Недействующая редакция. Принята: 18.12.2017 / Вступила в силу: 20.12.2017

Недействующая редакция, не действует с 11 мая 2018 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 21 февраля 2014 года №130

Об утверждении Технического регламента "Промышленные машины"

(В редакции Постановления Правительства Республики Молдова от 18.12.2017 г. №1088)

(По тексту Постановления слова "Министерство экономики" в любом падеже заменены словами "Министерство экономики и инфраструктуры" в соответствующем падеже в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 18.12.2017 г. №1088)

На основании положений статьи 18 и позиции 6 приложения 3 к Закону №235 от 1 декабря 2011 года о деятельности по аккредитации и оценке соответствия (Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., №46-47, ст. 136) Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Технический регламент "Промышленные машины" (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении 24 месяцев со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.

3. Министерству экономики и инфраструктуры до введения в действие настоящего Постановления разработать перечень взаимосвязанных стандартов и план внедрения Технического регламента "Промышленные машины".

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики и инфраструктуры.

Премьер-министр

Юрие Лянкэ

Контрассигнует:

зам. премьер-министра, министр экономики и инфраструктуры

 

Валериу Лазэр

Утвержден Постановлением Правительства Республики Молдова от 21 февраля 2014 года №130

Технический регламент "Промышленные машины"

(По тексту Технического регламента слова "Министерство экономики" в любом падеже заменены словами "Министерство экономики и инфраструктуры" в соответствующем падеже в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 18.12.2017 г. №1088)

Технический регламент "Промышленные машины" (в дальнейшем - Технический регламент) перелагает Директиву 2006/42/ЕС Европейского Парламента и Совета от 17 мая 2006 года о промышленном оборудовании и об изменении Директивы 95/16/ЕС (преобразованная) (опубликованная в Официальном журнале Европейского Союза №L 157 от 9 июня 2006 года), измененную и дополненную Директивой 2009/127/ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 октября 2009 года об изменении Директивы 2006/42/ЕС о промышленном оборудовании по применению пестицидов; Регламентом (СЕ) №596/2009 Европейского Парламента и Совета от 18 июня 2009 г.

Глава I Область применения

1. Настоящий Технический регламент распространяется на следующие виды продукции:

a) промышленные машины;

b) сменное оборудование;

c) безопасные компоненты;

d) грузоподъемные механизмы;

e) цепи, канаты и сети;

f) съемные механические устройства передачи;

g) квазимашины.

2. Положения настоящего Технического регламента не распространяются на следующие виды машин:

a) безопасные компоненты, предназначенные для использования в качестве запасных частей для замены идентичных компонентов и поставляемых производителем оригинальных промышленных машин;

b) специальное оборудование, предназначенное для использования на торговых ярмарках и/или аттракционах;

c) промышленные машины, специально разработанные или сданные в эксплуатацию для ядерных целей, которые в случае выхода из строя могут привести к радиоактивным выбросам;

d) вооружение, в том числе огнестрельное оружие;

e) следующие транспортные средства:

- тракторы, прицепы или взаимозаменяемое прицепное оборудование, независимо, если укомплектовано или нет, предназначенное для использования в сельском хозяйстве, независимо, если сконструировано в один или несколько этапов, имеющее максимальную скорость 6 км/ч, кроме установленных на них машин;

- системы, компоненты и отдельные технические элементы, предназначенные для использования в транспортных средствах, указанных выше;

- автомобили и их прицепы, спроектированные и построенные в один или несколько этапов для использования на дороге, а также системы, компоненты и отдельные технические узлы, спроектированные и построенные для таких транспортных средств;

- запасные части и оборудование, предназначенные для транспортных средств, указанных в предыдущем перечислении;

- двух- или трехколесные моторные транспортные средства, независимо, если имеют спаренные или неспаренные колеса, предназначенные для дорожного транспорта, а также компоненты или отдельные технические элементы таких транспортных средств, за исключением машин, установленных на этих транспортных средствах;

- автомобили, предназначенные исключительно для соревнований;

- транспортные средства для передвижения в воздухе, по воде или железнодорожным путям, кроме установленных на них машин;

f) морские суда и самоходные морские платформы, в том числе используемое на них оборудование, установленное на борту таких судов и/или платформ;

g) промышленные машины, специально спроектированные и изготовленные для военных целей или для поддержания общественного порядка;

h) промышленные машины, специально спроектированные и изготовленные для исследовательских целей и временного использования в лабораториях;

i) канатные подъемные устройства на шахтах;

j) специальные машины, предназначенные для передвижения артистов во время художественных представлений;

k) электрические и электронные изделия, используемые в той мере, в какой они регулируются Постановлением Правительства №255 от 5 марта 2008 г. "Об утверждении Технического регламента "Безопасность низковольтного электрооборудования" (бытовая электроаппаратура, видео-, аудиооборудование, информационно-технологическое оборудование, офисное оборудование, низковольтные распределительные устройства и механизмы управления, электродвигатели);

l) высоковольтное электрическое оборудование (распределительные устройства и механизмы управления и трансформаторы).

Если риски, вызываемые промышленными машинами, предусмотренные в приложении №1 к настоящему Техническому регламенту, полностью или частично установлены в других специальных технических регламентах, то настоящий Технический регламент не применяется или его применение приостанавливается со дня вступления в действие специальных технических регламентов относительно этих рисков.

3. Положения настоящего Технического регламента не распространяются на промышленные машины, оборудование и установки, ставшие объектом Закона №116 от 18 мая 2012 года о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Глава II Терминология

4. В настоящем Техническом регламенте:

под "промышленными машинами" понимается продукция, предусмотренная в пункте 1;

используется терминология, изложенная в Законе №235 от 1 декабря 2011 года о деятельности по аккредитации и оценке соответствия, Постановлении Правительства №49 от 15 января 2013 г. "Об утверждении Положения о процедурах оценки соответствия промышленной продукции в регламентированной области (модули)", а термины и определения имеют следующие значения:

a) промышленная машина:

- агрегат, оснащенный или предназначенный для оснащения приводом, помимо непосредственно применяющего силу человека или животного, состоящий из взаимосвязанных частей или компонентов, по крайней мере один из которых является движущимся и которые объединены для определенной цели;

- агрегат, упомянутый в абзаце первом, в котором отсутствуют только компоненты для подключения его к узлу сети или источникам энергии и движения;

- агрегат, упомянутый в абзаце первом и втором, готовый к установке и способный функционировать только в случае его монтирования на транспортном средстве либо на здании или строении;

- агрегаты машин, указанные в абзаце первом, втором и третьем, либо квазимашины, упомянутые в пункте g), которые в целях достижения одной и той же цели организованы и регулируются таким образом, чтобы они функционировали как единое целое;

- агрегат взаимосвязанных частей или компонентов, по крайней мере один из которых является движущимся и которые объединены, предназначены для подъема грузов, единственным источником энергии которых является непосредственно примененные человеческие усилия;

b) сменное оборудование - устройство, которое после ввода в эксплуатацию машин либо трактора, монтируется к таким машинам либо трактору самим оператором с целью изменения его функции или обеспечения новой функцией в той степени, в которой такое оборудование не является запасной частью или инструментом;

с) безопасный компонент - компонент, введенный отдельно на рынок, предназначенный для выполнения функции безопасности, неготовность и/или неисправность которого угрожает безопасности и/или здоровью людей, и который не является необходимым для работы машин, либо он может быть заменен другими компонентами, позволяющими машинам нормально функционировать. Примерный перечень безопасных компонентов, предусмотренный в приложении №4, который периодически обновляется;

d) грузоподъемные приспособления - компонент или оборудование, не подключенные к грузоподъемной технике, позволяющие держать груз, находящиеся между машиной и грузом либо на самом грузе либо предназначенные составлять отдельно часть груза и независимо введенные на рынок; стропы и их компоненты также рассматриваются в качестве грузоподъемных приспособлений;

е) цепи, канаты и сети - цепи, канаты и сети, сконструированные и предназначенные для подъемных целей в качестве части грузоподъемных машин либо грузоподъемных приспособлений;

f) съемные механические устройства передачи - съемные компоненты для передачи мощности от самоходных машин или трактора либо другого оборудования к другим машинам путем их присоединения к первому фиксированному подшипнику. Если они вводятся на рынок вместе с охранной системой, они рассматриваются в качестве одного изделия;

g) квазимашина - агрегат, который представляет частично завершенную машину, но не способный сам по себе выполнять конкретную функцию. Квазимашина предназначена для включения в состав или присоединения к другим машинам либо другим частично завершенным машинам, либо оборудований с целью создания машины, к которой применяется настоящий Технический регламент;

h) введение в эксплуатацию - первое использование на территории Республики Молдова машины, на которую распространяется настоящий Технический регламент в соответствии с ее назначением;

i) опасность - потенциальный источник вреда или ущерба для здоровья;

j) зона риска - любая зона внутри и/или вокруг машины, в пределах которой лицо подвергается риску для его здоровья или безопасности;

k) подверженное опасности лицо - лицо, полностью или частично находящееся в зоне риска;

l) оператор - лицо/лица, устанавливающие, эксплуатирующие, налаживающие, обслуживающие, чистящие, ремонтирующие или перемещающие машины;

m) риск - сочетание вероятности и степени вреда или ущерба здоровью, способных возникнуть в опасной ситуации;

n) предохранительное приспособление - часть машины, специально используемая для обеспечения защиты посредством физического барьера;

o) защитное устройство - приспособление (помимо предохранительного приспособления), которое снижает риск самостоятельно либо в сочетании с предохранительным приспособлением;

p) целевое использование - использование машины в соответствии с информацией, содержащейся в инструкции по эксплуатации;

q) предсказуемое неправильное использование - использование машины в порядке, не предусмотренном в инструкциях по эксплуатации, но который может быть результатом легко предсказуемого поведения человека;

r) машины для применения пестицидов - техническое оборудование, предназначенное для специального применения средств защиты растений;

s) машина, представляющая опасность в силу своей мобильности, - машина, работа которой требует либо мобильности в процессе эксплуатации, либо непрерывного или полунепрерывного движения между последовательным рядом рабочих мест; либо машина, которая эксплуатируется без перемещения, но которая может быть оборудована такими средствами, которые облегчают перемещение с одного места на другое;

t) водитель - оператор, ответственный за передвижение машин. Водитель может передвигаться с помощью машины или пешком, сопровождая машину, либо может управлять машиной с помощью дистанционного управления;

u) грузоподъемные операции - операции по передвижению грузов и/или людей, требующие на установленный момент смены уровня;

v) направляемый груз - груз, когда общее движение производится вдоль жестких или гибких направляющих деталей, положение которых определяется зафиксированными точками;

w) рабочий коэффициент - арифметическое соотношение между гарантированной производителем или его уполномоченным представителем нагрузкой и используемой максимальной рабочей нагрузкой, отмеченной на компоненте;

х) тестовый коэффициент - математическое соотношение между нагрузкой, используемой для проведения статических и динамических тестов на грузоподъемных машинах или грузоподъемных принадлежностях, и максимальной рабочей нагрузкой, отмеченной на грузоподъемных машинах или грузоподъемных принадлежностях;

у) статический тест - тест, во время которого грузоподъемные машины или грузоподъемные принадлежности проходят первую проверку и подвергаются воздействию силы, соответствующей максимальной рабочей нагрузке, умноженной на соответствующий коэффициент статического теста, а затем повторно проверяются, когда соответствующий груз освобождается для удостоверения в том, что ущерб не был нанесен;

z) динамический тест - тест, в течение которого грузоподъемные машины эксплуатируются во всех возможных конфигурациях при максимальной рабочей нагрузке, при учете динамического поведения грузоподъемных машин, в целях проверки, что грузоподъемные машины и безопасные элементы функционируют должным образом.

aa) кабина - часть машины, на которой или внутри которой люди или грузы перемещаются во время подъема.

Глава III Введение на рынок и ввод в эксплуатацию промышленных машин

5. Министерство экономики и инфраструктуры в качестве регламентирующего органа в данной области и Агентство по техническому надзору (в дальнейшем - орган по надзору за рынком) применяют в пределах, установленных законом, все необходимые меры, чтобы промышленные машины (в дальнейшем - машины) и квазимашины могли быть введены на рынок и/или введены в эксплуатацию только при условии, что они соответствуют требованиям настоящего Технического регламента.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 18.12.2017 г. №1088)
(см. предыдущую редакцию)

6. Перед введением на рынок и/или вводом в эксплуатацию машины изготовитель или его уполномоченный представитель должен:

a) обеспечить, чтобы машина удовлетворяла существенным требованиям безопасности и здоровья, предусмотренным в приложении №6 к настоящему Техническому регламенту;

b) обеспечить наличие технической документации, предусмотренной в пункте 1 приложения №6 к настоящему Техническому регламенту;

c) предоставить в распоряжение, в частности, необходимую информацию, например, инструкции;

d) применить необходимые процедуры оценки соответствия согласно положениям пунктов 20-23 настоящего Технического регламента;

e) составить декларацию соответствия согласно положениям пункта 1 приложения №2 к настоящему Техническому регламенту и обеспечить, чтобы она сопровождала машину;

f) наносить маркировку СЕ в соответствии с положениями пунктов 33-37 настоящего Технического регламента.

7. Перед введением на рынок квазимашины изготовитель или его уполномоченный представитель должны удостовериться, что процедура, указанная в пунктах 28-29, выполнена.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.