые приводят к созданию (приобретению) нефинансовых активов, перечисленных в части 7 настоящей статьи, либо к увеличению их стоимости.

4. Текущими расходами являются те расходы, которые не включены в капитальные расходы.

5. Заемными средствами являются средства, получаемые бюджетами от распределения ценных бумаг, выпущенных государством или общинной, а также в виде кредитов и бюджетных займов.

6. Финансовыми активами являются акции, иное участие в капитале и иные ценные бумаги юридических лиц, принадлежащих государству или общине на праве собственности, бюджетные кредиты и займы, предоставленные из бюджетов, а также свободный остаток бюджетных средств на начало года.

7. Нефинансовыми активами являются принадлежащие государству или общине на праве собственности основные средства (основные фонды) высокоценные активы, непроизведенные активы, товарно-материальные ценности, хранимые в хранилищах государственного стратегического и общинного значения.

8. Поступлениями в бюджет являются денежные средства, поступающие в государственный или общинные бюджеты. Поступления в бюджет включают бюджетные доходы, свободный остаток бюджетных средств на начало года, денежные средства предоставленных из бюджета бюджетных кредитов и от возврата заемных сумм, получаемые в неденежном виде от отчуждения иных финансовых активов и нефинансовых активов, а также вовлеченные заемные и иные, законом закрепленные за данным бюджетом.

9. Бюджетными выходами являются денежные средства, направляемые из государственного и общинных бюджетов на осуществление правомочий, Конституцией и законами отнесенных государству и органам местного самоуправления. Бюджетные выходы включают бюджетные расходы, а также приобретения финансовых активов (за исключением свободного остатка бюджетных средств на начало года) и погашения вовлеченных заемных средств.

10. Бюджетными ассигнованиями являются средства, предусмотренные правовым актом, утверждающим бюджет, по линии главных распорядителей бюджетных ассигнований.

11. Правовым актом, утверждающим бюджет, является Закон о государственном бюджете данного года, принятый Национальным собранием по части государственного бюджета, а по части бюджета общины – решение о бюджете общины, принятое советом старейшин общины. Правовой акт, утверждающий бюджет, устанавливает поступления и выходы соответствующего бюджета на данный год, распределение бюджетных ассигнований по их главным распорядителям, а также иные нормативные положения, которые действуют только в тот промежуток времени, для которого принят бюджет (если иное не предусмотрено правовым актом, утверждающим бюджет).

12. Главными распорядителями бюджетных ассигнований являются государственные органы и (или) государственные учреждения, отмеченные в ведомственной структуре выходов государственного бюджета данного года по линии ассигнований, предусмотренных государственным бюджетом, по части ассигнований, установленных по их линии, а по линии ассигнований, предусмотренных бюджетом общины – руководитель общины. С целью повышения продуктивности осуществления программ, предусмотренных бюджетом, полномочия распорядителей законом либо решением правительства Республики Армения (в случае, если эти программы предусмотрены в государственном бюджете) либо решением совета старейшин общины (в случае, если эти программы предусмотрены в бюджете общины), могут быть отнесены соответственно выделенному подразделению государственного либо общинного управленческого учреждения, иному учреждению. Полномочия и обязанности главных распорядителей бюджетных ассигнований устанавливаются законодательством.

13. Государственным уполномоченным органом является орган государственного управления Правительства Республики Армения (далее - Правительство), уполномоченный в сфере управления финансами.

14. Целевыми бюджетными поступлениями являются:

а) в рамках предоставленных ему законом полномочий, предусмотренных по сделке, заключенной между правительством (или общиной) и предоставляющим последним средства, с целью исполнения определенных бюджетных выходов, даримые или предоставляемые правительству (или общине) в виде кредита (либо от монетизации товаров, предоставляемых в дар или в виде кредита) суммы, поступающие в государственный (или общинный) бюджет,

б) суммы, поступающие в государственный или общинный бюджет по линии обязательных платежей с целью финансирования отдельных бюджетных выходов

15. Целевой бюджетный фонд является совокупностью отдельных видов поступлений (или их четко установленной части), выделяемых законом или решениями правительства либо совета старейшин общины из состава бюджетных поступлений, законодательно прикрепленных к соответствующему бюджету, и бюджетных выходов, финансируемых исключительно за их счет. Целевой бюджетный фонд является составной частью соответствующего бюджета.

16. Внебюджетными (в том числе - депозитными) счетами являются подсчета, действующие на едином именном казначейском счете государственного или общинного учреждения, вне подсчета средств государственного бюджета и общинных бюджетов, а также счета, действующие в банковской системе. Внебюджетные счета открываются и предназначены:

а) для исполнения и обособленного учета в отдельных случаях целевых бюджетных поступлений и совершаемых за их счет расходов (включая поступления и расходы целевых бюджетных фондов);

б) для накопления кредитов, предоставленных Республике Армения иностранными государствами и международными организациями в товарном виде и средств, возникающих от монетизации грантов;

в) для получения на имя органов принудительного исполнения судебных, предварительного следствия и судебных актов на основе норм процессуального и исполнительного производства денежных (или валютных) средств, взыскиваемых, конфискуемых, реквизируемых, взятых на хранение или в залог от юридических и физических лиц, для обеспечения их последующей передачи получателям, определенным на основе закона;

г) на имя государственного уполномоченного органа, для консолидации и депозитного вложения средств, возникающих от депозитного вложения временно свободных средств бюджетов, приватизации государственной доли в коммерческих организациях;

д) на имя государственного или общинного учреждения, для обеспечения взимания и возврата предоплат, связанных с организацией торгов;

е) на имя государственного учреждения, для платежно-расчетного обслуживания юридических лиц;

ж) на имя государственных органов, для накопления средств, получаемых в виде выплат либо отчислений для устранения отрицательных последствий, возникающих в результате экономической деятельности, совершаемой отдельными хозяйствующими субъектами в некоторых отраслях и с целью финансирования расходов, связанных с управлением рисками, выплачиваемых этими субъектами;

з) на имя государственных и общинных учреждений, для накопления средств из источников, предусмотренных законом или решением правительства (советом старейшин общины), в иных целях.

17. Программа является логической группировкой мероприятий осуществления политики, нацеленной на достижение единого конечного результата (далее – мероприятия программы).

17.1. Программа является логической группировкой мероприятий по реализации, политики направленной на достижение одной и той же цели (далее - мероприятия программы).

17.2. Каждая программа включает мероприятия, относимые только к одному - главному компоненту, направленному на данную цель.

17.3. Цель программы - конкретная социальная или общественная задача, на решение которой направлена программа.

18. Мероприятием программы является вмешательство государства, которое может выступать в виде оказания услуг государственными органами, государственными или иными организациями, выполнения работ, предоставления товаров или трансфертов, создания (приобретения) или отчуждения капитальных (нефинансовых) и финансовых активов, а также иных, установленных законом.

18.1. Мероприятие программы - это вмешательство государства, осуществляемое в целях реализации политики в рамках программы, которое направлено на осуществление цели, установленной для данной программы.

19. Конечными результатами являются те изменения социальной, экономической и окружающей среды, которых стремится достигнуть государство путем вмешательства в виде мероприятий программ для общества.

20. Трансфертами являются финансовые и нефинансовые средства, безвозмездно и безвозвратно предоставляемые бенефициарам, не имеющим статуса учреждения либо бюджетам иного уровня бюджетной системы.

21. Определения, приведенные в частях 17-20 настоящей статьи, относятся исключительно к предусмотренному пунктом "г" части 2 статьи 16, частью 4 статьи 23 и пунктом "г-1" части 2 статьи 25 настоящего закона процессу составления документов, представляющих бюджетные расходы в формате программы.".

(В статью 1.2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 29.12.2017 г. №ЗР-304)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Государственный и муниципальный бюджеты

1. Государственный и муниципальные бюджеты являются финансовой программой формирования и расходования необходимых денежных средств на определенный период для осуществления государством и органами местного самоуправления полномочий, отнесенных к их компетенции Конституцией и законами.

2. Бюджеты составляются, рассматриваются и принимаются в порядке, установленном Конституцией и законом.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 11.06.2005 г. №ЗР-102, 19.11.2007 г. №ЗР-224)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Бюджетная система Республики Армения

1. Бюджетная система Республики Армения - основанная на экономических отношениях Республики Армения и государственном устройстве Республики Армения, регулируемая нормами права совокупность бюджетов следующих двух уровней:

а) первый уровень - государственный бюджет;

б) второй уровень - муниципальные бюджеты.

2. Государственный, обязательного социального страхования и муниципальные бюджеты базируются на единой финансовой денежно-кредитной и налоговой государственной политике.

3. Бюджетная система Республики Армения основывается на следующих общих принципах:

а) единства бюджетной системы;

б) разграничения бюджетных поступлений и затрат между разными уровнями бюджетной системы;

в) самостоятельности бюджетов;

г) полноты отражения бюджетных поступлений и затрат;

д) сбалансированности бюджетов;

е) общего (совокупного) покрытия бюджетных затрат;

ж) эффективности использования бюджетных средств;

з) гласности бюджетов;

и) адресности и целевого характера бюджетных средств;

к) реальности бюджетов.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Армения от 11.06.2005 г. №ЗР-102, 19.11.2007 г. №ЗР-224)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Консолидированный бюджет Республики Армения

Государственный бюджет и муниципальные бюджеты (далее - бюджеты) составляют консолидированный бюджет Республики Армения, являющийся соответствующим сводом поступлений - денежных средств, формирующихся (сформированных) из источников, закрепленных законом за перечисленными в настоящей статье бюджетами (без поступлений по межбюджетным трансфертам), и расходов - денежных средств, затрачиваемых (затраченных) по определенным законом направлениям (без затрат по межбюджетным трансфертам).

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 19.11.2007 г. №ЗР-224)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Бюджетное учреждение

1. По смыслу настоящего Закона бюджетными учреждениями являются государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из бюджетов.

2. Смета расходов на содержание государственного органа в пределах общих ассигнований утверждается его руководителем в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

3. Смета расходов на содержание органа местного самоуправления в пределах общих ассигнований, утвержденных муниципальным бюджетом, утверждается главой муниципалитета в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

4. Смета расходов на содержание учреждения, не считающегося государственным органом и органом местного самоуправления, в пределах общих ассигнований утверждается руководителем вышестоящего органа управления в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

Статья 6. Бюджетный процесс

1. Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов на каждый бюджетный год, по утверждению годовых отчетов по ним.

2. Проекты бюджетов составляются в соответствии с программой деятельности Правительства, а также программами развития муниципалитетов.

3. В Республике Армения бюджетный год начинается с 1 января каждого года и завершается 31 декабря того же года.

В течение первого месяца года, следующего за бюджетным годом, по решению Правительства может быть продолжено оформление операций по обязательствам предшествующего бюджетного года (далее - заключительный оборот), если Законом о государственном бюджете данного года не предусмотрено иное.

4. Для данного бюджетного года бюджетный процесс начинается в день принятия премьер-министром Республики Армения,  согласно требованиям части 1 статьи 21 настоящего Закона, решения о начале бюджетного процесса предстоящего года и завершается в день утверждения отчета об исполнении бюджетов данного бюджетного года.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 11.06.2005 г. №ЗР-102)

(см. предыдущую редакцию)

Глава II. Основы регулирования бюджетных отношений

Статья 7. Регулирование бюджетных отношений

1. Регулирование бюджетных отношений - деятельность компетентных органов по организации бюджетной системы, определению ее структуры, распределению доходов между бюджетами, исполнению бюджетов, отчетам по бюджетам и контролю за ними бюджетной классификации и внесению дополнений и изменений в бюджеты в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции законом.

2. Бюджетные отношения регулируются принципами, заложенными в основу установленной настоящим Законом бюджетной системы.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования Закона Статья 1.1. Сфера действия Закона Статья 1.2. Определения и понятия Статья 2. Государственный и муниципальный бюджеты Статья 3. Бюджетная система Республики Армения Статья 4. Консолидированный бюджет Республики Армения Статья 5. Бюджетное учреждение Статья 6. Бюджетный процесс Глава II. Основы регулирования бюджетных отношений Статья 7. Регулирование бюджетных отношений Статья 8. Принципы, заложенные в основу бюджетной системы Статья 9. Статья 10. Бюджетные кредиты и ссуды Статья 11. Бюджетные гарантии Статья 11.1. Предоставление бюджетной гарантии Фонду, гарантирующему возмещение вкладов Статья 12. Дефицит (недостаток) и профицит бюджета Статья 13. Свободный остаток средств бюджетов на начало года Статья 14. Капитальные расходы за счет средств бюджетов Глава III. Исполнение бюджетов Статья 15. Исполнение бюджетов Глава IV. Государственный бюджет Республики Армения Статья 15-1. Структура и содержание программы среднесрочных расходов Статья 16. Структура и содержание проекта государственного бюджета Статья 17. Источники доходов государственного бюджета Статья 17.1. Поступления от отчуждения нефинансовых активов государственного бюджета Статья 18. Направления расходования государственного бюджета Статья 19. Резервный фонд Правительства Статья 20. Ассигнования, предоставляемые муниципальным бюджетам Статья 21. Составление проекта государственного бюджета Статья 22. Рассмотрение и утверждение проекта государственного бюджета в Национальном собрании Статья 23. Исполнение государственного бюджета Статья 24. Надзор и контроль за исполнением государственного бюджета Статья 25. Годовой отчет об исполнении государственного бюджета Статья 26. Гласность государственного бюджета Глава V. Муниципальные бюджеты Республики Армения Статья 27. Принципы формирования муниципальных бюджетов Статья 28. Структура муниципальных бюджетов Статья 28.1. Поступления и затраты административного бюджета Статья 28.2. Поступления и затраты фондового бюджета Статья 28.3. Финансирование расходов на осуществление полномочий, делегированных государством органам местного самоуправления Статья 29. Резервный фонд муниципальных бюджетов Статья 30. Кредиты и ссуды муниципальных бюджетов Статья 31. Составление проекта муниципального бюджета Статья 32. Обсуждение и утверждение проекта муниципального бюджета муниципальным советом Статья 33. Исполнение муниципального бюджета Статья 34. Контроль за исполнением муниципальных бюджетов Статья 35. Отчетность выполнения муниципального бюджета Статья 36. Гласность муниципальных бюджетов Глава V(1). Глава VI. Бюджетная классификация в Республике Армения Статья 37. Состав бюджетной классификации Статья 38. Классификация доходов бюджетов Статья 39. Классификация бюджетных расходов и операций с нефинансовыми активами Статья 40. Источники финансирования дефицита (недостатка) бюджетов Статья 40.1. Задолженности бюджетов Статья 41. Детализация бюджетной классификации Глава VI-1. Основные принципы представления бюджетных выбытий программной классификацией Статья 41.1. Предел действия положений главы 6.1 настоящего Закона Статья 41.2. Составные части документа, представляющего в программном формате бюджетные выходы, предусмотренные проектом Закона Республики Армения о государственном бюджете, а также Законом Республики Армения о государственном бюджете Статья 41.3. Мероприятия программ Статья 41.4. Классификация выходов и расходов бюджета по мероприятиям программ Статья 41.5. Составные части приложения, устанавливающие результативные (исполнительные) показатели, установленные Правительством по части программ и мероприятий программ, предусмотренных проектом закона о государственном бюджете, а также законом о государственном бюджете Глава VII. Ответственность за нарушение настоящего закона Статья 42. Ответственность за нарушение настоящего Закона Глава VIII. Заключительные положения Статья 43. Переходные положения