Недействующая редакция. Принята: 24.11.2014 / Вступила в силу: 30.12.2014

Недействующая редакция, не действует с 3 июля 2018 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

25 июля 2008 года

№689/15380

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ УКРАИНЫ

от 2 июля 2008 года №795

Об утверждении Правил эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси

(В редакции Приказа Министерства инфраструктуры Украины от 24.11.2014 г. №598)

В соответствии со статьей 6 Закона Украины "О химических источниках тока" и Положением о Министерстве транспорта и связи Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 06.06.2006 №789, с целью установления правил эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей, применение которых обеспечивают возможность выполнения основных требований к безопасности технического состояния колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утверждать Правила эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, которые прилагаются.

2. Государственному департаменту автомобильного транспорта (Овчар П.А.) обеспечить представление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины в установленном законодательством порядке.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Сергиенко Л.Г.

Министр

И.Винский

Утверждены Приказом Министерства транспорта и связи Украины от 2 июля 2008 года №795

Правила эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси

I. Общие положения

1.1. Данные Правила разработаны во исполнение статьи 6 Закона Украины "О химических источниках тока".

1.2. Термины, обозначения, сокращения и ссылки на стандарты

1.2.1. В данных Правилах приведенные обозначения и сокращения имеют такое значение:

АБ - аккумуляторная свинцовая стартерная батарея;

А.год - ампер-час;

Е - величина электродвижущей силы;

е.р.с. - электродвижущая сила;

ETN - европейская нумерация типов АБ (European Type Number)стандарт ассоциации европейских производителей АБ;

ЗмО - ежесменное техническое обслуживание;

I - ток холодной прокрутки;

хп

КТЗ - колесное транспортное средство;

КТЦ - контрольно-тренировочный цикл АБ;

С - номинальная емкость АБ для 20-часового разрядного режима;

20

С - резервная емкость АБ;

 р

СКТЗ - специальное колесное транспортное средство;

ТО - техническое обслуживание;

ТО-1 - техническое обслуживание N 1 или приравненные к нему виды технического обслуживания, установленные производителем КТЗ;

ТО-2 - техническое обслуживание N 2 или приравненные к нему виды технического обслуживания, установленные производителем КТЗ.

1.2.2. Перечень стандартов, на которые сделана ссылка

                        Национальные стандарты
        
 ДСТУ ГОСТ 959:2006    - Батареи аккумуляторные свинцовые
                       стартерные для автотракторной техники.
                       Общие технические условия
        
 ДСТУ 3211-95          - Утиль и отходы цветных металлов и
                       сплавов. Общие технические условия
        
 ДСТУ 4500-5:2005      - Грузы опасные. Маркировка
        
                      Межгосударственные стандарты
        
 ГОСТ 112-78           - "Термометры метеорологические стеклянные.
                       Технические условия"
        
 ГОСТ 667-73           - "Кислота серная аккумуляторная.
                       Технические условия"
        
 ГОСТ 2156-76          - "Натрий двууглекислый. Технические
                       условия"
        
 ГОСТ 6709-72          - "Вода дистиллированная. Технические
                       условия"
        
 ГОСТ 8273-75          - "Бумага оберточная. Технические условия"
        
 ГОСТ 8711-93          - "Приборы аналоговые показывающие
                       электроизмерительные прямого действия и
                       вспомогательные части к ним. Часть 2.
                       Особые требования к амперметрам и
                       вольтметрам"
        
 ГОСТ 10354-82         - "Пленка полиэтиленовая. Технические
                       условия"
        
 ГОСТ 14192-96         - "Маркировка грузов"
        
 ГОСТ 15150-69         - "Машины, приборы и другие технические
                       изделия. Исполнение для различных
                       климатических районов. Категории, условия
                       эксплуатации, хранения и транспортирования
                       в части воздействия климатических факторов
                       внешней среды"
        
 ГОСТ 16350-80         - "Климат СССР. Районирование и
                       статистические параметры климатических
                       факторов для технических целей"
        
 ГОСТ 18477-79         - "Контейнеры универсальные. Типы, основные
                       параметры и размеры"
        
 ГОСТ 18481-81         - "Ареометры и цилиндры стеклянные.
                       Технические условия"
        
 ГОСТ 21150-87         - "Смазка Литол-24. Технические условия"
        
 ГОСТ 21650-76         - "Средства крепления тарно-штучных грузов
                       в транспортных пакетах. Общие требования"
        
 ГОСТ 23216-78         - "Изделия электротехнические. Хранение
                       транспортирование, временная
                       противокоррозионная защита и упаковка.
                       Общие требования и методы испытаний"
        
 ГОСТ 28498-90         - "Термометры жидкостные стеклянные. Общие
                       технические требования. Методы испытаний"
        
 ГОСТ 29111-91         - "Свинцово-кислотные стартерные батареи.
                       Часть 1. Общие требования и методы
                       испытаний"
        
        Стандарты международных организаций по стандартизации
                           регионов, союзов
        
 EN 50342-1:2006       - Lead-acid starter batteries. Part 1.
                       General requirements, methods of test
                       (Батареи стартерные свинцово-кислотные.
                       Часть 1. Общие требования, методы
                       испытаний)
        
 EN 50342-2:2007       - Lead-acid starter batteries. Part 2.
                       Dimensions of batteries and marking of
                       terminals
                       (Батареи стартерные свинцово-кислотные.
                       Часть 2. Размеры батарей и маркирование
                       выводов)
        
 EN 60095-1:95         - Lead-acid starter batteries. Part 1.
                       General requirements and methods of test
                       (Батареи стартерные свинцово-кислотные.
                       Часть 1. Общие требования и методы
                       испытаний)
        
 EN 60095-2-93         - Lead-acid starter batteries. Part 2.
                       Dimensions of batteries and dimensions and
                       marking of terminals
                       (Батареи стартерные свинцово-кислотные.
                       Часть 2. Размеры батарей, размеры и
                       маркирование выводов)
        
 IEC 60095-1:2000      - Lead-acid starter batteries. Part 1.
                       General requirements and methods of test
                       (Батареи стартерные свинцово-кислотные.
                       Часть 1. Общие требования и методы
                       испытаний)
        
 IEC 60095-2-84        - Lead-acid starter batteries. Part 2.
                       Dimensions of batteries and dimensions and
                       marking of terminals
                       (Батареи стартерные свинцово-кислотные.
                       Часть 2. Размеры батарей, размеры и
                       маркирование выводов)
        
 SAE J537:2000         - Society of Automotive Engineers J537.
                       Storage Batteries
                       (Стандарт союза автомобильных инженеров
                       J537. Хранение батарей).
        

1.2.3. Термины и их определения употреблены в данных Правилах в таком значении:

аккумулятор - оборотный электрохимический источник электрической энергии, который имеет два электрода из свинцового сплава, помещенные в электролит;

аккумуляторная свинцовая стартерная батарея - совокупность последовательно соединенных свинцовых аккумуляторов, размещенных в общем корпусе;

аккумуляторный шлам - совокупность мелких кристаллов и зерен двуоксида свинца и других примесей к электролиту, которые оседают на дне аккумуляторов;

АБ, которая исчерпала ресурс или потеряла потребительские свойства, - АБ, непригодная для эксплуатации в результате физического износа, непоправимой брака, повреждений или по другим причинам;

введение АБ в эксплуатацию - совокупность операций/работ по подготовке к применению, контролю технического состояния, закрепления АБ за КТЗ с оформлением карточки учета и обращения АБ;

отработанные АБ - не пригодные для использования по назначению АБ, целые или разломанные, отдельные составляющие части, выведенные из эксплуатации владельцем АБ, или списанные в соответствии с законодательством;

отстающий аккумулятор - аккумулятор полностью заряженной АБ, номинальная емкость которого определена по плотности электролита, меньше номинальной емкости остальных аккумуляторов АБ;

гарантийная наработка АБ - длительность эксплуатации АБ, выраженная в календарных месяцах или в километрах пробега КТЗ или в моточасах наработки, в течение которой при условии соблюдения потребителем требований эксплуатационной документации на АБ и КТЗ гарант (продавец, производитель, исполнитель работ гарантийного ТО и/или ремонта) выполняет свои гарантийные обязательства;

дефект - любое несоответствие АБ требованиям, установленным производителем и законодательством;

эксплуатационная норма среднего ресурса АБ - среднестатистическая величина ресурса АБ для определенных условий безопасного и экономически целесообразного периода эксплуатации;

электродвижущая сила - разница потенциалов между электродами аккумулятора или полюсными выводами АБ в случае разомкнутой наружной электрической сети, к которой подключен аккумулятор или АБ;

питание током двух уровней напряжения - процесс питания стартера электросетью КТЗ током номинального напряжения 24 В, а других потребителей электроэнергии - номинального напряжения 12 В;

заготовка АБ, исчерпавших ресурс или потерявших потребительские свойства, - действия субъектов предпринимательской деятельности, связанные со сбором, закупкой, перевозкой, хранением и утилизацией отработанных АБ специализированным предприятиям по утилизации;

остаточный ресурс АБ - возможная среднестатистическая суммарная наработка АБ в определенных условиях эксплуатации в период от момента контроля технического состояния до ее перехода в граничное состояние. Остаточный ресурс определяют вычитанием величины наработки АБ на момент контроля технического состояния от величины эксплуатационной нормы среднего ресурса АБ;

заряжение АБ - процесс накопления электрической энергии, который влечет рост плотности электролита и разницы потенциалов между полюсными выводами АБ, подключенной к источнику электрической энергии;

хранение АБ - содержание АБ в специальном в соответствии с требованиями законодательства помещении с определенными производителем условиями микроклимата, режимами контроля и поддерживания технического состояния для обеспечения ее сохранности в течение установленного производителем срока;

сдвиг активной массы - отпадение мелких частиц (кристаллов и зерен двуоксида свинца) и других составляющих частей (активной массы) от позитивных электродов аккумулятора;

наработка - длительность или объем работы АБ, измеренный в календарных месяцах, километрах пробега КТЗ или моточасах;

номинальная емкость (С ) - количество электричества в 

                      20

ампер-часах, которую должна отдать полностью заряженная АБ с током величиной (0,05+-С +-2%) А

             20

 с падением напряжения на полюсных выводах  АБ до величины 10,5 В +-0,05 В;

номинальное напряжение АБ - разница потенциалов между разноименными полюсными выводами полностью заряженной АБ при условии, что электросеть КТЗ питает лишь контрольно-измерительные приборы КТЗ;

перемычка - свинцовая токопроводящая деталь, которая соединяет аккумуляторы АБ;

подзаряжение - процесс систематического заряжения АБ с целью компенсации потерянной электрической энергии для питания потребителей электроэнергии из состава КТЗ;

полярность АБ - способность АБ проявлять свойства источника постоянного тока в соответствии с замаркированными знаками "+" и "-" ее полюсных выводов;

приемный пункт - стационарное или передвижное обособленное подразделение производителя АБ или специализированного предприятия по утилизации, которое осуществляет операции по заготовке АБ, которые исчерпали ресурс или потеряли потребительские свойства иным образом;

резервная емкость АБ - запас емкости, измеренный в минутах длительности разрядки АБ током 25 А +-0,25 А до величины напряжения на полюсных выводах 10,5 В +-0,05 В;

ремонт - операция или комплекс операций по восстановлению исправности и/или работоспосбности и по восстановлению ресурса АБ;

ресурс - суммарная наработка АБ от начала ее эксплуатации или восстановления после ремонта до перехода в граничное состояние, измеренный в календарных месяцах, километрах пробега КТЗ или моточасах;

разрядка АБ - процесс отдачи электроэнергии АБ, подключенной к потребителям, что влечет снижение плотности электролита и уменьшение разницы потенциалов между полюсными выводами АБ;

саморазрядка - процесс естественной электрохимической разрядки без подключения потребителей электроэнергии в течение периода эксплуатации АБ, в результате которого снижается емкость АБ;

потребитель - юридическое или физическое лицо, которое содержит и/или эксплуатирует АБ или КТЗ;

потребитель электроэнергии - двигатель, прибор или другое устройство электрического оснащения КТЗ основной комплектности, который питает АБ и/или генератор во время применения по назначению;

срок эксплуатации АБ - календарная длительность эксплуатации АБ от момента первого приобретения до перехода в граничное состояние;

срок хранения сухозаряженных АБ - календарная длительность хранения, учитывая время на транспортировку, в течение которого сохраняется работоспособность АБ;

ток холодной прокрутки - величина тока разрядки, определенная производителем АБ при условии, что ее разряжают при температуре электролита минус (18+-1) град.С и измеряют напряжение на полюсных выводах, после определенного периода непрерывной разрядки. Длительность разрядки и величину напряжения на полюсных выводах АБ определяют согласно стандартам на изготовление АБ при таких условиях:

SAE J537:2000 - величина напряжения через 30 с одинступенчатой разрядки током определенной производителем величины должна быть не менее 7,2 В;

IEC 60095-1:2000 - величина напряжения через 60 с одноступенчатой разрядки током определенной производителем величины должна быть не менее 8,4 В;

ДСТУ ГОСТ 959:2006 - двухступенчатый режим разрядки: первыйвеличина напряжения на полюсных выводах АБ на 10-й секунде разрядки должна быть не менее 7,5 В +-0,05 В; второй (после паузы длительностью 10 с) - разрядка током величиной 0,6*I (+-2%) до величины напряжения хп на полюсных выводах 6,0 В +-0,05 В. Общая длительность двухступенчатой разрядки до напряжения 6,0 В +-0,05 В должна быть не менее 90 с или 150 с в зависимости от назначения АБ;

сульфатация электродов - процесс образования на поверхности электродов АБ кристаллов сульфата свинца, которые уменьшают ее фактическую емкость. Различают частичную - с образованием мелких растворимых кристаллов сульфата свинца и необратимую - с образованием крупных практически нерастворимых кристаллов сульфата свинца;

сфера обращения с АБ - отношения, которые возникают во время разработки, производства, реализации, импорта, эксплуатации, заготовки и утилизации АБ, которые исчерпали ресурс или потеряли потребительские свойства по другим причинам;

техническая эксплуатация АБ - стадия жизненного цикла АБ с такими этапами: подготовка АБ к применению, применение по назначению, техническое обслуживание, ремонт, хранение, транспортировка, подготовка и передача на утилизацию;

транспортировка АБ - подготовка, перевозка АБ с использованием транспортных средств с обеспечением условий их сохранности и комплектности;

утилизация АБ - механическая, физико-химическая и другая обработка АБ, которая исчерпала ресурс или потеряла потребительские свойства иным образом, с целью получения вторичного сырья и обезвреживания АБ.

В Правилах применены также термины и определения, которые приведены в Эксплуатационных нормах среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранссвязи Украины от 20 мая 2006 года N 489 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 8 июня 2006 года за N 695/12569 (дальше - Нормы среднего ресурса).

1.3. Действие данных Правил распространяется на юридических и физических лиц, деятельность которых связана с изготовлением, транспортировкой, применением, обслуживанием, ремонтом, хранением и передачей на утилизацию химических источников тока, в частности аккумуляторных свинцовых стартерных батарей, которые применяются в колесных транспортных средствах и специальных машинах, выполненных на их шасси, в частности для питания специального оснащения.

1.4. Действие данных Правил не распространяется на:

аккумуляторные свинцовые стартерные батареи, которые применяют в троллейбусах, мотоциклах и мотоколясках, и на химические источники тока номинальной емкостью менее 7 А.час, интегрированные (встроенные) в КТЗ и специальные машины, выполненные на их шасси;

аккумуляторные свинцовые стартерные батареи КТС специального назначения, в частности те, которые эксплуатируют подразделения Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Государственной пограничной службы Украины, Службы безопасности Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной специальной службы транспорта;

аккумуляторные свинцовые стартерные батареи гоночных и спортивных КТЗ, а также КТЗ, изготовленные свыше 30 лет тому назад и которые имеют коллекционную ценность.

(В пункт 1.4. внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства инфраструктуры Украины от 24.11.2014 г. №598)

1.5. Правила установлены с целью:

обеспечения надлежащего технического состояния колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на их шасси;

обеспечения технологических операций/работ по поддерживанию АБ в надлежащем техническом состоянии;

упорядочивания деятельности субъектов в сфере обращения с АБ;

расчетливого использования ресурса АБ;

упорядочивания обращения, учета наработки и списания АБ;

подготовки к утилизации АБ, которые исчерпали ресурс или потеряли потребительские свойства иным образом;

определения процедуры сдачи АБ на утилизацию с целью предупреждения загрязнения окружающей среды.

1.6. АБ предназначены для стартерного пуска двигателя, а также питания потребителей электроэнергии в составе генераторных установок КТЗ и специальных машин, выполненных на их шасси, когда общая мощность потребителей электроэнергии превышает мощность генератора, в частности на стоянках или во время выполнения технологических операций, когда двигатель (генератор) не функционирует или действует на частотах вращения с недостаточным для обеспечения питания электрической сети током отдачи.

Основные типы АБ отечественного производства, которые используются на КТЗ и специальных машинах, выполненных на их шасси, приведено в приложении 1 к данным Правилам.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ УКРАИНЫ Правила эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси I. Общие положения II. Выбор аккумуляторных свинцовых стартерных батарей III. Подготовка аккумуляторных свинцовых стартерных батарей к применению IV. Применение аккумуляторных свинцовых стартерных батарей V. Техническое обслуживание и ремонт аккумуляторных свинцовых стартерных батарей VI. Хранение аккумуляторных свинцовых стартерных батарей VII. Транспортировка аккумуляторных свинцовых стартерных батарей VIII. Учет наработки, обращение и списание аккумуляторных свинцовых стартерных батарей IX. Подготовка отработанных аккумуляторных свинцовых стартерных батарей к сдаче на утилизацию и их учет X. Взаимоотношения с производителями, продавцами, исполнителями работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту колесных транспортных средств и аккумуляторных свинцовых стартерных батарей Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15