Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 22 сентября 2014 года №269
Об утверждении нормативно-правовых актов по реализации Закона Республики Узбекистан "Об опеке и попечительстве"
(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16.06.2017 г. №385, 20.12.2017 г. №1001, 12.07.2018 г. №532)
В соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об опеке и попечительстве" Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить:
Положение об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан согласно приложению №1;
Положение о государственном реестре учета лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, их устройства и имущества согласно приложению №2;
Положение о порядке ведения личных дел подопечных и предоставления опекуном или попечителем отчета об исполнении своих обязанностей согласно приложению №3.
2. Внести изменения в Положение о порядке представления в орган опеки и попечительства сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 26 мая 2008 г. №110 (СП Республики Узбекистан, 2008 г., №5, ст. 23), согласно приложению №4.
3. Признать утратившими силу абзац третий пункта 1 постановления Кабинета Министров от 12 апреля 1999 г. №171 "Об утверждении нормативных документов, необходимых для реализации Семейного кодекса Республики Узбекистан" (СП Республики Узбекистан, 1999 г., №4, ст. 18), а также приложение №2 к нему.
4. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.И.Икрамова.
Премьер-министр Республики Узбекистан
Шавкат Мирзиёев
Приложение №1
к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2014 года №269
Положение об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан
I. Органы опеки и попечительства
1. Общие положения
1. Настоящее Положение в соответствии с Семейным кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан "Об опеке и попечительстве" определяет полномочия органов опеки и попечительства, их задачи, а также порядок установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства.
2. Деятельность по опеке и попечительству осуществляется:
а) районными, городскими отделами методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования — в отношении несовершеннолетних;
б) районными, городскими медицинскими объединениями — в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
в) районными, городскими центрами содействия занятости и социальной защиты населения — в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
3. Консульские учреждения Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством, принимают меры по установлению опеки или попечительства над проживающими вне пределов Республики Узбекистан несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, недееспособными или ограниченными в дееспособности гражданами Республики Узбекистан, а также в отношении совершеннолетних граждан Республики Узбекистан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
4. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, не допускается.
2. Полномочия органов опеки и попечительства, их задачи
5. Районные, городские отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования в пределах своих полномочий:
выявляют и ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ведут информационную базу данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, представляют сведения для внесения в базу данных Министерства народного образования Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;
обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществляют подбор и учет лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями и соответствующих требованиям, предъявляемым к опекунам и попечителям;
обеспечивают устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сохранность их имущества;
ведут личные дела подопечных;
осуществляют контроль за исполнением опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации ухода, воспитания и медицинского наблюдения подопечных;
вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении опеки или попечительства, об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
принимают меры по отобранию ребенка у родителей либо лиц, заменяющих родителей, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью;
ведут учет и готовят документы несовершеннолетних, определенных в государственные учреждения (интернаты);
назначают представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласия между родителями и детьми;
в установленном порядке предъявляют иски о лишении родительских прав, принимают участие в рассмотрении в судах дел о лишении или ограничении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах;
взаимодействуют с правоохранительными органами, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, органами по труду и социальной защите населения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи подопечным.
Районные, городские отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
6. Районные, городские медицинские объединения в пределах своих полномочий:
выявляют и ведут учет недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан;
ведут информационную базу данных о недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах, представляют сведения для внесения в базу данных Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;
обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан;
обеспечивают устройство недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан под опеку или попечительство, а также сохранность их имущества;
ведут личные дела подопечных;
осуществляют контроль за исполнением опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации ухода, воспитания и медицинского наблюдения подопечных;
вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении опеки или попечительства, а также об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
обращаются в установленном порядке в суд с заявлением по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов подопечных, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел по указанным вопросам;
взаимодействуют с правоохранительными органами, образовательными учреждениями, органами по труду и социальной защите населения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию консультативной, правовой, социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи подопечным;
консультируют граждан по вопросам опеки и попечительства;
рассматривают обращения граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
сотрудничают с соответствующими учреждениями, организациями и гражданами по выполнению решений хокима, принятых по поводу назначения опеки и попечительства.
Районные, городские медицинские объединения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
7. Районные, городские центры содействия занятости и социальной защиты населения в пределах своих полномочий:
выявляют и ведут учет лиц, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья;
ведут информационную базу данных о лицах, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья, представляют сведения для внесения в базу данных Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, а также государственную статистическую отчетность в соответствующий орган государственной статистики по форме и в сроки, установленные законодательством;
обеспечивают устройство лиц, нуждающихся в установлении над ними попечительства по состоянию здоровья под попечительство;
ведут личные дела подопечных;
осуществляют контроль за исполнением попечителями возложенных на них обязанностей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения подопечных;
вносят хокиму района, города ходатайства о прекращении попечительства, а также об освобождении либо отстранении попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
обращаются в установленном порядке в суд с заявлением по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов подопечных, участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел по указанным вопросам;
взаимодействуют с правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями по оказанию консультативной, правовой, социальной, психологической и медицинской помощи подопечным;
консультируют граждан по вопросам попечительства;
сотрудничают с соответствующими учреждениями, организациями и гражданами по выполнению решений хокима, принятых по поводу назначения опеки и попечительства.
Районные, городские центры содействия занятости и социальной защиты населения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
8. Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:
участвуют в реализации государственных программ в области опеки и попечительства;
разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области опеки и попечительства;
осуществляют координацию и контроль за деятельностью территориальных органов государственного управления, выполняющих задачи в области опеки и попечительства;
разрабатывают и осуществляют мероприятия по защите прав, свобод и законных интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также подопечных;
ведут государственный реестр.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
9. Хокимы районов, городов принимают решения по установлению и прекращению опеки или попечительства, а также об освобождении либо отстранении опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Указанные решения органы опеки и попечительства отправляют заинтересованным организациям и лицам.
10. Органы опеки и попечительства в своей деятельности руководствуются Семейным кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан "Об опеке и попечительстве", настоящим Положением и другими законодательными актами.
11. Руководство деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют Совет Министров Республики Каракалпакстан и органы государственной власти на местах.
3. Особые функции органов опеки и попечительства по обеспечению прав ребенка
§ 1. Участие органов опеки и попечительства при рассмотрении судами споров о воспитании детей
12. В соответствии со статьей 88 Семейного кодекса при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.
13. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.
14. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится на основании соответствующего акта органа самоуправления граждан.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 4 октября 2018 года