Дата обновления БД:
27.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
113 / 335
Всего документов в БД:
132494
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 21 февраля 2014 года №130
Об утверждении Технического регламента "Промышленные машины"
(В редакции Постановления Правительства Республики Молдова от 18.12.2017 г. №1088)
(По тексту Постановления слова "Министерство экономики" в любом падеже заменены словами "Министерство экономики и инфраструктуры" в соответствующем падеже в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 18.12.2017 г. №1088)
На основании положений статьи 18 и позиции 6 приложения 3 к Закону №235 от 1 декабря 2011 года о деятельности по аккредитации и оценке соответствия (Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., №46-47, ст. 136) Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Технический регламент "Промышленные машины" (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении 24 месяцев со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.
3. Министерству экономики и инфраструктуры до введения в действие настоящего Постановления разработать перечень взаимосвязанных стандартов и план внедрения Технического регламента "Промышленные машины".
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики и инфраструктуры.
Премьер-министр |
Юрие Лянкэ |
Контрассигнует: зам. премьер-министра, министр экономики и инфраструктуры |
Валериу Лазэр |
Утвержден Постановлением Правительства Республики Молдова от 21 февраля 2014 года №130
Технический регламент "Промышленные машины"
(По тексту Технического регламента слова "Министерство экономики" в любом падеже заменены словами "Министерство экономики и инфраструктуры" в соответствующем падеже в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 18.12.2017 г. №1088)
Технический регламент "Промышленные машины" (в дальнейшем - Технический регламент) перелагает Директиву 2006/42/ЕС Европейского Парламента и Совета от 17 мая 2006 года о промышленном оборудовании и об изменении Директивы 95/16/ЕС (преобразованная) (опубликованная в Официальном журнале Европейского Союза №L 157 от 9 июня 2006 года), измененную и дополненную Директивой 2009/127/ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 октября 2009 года об изменении Директивы 2006/42/ЕС о промышленном оборудовании по применению пестицидов; Регламентом (СЕ) №596/2009 Европейского Парламента и Совета от 18 июня 2009 г.
Глава I Область применения
1. Настоящий Технический регламент распространяется на следующие виды продукции:
a) промышленные машины;
b) сменное оборудование;
c) безопасные компоненты;
d) грузоподъемные механизмы;
e) цепи, канаты и сети;
f) съемные механические устройства передачи;
g) квазимашины.
2. Положения настоящего Технического регламента не распространяются на следующие виды машин:
a) безопасные компоненты, предназначенные для использования в качестве запасных частей для замены идентичных компонентов и поставляемых производителем оригинальных промышленных машин;
b) специальное оборудование, предназначенное для использования на торговых ярмарках и/или аттракционах;
c) промышленные машины, специально разработанные или сданные в эксплуатацию для ядерных целей, которые в случае выхода из строя могут привести к радиоактивным выбросам;
d) вооружение, в том числе огнестрельное оружие;
e) следующие транспортные средства:
- тракторы, прицепы или взаимозаменяемое прицепное оборудование, независимо, если укомплектовано или нет, предназначенное для использования в сельском хозяйстве, независимо, если сконструировано в один или несколько этапов, имеющее максимальную скорость 6 км/ч, кроме установленных на них машин;
- системы, компоненты и отдельные технические элементы, предназначенные для использования в транспортных средствах, указанных выше;
- автомобили и их прицепы, спроектированные и построенные в один или несколько этапов для использования на дороге, а также системы, компоненты и отдельные технические узлы, спроектированные и построенные для таких транспортных средств;
- запасные части и оборудование, предназначенные для транспортных средств, указанных в предыдущем перечислении;
- двух- или трехколесные моторные транспортные средства, независимо, если имеют спаренные или неспаренные колеса, предназначенные для дорожного транспорта, а также компоненты или отдельные технические элементы таких транспортных средств, за исключением машин, установленных на этих транспортных средствах;
- автомобили, предназначенные исключительно для соревнований;
- транспортные средства для передвижения в воздухе, по воде или железнодорожным путям, кроме установленных на них машин;
f) морские суда и самоходные морские платформы, в том числе используемое на них оборудование, установленное на борту таких судов и/или платформ;
g) промышленные машины, специально спроектированные и изготовленные для военных целей или для поддержания общественного порядка;
h) промышленные машины, специально спроектированные и изготовленные для исследовательских целей и временного использования в лабораториях;
i) канатные подъемные устройства на шахтах;
j) специальные машины, предназначенные для передвижения артистов во время художественных представлений;
k) электрические и электронные изделия, используемые в той мере, в какой они регулируются Постановлением Правительства №255 от 5 марта 2008 г. "Об утверждении Технического регламента "Безопасность низковольтного электрооборудования" (бытовая электроаппаратура, видео-, аудиооборудование, информационно-технологическое оборудование, офисное оборудование, низковольтные распределительные устройства и механизмы управления, электродвигатели);
l) высоковольтное электрическое оборудование (распределительные устройства и механизмы управления и трансформаторы).
Если риски, вызываемые промышленными машинами, предусмотренные в приложении №1 к настоящему Техническому регламенту, полностью или частично установлены в других специальных технических регламентах, то настоящий Технический регламент не применяется или его применение приостанавливается со дня вступления в действие специальных технических регламентов относительно этих рисков.
3. Положения настоящего Технического регламента не распространяются на промышленные машины, оборудование и установки, ставшие объектом Закона №116 от 18 мая 2012 года о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Глава II Терминология
4. В настоящем Техническом регламенте:
под "промышленными машинами" понимается продукция, предусмотренная в пункте 1;
используется терминология, изложенная в Законе №235 от 1 декабря 2011 года о деятельности по аккредитации и оценке соответствия, Постановлении Правительства №49 от 15 января 2013 г. "Об утверждении Положения о процедурах оценки соответствия промышленной продукции в регламентированной области (модули)", а термины и определения имеют следующие значения:
a) промышленная машина:
- агрегат, оснащенный или предназначенный для оснащения приводом, помимо непосредственно применяющего силу человека или животного, состоящий из взаимосвязанных частей или компонентов, по крайней мере один из которых является движущимся и которые объединены для определенной цели;
- агрегат, упомянутый в абзаце первом, в котором отсутствуют только компоненты для подключения его к узлу сети или источникам энергии и движения;
- агрегат, упомянутый в абзаце первом и втором, готовый к установке и способный функционировать только в случае его монтирования на транспортном средстве либо на здании или строении;
- агрегаты машин, указанные в абзаце первом, втором и третьем, либо квазимашины, упомянутые в пункте g), которые в целях достижения одной и той же цели организованы и регулируются таким образом, чтобы они функционировали как единое целое;
- агрегат взаимосвязанных частей или компонентов, по крайней мере один из которых является движущимся и которые объединены, предназначены для подъема грузов, единственным источником энергии которых является непосредственно примененные человеческие усилия;
b) сменное оборудование - устройство, которое после ввода в эксплуатацию машин либо трактора, монтируется к таким машинам либо трактору самим оператором с целью изменения его функции или обеспечения новой функцией в той степени, в которой такое оборудование не является запасной частью или инструментом;
с) безопасный компонент - компонент, введенный отдельно на рынок, предназначенный для выполнения функции безопасности, неготовность и/или неисправность которого угрожает безопасности и/или здоровью людей, и который не является необходимым для работы машин, либо он может быть заменен другими компонентами, позволяющими машинам нормально функционировать. Примерный перечень безопасных компонентов, предусмотренный в приложении №4, который периодически обновляется;
d) грузоподъемные приспособления - компонент или оборудование, не подключенные к грузоподъемной технике, позволяющие держать груз, находящиеся между машиной и грузом либо на самом грузе либо предназначенные составлять отдельно часть груза и независимо введенные на рынок; стропы и их компоненты также рассматриваются в качестве грузоподъемных приспособлений;
е) цепи, канаты и сети - цепи, канаты и сети, сконструированные и предназначенные для подъемных целей в качестве части грузоподъемных машин либо грузоподъемных приспособлений;
f) съемные механические устройства передачи - съемные компоненты для передачи мощности от самоходных машин или трактора либо другого оборудования к другим машинам путем их присоединения к первому фиксированному подшипнику. Если они вводятся на рынок вместе с охранной системой, они рассматриваются в качестве одного изделия;
g) квазимашина - агрегат, который представляет частично завершенную машину, но не способный сам по себе выполнять конкретную функцию. Квазимашина предназначена для включения в состав или присоединения к другим машинам либо другим частично завершенным машинам, либо оборудований с целью создания машины, к которой применяется настоящий Технический регламент;
h) введение в эксплуатацию - первое использование на территории Республики Молдова машины, на которую распространяется настоящий Технический регламент в соответствии с ее назначением;
i) опасность - потенциальный источник вреда или ущерба для здоровья;
j) зона риска - любая зона внутри и/или вокруг машины, в пределах которой лицо подвергается риску для его здоровья или безопасности;
k) подверженное опасности лицо - лицо, полностью или частично находящееся в зоне риска;
l) оператор - лицо/лица, устанавливающие, эксплуатирующие, налаживающие, обслуживающие, чистящие, ремонтирующие или перемещающие машины;
m) риск - сочетание вероятности и степени вреда или ущерба здоровью, способных возникнуть в опасной ситуации;
n) предохранительное приспособление - часть машины, специально используемая для обеспечения защиты посредством физического барьера;
o) защитное устройство - приспособление (помимо предохранительного приспособления), которое снижает риск самостоятельно либо в сочетании с предохранительным приспособлением;
p) целевое использование - использование машины в соответствии с информацией, содержащейся в инструкции по эксплуатации;
q) предсказуемое неправильное использование - использование машины в порядке, не предусмотренном в инструкциях по эксплуатации, но который может быть результатом легко предсказуемого поведения человека;
r) машины для применения пестицидов - техническое оборудование, предназначенное для специального применения средств защиты растений;
s) машина, представляющая опасность в силу своей мобильности, - машина, работа которой требует либо мобильности в процессе эксплуатации, либо непрерывного или полунепрерывного движения между последовательным рядом рабочих мест; либо машина, которая эксплуатируется без перемещения, но которая может быть оборудована такими средствами, которые облегчают перемещение с одного места на другое;
t) водитель - оператор, ответственный за передвижение машин. Водитель может передвигаться с помощью машины или пешком, сопровождая машину, либо может управлять машиной с помощью дистанционного управления;
u) грузоподъемные операции - операции по передвижению грузов и/или людей, требующие на установленный момент смены уровня;
v) направляемый груз - груз, когда общее движение производится вдоль жестких или гибких направляющих деталей, положение которых определяется зафиксированными точками;
w) рабочий коэффициент - арифметическое соотношение между гарантированной производителем или его уполномоченным представителем нагрузкой и используемой максимальной рабочей нагрузкой, отмеченной на компоненте;
х) тестовый коэффициент - математическое соотношение между нагрузкой, используемой для проведения статических и динамических тестов на грузоподъемных машинах или грузоподъемных принадлежностях, и максимальной рабочей нагрузкой, отмеченной на грузоподъемных машинах или грузоподъемных принадлежностях;
у) статический тест - тест, во время которого грузоподъемные машины или грузоподъемные принадлежности проходят первую проверку и подвергаются воздействию силы, соответствующей максимальной рабочей нагрузке, умноженной на соответствующий коэффициент статического теста, а затем повторно проверяются, когда соответствующий груз освобождается для удостоверения в том, что ущерб не был нанесен;
z) динамический тест - тест, в течение которого грузоподъемные машины эксплуатируются во всех возможных конфигурациях при максимальной рабочей нагрузке, при учете динамического поведения грузоподъемных машин, в целях проверки, что грузоподъемные машины и безопасные элементы функционируют должным образом.
aa) кабина - часть машины, на которой или внутри которой люди или грузы перемещаются во время подъема.
Глава III Введение на рынок и ввод в эксплуатацию промышленных машин
5. Министерство экономики и инфраструктуры в качестве регламентирующего органа в данной области и Агентство по техническому надзору (в дальнейшем - орган по надзору за рынком) применяют в пределах, установленных законом, все необходимые меры, чтобы промышленные машины (в дальнейшем - машины) и квазимашины могли быть введены на рынок и/или введены в эксплуатацию только при условии, что они соответствуют требованиям настоящего Технического регламента.
(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 18.12.2017 г. №1088)
(см. предыдущую редакцию)
6. Перед введением на рынок и/или вводом в эксплуатацию машины изготовитель или его уполномоченный представитель должен:
a) обеспечить, чтобы машина удовлетворяла существенным требованиям безопасности и здоровья, предусмотренным в приложении №6 к настоящему Техническому регламенту;
b) обеспечить наличие технической документации, предусмотренной в пункте 1 приложения №6 к настоящему Техническому регламенту;
c) предоставить в распоряжение, в частности, необходимую информацию, например, инструкции;
d) применить необходимые процедуры оценки соответствия согласно положениям пунктов 20-23 настоящего Технического регламента;
e) составить декларацию соответствия согласно положениям пункта 1 приложения №2 к настоящему Техническому регламенту и обеспечить, чтобы она сопровождала машину;
f) наносить маркировку СЕ в соответствии с положениями пунктов 33-37 настоящего Технического регламента.
7. Перед введением на рынок квазимашины изготовитель или его уполномоченный представитель должны удостовериться, что процедура, указанная в пунктах 28-29, выполнена.
Недействующая редакция, не действует с 11 мая 2018 года