Недействующая редакция. Принята: 21.09.2017 / Вступила в силу: 20.10.2017

Недействующая редакция, не действует с 29 июня 2018 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 21 сентября 2017 года №174

Об энергетике

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I Общие положения

Статья 1. Предмет закона

Настоящий закон устанавливает правовую базу организации, регулирования и обеспечения эффективного и надежного функционирования секторов энергетики.

Статья 2. Цель и сфера применения закона

(1) Целью настоящего закона является:

a) создание правовой базы организации и осуществления деятельности в секторах энергетики в условиях доступности, постоянного наличия, надежности, бесперебойности, конкурентности, качества и прозрачности;

b) установление основных условий, необходимых для обеспечения независимости регулирующего органа;

c) регулирование правоотношений между энергетическими предприятиями, между энергетическими предприятиями и потребителями, пользователями системы, а также

между энергетическими предприятиями и центральными отраслевыми органами, другими органами центрального публичного управления, регулирующим органом, другими органами публичной власти, а также органами местного публичного управления;

d) создание необходимых условий для ограничения монопольной деятельности, для либерализации энергетических рынков, а также для развития конкуренции на энергетических рынках;

e) установление основных принципов обеспечения потребителей качественной энергией на справедливых, прозрачных и недискриминационных условиях;

f) создание правовой базы обеспечения энергетической безопасности страны.

(2) Действие настоящего закона распространяется на:

a) организацию и функционирование регулирующего органа, а также условия осуществления его деятельности;

b) государственный энергетический надзор;

c) организацию и осуществление деятельности в секторах энергетики;

d) учет энергии;

e) безопасность и охрану объектов энергетики;

f) защиту прав потребителей.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:

потребитель - конечный потребитель электроэнергии, природного газа, потребитель тепловой энергии, потребитель других видов энергии;

распределитель тепловой энергии - теплоэнергетическое предприятие, осуществляющее деятельность по распределению тепловой энергии в соответствии с настоящим законом и Законом о тепловой энергии и продвижении когенерации №92/2014;

измерительное оборудование - узаконенные и поверенные прибор или система для измерения количества производимой, экспортируемой, импортируемой, передаваемой, распределяемой, хранимой, поставляемой и/или продаваемой энергии;

энергетика - отрасль национальной экономики, включающая следующие сектора: электроэнергетический, теплоэнергетический, сектор природного газа, сектор нефтепродуктов и сектор твердого и жидкого топлива;

энергия - энергетический продукт любого вида, топливо, электроэнергия, тепловая энергия, энергия из возобновляемых источников или любой другой вид энергии;

энергетическое предприятие - физическое лицо или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в Республике Молдова в качестве предприятия, осуществляющего по меньшей мере один из видов деятельности, регулируемых Законом об электроэнергии №107/2016, Законом о природном газе №108/2016, Законом о тепловой энергии и продвижении когенерации №92/2014, Законом о продвижении использования энергии из возобновляемых источников №10/2016 и Законом о рынке нефтепродуктов №461/2001 (далее - секторальные законы);

электротехническая лаборатория - лаборатория, авторизированная органом государственного энергетического надзора, наделенная правом проводить профилактические и пуско-наладочные замеры и испытания в электросетях и электроустановках;

объекты энергетики - производственные установки, электростанции, теплоцентрали, сети, установки, приборы, механизмы, оборудование и аппараты, которые совместно со зданиями и помещениями, в которых они установлены, используются для разведки, добычи, очистки, производства, передачи, распределения, хранения и/или продажи энергии;

системный оператор - оператор передающей системы, оператор распределительной системы электроэнергетического сектора, оператор передающей системы, оператор распределительной системы сектора природного газа, обладающие лицензией на осуществление соответствующих видов деятельности согласно Закону об электроэнергии №107/2016 и Закону о природном газе №108/2016.

Глава II Административные компетенции. Государственный энергетический надзор. Государственный технический надзор в области промышленной безопасности

Статья 4. Компетенция Правительства

(1) В целях обеспечения функционирования и развития секторов энергетики Правительство:

а) определяет государственную политику в области энергетики и приоритетные направления ее развития;

b) разрабатывает энергетическую стратегию и направляет ее на утверждение Парламенту;

c) утверждает государственные программы развития в области энергетики в соответствии со своей компетенцией;

d) создает необходимые предпосылки и условия развития, эффективного и устойчивого функционирования секторов энергетики;

e) обеспечивает энергетическую безопасность государства;

f) утверждает планы действий в чрезвычайных ситуациях в соответствии с секторальными законами;

g) устанавливает минимально необходимое количество резервов топлива для электростанций и теплоцентралей, работающих на ископаемом топливе;

h) продвигает интересы секторов энергетики на международном уровне;

i) продвигает региональное и международное сотрудничество в секторах энергетики.

(2) Для обеспечения устойчивого развития секторов энергетики, а также для усиления национальной энергетической безопасности Правительство вправе создавать специальные фонды или инвестиционные фонды.

(3) Правительство осуществляет и другие полномочия, установленные настоящим законом и секторальными законами.

Статья 5. Полномочия центрального отраслевого органа публичного управления в области энергетики

(1) Центральный отраслевой орган публичного управления в области энергетики обладает следующими полномочиями:

a) разрабатывает и проводит государственную политику в области энергетики;

b) разрабатывает перспективный энергетический баланс государства и публикует его на своей официальной веб-странице;

c) разрабатывает государственные программы развития в области энергетики;

d) разрабатывает и продвигает законодательные и нормативные акты в области энергетики, в том числе в контексте гармонизации национального законодательства с законодательством Европейского Союза;

е) мониторирует внедрение энергетической стратегии, государственных программ развития и инвестиций в области энергетики, а также реализацию законодательных и нормативных актов в области энергетики;

f) обеспечивает энергетическую безопасность государства посредством мониторинга и координирования процесса развития и надлежащего функционирования объектов энергетики;

g) продвигает в пределах своей компетенции региональное и международное сотрудничество в области энергетики, в том числе по стратегическим закупкам энергетических ресурсов, привлечению инвестиций, продлению межсистемных соединений и интеграции рынков секторов энергетики Республики Молдова в региональные и международные рынки;

h) управляет государственной собственностью в области энергетики;

i) поощряет конкуренцию и ограничивает монопольную деятельность в секторах энергетики согласно компетенции и без ущерба для прав и полномочий Совета по конкуренции и Национального агентства по регулированию в энергетике, установленных Законом о конкуренции №183/2012, настоящим законом и секторальными законами.

(2) Центральный отраслевой орган публичного управления в области энергетики осуществляет и другие полномочия, предусмотренные настоящим законом и секторальными законами.

Статья 6. Компетенция органов местного публичного управления

(1) Органы местного публичного управления содействуют безопасному и эффективному обеспечению потребителей соответствующих населенных пунктов энергией.

(2) К компетенции органов местного публичного управления относятся:

a) строительство объектов энергетики местного значения, в том числе системы освещения;

b) решение вопросов предоставления участков для строительства и эксплуатации объектов энергетики;

c) передача системным операторам, распределителям тепловой энергии в пользование участков, необходимых для строительства и размещения, в том числе для реконструкции и переноса, сетей электропередачи и/или распределительных электросетей, передающих и/или распределительных сетей природного газа, тепловых сетей, а также для их эксплуатации, обслуживания, восстановления или модернизации;

d) выделение финансовых средств в пределах средств местных бюджетов на развитие в населенном пункте системы обеспечения потребителей энергией, а также системы общественного освещения;

e) координирование работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах энергетики;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I Общие положения Статья 1. Предмет закона Статья 2. Цель и сфера применения закона Статья 3. Основные понятия Глава II Административные компетенции. Государственный энергетический надзор. Государственный технический надзор в области промышленной безопасности Статья 4. Компетенция Правительства Статья 5. Полномочия центрального отраслевого органа публичного управления в области энергетики Статья 6. Компетенция органов местного публичного управления Статья 7. Государственный энергетический надзор и государственный технический надзор в области промышленной безопасности Глава III Регулирующий орган Статья 8. Регулирующий орган Статья 9. Управление Агентством. Организация деятельности Агентства Статья 10. Назначение директоров Административного совета и прекращение полномочий директора Статья 11. Бюджет и финансовая деятельность Агентства Статья 12. Полномочия Агентства Статья 13. Другие полномочия и права Агентства в связи с регулированием и мониторированием деятельности в секторах энергетики Статья 14. Полномочия и права Агентства в связи с государственным энергетическим надзором Статья 15. Контроль Агентства Статья 16. Прозрачность деятельности Агентства. Постановления и решения Агентства Статья 17. Юридическая экспертиза и государственная регистрация регулирующих нормативных актов Агентства Статья 18. Рассмотрение разногласий и споров между участниками энергетических рынков Статья 19. Ответственность за нарушения законодательства в области энергетики Статья 20. Процедура применения финансовых санкций Глава IV Организация и осуществление деятельности в секторах энергетики Статья 21. Принципы деятельности Статья 22. Собственность в области энергетики Статья 23. Правоотношения между энергетическими предприятиями, между энергетическими предприятиями и потребителями, пользователями системы Глава V. Учет энергии. Статистическая отчетность и прозрачность Статья 24. Учет энергии Статья 25. Статистическая отчетность Статья 26. Прозрачность Глава VI. Обеспечение безопасности функционирования объектов энергетики и их защита Статья 27. Охранные зоны Статья 28. Защита объектов энергетики Статья 29. Профессиональная подготовка Глава VII. Развитие и эксплуатация объектов энергетической инфраструктуры стратегического значения Статья 30. Объекты энергетической инфраструктуры стратегического значения Статья 31. Обязательства по оказанию публичной услуги Глава VIII Заключительные и переходные положения Статья 32. Заключительные и переходные положения