Недействующая редакция. Принята: 29.03.2018 / Вступила в силу: 08.04.2018

Недействующая редакция, не действует с 9 апреля 2018 года

Неофициальный перевод. (с) ООО СоюзПравоИнформ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 5 декабря 2000 года №ЗР-112

О защите экономической конкуренции

(В редакции Законов Республики Армения от 24.07.2002 г. №ЗР-398, 16.11.2002 г. №ЗР-436, 17.01.2004 г. №ЗР-29, 19.06.2004 г. №ЗР-86, 30.05.2005 г. №ЗР-91, 17.06.2006 г. №ЗР-74, 23.03.2007 г. №ЗР-107, 25.10.2008 г. №ЗР-168, 29.12.2008 г. №ЗР-227, 06.05.2011 г. №ЗР-137, 28.12.2013 г. №ЗР-185, 25.12.2017 г. №ЗР-253, 29.03.2018 г. №ЗР-249)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 6 ноября 2000 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель Закона

Цель Закона - защищать и поощрять свободную экономическую конкуренцию, обеспечивать необходимую среду для добросовестной конкуренции, способствовать развитию предпринимательства и защите интересов потребителей в Республике Армения.

Статья 2. Предмет регулирования Закона

1. Настоящий Закон распространяется на действия или поведение хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также должностных лиц, которые приводят или могут привести к ограничению, запрещению экономической конкуренции или акта недобросовестной конкуренции, за исключением предусмотренных законом случаев, а также нанесению ущерба интересам потребителей.

2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, касающиеся права на интеллектуальную собственность, за исключением установленных настоящим Законом случаев.

3. Если международными договорами Республики Армения установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются нормы международных договоров.

"4. Функции по экономической конкуренции в отношении лиц, регулируемых или контролируемых Центральным банком Республики Армения, а также лиц, действующих в сфере, регулируемых общественных услуг Государственная комиссия по защите экономической конкуренции Республики Армения (далее - Комиссия) осуществляет соответственно на основании сотрудничества с Центральным банком Республики Армения и Комиссией по регулированию общественных услуг Республики Армения (далее - Регулирующие органы).

5. Регулирующие органы, перед принятием субзаконодательных нормативно-правовых актов о предотвращении злоупотреблений доминирующим положением, антиконкурентных соглашений, концентрациях, представляют их в Комиссию для получения мнения.

6. О проблемах, связанных с экономической конкуренцией в сферах, предусмотренных настоящей статьей, Комиссия сообщает Регулирующим органам.

7. Комиссия, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи, воздерживается от какого-либо вмешательства в связи с поднятым вопросом по экономической конкуренции, если Регулирующие органы обоснованно сообщают Комиссии, что этот вопрос, исходя из целей регулирования, установленных законом, возлагается на Регулирующие органы, и Регулирующие органы осуществляют функции, установленные законом.

Комиссия в порядке, установленном настоящей статьей, может выразить позицию, а окончательное решение принимают Регулирующие органы.

8. Регулирующие органы в процессе предпринимаемых мероприятий предоставляют Комиссии в рамках, установленных законом, возможность представить свою позицию. Регулирующие органы обязательно останавливаются на всех вопросах, поднятых Комиссией, и выраженных ею позициях, указывая обоснования их принятия или непринятия.

Регулирующие органы в своей окончательной позиции или решении упоминают о позиции Комиссии, а также в случае ее непринятия - обоснования этого.

В случае если Комиссия не представила позицию в порядке, установленном данной частью, решения и позиции Регулирующих органов принимаются без мнения Комиссии.

9. Процедура, установленная частями 5, 7 и 8 настоящей статьи, не применяется в исключительных случаях, когда целью Центрального банка Республики Армения является пресечь потенциальную угрозу финансовой стабильности и стабильности цен или отреагировать на нее, финансовая организация признается неплатежеспособной или подает в суд заявление о банкротстве, осуществляет принудительное отчуждение доли или акции финансовой организации или ее участника, осуществляет реорганизацию, принудительную продажу или ликвидацию финансовой организации.

Регулирующие органы после принятия решений, предусмотренных данной частью, сообщают об этом Комиссии, если они не содержат сведений, содержащих банковскую или охраняемую законом тайну.

10. Если Комиссия находит, что информирование Комиссии по регулированию общественных услуг Республики Армения, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, не обосновано, то может обратиться к премьер-министру с ходатайством о включении вопроса в повестку дня очередного заседания Правительства. В случае, предусмотренном данной частью, Правительство принятием индивидуального правового акта решает по поднятому вопросу по экономической конкуренции [пропущено слово, возможно "обратиться", - пер.] к компетентному органу, осуществляющему функции по экономической конкуренции.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Армения от 06.05.2011 г. №ЗР-137, 29.03.2018 г. №ЗР-249)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Законодательство о защите экономической конкуренции

Законодательство о защите экономической конкуренции состоит из Конституции Республики Армения, Гражданского кодекса Республики Армения, настоящего Закона и иных правовых актов.

Статья 4. Основные понятия

1. Основными понятиями, используемыми в настоящем Законе, являются:

Экономическая конкуренция или конкуренция – экономическая деятельность, направленная на  обеспечение более благоприятных условий реализации или приобретения товаров, в результате которой объективно ограничиваются возможности одностороннего воздействия каждого из конкурентов на общие условия товарного оборота на данном товарном рынке, 

товар – объект гражданского права, в том числе, имущество, труд, услуги (включая, финансовые), которые предусмотрены для реализации,

взаимозаменяемые товары – товары, которые могут сравниться по функциональному назначению, качественными, техническими, ценовыми или другими качествами так, что приобретатель заменяет или готов заменить их друг другом,

товарный рынок – установленный решением Комиссии сфера оборота на определенной территории данного товара и его взаимозаменяемых товаров, границы которой определяются экономическими возможностями или другой целесообразностью и отсутствием таких возможностей и целесообразности за его пределами приобретения товара на соответствующей территории. Товарный рынок характеризуется границами ассортимента и географическими границами, составом и объемом его субъектов,

граница ассортимента товарного рынка – установленная решением Комиссии совокупность данного товара и его взаимозаменяемых товаров,

географическая граница товарного рынка – установленная решением Комиссии определенная географическая территория (в том числе, дорога, маршрут – воздушный, водный, сухопутный и так далее), в рамках которой для покупателя экономически возможно и целесообразно приобрести данный товар и его взаимозаменяемые товары, и нет такой возможности и целесообразности за ее пределами. Географическая граница товарного рынка может включать в себя всю территорию Республики Армения или ее часть или территорию Республики Армения (или ее части) и территорию другого государства (или ее части),

субъекты товарного рынка – реализатор (продавец, поставщик, отчуждатель, исполнитель) и приобретатель (покупатель, получатель, приемщик, потребитель) данного товара и его взаимозаменяемых товаров,

объем товарного рынка – общий объем реализации и приобретения данного товара и его взаимозаменяемых товаров в пределах географических границ товарного рынка, в натуральном и (или) стоимостном выражении, 

реализация – продажа, поставка, отчуждение, предоставление, исполнение,

приобретение – покупка, получение, приемка,

государственный орган – государственный орган управления или местного самоуправления, государственное или общинное учреждение, Центральный банк Республики Армения,

хозяйствующий субъект – плательщик лицензионной платы, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, другая организация, ее представитель, представительство или филиал, группа лиц. В случае предусмотренной настоящим Законом концентрации хозяйствующим субъектом считается также физическое лицо,

должностное лицо хозяйствующего субъекта - лицо, осуществляющее компетенции единоличного исполнительного органа хозяйствующего субъекта, или член коллегиального исполнительного органа или руководящее лицо, осуществляющее организаторские, распорядительские и административно-хозяйственные функции;

торговый объект - имущественный комплекс (земельный участок, здание, пострoйка), который используется для доставки товара потребителю в сфере реализации, 

торговая сеть – объединение двух или более торговых объектов, которые находятся под общим руководством или действуют под одним товарным знаком или другим средством индивидуализации,

экономические условия (факторы) – расходы, налоги, сборы, обязательные платежи, связанные с приобретением, производством, реализацией товара (предоставлением услуг, выполнением работ),

необоснованное повышение цен – необоснованное повышение цен со стороны хозяйствующего субъекта на товар и (или) взаимозаменяемые товары в течение определенного промежутка времени, не обусловленное наличием экономических условий (факторов),

необоснованное снижение цен – необоснованное снижение цен со стороны хозяйствующего субъекта на товар и (или) взаимозаменяемые товары в течение определенного промежутка времени, не обусловленное наличием экономических условий (факторов),

необоснованное поддержание цен – необоснованное поддержание цен со стороны хозяйствующего субъекта на товар и (или) взаимозаменяемые товары (включая изменения данной цены до пяти процентов) в течение определенного промежутка времени, в том случае, когда наличие экономических условий (факторов) могли привести или должны были привести к установлению более низкой или более высокой цены,

дискриминационные условия - условия входа на товарный рынок, производства, обмена, потребления, реализации или передачи товара иным способом, которые создают для хозяйствующего субъекта или потребителя неравные конкурентные условия или неравное положение в сравнении с другим хозяйствующим субъектом или потребителем;

признаки ограничения, пресечения или запрета конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не являющихся группой лиц, повышение или понижение цены, которые не связаны с соответствующими изменениями общих условий оборота товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не являющихся группой лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, ограничение общих условий оборота товара на товарном рынке в результате антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами или в соответствии с указаниями другого лица, подлежащими обязательному исполнению для них, или в результате согласования действий хозяйствующих субъектов, не являющихся группой лиц, иные обстоятельства, которые создают для хозяйствующего субъекта возможность односторонне воздействовать на общие условия оборота товара на товарном рынке, а также установление государственными органами и (или) их должностными лицами в отношении товаров или хозяйствующих субъектов требований, не предусмотренных законом;

координация экономической деятельности - согласование деятельности хозяйствующих субъектов физическим лицом, хозяйствующим субъектом или государственным органом или их должностным лицом, которое не включается в группу лиц ни с одним из этих хозяйствующих субъектов и не осуществляет деятельность на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов;

прямой контроль - возможность юридического или физического лица предопределять решения, принимаемые юридическим лицом, которое проявляется путем приобретения права на установление условий осуществления деятельности исполнительно органа юридического лица, осуществления предпринимательской деятельности юридического лица и (или) распоряжения более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов, даваемых акциями (долями), составляющими уставной (долевой) капитал юридического лица;

косвенный контроль - возможность юридического или физического лица предопределять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством юридического или физического лица, имеющего прямой контроль над данным юридическим лицом;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Цель Закона Статья 2. Предмет регулирования Закона Статья 3. Законодательство о защите экономической конкуренции Статья 4. Основные понятия Статья 4.1. Группа лиц Глава 2. Антиконкурентные соглашения Статья 5. Антиконкурентные соглашения, их запрещение Статья 5.1. Основания и порядок разрешения антиконкурентных соглашений Статья 5.2. Координация экономической деятельности Глава 3. Монополия или доминирующее положение Статья 6. Монопольное или доминирующее положение Статья 7. Злоупотребление монопольным или доминирующим положения Статья 7.1. Необоснованно высокая цена Статья 7.2. Необоснованно низкая цена Глава 4. Концентрация Статья 8. Понятие концентрации хозяйствующих субъектов Статья 9. Декларирование концентрации Статья 10. Государственное регулирование концентрации Глава 5. Недобросовестная конкуренция Статья 11. Недобросовестная конкуренция Статья 12. Возникновение смешения понятий применительно к хозяйствующему субъекту или его деятельности Статья 13. Дискредитация хозяйствующего субъекта или его деятельности Статья 14. Введение общественности в заблуждение Статья 15. Нанесение вреда репутации, рейтингу хозяйствующего субъекта Статья 15.1. Совершение неуместных сравнений Статья 16. Недобросовестная конкуренция применительно к нераскрытой информации Глава 5.1. Государственная поддержка и экспертиза правовых актов и подписанных договоров, антиконкурентных действий государственных органов и их должностных лиц Статья 16.1. Государственная поддержка, ее запрещение Статья 16.2. Экспертиза правовых актов и подписанных договоров Статья 16.3. Запрещение антиконкурентных действий или поведения государственных органов и их должностных лиц Глава 6. Государственный орган по защите экономической конкуренции Статья 17. Государственный орган по защите экономической конкуренции Республики Армения Статья 18. Задачи и функции Комиссии Статья 19. Полномочия Комиссии Статья 19.1. Пересмотр решения по вновь выявленным обстоятельствам, а также разъяснение решений, исправление грамматических, арифметических ошибок и опечаток Статья 20. Порядок формирования Комиссии и требования, предъявляемые к членам Статья 21. Прекращение полномочий членов Комиссии Статья 22. Аппарат Комиссии Статья 23. Председатель Комиссии Статья 24. Столкновение интересов Статья 25. Декларация доходов членов Комиссии Статья 26. Положение о Комиссии Статья 27. Годовая программа и отчетность Статья 28. Обязанности государственных органов, хозяйствующих субъектов в вопросе предоставления информации Комиссии Статья 28.1 Осуществление мониторингов, недопустимость препятствования осуществлению прав и обязанностей, наложенных на Комиссию Статья 29. Ежегодные расходы Комиссии Статья 30. Порядок организации работ Статья 31. Правомочие и порядок применения Комиссией мер ответственности, а также вынесения предупреждения   Статья 32. Статья 33. Обязанности Комиссии по соблюдению коммерческой, банковской или служебной тайны Статья 34. Основания рассмотрения Комиссией нарушений настоящего Закона Статья 35. Порядок исполнения решения Комиссии Глава 7. Ответственность за нарушение настоящего Закона Статья 36. Размеры штрафов, предусмотренных за нарушения в сфере экономической конкуренции Статья 36.1. Освобождение от применения меры ответственности Статья 36.2. Снижение размера штрафа Статья 37. Статья 38. Возмещение убытков Статья 39. Ответственность должностных лиц Комиссии Статья 40. Ответственность должностных лиц за нарушение требований настоящего Закона Глава 8. Заключительные положения Статья 41. Создание Комиссии Статья 42. Вступление Закона в силу