Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 6 июня 2002 года №1104-XV
О Национальном центре по борьбе с коррупцией
(В редакции Законов Республики Молдова от 15.05.2003 г. №197-XV, 06.02.2004 г. N12-XV, 06.05.2004 г. №136-XV, 24.12.2004 г. №432-XV, 10.11.2006 г. №332-XVI, 16.11.2007 г. №243-XVI, 07.12.2007 г. №273-XVI, 20.06.2008 г. №139-XVI, 17.12.2009 г. №108, 23.12.2009 г. №127-XVIII, 23.04.2010 г. №63, 15.07.2010 г. №195, 17.09.2010 г. №222, 07.04.2011 г. №66, 19.12.2011 г. №181 (вступил в силу 01.03.2012 г.), 25.11.2011 г. №229, 22.03.2012 г. №47, 25.05.2012 г. №120, 27.12.2012 г. №319, 22.03.2013 г. №49, 19.04.2013 г. №93, 03.05.2013 г. №106, 22.10.2015 г. №180, 28.04.2016 г. №87, 17.06.2016 г. №134, 01.07.2016 г. №152, 21.07.2016 г. №102 (вступил в силу 12.11.2016 г.), 28.07.2016 г. №201, 30.03.2017 г. №49, 21.12.2017 г. №305 (вступил в силу 12.01.2018 г.), 22.12.2017 г. №314, 26.04.2018 г. №74, 26.07.2018 г. №160, 26.07.2018 г. №179)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Настоящий закон устанавливает правовую основу, принципы деятельности, задачи, обязанности и права Национального центра по борьбе с коррупцией, а также условия прохождения службы в его органах.
Глава I Общие положения
Статья 1. Национальный центр по борьбе с коррупцией
(1) Национальный Центр по борьбе с коррупцией (далее - Центр) является специализированным органом по предупреждению и борьбе с коррупцией, смежными с коррупцией актами и фактами коррупционного поведения.
(2) Центр является юридическим лицом публичного права, полностью финансируется из государственного бюджета, имеет казначейские счета, печать с изображением Государственного герба Республики Молдова и другие необходимые атрибуты.
(3) Центр является аполитичным органом, не предоставляет помощь и не поддерживает ни одну политическую партию.
(4) Центр является независимым в своей деятельности и подчиняется только закону. Центр располагает организационной, функциональной, операциональной независимостью в соответствии с условиями, установленными законом.
Статья 2. Правовая основа деятельности
(1) Правовой основой деятельности Центра являются Конституция Республики Молдова, настоящий закон, другие нормативные акты, а также международные договоры, одной из сторон которых является Республика Молдова.
(2) Положения настоящего закона дополняются положениями Закона о государственной должности и статусе государственного служащего № 158-XVI от 4 июля 2008 года, Закона о статусе лиц, исполняющих ответственные государственные должности № 199 от 16 июля 2010 года, положениями трудового законодательства, а также, в зависимости от обстоятельств, общими гражданско-правовыми, административными или уголовными нормами в части, не противоречащей специальному законодательству, регулирующему деятельность работников Центра.
Статья 3. Принципы деятельности
Центр осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
a) законность;
b) независимость;
c) беспристрастность;
d) преимущественное применение методов предупреждения коррупции в сравнении с методами борьбы с ней;
e) соблюдение основных прав и свобод человека;
f) целесообразность;
g) сочетание гласных и негласных методов и средств;
h) сочетание единоначалия и коллегиальности;
i) сотрудничество с другими органами публичной власти, общественными организациями и гражданами.
Глава II Задачи, обязанности и права Центра
Статья 4. Задачи Центра
(1) Задачами Центра являются:
a) предупреждение, выявление, расследование и пресечение правонарушений и преступлений в виде актов коррупции, смежных с ними актов и фактов коррупционного поведения;
b) Утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 27.12.2012 г. №319
c) Утратил силу;
d) осуществление антикоррупционной экспертизы проектов законодательных актов и проектов нормативных актов Правительства, а также других представленных в Парламент законодательных инициатив в целях установления соответствия их государственной политике по предупреждению и пресечению коррупции;
e) осуществление оценки институциональной неподкупности в соответствии с требованиями Закона об оценке институциональной неподкупности №325 от 23 декабря 2013 года, мониторинга реализации планов по неподкупности и оценки достигнутого прогресса;
f) проведение оперативного и стратегического анализа актов коррупции, смежных с коррупцией актов и фактов коррупционного поведения, информации об аналитических исследованиях явления коррупции;
g) возмещение добытого преступным путем имущества.
(2) Задачи Центра являются исчерпывающими и не могут быть изменены или дополнены иначе как законом.
(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 27.12.2012 г. №319, 22.10.2015 г. №180, 21.07.2016 г. №102, 30.03.2017 г. №49, 26.07.2018 г. №160)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Обязанности Центра
Во исполнение возложенных на него задач Центр обязан:
a) осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией Республики Молдова, настоящим законом и другими нормативными актами;
b) осуществлять в соответствии с законодательством специальную розыскную деятельность;
c) принимать меры по предупреждению и борьбе с коррупцией, смежными с коррупцией актами и фактами коррупционного поведения, переданными в его компетенцию, в том числе посредством осуществления антикоррупционной экспертизы проектов законодательных актов и проектов нормативных актов Правительства, а также других представленных в Парламент законодательных инициатив с соблюдением принципов, критериев и процедуры проведения экспертизы;
c-1) осуществлять оценку институциональной неподкупности в соответствии с требованиями Закона об оценке институциональной неподкупности №325 от 23 декабря 2013 года;
d) производить уголовное преследование по правонарушениям, пресечение которых отнесено к его компетенции;
e) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к его компетенции;
f) принимать меры по возмещению ущерба, причиненного государству правонарушениями, пресечение которых отнесено к компетенции Центра;
g) принимать и регистрировать заявления, сообщения, обращения и иную информацию о правонарушениях и осуществлять в установленном законом порядке по ним проверки;
h) обеспечивать безопасность деятельности и защиту своих работников от посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
i) обеспечивать подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
j) вести в соответствии с законодательством учет военнообязанных, проходящих службу в Центре в качестве сотрудников;
k) обеспечивать охрану и сохранность сведений, составляющих государственную, банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставших известными работникам Центра в ходе выполнения ими возложенных на Центр задач. Данная информация может быть предоставлена другим органам публичной власти в соответствии с законом;
l) представлять Парламенту и Правительству ежегодно до 31 марта отчет о своей деятельности. Годовой отчет публикуется на официальной веб-странице Центра за месяц до передачи его Парламенту и Правительству. В случае необходимости Парламент или Правительство могут потребовать представления дополнительных отчетов о деятельности Центра.
(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2016 г. №102)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Права Центра
Для выполнения возложенных на него задач и обязанностей Центр имеет право:
a) Утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 27.12.2012 г. №319
b) Утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова от 27.12.2012 г. №319
c) располагать следственным изолятором уголовного преследования в соответствии с законом;
d) составлять протоколы о правонарушениях, отнесенных к его компетенции;
е) запрашивать и получать от органов публичной власти, юридических и физических лиц документы, письменные доказательства, информацию и сведения, необходимые для выполнения обязанностей по предупреждению и анализу актов коррупции и смежных с ними актов, а также по рассмотрению заявлений или сообщений о правонарушениях или преступлениях, отнесенных к его компетенции, зарегистрированных в установленном порядке;
f) проводить криминалистические и другие экспертизы, а также исследования, относящиеся к его компетенции, запрашивать от органов публичной власти, государственных предприятий, организаций и учреждений привлечение специалистов и экспертов к осуществлению проверок или экспертиз, освещению отдельных специальных вопросов;
g) производить фотографирование, звукозапись, видеосъемку, дактилоскопирование и регистрацию лиц, задержанных или содержащихся под арестом, согласно законодательству;
Статья 9. Полномочия директора и его заместителей Статья 10. Коллегия Центра Статья 11. Финансирование и материально-техническое обеспечение Глава IV Зачисление в Центр Статья 12. Работники Центра Статья 13. Условия зачисления Статья 13-1. Испытательный срок Статья 14. Тестирование профессиональной неподкупности Статья 15. Мониторинг образа жизни Статья 16. Несоответствия и запреты Статья 17. Служебное удостоверение и форма одежды Глава V Присвоение специальных званий Статья 18. Специальные звания Статья 19. Общие условия присвоения специальных званий Статья 20. Присвоение первоначальных специальных званий Статья 21. Присяга Статья 22. Сроки выслуги в специальных званиях Статья 23. Выслуга лет Статья 24. Задержка в присвоении очередного специального звания Статья 24-1. Квалификационные категории Глава VI Прохождение службы в Центре Статья 25. Права работника Статья 26. Обязанности работника Центра Статья 27. Аттестация Статья 27-1. Откомандирование Статья 28. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и табельного оружия Статья 29. Ответственность работников Статья 30. Обжалование действий работников Статья 31. Возмещение ущерба, причиненного работниками Статья 32. Поощрение работников Статья 33. Дисциплинарная ответственность Глава VII Прекращение службы в Центре Статья 34. Основания прекращения службы Статья 35. Пособия при увольнении со службы Глава VIII Государственная, правовая и социальная защита Статья 36. Правовая защита Статья 37. Недопустимость вмешательства в деятельность работников Центра Статья 38. Право на профессиональный риск Статья 39. Пенсионное обеспечение Статья 40. Социальная защита Статья 40-1. Охрана здоровья и медицинское обслуживание Статья 41. Обязательное страхование Статья 42. Оплата труда работников Центра Статья 42-1. Расчет трудового/страхового стажа для назначения пенсии Статья 43. Отпуска Глава IX Контроль и надзор Статья 44. Контроль и надзор за деятельностью Центра Статья 44-1. Парламентский контроль за деятельностью Центра Статья 44-2. Контроль за деятельностью Центра со стороны гражданского общества Глава X Заключительные и переходные положения Статья 45.
Недействующая редакция, не действует с 24 августа 2018 года