Недействующая редакция. Принята: 19.07.2018 / Вступила в силу: 24.08.2018

Недействующая редакция, не действует с 24 августа 2018 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 25 февраля 1998 года №1538-XIII

О фонде природных территорий, охраняемых государством

(В редакции Законов Республики Молдова от 15.10.1999 г. №631-XIV, 06.10.2000 г. №1286-XIV, 30.07.2001 г. №454-XV, 25.07.2002 г. №1303-XV, 08.11.2002 г. №1440-XV, 07.02.2003 г. №20-XV, 13.06.2003 г. №240-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 29.07.2005 г. №211-XVI, 13.10.2005 г. №229-XVI, 13.10.2005 г. №230-XVI, 20.10.2005 г. №244-XVI, 24.11.2006 г. №354-XVI, 03.02.2009 г. №23-XVI, 04.06.2010 г. №109, 01.04.2011 г. №61, 05.07.2013 г. №167, 12.07.2013 г. №200, 03.12.2015 г. №213, 24.05.2018 г. №79, 19.07.2018 г. №144)

Парламент принимает настоящий закон.

Раздел I Общие положения

Ст.1. - Настоящий закон устанавливает правовые основы создания и функционирования фонда природных территорий, охраняемых государством, принципы, механизм и порядок его сохранения, а также полномочия центральных и местных органов публичной власти, неправительственных организаций и граждан в данной области.

Ст.2. - В настоящем законе используются следующие основные понятия:

специально охраняемая территория для авифауны - природное пространство, предназначенное для сохранения, поддержания и, в зависимости от обстоятельств, восстановления благоприятного охранного статуса видов птиц и специфичных местообитаний в целях охраны мигрирующих видов диких птиц;

охраняемая природная территория - географически обособленная природная территория, включающая типичные и редкие природные элементы, выделяемая и регулируемая в целях сохранения и охраны всех факторов среды в ее пределах;

территория многофункционального использования - территория и/или акватория с хозяйственными ресурсами, в которой наряду с обеспечением сохранения природы осуществляется регулируемое хозяйственное использование флоры, фауны, водных ресурсов, пастбищ и занятие туризмом;

центральный орган охраны окружающей среды - высший и единственный государственный орган в области охраны окружающей среды, разрабатывающий, проводящий и осуществляющий экологическую политику на национальном уровне;

биоценоз - совокупность микроорганизмов, грибов, растений и животных, населяющих более или менее однородный участок суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей их среды;

биоразнообразие - разнообразие живых организмов в рамках наземных и морских экосистем, других водных экосистем и экологических комплексов, частью которых они являются. Понятие охватывает внутривидовое, межвидовое разнообразие и разнообразие экосистем;

экосистема - динамичный комплекс сообществ растений, животных, грибов и микроорганизмов, а также совокупность абиотических факторов среды, взаимодействие которых составляет единое функциональное целое;

экологическое равновесие - комплекс функциональных состояний экосистемы, динамика которых обеспечивает ее структуру и функции;

фонд охраняемых территорий - совокупность природных территорий, природных объектов и комплексов, охраняемых государством;

генофонд - совокупность растительных, животных видов, а также видов грибов, микроорганизмов, являющихся носителями наследственной информации;

местообитание, биотоп - естественное место обитания организмов и популяций флоры, фауны, грибов и микроорганизмов;

памятник природы - уникальный природный объект, имеющий особое экологическое, научное, культурное, историческое и эстетическое значение;

национальный парк - типичная природная территория, включающая различные ландшафты, природные и культурно-исторические объекты и комплексы, местные виды растений и животных, предназначенная для использования в научных, рекреационных, экономических, культурных, туристических, учебных, воспитательных и других целях;

(В абзац четырнадцатый статьи 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 12.07.2013 г. №200)

(см. предыдущую редакцию)

ландшафтный заповедник - однородная природная система (лесная, степная, луговая, плавневая и болотная), имеющая научное, экологическое, рекреационное, эстетическое, дидактическое, воспитательное значение, предназначенная для сохранения ее природных качеств и осуществления регулируемой хозяйственной деятельности;

научный заповедник - биогеографическая территория и/или акватория национального значения, имеющая статус научно-исследовательского учреждения, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных объектов и комплексов, сохранения биоразнообразия, разработки научных основ охраны окружающей среды;

природный заповедник - природная территория, имеющая научное значение и предназначенная для сохранения и восстановления отдельных или нескольких природных компонентов с целью поддержания экологического равновесия;

ресурсный заповедник - природная территория, включающая особо ценные ресурсы национального значения, сохраняемые для будущих поколений;

биосферный заповедник - географическая территория и/или акватория с физико-географическими элементами и образованиями, видами растений и животных национального и международного значения, имеющая статус научно-исследовательского учреждения, признанная ЮНЕСКО частью мирового природного достояния;

водно-болотное угодье международного значения - водная территория и/или водное пространство, включающие различные виды водно-болотных экосистем, отвечающие критериям выделения водно-болотных угодий международного значения Рамсарской конвенции, обладающие богатым биоразнообразием и играющие важную роль в качестве мест обитаний водоплавающих птиц.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 01.04.2011 г. №61)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.3. - (1) В состав фонда природных территорий, охраняемых государством (далее - фонд охраняемых территорий), входят природные объекты и комплексы, имеющие неоспоримую первостепенную ценность для:

a) сохранения биоразнообразия и природных местообитаний, в особенности имеющих международное и трансграничное значение;

b) сохранения природных местообитаний особого значения для мигрирующих видов животных, в особенности в местах их пролета, концентрации, спячки, линьки и размножения;

c) изучения природных процессов;

d) восстановления экологического равновесия;

e) экологического просвещения населения;

f) развития экологического туризма.

(2) Первичные данные о фонде охраняемых территорий используются при разработке планов обустройства территории.

(Статья 3 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 01.04.2011 г. №61)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.4. - (1) Фонд охраняемых территорий состоит из следующих категорий при родных объектов и комплексов:

1) выделяемых в соответствии с классификацией Международного союза ох раны природы:

а) научные заповедники;

b) национальные парки;

с) памятники природы;

d) природные заповедники;

е) ландшафтные заповедники;

f) ресурсные заповедники;

g) территории многофункционального использования;

2) не входящих в классификацию Международного союза охраны природы:

a) дендрологические сады;

b) памятники садово-паркового искусства;

c) зоологические сады;

3) установленных другими международными документами:

а) биосферные заповедники (Программа ЮНЕСКО);

b) водно-болотные угодья международного значения (Рамсарская конвенция).

(2) Водно-болотные угодья международного значения и их составные части могут обладать одновременно статусом одной из категорий, предусмотренных в части (1), или иметь в своем составе один или несколько объектов этих категорий.

Ст.5. - Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий подразделяются на объекты и комплексы международного, национального и местного значения. Порядок отнесения к этим категориям значимости определяется настоящим законом и другими нормативными актами о фонде охраняемых территорий, а также международными конвенциями в данной области (Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе, Берн, 1979 г.; Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных, Бонн, 1979 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве мест обитаний водоплавающих птиц, Рамсар, 1971 г. и др.).

Ст.6. - Основными задачами фонда охраняемых территорий являются:

а) регулирование отношений в области охраны окружающей среды, сохранение природных объектов и комплексов для нынешнего и будущих поколений;

b) глубокое изучение природных процессов в биоценозах особо ценных лесных и степных экосистем, водно-болотных угодий, мест размножения, спячки и путей миграции животных, и восстановление экологического равновесия в пределах охраняемых природных территорий;

с) сохранение генофонда в рамках биологического потенциала природных объектов и комплексов;

d) привлечение к ответственности физических и юридических лиц, виновных в причинении ущерба охраняемым природным территориям;

e) соблюдение международных конвенций и соглашений по охраняемым при родным территориям.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 01.04.2011 г. №61)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.7. - (1) Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий являются публичной собственностью, за исключением земель, указанных в части (3).

(2) Земли объектов и комплексов фонда охраняемых территорий предназначены для охраны природы, являются частью публичной собственности, не могут быть приватизированы, сданы в аренду и имеют режим охраны и хозяйствования, установленный действующим законодательством.

(3) В состав фонда охраняемых территорий могут быть включены и земли, находящиеся в частной собственности, взятые под государственную охрану и остающиеся собственностью владельцев частных земель. Определение прав и обязанностей каждой стороны осуществляется на основе специального положения.

(4) Обладатели земель, являющихся публичной собственностью, обеспечивают ежегодное финансирование объектов и комплексов фонда охраняемых территорий, находящихся на используемых ими землях, и разметку их ограничительными знаками.

(5) Обладатели земель, на которых расположены объекты и комплексы фонда охраняемых территорий, указанные в подпунктах с) - g) пункта 1), а также подпункте b) пункта 2) части (1) статьи 4, обязаны обеспечить соблюдение охранного режима согласно действующему законодательству.

(6) Обладатели земель, являющихся публичной собственностью, а также органы местного публичного управления обязаны каждые 3 - 5 лет, начиная с 2000 года, вносить предложения о взятии под охрану государства наиболее ценных и типичных экосистем, биотопов и памятников природы национального и местного значения.

(7) При разработке документации по градостроительству и обустройству территории, проектов организации и развития отраслей национальной экономики учитывается расположение объектов и комплексов фонда охраняемых территорий с целью устойчивого управления ими.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 12.07.2013 г. №200, 19.07.2018 г. №144)
(см. предыдущую редакцию)

Ст.8. - Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий используются в следующих целях:

а) охрана наиболее типичных природных территорий;

b) сохранение генофонда;

с) сохранение биоразнообразия;

d) сохранение ландшафта в естественном состоянии;

d-1) охрана путей миграции и мест размножения;

е) проведение научных исследований;

f) осуществление мониторинга охраняемых природных территорий;

g) экологическое, культурное, эстетическое воспитание и отдых граждан.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 01.04.2011 г. №61)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.9. - Все проекты и программы экологического восстановления и благоустройства, административного и социального строительства, строительства коммуникационных сетей и других хозяйственных объектов в охраняемых природных территориях подлежат государственной экологической экспертизе, осуществляемой центральным органом охраны окружающей среды.

Ст.10. - Центральные и местные органы публичного управления, обладатели земель, в ведении которых находятся объекты и комплексы фонда охраняемых территорий, бесплатно и в обязательном порядке предоставляют центральному органу охраны окружающей среды данные, необходимые для осуществления экологического мониторинга.

Ст.11. - (1) Изъятие земель из фонда охраняемых территорий строго запрещается, за исключением случаев, когда они утратили ценность в результате стихийных бедствий или катастроф и не могут быть восстановлены. Во всех случаях изъятие земель из фонда охраняемых территорий производится по предложению центрального органа охраны окружающей среды и Академии наук Молдовы на основании решения Парламента.

(2) Вековые деревья в случае высыхания исключаются из перечня памятников природы с согласия центрального органа охраны окружающей среды.

(3) Механизм взятия под охрану государства типичных природных территорий, находящихся в ведении центральных органов публичного управления, предусматривает, в случае расхождения позиций, приоритет позиции центрального органа охраны окружающей среды, Академии наук Молдовы и Национального института экологии. Позиция центральных органов публичного управления и/или других органов, в ведении которых находится публичная собственность, является консультативной.

Раздел II Полномочия центральных и местных органов публичной власти, неправительственных организаций и граждан в отношении фонда охраняемых территорий

Ст.12. - Парламент:

а) определяет политику сохранения биоразнообразия и утверждает стратегическую программу развития фонда охраняемых территорий;

b) принимает законодательные акты о фонде охраняемых территорий;

с) ратифицирует международные конвенции и соглашения по охраняемым природным территориям;

d) принимает решения о создании научных заповедников, национальных парков, биосферных заповедников, дендрологических и зоологических садов, а также о взятии под охрану государства других природных территорий, предусмотренных статьей 4, по предложению Правительства на основании заключений центрального органа охраны окружающей среды и Академии наук Молдовы.

Ст.13. - Правительство:

а) проводит политику сохранения биоразнообразия и претворяет в жизнь стратегическую программу развития фонда охраняемых территорий;

b) обеспечивает представление обладателями земель, являющихся публичной собственностью, предложений о взятии под охрану государства типичных природных территорий;

с) финансирует научные программы и обеспечивает материально-техническую базу развития фонда охраняемых территорий;

d) способствует международному сотрудничеству в области заповедного дела;

е) регулирует другие аспекты деятельности, касающиеся фонда охраняемых территорий.

f) утверждает, при наличии заключения ответственной постоянной комиссии Парламента, типовые положения по категориям природных объектов и комплексов, указанным в статье 4;

g) утверждает положения о функционировании по категориям природных объектов и комплексов, указанным в подпункте b) пункта 1) и подпункте а) пунктa 3) части (1) статьи 4;

h) утверждает границы объектов и комплексов фонда охраняемых территорий;

i) утверждает планы управления для категорий природных объектов и комплексов, указанных в подпункте а) пункта 3) части (1) статьи 4;

j) утверждает Типовую концепцию и Положение о функционировании Автоматизированной информационной системы фонда природных территорий, охраняемых государством.

(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 12.07.2013 г. №200, 19.07.2018 г. №144)
(см. предыдущую редакцию)

Ст.14. - Центральный орган охраны окружающей среды:

а) осуществляет государственный контроль за соблюдением охранного режима объектов и комплексов фонда охраняемых территорий независимо от их ведомственной подчиненности и вида собственности;

b) управляет природными территориями со специальным охранным режимом, предусмотренными подпунктом a) пункта 1) части (1) статьи 4;

с) разрабатывает и координирует стратегическую программу развития фонда охраняемых территорий;

d) организует мониторинг фонда охраняемых территорий;

е) проводит политику в области заповедного дела и совместно с Академией наук Молдовы подготавливает и представляет Правительству и Парламенту предложения о создании научных заповедников, национальных парков, биосферных заповедников, дендрологических и зоологических садов, а также о взятии под охрану государства одной или целого ряда типичных природных территорий;

f) контролирует соблюдение охранного режима на охраняемых природных территориях, подведомственных центральным и местным органам публичного управления;

g) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства о фонде охраняемых территорий;

h) обеспечивает учет объектов и комплексов фонда охраняемых территорий;

i) разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами, департаментами и другими центральными органами публичного управления раздел охраняемых природных территорий в составе планов обустройства территории;

j) поддерживает международные связи по вопросам фонда охраняемых территорий и сохранения биоразнообразия;

k) разрабатывает и координирует программы научных исследований, проводимых в пределах фонда охраняемых территорий;

l) координирует и согласовывает с органами местного публичного управления схемы рационального размещения объектов и комплексов фонда охраняемых территорий.

m) разрабатывает и представляет Правительству на утверждение согласованные с ответственной постоянной комиссией Парламента типовые положения по категориям природных объектов и комплексов, указанным в статье 4;

n) устанавливает совместно с Агентством земельных отношений и кадастра границы объектов и комплексов фонда охраняемых территорий;

o) ведет регистр Автоматизированной информационной системы фонда природных территорий, охраняемых государством, при посредстве Института экологии и географии Академии наук Молдовы.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 12.07.2013 г. №200, 19.07.2018 г. №144)
(см. предыдущую редакцию)

Ст.15. - Органы местного публичного управления:

а) несут ответственность за соблюдение на подведомственной территории экологического законодательства, в том числе настоящего закона;

b) осуществляют мероприятия по охране, экологическому восстановлению и реконструкции в пределах объектов и комплексов фонда охраняемых территорий, указанных в подпунктах с) - g) пункта 1), а также подпункте b) пункта 2) части (1) статьи 4;

с) в пределах подведомственной им территории переводят отдельные при родные территории в категорию охраняемых природных территорий, которые подлежат включению в документацию по градостроительству и обустройству территории.

Ст.16. - Неправительственные организации имеют право:

а) разрабатывать экологические программы, имеющие отношение к охраняемым природным территориям, пропагандировать их и участвовать в их реализации;

b) формировать экологические фонды;

с) участвовать в проверках соблюдения охранного режима в объектах и комплексах фонда охраняемых территорий;

d) максимально содействовать экологическому воспитанию населения;

е) издавать и распространять материалы по охраняемым природным территориям;

f) получать информацию об окружающей среде и проводить научные исследования, координируемые с центральным органом охраны окружающей среды;

g) выдвигать предложения и представлять соответствующие материалы о взятии под охрану государства отдельных типичных природных территорий.

Ст.17. - Граждане имеют право:

а) организовывать публичное обсуждение проектов законодательных и других нормативных актов, касающихся фонда охраняемых территорий;

b) вносить предложения о взятии под охрану государства природных объектов и комплексов и включении их в фонд охраняемых территорий;

с) осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о фонде охраняемых территорий;

d) осуществлять в рамках неправительственных организаций природоохранную деятельность;

е) подавать в любую компетентную инстанцию ходатайства о перепрофилировании и модернизации хозяйственных объектов, загрязняющих охраняемые природные территории.

Раздел III Режим управления фондом охраняемых территорий

Глава 1 Основные принципы

Ст.18. - Режим управления фондом охраняемых территорий представляет собой единый комплекс охранных, экологических, технико-организационных мер, регулирующих деятельность, проводимую в пределах фонда в целях сохранения, оптимизации и рационального долговременного развития сети охраняемых природных территорий.

Ст.19. - Научные заповедники, национальные парки, биосферные заповедники, дендрологические и зоологические сады имеют статус юридического лица.

Ст.20. - (1) Земли и водоемы, входящие в состав научных заповедников, охранные зоны национальных парков и биосферных заповедников, дендрологических садов исключаются из хозяйственного пользования и передаются соответствующим учреждениям в бессрочное пользование. В границах национальных парков и биосферных заповедников могут находиться земли и водоемы других пользователей или собственников. В этом случае пользователи и собственники обязаны соблюдать ограничения, связанные с требованиями охраны окружающей среды, и запреты на виды деятельности, предусмотренные настоящим законом.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Раздел I Общие положения Раздел II Полномочия центральных и местных органов публичной власти, неправительственных организаций и граждан в отношении фонда охраняемых территорий Раздел III Режим управления фондом охраняемых территорий Глава 1 Основные принципы Глава 2 Научные заповедники Глава 3 Национальные парки Глава 4 Памятники природы Глава 5 Природные заповедники Глава 6 Ландшафтные заповедники Глава 7 Ресурсные заповедники Глава 8 Территории многофункционального использования Глава 9 Биосферные заповедники Глава 10 Ботанические сады Глава 11 Дендрологические сады Глава 12 Памятники садово-паркового искусства Глава 13 Зоологические сады Глава 14 Водно-болотные угодья международного значения Раздел IV Оxранные зоны объектов и комплексов фонда оxраняемыx территорий Раздел V Научные исследования в пределах фонда оxраняемыx территорий Раздел VI Финансовое обеспечение объектов и комплексов фонда охраняемых территорий Раздел VII Государственный кадастр объектов и комплексов фонда оxраняемыx территорий Раздел VIII Оxрана объектов и комплексов фонда оxраняемыx территорий Раздел IX Ответственность. Разрешение споров Раздел X Международное сотрудничество в области фонда охраняемых территорий Раздел XI Заключительные и переходные положения Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10 Приложение №11 Приложение №12 Приложение №13