Недействующая редакция. Принята: 29.11.2016 / Вступила в силу: 23.01.2017

Недействующая редакция, не действует с 30 июля 2018 года

ПРИКАЗ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 28 сентября 2013 года №764

Об утверждении Типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов

(В редакции Приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 29.11.2016 г. №825)

В соответствии с подпунктом 15) пункта 1) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Типовые программы профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов.

2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:

1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и размещение его на интранет-портале государственных органов;

3) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Бектурова А.Г.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

А.Жумагалиев

Утверждены Приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года №764

Типовые программы профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов

1. Общие положения

1. Настоящие Типовые программы профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов (далее - Типовые программы) разработаны в соответствии с подпунктом 15) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации в Республике Казахстан".

2. Настоящие Типовые программы устанавливают принципы, порядок реализации, организацию этапов, минимальные объемы содержимого программ и другие критерии при осуществлении профессиональной подготовки авиационного персонала, непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов, руководителей предприятий гражданской авиации, а также иных категорий работников (специалистов) гражданской авиации.

3. В настоящих Типовых программах применены стандарты и рекомендуемая практика международной организации гражданской авиации (ИКАО), Европейские авиационные регуляторы, правила Всемирной метеорологической организации (ВМО).

4. В настоящих Типовых программах используются следующие термины и определения:

1) авиационный учебный центр гражданской авиации (далее - АУЦ ГА) - юридическое лицо, осуществляющее подготовку, переподготовку и поддержание профессионального уровня авиационного персонала;

2) авиационный персонал, непосредственно участвующие в обеспечении безопасности полетов должностные лица, специалисты, прошедшие профессиональную подготовку и осуществляющие непосредственную деятельность:

по выполнению полета воздушного судна (летный и кабинный экипаж, персонал, специалист);

по поддержанию летной годности воздушного судна (специалист, персонал, осуществляющий техническое обслуживание и ремонт авиационной техники);

по обслуживанию воздушного движения (диспетчерский персонал по обслуживанию воздушного движения, операторы авиационных станций, специалист);

по обеспечению полетов (сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер);

по наземному обеспечению полетов вертолетов на вертолетных площадках (вертодромах), расположенных на морских установках (персонал, специалист);

по поиску и спасанию (персонал, специалист);

по радиотехническому обеспечению полетов и авиационной радиосвязи (специалист, инженерно-технический персонал по эксплуатации радиотехнического оборудования и связи);

по электросветотехническому обеспечению полетов (специалист, инженерно-технический персонал по эксплуатации электросветотехнического оборудования аэропортов);

3) обслуживание воздушного движения - полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, диспетчерское обслуживание воздушного движения (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание);

4) бортпроводник - член кабинного экипажа, находящийся на борту воздушного судна для обеспечения безопасности пассажиров, а также для организации, безопасной и быстрой эвакуации пассажиров с борта воздушного судна и выполнения других функций в случае аварии или в ситуациях, когда необходимо организовать аварийную эвакуацию;

5) комбинированное обучение - проведение профессиональной подготовки путем совмещения различных форм обучения;

6) тренажерная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, при прохождении которого обучаемый приобретает, поддерживает и совершенствует практические навыки и умения с помощью имитирующих устройств, утвержденных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации;

7) профессиональная подготовка - первоначальная подготовка, переподготовка, поддержание профессионального уровня, стажировка, краткосрочные курсы, тренинги и прочие возможные виды обучения авиационного персонала;

8) поддержание профессионального уровня - процесс обучения авиационного персонала, целью которого является обновление, расширение и углубление профессиональных знаний, умений и навыков, обусловленный научно-техническим, социально-экономическим развитием и индивидуальными потребностями граждан, с выдачей документов установленного образца;

9) комплексное (типовое) обучение - проведение профессиональной подготовки путем единовременной реализации всей программы обучения за установленный период;

10) переподготовка - процесс обучения специалистов отрасли гражданской авиации, направленный на приобретение новых (дополнительных) профессиональных знаний, умений, навыков (в том числе квалификационных отметок) и изучение авиационной техники, с выдачей документов установленного образца;

11) модульное обучение - метод непрерывного образования, использующий поэтапную систему подготовки кадров, в которой каждый этап (модуль) представляет собой законченный цикл с рейтинговой системой контроля и оценки полученных знаний и навыков;

12) сертификационные требования - требования к авиационным учебным центрам, предъявляемые с целью установления соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки авиационного персонала;

13) теоретическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки, при прохождении которого обучаемый приобретает специальные теоретические знания, а также поддерживает и совершенствует их в соответствии с утвержденными программами обучения;

14) типовые программы - программы, обеспечивающие единообразный подход к профессиональной подготовке с сохранением возможности для авиационного учебного центра и организации гражданской авиации самостоятельного создания учебных программ, отражающих особенности направлений, специальностей и деятельности;

15) летная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки летного состава, при прохождении которого обучаемый приобретает и совершенствует практические умения и навыки выполнения полета;

16) нештатные ситуации - ряд обстоятельств, которые не возникают систематически или часто, серьезные и неожиданные, необязательно приводящие к возникновению опасности или серьезного риска, но требующие немедленного реагирования.

Используемые аббревиатуры в настоящих Типовых программах приведены в приложении 1 к настоящим Типовым программам.

5. Настоящие Типовые программы разработаны для применения АУЦ ГА, предприятиями гражданской авиации и организациями, проводящими профессиональную подготовку лиц, осуществляющих деятельность в гражданской авиации для разработки собственных программ профессиональной подготовки (курсов).

2. Реализация программ профессиональной подготовки на основе Типовых программ

6. Программы профессиональной подготовки (курсы) разрабатываются АУЦ ГА, организациями гражданской авиации и организациями, проводящими профессиональную подготовку лиц, осуществляющих деятельность в гражданской авиации, в зависимости от конкретных видов подготовки и особенностей деятельности.

7. Основные требования в отношении оформления программ профессиональной подготовки установлены постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2011 года №441 "Об утверждении Сертификационных требований к авиационным учебным центрам гражданской авиации".

8. Программы профессиональной подготовки (курсы) разрабатываются и реализуются в соответствии с выбранной формой обучения.

9. Программы (курсы), реализуемые для профессиональной подготовки руководителей авиационных предприятий, кандидатов для получения и держателей свидетельств авиационного персонала в обязательном порядке согласуются в уполномоченном органе в сфере гражданской авиации, за исключением программ реализующих общие аспекты иностранного языка.

10. Программы (курсы), реализуемые для профессиональной подготовки иных лиц, осуществляющих деятельность в гражданской авиации, не требуют обязательного согласования в уполномоченном органе в сфере гражданской авиации.

11. Использование материалов, основанных на CBT (computer based training) при проведении всех видов и форм профессиональной подготовки не ограничивается и регламентируется объемом реализуемой программы (курса), а также законодательством, регулирующим вопросы использования и защиты интеллектуальной собственности.

3. Программы профессиональной подготовки с использованием дистанционных технологий

12. Основная цель использования дистанционных технологий - предоставление обучающимся возможности освоения программ профессиональной подготовки непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения) при соблюдении обязательной ответственности за качество подготовки обучающихся, соответствия организации профессиональной подготовки требованиям руководящих и методических документов, объективности результатов тестирования.

13. Дистанционные технологии могут быть использованы при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий (за исключением тренажерной подготовки, переподготовки на другой (новый) тип воздушного судна, освоения новой техники и технологий), практик (за исключением производственной и летной практик), текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

14. Использование дистанционных технологий не исключает возможности обучения, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия с обучаемым. При этом соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных технологий или путем непосредственного взаимодействия с обучающимся определяется АУЦ ГА, предприятиями гражданской авиации и организациями, проводящими профессиональную подготовку лиц, осуществляющих деятельность в гражданской авиации, самостоятельно.

15. Применение принципов дистанционных технологий должно быть раскрыто в Руководстве по подготовке персонала и процедурам.

16. Дистанционные технологии могут быть использованы только при наличии руководящего, инструкторского и вспомогательного персонала, имеющего соответствующую подготовку, и специально оборудованных помещений, позволяющих реализовывать программы профессиональной подготовки с использованием дистанционных технологий.

17. При применении дистанционных технологий должна обеспечиваться учебно-методическая помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

4. Типовые программы профессиональной подготовки авиационного персонала, непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов

Подраздел 1. Программа первоначальной подготовки пилотов сверх легкой авиации на мотодельтаплане

(Ultra light aircraft pilot license - ULAPL, квалификация (MHG))

Параграф 1. Теоретическая подготовка

18. Обязательная теоретическая подготовка является общей для подготовки пилотов на ВС сверхлегкой авиации в Республике Казахстан.

19. Теоретическая подготовка проводится в соответствии с учебным планом, который определяет распределение учебных часов по предметам и темам.

Общий объем учебных занятий не менее 100 часов.

20. Авиационный учебный центр, при разработке Программы подготовки на конкретном типе мотодельтаплана, может увеличить объем учебных часов и количество дисциплин, если это обосновано требованиями повышения безопасности полетов.

Тематика дисциплин по теоретической подготовке пилотов сверхлегкой авиации (далее - СЛА) на мотодельтаплане приведены в приложении 2 к настоящим Типовым программам.

21. В результате завершения курса теоретической подготовки на мотодельтаплане студент-пилот получает знания в следующих областях:

законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнения полетов, Конвенция ИКАО, права, обязанности и ответственность держателя Свидетельства пилота сверхлегкой авиации (Ultra light pilot license-ULАPL);

основы полета;

общие знания конструкции воздушных судов применительно к мотодельтаплану;

принципы эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования;

эксплуатационные ограничения мотодельтапланов и их силовых установок;

эксплуатационные данные из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки);

практическое применение взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации;

предполетная подготовка и планирование полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов, подготовки и заполнения планов полета;

организация и обслуживание воздушного движения;

возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок;

понимание и применение авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использование метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров;

практические аспекты аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами;

применение методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке;

использование аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений;

соответствующие меры предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от воздушного судна и других, опасных для полета явлений;

ведение связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов, действия при отказе связи.

процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативное и периодическое обслуживание, ремонт, ведение технической документации. Основные виды авиационных горюче-смазочные материалов и специальных жидкостей, применяемых в эксплуатации.

Параграф 2. Тренаж в кабине

22. Настоящая программа определяет минимальный объем задач для проведения тренажа в кабине мотодельтаплана, на котором проводится летное обучение.

23. Общее время тренажа в кабине мотодельтаплана должно быть не менее 3 часов.

24. Программа тренажа в кабине мотодельтаплана определяет распределение тренировки по задачам:

Задача №1. Эксплуатация мотодельтаплана;

Задача №2. Техника пилотирования мотодельтаплана;

Задача №3. Особые случаи в полете.

25. Пилот-инструктор имеет право увеличить объем тренажа по задачам.

Параграф 3. Наземная подготовка

26. Минимальный объем наземной подготовки - 16 часов.

Тематика упражнений по наземной подготовки:

1) ознакомление с программой учебно-летной подготовки;

2) изучение инструкции по производству полетов на аэродроме;

3) изучение района полетов;

4) отработка фразеологии радиообмена с диспетчером ОВД;

5) изучение метеорологических особенностей района полетов;

6) изучение инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа;

7) изучение аварийно-спасательного оборудования и порядок его использование;

8) изучение наземного и технического обслуживания пилотом;

9) изучение порядка проведение предполетной подготовки;

10) подготовка полетных карт. Правила ведение визуальной ориентировки;

11) проверка готовности студента-пилота к выполнению тренировочных полетов.

Параграф 4. Летная подготовка

27. Студент-пилот допускается к программе первоначальной летной подготовки после прохождения теоретической, тренажерной и наземной подготовки, указанные в параграфах 1, 2 и 3.

28. Претендент на ULАPL (MHG) имеет налет не менее 20 часов летной подготовки на мотодельтаплане, в том числе, по меньшей мере:

1) 10 часов с пилотом-инструктором на мотодельтаплане, на котором будет производиться проверка готовности к самостоятельным полетам;

2) 6 часов самостоятельного налета, из них не менее 2 часа самостоятельных полета по маршрутам протяженностью не менее 40 км;

3) не менее 25 подлетов на высотах 3, 15, 30 и 50 метрах;

4) не менее 40 посадок с задросселированным двигателем.

29. Летная подготовка должна учитывать принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включать в себя:

1) предполетную подготовку, включая расчеты массы и центровки ВС, предполетный осмотр и обслуживание ВС;

2) изучение аэродромных схем движения и полетов, меры и процедуры по предотвращению столкновений;

3) управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;

4) полеты на критически малых воздушных скоростях, опознание и вывод из начальной и развившейся стадии сваливания, предупреждение попадания в штопор;

5) полеты на критически высоких воздушных скоростях, опознание и вывод, крутая спираль на планировании и вывод;

6) взлет и посадка в нормальных условиях и с боковым ветром;

7) максимальные технические характеристики (взлет с короткой полосы и преодоление препятствий, посадка на ограниченную полосу);

8) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и с применением навигационных средств;

9) действия в особых случаях полета чрезвычайные операции, включая имитацию неисправностей бортового оборудования;

10) соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии.

Каждое из упражнений учебно-летной программы включает для студента-пилота необходимость постоянного совершенствования летного умения, навыков восприятия реальной ситуации и осмотрительности в полете, всестороннего анализа поступающей информации и принятия оптимальных решений.

30. В результате завершения программы курса ULAPL(MHG), пилот мотодельтаплана должен быть способен выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующего типа полеты и маневры на приемлемом безопасном уровне полетов, а также уметь:

распознавать и контролировать факторы угроз и ошибок;

управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик;

плавно и точно выполнять все маневры;

принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете;

применять знания в области аэронавигации;

постоянно осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневра.

Подраздел 2. Программа первоначальной подготовки пилотов СЛА на автожире

(Ultra light aircraft pilot license - ULAPL, квалификация (GR)

Параграф 1. Теоретическая подготовка

31. Обязательная теоретическая подготовка является общей для подготовки пилотов на ВС сверхлегкой авиации в Республике Казахстан.

32. Теоретическая подготовка проводится в соответствии с учебным планом, который определяет распределение учебных часов по предметам и темам.

Общий объем учебных занятий не менее 100 часов.

33. Авиационный учебный центр, при разработке Программы подготовки на конкретном типе автожира имеет право увеличить объем учебных часов и количество дисциплин, если это обосновано требованиями повышения безопасности полетов.

Тематика дисциплин по теоретической подготовке пилотов СЛА на автожире приведены в приложении 3 к настоящим Типовым программам.

34. В результате завершения курса теоретической подготовки на автожире студент-пилот получает знания в следующих областях:

законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнения полетов, Конвенция ИКАО, права, обязанности и ответственность обладателя Свидетельства пилота сверхлегкой авиации (Ultra light aircrft pilot license-ULАPL);

основы полета;

общие знания конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна;

принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования;

эксплуатационные ограничения соответствующего вида воздушных судов и их силовых установок;

эксплуатационные данные из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

влияние загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки);

практическое применение взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации;

предполетная подготовка и планирование полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов, подготовки и заполнения планов полета;

организация и обслуживание воздушного движения;

возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок;

понимание и применение авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использование метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров;

практические аспекты аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами;

применение методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке;

использование аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений;

соответствующие меры предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от воздушного судна и других, опасных для полета явлений;

ведение связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов, действий при отказе связи.

процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативное и периодическое обслуживание, ремонт, ведение технической документации. Основные виды авиационных горюче-смазочные материалов и специальных жидкостей, применяемых в эксплуатации.

Параграф 2. Тренаж в кабине автожира

35. Настоящая программа, в случае отсутствия комплексного тренажера типа воздушного судна, определяет минимальный объем задач для проведения тренажа в кабине автожира, на котором проводится летное обучение.

36. Общее время тренажа в кабине автожира должно быть не менее 3 часов.

37. Программа тренажа в кабине автожира определяет распределение тренировки по задачам:

Задача №1. Эксплуатация автожира;

Задача №2. Техника пилотирования автожира;

Задача №3. Особые случаи в полете.

38. Пилот-инструктор имеет право увеличить объем тренажа по задачам.

Параграф 3. Наземная подготовка

39. Минимальный объем наземной подготовки - 16 часов.

Тематики упражнений по наземной подготовке:

1) ознакомление с программой учебно-летной подготовки;

2) изучение инструкции по производству полетов на аэродроме;

3) изучение района полетов;

4) отработка фразеологии радиообмена с диспетчером ОВД;

5) изучение метеорологических особенностей района полетов;

6) изучение инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа;

7) изучение аварийно-спасательного оборудования и порядок его использование;

8) изучение наземного и технического обслуживания пилотом;

9) изучение порядка проведение предполетной подготовки;

10) подготовка полетных карт. Правила ведение визуальной ориентировки;

11) проверка готовности студента-пилота к выполнению тренировочных полетов.

Параграф 4. Летная подготовка

40. Студент-пилот допускается к программе первоначальной летной подготовки после прохождения теоретической, тренажерной и наземной подготовки, указанные в параграфах 1, 2 и 3.

41. Претендент на ULАPL (GR) имеет налет не менее 25 часов летной подготовки на автожире, в том числе, по меньшей мере:

1) 15 часов с пилотом-инструктором на автожире, на котором будет производиться проверка готовности к самостоятельным полетам;

2) 6 часов самостоятельного налета, из них не менее 3 часа самостоятельных полета по маршрутам, в том числе 1 (один) полет по маршруту протяженностью не менее 100 км с одной посадкой до полной остановки на другом аэродроме, отличающийся от аэродрома вылета;

3) не менее 10 посадок с задросселированным двигателем.

42. Летная подготовка должна учитывать принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включать в себя:

1) предполетную подготовку, включая расчеты массы и центровки ВС, предполетный осмотр и обслуживание ВС;

2) изучение аэродромных схем движения и полетов, меры и процедуры по предотвращению столкновений;

3) управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;

4) полеты на критически малых воздушных скоростях, опознание и вывод из начальной и развившейся стадии замедления оборотов ротора;

5) полеты на критических высоких воздушных скоростях, опознание и вывод, крутая спираль на планировании и вывод;

6) взлет и посадка в нормальных условиях и с боковым ветром;

7) максимальные технические характеристики (взлет с короткой полосы и преодоление препятствий, посадка на ограниченную полосу);

8) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и с применением навигационных средств;

9) действия в особых случаях полета чрезвычайные операции, включая имитацию неисправностей бортового оборудования;

10) прилет и вылет, пролет транзитом контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии.

Каждое из упражнений учебно-летной программы включает для студента-пилота необходимость постоянного совершенствования летного умения: навыков восприятия реальной ситуации и осмотрительности в полете, всестороннего анализа поступающей информации и принятия оптимальных решений.

43. В результате завершения программы курса ULAPL(GR), пилот автожира должен быть способен выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующего типа полеты и маневры на приемлемом безопасном уровне полетов, а также уметь:

распознавать и контролировать факторы угроз и ошибок;

управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик;

плавно и точно выполнять все маневры;

принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете;

применять знания в области аэронавигации;

постоянно осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневра.

Подраздел 3. Программа первоначальной подготовки пилотов легкой авиации на свободном тепловом аэростате

(Light aircraft pilot licenсe -LAPL (В))

Параграф 1. Теоретическая подготовка

44. Обязательная теоретическая подготовка является общей для подготовки пилотов легких ВС на свободных тепловых аэростатах (далее - СТА) с максимальным объемом 3 400 кубических метров.

45. Теоретическая подготовка проводится в соответствии с учебным планом, который определяет распределение учебных часов по предметам и темам.

Общий объем учебных часов должен быть не менее 100 часов.

46. Авиационный учебный центр, при разработки Программы подготовки на конкретном типе планера, имеет право увеличить объем учебных часов и количество дисциплин, если это обосновано требованиями безопасности полетов.

Тематика дисциплин по теоретической подготовке пилотов легкой авиации на свободном тепловом аэростате приведены в приложении 4 к настоящим Типовым программам.

47. В результате завершения теоретической подготовки курса LAPL (В) кандидат должен обладать знаниями в следующих областях:

законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнения полетов, Конвенция ИКАО, права, обязанности и ответственность обладателя свидетельства пилота легких ВС (Light aircraft pilot licenсe-LAPL);

общие знания конструкции аэростатов, гондол, горелок и применительно к конкретному аэростату;

основы и принципы полета аэростата;

ограничения нагрузки, влияние массы на летные характеристики;

эксплуатационные ограничения, из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

летные характеристики и планирование полета;

газовые баллоны и газ для сжигания;

практическое применение взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации;

предполетная подготовка и планирование полета по маршруту, заполнение плана полета;

организация воздушного движения;

возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок;

понимание и применение авиационных метеорологических сводок, карт;

прогнозов, порядка получения и использование метеорологической информации, избежание опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров; измерения высоты полета;

практические аспекты аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами;

использование аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений;

соответствующие меры предосторожности и действий в аварийной обстановке;

ведение связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов, действий при отказе связи;

применение методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке;

процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативное и периодическое обслуживание, ремонт, ведение технической документации.

Параграф 2. Тренаж в гондоле СТА

48. Настоящая программа, в случае отсутствия комплексного тренажера типа воздушного судна, определяет минимальный объем задач для проведения тренажа в гондоле СТА, на котором проводится летное обучение.

49. Общее время тренажа в гондоле СТА должно быть не менее 3 часов.

50. Программа тренажа в гондоле СТА определяет распределение тренировки по задачам:

Задача №1. Эксплуатация СТА;

Задача №2. Техника пилотирования СТА;

Задача №3. Особые случаи в полете.

51. Пилот-инструктор имеет право увеличить объем тренажа по задачам.

Параграф 3. Наземная подготовка

52. Минимальный объем наземной подготовки - 16 часов.

Тематика упражнений по наземной подготовки:

1) ознакомление с программой учебно-летной подготовки;

2) изучение инструкции по производству полетов на аэродроме;

3) изучение района полетов;

4) отработка фразеологии радиообмена с диспетчером ОВД;

5) изучение метеорологических особенностей района полетов;

6) изучение инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа;

7) изучение аварийно-спасательного оборудования и порядок его использование;

8) изучение наземного и технического обслуживания пилотом;

9) изучение порядка проведение предполетной подготовки;

10) подготовка полетных карт. Правила ведение визуальной ориентировки;

11) проверка готовности студента-пилота к выполнению тренировочных полетов.

Параграф 4. Летная подготовка

53. Студент-пилот допускается к программе первоначальной летной подготовки после прохождения теоретической, тренажерной и наземной подготовки, указанные в параграфах 1, 2 и 3.

54. Претендент на LAPL (В) должен иметь налет не менее 16 часов летной подготовки на свободных тепловых аэростатах, в том числе, по меньшей мере:

1) 12 часов налета с пилотом-инструктором;

2) 10 наполнений и 20 стартов и посадок;

3) 1 самостоятельный полет с минимальным временем не менее 30 минут.

55. Программа летной подготовки LAPL(В) учитывает принципы управления угрозами и ошибками и включает:

1) предполетную подготовку, включая расчет загрузки, инструктаж о воздушной и метеорологической обстановке в районе полетов, предполетную подготовку и обслуживание оболочки;

2) инструктаж экипажа и пассажиров;

3) заполнение оболочки горячим воздухом и управление скоплением людей;

4) управление аэростатом с использованием внешних визуальных ориентиров;

5) выполнение взлета в разных условиях ветра;

6) подход на малых и больших высотах;

7) посадка в разных условиях приземного ветра;

8) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и применением цифровых навигационных устройств;

9) действия в особых случаях полета, включая имитацию неисправности оборудования аэростата;

10) соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии;

11) избежание природоохранных территорий и конфликтных отношений с владельцами земельных участков.

Каждое из упражнений учебно-летной программы включает для студента необходимость постоянного совершенствования летного умения: навыков восприятия реальной ситуации и осмотрительности в полете, всестороннего анализа поступающей информации и принятия оптимальных решений.

56. В результате завершения программы курса LAPL(В), пилот СТА должен быть способен выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующего типа полеты и маневры на приемлемом безопасном уровне, а также уметь:

распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибок;

управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик;

плавно и точно выполнять все маневры;

принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете;

применять знания в области аэронавигации;

постоянно осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневра.

Подраздел 4. Программа первоначальной подготовки пилотов на планерах

(Light aircraft pilot licence-LAPL (S)

Параграф 1. Теоретическая подготовка

57. Обязательная теоретическая подготовка является общей для подготовки пилотов легких ВС с сертифицированной максимальной взлетной массой до 2250 кг.

58. Теоретическая подготовка проводится в соответствии с учебным планом, который определяет распределение учебных часов по предметам и темам.

Общий объем учебных часов должен быть не менее 100 часов.

59. Авиационный учебный центр, при разработки Программы подготовки на конкретном типе планера, имеет право увеличить объем учебных часов и количество дисциплин, если это обосновано требованиями безопасности полетов.

Тематика дисциплин по теоретической подготовке пилотов на планерах приведены в приложении 5 к настоящим Типовым программам.

60. В результате завершения теоретической подготовки курса LAPL(S) студент должен обладать знаниями в следующих областях:

законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнения полетов, Конвенция ИКАО, в том числе права, обязанности и ответственность владельца Свидетельства пилота легких ВС (Light aircraft pilot license-LAPL);

основы полета;

общие знания конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна;

принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования;

эксплуатационные ограничения соответствующего вида воздушных судов и их силовых установок;

эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки);

практическое применение взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации;

предполетная подготовка и планирование полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов, подготовки и заполнения планов полета;

организация и обслуживание воздушного движения;

возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок;

понимание и применение авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использование метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров;

практические аспекты аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами;

применение методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке;

использование аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений;

соответствующие меры предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от воздушного судна и других, опасных для полета явлений;

ведение связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов, действий при отказе связи.

процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативное и периодическое обслуживание, ремонт, ведение технической документации.

Параграф 2. Тренажерная подготовка или тренаж в кабине

61. Настоящая программа, в случае отсутствия комплексного тренажера типа воздушного судна, определяет минимальный объем задач для проведения тренажа в кабине планера, на котором проводится летное обучение.

62. Общее время тренажа в кабине планера должно быть не менее 6 часов.

63. Программа тренажа в кабине планера определяет распределение тренировки по задачам:

Задача №1. Эксплуатация планера;

Задача №2. Техника пилотирования планера;

Задача №3. Особые случаи в полете.

64. Пилот-инструктор имеет право увеличить объем тренажа по задачам.

Параграф 3. Наземная подготовка

65. Минимальный объем наземной подготовки - 16 часов.

Тематика упражнений по наземной подготовки:

1) ознакомление с программой учебно-летной подготовки;

2) изучение инструкции по производству полетов на аэродроме;

3) изучение района полетов;

4) отработка фразеологии радиообмена с диспетчером ОВД;

5) изучение метеорологических особенностей района полетов;

6) изучение инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа;

7) изучение аварийно-спасательного оборудования и порядок его использование;

8) изучение наземного и технического обслуживания пилотом;

9) изучение порядка проведение предполетной подготовки;

10) подготовка полетных карт. Правила ведение визуальной ориентировки;

11) Проверка готовности студента-пилота к выполнению тренировочных полетов.

Параграф 4. Летная подготовка

66. Студент-пилот допускается к программе первоначальной летной подготовки после прохождения теоретической, тренажерной и наземной подготовки, указанные в параграфах 1, 2 и 3.

67. Претендент на LAPL (S) имеет налет не менее 15 часов летной подготовки на планерах, в том числе, по меньшей мере:

1) 10 часов с пилотом-инструктором на планере, на котором будет производиться проверка готовности к самостоятельным полетам;

2) 2 часа самостоятельного налета;

3) 45 стартов и посадок;

4) 1 самостоятельный полет по маршруту протяженностью не менее 50 км или 1 полет с пилотом-инструктором по маршруту протяженностью не менее 100 км.

68. Летная подготовка должна учитывать принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включать в себя:

1) предполетную подготовку, включая расчеты массы и центровки ВС, инструктаж о воздушной и метеорологической обстановке в районе полетов, предполетный осмотр и обслуживание ВС;

2) изучение аэродромных схем движения и полетов, мер предосторожности и процедур по предупреждению столкновений;

3) управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;

4) полет на больших углах атаки (критически малой скорости полета);

5) распознание, и вывод из начальной и развившейся стадии сваливания и предотвращение штопора;

6) полеты на критически высоких воздушных скоростях, опознание и вывод, крутая спираль на планировании и вывод;

7) взлет и посадка в нормальных условиях и с боковым ветром; различные методы запуска планера;

8) максимальные технические характеристики ВС (взлет с короткой полосы и преодоление препятствий, посадка на ограниченную полосу;

9) подбор места посадки вне аэродрома, меры предосторожности;

10) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и применением доступных навигационных средств;

11) парение с учетом местных условий;

12) действия в особых случаях полета и чрезвычайные процедуры;

13) соблюдение правил обслуживания воздушного движения;

14) посадка на ограниченную полосу; подбор места посадки вне аэродрома, угрозы при полетах по кругу и на посадке, меры предосторожности;

15) соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии;

Каждое из упражнений учебно-летной программы включает для студента необходимость постоянного совершенствования летного умения: навыков восприятия реальной ситуации и осмотрительности в полете, всестороннего анализа поступающей информации и принятия оптимальных решений.

69. В результате завершения программы курса LAPL(S), пилот планера должен быть способен выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующего типа полеты и маневры на приемлемом безопасном уровне, а также уметь:

распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибок;

управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик;

плавно и точно выполнять все маневры;

принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете;

применять знания в области аэронавигации;

постоянно осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневра.

Подраздел 5. Типовая программа первоначальной подготовки пилотов на легких самолетах

(Light aircraft pilot licenсe-LAPL (A)

Параграф 1. Теоретическая подготовка

70. Обязательная теоретическая подготовка является общей для подготовки пилотов легких ВС с сертифицированной максимальной взлетной массой до 2250 кг.

71. Теоретическая подготовка проводится в соответствии с учебным планом, который определяет распределение учебных часов по предметам и темам.

Общий объем учебных часов должен быть не менее 150 часов.

72. Авиационный учебный центр, при разработке Программы подготовки на конкретном типе самолета, имеет право увеличить объем учебных часов и количество дисциплин, если это обосновано требованиями безопасности полетов.

Тематика дисциплин по теоретической подготовке пилотов СЛА на легких самолетах приведены в приложении 6 к настоящим Типовым программам.

73. В результате завершения теоретической подготовки курса LAPL (A) кандидат обладает знаниями в следующих областях:

законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнения полетов, Конвенция ИКАО, права, обязанности и ответственность держателя Свидетельства пилота легких ВС (LAPL);

основы полета;

общие знания конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна;

принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования;

эксплуатационные ограничения соответствующего вида воздушных судов и их силовых установок;

эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки);

практическое применение взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации;

предполетная подготовка и планирование полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов, подготовки и заполнения планов полета;

организация и обслуживание воздушного движения;

возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок;

понимание и применение авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использование метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров;

практические аспекты аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами;

применение методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке;

использование аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений;

соответствующие меры предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от воздушного судна и других, опасных для полета явлений;

ведение связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов, действий при отказе связи.

процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативное и периодическое обслуживание, ремонт, ведение технической документации.

Параграф 2. Тренажерная подготовка или тренаж в кабине

74. Настоящая программа, в случае отсутствия комплексного тренажера типа воздушного судна, определяет минимальный объем задач для проведения тренажа в кабине самолета, на котором проводится летное обучение.

75. Общее время тренажа в кабине самолета должно быть не менее 6 часов.

76. Программа тренажа в кабине самолета определяет распределение тренировки по задачам:

Задача №1. Эксплуатация самолета;

Задача №2. Техника пилотирования самолета;

Задача №3. Особые случаи в полете.

77. Пилот-инструктор имеет право увеличить объем тренажа по задачам.

Параграф 3. Наземная подготовка

78. Минимальный объем наземной подготовки - 16 часов.

Тематика упражнений по наземной подготовки:

1) ознакомление с программой учебно-летной подготовки;

2) изучение инструкции по производству полетов на аэродроме;

3) изучение района полетов;

4) отработка фразеологии радиообмена с диспетчером ОВД;

5) изучение метеорологических особенностей района полетов;

6) изучение инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа;

7) изучение аварийно-спасательного оборудования и порядок его использование;

8) изучение наземного и технического обслуживания пилотом;

9) изучение порядка проведение предполетной подготовки;

10) подготовка полетных карт. Правила ведение визуальной ориентировки;

11) проверка готовности студента-пилота к выполнению тренировочных полетов.

Параграф 4. Летная подготовка

79. Студент-пилот допускается к программе первоначальной летной подготовки после прохождения теоретической, тренажерной и наземной подготовки, указанные в параграфах 1, 2 и 3.

80. Претендент на LAPL (А) имеет налет не менее 30 часов летной подготовки на самолетах, в том числе, по меньшей мере:

1) 20 часов с пилотом-инструктором на самолете, на котором будет производиться проверка готовности к самостоятельным полетам; в том числе не менее 1,5 часов по упражнениям полетов на минимальных скоростях и не менее 1,5 часов тренировки по приборам;

2) 6 часов самостоятельного налета, из них не менее 3 часа самостоятельных полетов по маршрутам, в том числе 1(один) полет по маршруту с протяженностью не менее 150 км с посадкой до полной остановки на другом аэродроме, отличающийся от аэродрома вылета.

81. Летная подготовка необходимо учитывать принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включать в себя:

1) предполетную подготовку, включая расчеты массы и центровки ВС, предполетный осмотр и обслуживание ВС;

2) изучение аэродромных схем движения и полетов, меры и процедуры по предотвращению столкновений;

3) управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;

4) полеты на критически малых воздушных скоростях, опознание и вывод из начальной и развившейся стадии сваливания, предупреждение попадания в штопор;

5) полеты на критически высоких воздушных скоростях, опознание и вывод, крутая спираль на планировании и вывод;

6) взлет и посадка в нормальных условиях и с боковым ветром;

7) максимальные технические характеристики ВС (взлет с короткой полосы и преодоление препятствий, посадка на ограниченную полосу;

8) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и с применением радионавигационных средств;

9) действия в особых случаях полета чрезвычайные операции, включая имитацию неисправностей бортового оборудования;

10) прилет и вылет, пролет транзитом контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии.

Каждое из упражнений учебно-летной программы включает для студента необходимость постоянного совершенствования летного умения: навыков восприятия реальной ситуации и осмотрительности в полете, всестороннего анализа поступающей информации и принятия оптимальных решений.

82. В результате завершения программы курса LAPL(А), пилот самолета должен быть способен выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующего типа полеты и маневры на приемлемом безопасном уровне, а также уметь:

распознавать и контролировать факторы угроз и ошибок;

управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик;

плавно и точно выполнять все маневры;

принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете;

применять знания в области аэронавигации;

постоянно осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневра.

Подраздел 6. Программа первоначальной подготовки пилотов легкой авиации на вертолетах

(Light aircraft pilot licenсe LAPL (Н)

Параграф 1. Теоретическая подготовка

83. Обязательная теоретическая подготовка является общей для подготовки частных пилотов на вертолетах с максимальной сертифицированной взлетной массой не более 2250 кг.

84. Теоретическая подготовка проводится в соответствии с учебным планом, который определяет распределение учебных часов по предметам и темам.

Общий объем учебных часов должен быть не менее 150 часов.

85. Авиационный учебный центр, при разработки Программы подготовки на конкретном типе вертолета, имеет право увеличить объем учебных часов и количество дисциплин, если это обосновано требованиями безопасности полетов.

Тематика дисциплин по теоретической подготовке пилотов легкой авиации на вертолетах приведены в приложении 7 к настоящим Типовым программам.

86. В результате завершения теоретической подготовки курса LAPL(Н) кандидат должен обладать знаниями в следующих областях:

законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнения полетов, Конвенция ИКАО, обязанности и ответственность обладателя Свидетельства пилота легкой авиации (Light aircraft pilot license-LAPL);

основы полета;

общие знания конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна;

принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования;

эксплуатационные ограничения соответствующего вида воздушных судов и их силовых установок;

эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки);

практическое применение взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации;

предполетная подготовка и планирование полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов, подготовки и заполнения планов полета;

организация и обслуживание воздушного движения;

возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок;

понимание и применение авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использование метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров;

практические аспекты аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами;

применение методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке;

использование аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений;

соответствующие меры предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от воздушного судна и других, опасных для полета явлений;

ведение связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов, действий при отказе связи;

процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативное и периодическое обслуживание, ремонт, ведение технической документации.

Параграф 2. Тренажерная подготовка или тренаж в кабине

87. Настоящая программа, в случае отсутствия комплексного тренажера типа воздушного судна, определяет минимальный объем задач для проведения тренажа в кабине вертолета, на котором проводится летное обучение.

88. Общее время тренажа в кабине вертолета необходимо иметь не менее 6 часов.

89. Программа тренажа в кабине вертолета определяет распределение тренировки по задачам:

Задача №1. Эксплуатация вертолета;

Задача №2. Техника пилотирования вертолета;

Задача №3. Особые случаи в полете.

90. Пилот-инструктор имеет право увеличить объем тренажа по задачам.

Параграф 3. Наземная подготовка

91. Минимальный объем наземной подготовки - 16 часов.

Тематика упражнений по наземной подготовки:

1) ознакомление с программой учебно-летной подготовки;

2) изучение инструкции по производству полетов на аэродроме;

3) изучение района полетов;

4) отработка фразеологии радиообмена с диспетчером ОВД;

5) изучение метеорологических особенностей района полетов;

6) изучение инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа;

7) изучение аварийно-спасательного оборудования и порядок его использование;

8) изучение наземного и технического обслуживания пилотом;

9) изучение порядка проведение предполетной подготовки;

10) подготовка полетных карт. Правила ведение визуальной ориентировки;

11) проверка готовности студента-пилота к выполнению тренировочных полетов.

Параграф 4. Летная подготовка

92. Студент-пилот допускается к программе первоначальной летной подготовки после прохождения теоретической, тренажерной и наземной подготовки, указанные в параграфах 1, 2 и 3.

93. Претендент на LAPL(Н) имеет налет не менее 40 часов летной подготовки на вертолетах, в том числе, по меньшей мере:

1) 20 часов с пилотом-инструктором на вертолете, на котором будет производиться проверка готовности к самостоятельным полетам;

2) 10 часов самостоятельного налета, из них не менее 5 часов самостоятельных полетов по маршрутам, в том числе 1(один) полет по маршруту с протяженностью не менее 150 км с посадками до полной остановки на одном аэродроме, отличающийся от аэродрома вылета;

3) 35 из 40 часов летной подготовки должны быть завершены на том типе вертолета, который используется для проверки готовности студента-пилота на получение Свидетельства частного пилота.

94. Летная подготовка должна учитывать принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включать в себя:

1) предполетную подготовку, включая расчеты веса и центровки, предполетный осмотр и обслуживание вертолета;

2) изучение аэродромных схем движения и полетов, меры и процедуры по предотвращению столкновений;

3) управление вертолетом с использованием внешних визуальных ориентиров;

4) взлеты, посадки, висение, осмотрительность, развороты, нормальный перход на висение и выход с нее;

5) аварийные процедуры, основы авторотации, имитация отказа двигателя выход из земного резонанса, если это свойственно конкретному типу вертолета;

6) перемещение на висении вбок и назад, развороты на месте;

7) распознание вихревого кольца в начальной стадии и вывод;

8) приземление на авторотации, посадки с имитацией отказа двигателя, практика выполнения вынужденных посадок. Имитация отказов оборудования и аварийные процедуры при неисправностях двигателя, управления, электрических и гидравлических систем;

9) развороты с максимальными углами крена;

10) переходы, быстрые остановки, маневрирование с попутным ветром, посадки и взлеты на склонах;

11) маневрирование с ограниченной мощностью и в ограниченном пространстве, включая выбор неподготовленных площадок для выполнения на них и из них различных заданий;

12) полет с использованием только основных пилотажных приборов, в том числе выполнение разворота на 180° и вывод из необычного положения, имитируя случайное попадание в облачность (это обучение может быть выполнено только с инструктором);

13) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и с применением радионавигационных средств, где это возможно; имитация ухудшения погодных условий и действия по возвращению или выполнению вынужденной посадки;

14) прилет и вылет, пролет транзитом контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии.

95. Перед тем как разрешить студенту выполнить первый самостоятельный полет, инструктор должен обеспечить, чтобы студент умел использовать радиосвязь.

96. По возможности следует использовать моделирования полета, чтобы продемонстрировать студенту последствия полета в условиях ниже минимума, укрепляя его понимание и необходимость избежания этого потенциально смертельного режима полетов.

97. Каждое из упражнений учебно-летной программы включает для студента необходимость постоянного совершенствования летного умения: навыков восприятия реальной ситуации и осмотрительности в полете, всестороннего анализа поступающей информации и принятия оптимальных решений.

98. В результате завершения программы курса PPL(Н), пилот вертолета должен быть способен выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующего типа полеты и маневры на приемлемом безопасном уровне, а также уметь:

распознавать и контролировать факторы угроз и ошибок;

управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик;

плавно и точно выполнять все маневры;

принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете;

применять знания в области аэронавигации;

постоянно осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневра.

Подраздел 7. Программа первоначальной подготовки частных пилотов на самолетах

Рrivatе pilot licenсe-PPL (A)

Параграф 1. Теоретическая подготовка

99. Обязательная теоретическая подготовка является общей для подготовки частных пилотов на самолетах имеющих сертификат летной годности.

100. Теоретическая подготовка проводится в соответствии с учебным планом, который определяет распределение учебных часов по предметам и темам.

Общий объем учебных занятий не менее 150 часов.

101. Авиационный учебный центр, при разработки Программы подготовки на конкретном типе самолета, имеет право увеличить объем учебных часов и количество дисциплин, если это обосновано требованиями повышения безопасности полетов.

Тематика дисциплин по теоретической подготовке частных пилотов на самолетах приведены в приложении 8 к настоящим Типовым программам.

102. В результате завершения теоретической подготовки курса PPL (A) кандидат обладает знаниями в следующих областях:

законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространство Республики Казахстан и деятельности авиации, части касающихся выполнения полетов, Конвенция ИКАО, в том числе права, обязанности и ответственность держателя Свидетельства частного пилота (Privat pilot license-PPL);

основы полета;

общие знания конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна;

принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования;

эксплуатационные ограничения соответствующего вида воздушных судов и их силовых установок;

эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки);

практическое применение взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации;

предполетная подготовка и планирование полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов, подготовки и заполнения планов полета;

организация и обслуживание воздушного движения;

возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок;

понимание и применение авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использование метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров;

практические аспекты аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами;

применение методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке;

использование аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений;

соответствующие меры предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от воздушного судна и других, опасных для полета явлений;

ведение связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов, действий при отказе связи;

процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативное и периодическое обслуживание, ремонт, ведение технической документации.

Параграф 2. Тренажерная подготовка или тренаж в кабине

103. Настоящая программа, в случае отсутствия комплексного тренажера соответствующего самолета, определяет минимальный объем задач для проведения тренажа в кабине самолета, на котором проводится летное обучение.

104. Общее время тренажа в кабине самолета необходимо быть не менее 6 часов.

105. Программа тренажа в кабине самолета определяет распределение тренировки по задачам:

Задача №1. Эксплуатация самолета;

Задача №2. Техника пилотирования самолета;

Задача №3. Особые случаи в полете.

106. Пилот-инструктор имеет право увеличить объем тренажа по задачам.

Параграф 3. Наземная подготовка

107. Минимальный объем наземной подготовки - 16 часов.

Тематика упражнений по наземной подготовки:

1) ознакомление с программой учебно-летной подготовки;

2) изучение инструкции по производству полетов на аэродроме;

3) изучение района полетов;

4) отработка фразеологии радиообмена с диспетчером ОВД;

5) изучение метеорологических особенностей района полетов;

6) изучение инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа;

7) изучение аварийно-спасательного оборудования и порядок его использование;

8) изучение наземного и технического обслуживания пилотом;

9) изучение порядка проведение предполетной подготовки;

10) подготовка полетных карт. Правила ведение визуальной ориентировки;

11) проверка готовности студента-пилота к выполнению тренировочных полетов.

Параграф 4. Летная подготовка

108. Студент-пилот допускается к программе первоначальной летной подготовки после прохождения теоретической, тренажерной и наземной подготовки, указанные в параграфах 1, 2 и 3.

109. Претендент на PPL (А) должен иметь налет не менее 45 часов летной подготовки на самолетах, в том числе, по меньшей мере:

1) 25 часов с пилотом-инструктором на самолете, на котором будет производиться проверка готовности к самостоятельным полетам, в том числе не менее 2-х часов по упражнениям полетов на минимальных скоростях и не менее 3-х часов тренировки по приборам;

2) 10 часов самостоятельного налета, из них не менее 5 часов самостоятельных полетов по маршрутам, в том числе 1(один) полет по маршруту с протяженностью не менее 270 км с посадками до полной остановки на 2 различных аэродромах, отличающиеся от аэродрома вылета.

110. Летная подготовка необходимо учитывать принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включать в себя:

1) предполетную подготовку, включая расчеты массы и центровки ВС, предполетный осмотр и обслуживание ВС;

2) изучение аэродромных схем движения и полетов, меры и процедуры по предотвращению столкновений;

3) управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;

4) полеты на критически малых воздушных скоростях, опознание и вывод из начальной и развившейся стадии сваливания, предупреждение попадания в штопор;

5) полеты на критически высоких воздушных скоростях, опознание и вывод, крутая спираль на планировании и вывод;

6) взлет и посадка в нормальных условиях и с боковым ветром;

7) максимальные технические характеристики ВС (взлет с короткой полосы и преодоление препятствий, посадка на ограниченную полосу;

8) полет по приборам, включая выполнение разворота на 180°;

9) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и с применением цифровых и радионавигационных средств;

10) действия в особых случаях полета чрезвычайные операции, включая имитацию неисправностей бортового оборудования;

11) прилет и вылет, пролет транзитом контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии.

Каждое из упражнений учебно-летной программы включает для студента-пилота необходимость постоянного совершенствования летного умения: навыков восприятия реальной ситуации и осмотрительности в полете, всестороннего анализа поступающей информации и принятия оптимальных решений.

111. В результате завершения программы курса PPL(А), пилот самолета должен быть способен выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующего типа полеты и маневры на приемлемом безопасном уровне полетов, а также уметь:

распознавать и контролировать факторы угроз и ошибок;

управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик;

плавно и точно выполнять все маневры;

принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете;

применять знания в области аэронавигации;

постоянно осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневра.

Подраздел 8. Программа первоначальной подготовки частных пилотов на вертолетах

(Рrivate pilot licenсe PPL (Н))

Параграф 1. Теоретическая подготовка

112. Обязательная теоретическая программа является общей для подготовки частных пилотов на вертолетах, сертифицированных для управления одним пилотом, без ограничений по взлетной массе.

113. Теоретическая подготовка проводится в соответствии с учебным планом, который определяет распределение учебных часов по предметам и темам.

Общий объем учебных занятий не менее 150 часов.

114. Авиационный учебный центр, при разработки Программы подготовки на конкретном типе вертолета, имеет право увеличить объем учебных часов и количество дисциплин, если это обосновано требованиями повышения безопасности полетов.

Тематика дисциплин по теоретической подготовке частных пилотов на вертолетах приведены в приложении 9 к настоящим Типовым программам.

115. В результате завершения теоретической подготовки курса PPL(Н) кандидат обладает знаниями в следующих областях:

законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, в части касающейся выполнения полетов, Конвенция ИКАО, в том числе права, обязанности и ответственность обладатель Свидетельства частного пилота (Privatе pilot license-PPL(Н));

основы полета;

общие знания конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушного судна;

принципов эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного оборудования;

эксплуатационные ограничения соответствующего вида воздушных судов и их силовых установок;

эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, выполнения расчетов массы и центра тяжести (центровки);

практическое применение взлетных, посадочных и других летно-технических характеристик, приведенных в эксплуатационной документации;

предполетная подготовка и планирование полета по маршруту при выполнении полетов по правилам визуальных полетов, подготовки и заполнения планов полета;

организация и обслуживание воздушного движения;

возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок;

понимание и применение авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов, порядка получения и использование метеорологической информации, измерения высоты, опасных метеорологических условий, порядка установки высотомеров;

практические аспекты аэронавигации (самолетовождения) и методов счисления пути, пользования аэронавигационными картами;

применение методов контроля факторов угроз и ошибок в эксплуатационной обстановке;

использование аэронавигационной документации, авиационных кодов и сокращений;

соответствующие меры предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в спутном следе от воздушного судна и других, опасных для полета явлений;

ведение связи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов, действий при отказе связи;

процедуры предполетного и послеполетного технического обслуживания, оперативное и периодическое обслуживание, ремонт, ведение технической документации.

Параграф 2. Тренажерная подготовка или тренаж в кабине

116. Настоящая программа, в случае отсутствия комплексного тренажера типа воздушного судна, определяет минимальный объем задач для проведения тренажа в кабине вертолета, на котором проводится летное обучение.

117. Общее время тренажа в кабине вертолета необходимо быть не менее 6 часов.

118. Программа тренажа в кабине вертолета определяет распределение тренировки по задачам:

Задача №1. Эксплуатация вертолета;

Задача №2. Техника пилотирования вертолета;

Задача №3. Особые случаи в полете.

119. Пилот-инструктор имеет право увеличить объем тренажа по задачам.

Параграф 3. Наземная подготовка

120. Минимальный объем наземной подготовки - 16 часов.

Тематика упражнений по наземной подготовки:

1) ознакомление с программой учебно-летной подготовки;

2) изучение инструкции по производству полетов на аэродроме;

3) изучение района полетов;

4) отработка фразеологии радиообмена с диспетчером ОВД;

5) Изучение метеорологических особенностей района полетов;

6) изучение инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа;

7) изучение аварийно-спасательного оборудования и порядок его использование;

8) изучение наземного и технического обслуживания пилотом;

9) изучение порядка проведение предполетной подготовки;

10) подготовка полетных карт. Правила ведение визуальной ориентировки;

11) проверка готовности студента-пилота к выполнению тренировочных полетов.

Параграф 4. Летная подготовка

121. Студент-пилот допускается к программе первоначальной летной подготовки после прохождения теоретической, тренажерной и наземной подготовки, указанные в параграфах 1, 2 и 3.

122. Претендент на PPL (Н) имеет налет не менее 45 часов летной подготовки на вертолетах, в том числе, по меньшей мере:

1) 25 часов с пилотом-инструктором на вертолете, на котором будет производиться проверка готовности к самостоятельным полетам;

2) 10 часов самостоятельного налета, из них не менее 5 часов самостоятельных полетов по маршрутам, в том числе 1(один) полет по маршруту с протяженностью не менее 185 км с посадками до полной остановки на 2 различных аэродромах, отличающиеся от аэродрома вылета;

3) 35 из 45 часов летной подготовки должны быть завершены на том типе вертолета, который используется для проверки готовности студента-пилота на получение Свидетельства частного пилота.

123. Летная подготовка должна учитывать принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включать в себя:

1) предполетную подготовку, включая расчеты веса и центровки, предполетный осмотр и обслуживание вертолета;

2) изучение аэродромных схем движения и полетов, меры и процедуры по предотвращению столкновений;

3) управление вертолетом с использованием внешних визуальных ориентиров;

4) взлеты, посадки, висение, осмотрительность, развороты, нормальный переход на висение и выход с нее;

5) аварийные процедуры, основы авторотации, имитация отказа двигателя выход из земного резонанса, если это свойственно конкретному типу вертолета;

6) перемещение на висении вбок и назад, развороты на месте;

7) распознание вихревого кольца в начальной стадии и вывод;

8) приземление на авторотации, посадки с имитацией отказа двигателя, практика выполнения вынужденных посадок.

9) Имитация отказов оборудования и аварийные процедуры при неисправностях двигателя, управления, электрических и гидравлических систем;

10) развороты с максимальными углами крена;

11) переходы, быстрые остановки, маневрирование с попутным ветром, посадки и взлеты на склонах;

12) маневрирование с ограниченной мощностью и в ограниченном пространстве, включая выбор неподготовленных площадок для выполнения на них и из них различных заданий;

13) полет с использованием только основных пилотажных приборов, в том числе выполнение разворота на 180° и вывод из необычного положения, имитируя случайное попадание в облачность (это обучение может быть выполнено только с инструктором);

14) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и с применением радионавигационных средств, где это возможно; имитация ухудшения погодных условий и действия по возвращению или выполнению вынужденной посадки;

15) прилет и вылет, пролет транзитом контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии.

Перед тем как разрешить студенту выполнить первый самостоятельный полет, инструктор должен обеспечить, чтобы студент умел использовать радиосвязь.

124. По возможности следует использовать моделирования полета, чтобы продемонстрировать студенту последствия полета в условиях ниже минимума, укрепляя его понимание и необходимость избежания этого потенциально смертельного режима полетов.

Каждое из упражнений учебно-летной программы включает для студента-пилота необходимость постоянного совершенствования летного умения: навыков восприятия реальной ситуации и осмотрительности в полете, всестороннего анализа поступающей информации и принятия оптимальных решений.

125. В результате завершения программы курса PPL(Н), пилот вертолета необходимо быть способен выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующего типа полеты и маневры на приемлемом безопасно уровне, а также уметь:

распознавать и контролировать факторы угроз и ошибок;

управлять воздушным судном в пределах ограничений его характеристик;

плавно и точно выполнять все маневры;

принимать своевременные решения и квалифицированно осуществлять контроль в полете;

применять знания в области аэронавигации;

постоянно осуществлять управление воздушным судном таким образом, чтобы обеспечить точное выполнение схемы полета или маневра.

Подраздел 9. Тематика теоретической подготовки по курсу PPL и LAPL Самолеты и вертолеты

126. В таблицах отмеченные знаком "х" темы указывают на обязательность ее изучения и относится на все подпункты этой темы. Перечень тем приведены в приложении 10 к настоящим Типовым программам.

Подраздел 10. Теоретическая подготовка для пилотов коммерческой авиации, линейных пилотов и кандидатов на получение квалификационной отметки для допуска к выполнению полетов по приборам

127. Обязательные предметов и тем для обладателей свидетельств или квалификационных отметок обозначены знаком "х". Знак "х" в основном заглавии по каждому учебному предмету означает, что все темы этого предмета должны быть выполнены.

Таблица предметов и тем для обладателей свидетельств или квалификационных отметок приведены в приложении 11 к настоящим Типовым программам.

Подраздел 11. Программа первоначальной подготовки летных инструкторов

Параграф 1. Общие положения

128. Целью программы первоначальной подготовки летных инструкторов (FI, TRI/SFI, CRI,) является подготовка держателей пилотского свидетельства до уровня компетенции, соответствующей мировой практике в сфере деятельности инструкторов летного обучения гражданской авиации. Программа курса направлена на развитие у соискателя квалификации инструктора осознания методов безопасного выполнения полетов путем усвоения соответствующих знаний и умений, а также мотивации успешного решения инструкторских задач.

129. Кандидаты на квалификацию (FI, TRI/SFI, CRI,), с целью получения соответствующей рекомендации для поступления на курс подготовки инструктора, проходят, в течение 6 месяцев предшествующих началу курса, предварительную летную проверку на ВС или тренажере квалифицированным инструктором или экзаменатором, назначенным полномочным органом гражданской авиации, чтобы оценить их способность к инструкторской работе. Проверка проводится в объеме квалификационной проверки соответствующего типа или класса ВС.

130. Претенденты на получение сертификата летного инструктора проходят курсы теоретической и летной подготовки в АУЦ.

131. Программа подготовки летных инструкторов особо выделяет важность человеческого фактора, значение каждого индивидуума при взаимодействии человека и машины, в управлении ресурсами экипажа, факторами угроз и ошибок. Особое внимание уделяется зрелости суждений соискателей, включая понимание взрослых людей и их поведенческих позиций, различие уровней образованности.

Задачей программы по подготовке инструкторов является:

1) повторить и дополнить в соответствии с программой технические знания инструктора;

2) обучить инструктора преподаванию наземных дисциплин и летных упражнений;

3) гарантировать, что летные навыки инструктора находятся на достаточно высоком уроне;

4) обучить инструктора принципам основ инструктажа и применять их соответственно своей квалификации (FI, TRI/SFI, CRI,):

5) Программа предназначена для достижения следующих компетенций:

подготовка ресурсов и создание благоприятных условий для обучения;

методика практического обучения;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Типовые программы профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов 1. Общие положения 2. Реализация программ профессиональной подготовки на основе Типовых программ 3. Программы профессиональной подготовки с использованием дистанционных технологий 4. Типовые программы профессиональной подготовки авиационного персонала, непосредственно участвующего в обеспечении безопасности полетов Подраздел 1. Программа первоначальной подготовки пилотов сверх легкой авиации на мотодельтаплане Параграф 1. Теоретическая подготовка Параграф 2. Тренаж в кабине Параграф 3. Наземная подготовка Параграф 4. Летная подготовка Подраздел 2. Программа первоначальной подготовки пилотов СЛА на автожире Параграф 1. Теоретическая подготовка Параграф 2. Тренаж в кабине автожира Параграф 3. Наземная подготовка Параграф 4. Летная подготовка Подраздел 3. Программа первоначальной подготовки пилотов легкой авиации на свободном тепловом аэростате Параграф 1. Теоретическая подготовка Параграф 2. Тренаж в гондоле СТА Параграф 3. Наземная подготовка Параграф 4. Летная подготовка Подраздел 4. Программа первоначальной подготовки пилотов на планерах Параграф 1. Теоретическая подготовка Параграф 2. Тренажерная подготовка или тренаж в кабине Параграф 3. Наземная подготовка Параграф 4. Летная подготовка Подраздел 5. Типовая программа первоначальной подготовки пилотов на легких самолетах Параграф 1. Теоретическая подготовка Параграф 2. Тренажерная подготовка или тренаж в кабине Параграф 3. Наземная подготовка Параграф 4. Летная подготовка Подраздел 6. Программа первоначальной подготовки пилотов легкой авиации на вертолетах Параграф 1. Теоретическая подготовка Параграф 2. Тренажерная подготовка или тренаж в кабине Параграф 3. Наземная подготовка Параграф 4. Летная подготовка Подраздел 7. Программа первоначальной подготовки частных пилотов на самолетах Параграф 1. Теоретическая подготовка Параграф 2. Тренажерная подготовка или тренаж в кабине Параграф 3. Наземная подготовка Параграф 4. Летная подготовка Подраздел 8. Программа первоначальной подготовки частных пилотов на вертолетах Параграф 1. Теоретическая подготовка Параграф 2. Тренажерная подготовка или тренаж в кабине Параграф 3. Наземная подготовка Параграф 4. Летная подготовка Подраздел 9. Тематика теоретической подготовки по курсу PPL и LAPL Самолеты и вертолеты Подраздел 10. Теоретическая подготовка для пилотов коммерческой авиации, линейных пилотов и кандидатов на получение квалификационной отметки для допуска к выполнению полетов по приборам Подраздел 11. Программа первоначальной подготовки летных инструкторов Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Теоретическая подготовка Параграф 3. Летная подготовка Параграф 4. Компетенции инструктора Подраздел 12. Типовые программы профессиональной подготовки для выдачи свидетельства штурмана Подраздел 13. Типовые программы профессиональной подготовки для выдачи свидетельства бортинженера (бортмеханика) Подраздел 14. Типовые программы профессиональной подготовки для выдачи свидетельства бортрадиста Подраздел 15. Типовые программы профессиональной подготовки для выдачи свидетельства бортоператора Подраздел 16. Типовые программы переподготовки на другие (новые) типы ВС и поддержания уровня квалификации Подраздел 17. Типовые программы профессиональной подготовки членов кабинного экипажа (бортпроводников) Параграф 1. Первоначальная подготовка членов кабинного экипажа Параграф 2. Переподготовка членов кабинного экипажа Параграф 3. Подготовка старших бортпроводников Параграф 4. Организация практической подготовки Параграф 5. Подготовка в области оптимизации работы членов экипажа (CRM) Параграф 6. Поддержание профессионального уровня членов летного экипажа (бортпроводников) Подраздел 18. Типовые программы профессиональной подготовки персонала по поддержанию летной годности воздушного судна Подраздел 19. Типовые программы профессиональной подготовки персонала по обслуживанию воздушного движения Параграф 1. Первоначальная подготовка и переподготовка специалистов ОВД и ПВД Параграф 2. Подготовка руководителей полетов (старших диспетчеров, выполняющих функции руководителя полетов) и диспетчеров-инструкторов ОВД Параграф 3. Организация стажировки для получения допуска к работе Параграф 4. Поддержание профессионального уровня персонала ОВД и планирования полетов Параграф 5. Проверка теоретических знаний, практических навыков и умений Подраздел 20. Типовая программа профессиональной подготовки сотрудника по обеспечению полетов/полетный диспетчер Подраздел 21. Типовые программы профессиональной подготовки операторов авиационных станций Подраздел 22. Типовые программы профессиональной подготовки операторов-инструкторов авиационных станций Подраздел 23. Типовые программы профессиональной подготовки специалистов по радиотехническому обеспечению полетов и авиационной радиосвязи (специалист, инженерно-технический персонал по эксплуатации радиотехнического оборудования и связи) Параграф 1. Порядок первоначальной подготовки специалистов по ЭРТОС Параграф 2. Стажировка специалистов по ЭРТОС Параграф 3. Поддержание профессионального уровня специалистов по ЭРТОС Параграф 4. Переподготовка специалистов по ЭРТОС Подраздел 24. Типовые программы профессиональной подготовки специалистов по электросветотехническому обеспечению полетов (специалист, инженерно-технический персонал по эксплуатации электросветотехнического оборудования аэропортов) Подраздел 25. Типовые программы профессиональной подготовки руководителей организаций гражданской авиации Подраздел 26. Типовые программы профессиональной подготовки специалиста по посадке вертолета на морскую установку Подраздел 27. Типовые программы профессиональной подготовки специалиста-инструктора по посадке вертолета на морскую установку Подраздел 28. Типовые программы профессиональной подготовки помощника специалиста по посадке вертолета на морскую установку Подраздел 29. Типовые программы профессиональной подготовки специалистов по обеспечению аэронавигационной информацией (специалист, специалист по аэронавигационной информации, дизайнер аэронавигационных процедур, персонал) Параграф 1. Первоначальная подготовка и допуск к самостоятельной работе специалистов по обеспечению аэронавигационной информацией Параграф 2. Переподготовка и поддержание профессионального уровня специалистов по обеспечению аэронавигационной информацией Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32 Приложение 33 Приложение 34 Приложение 35 Приложение 36 Приложение 37