Недействующая редакция. Принята: 04.07.2016 / Вступила в силу: 15.07.2016

Недействующая редакция, не действует с 20 февраля 2018 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 4 июля 2016 года №12

Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения

На основании части третьей статьи 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года "О промышленной безопасности" Министерство обороны Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила по обеспечению промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 15 июля 2016 г.

Министр генерал-лейтенант

А.А.Равков

Согласовано

Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь генерал-лейтенант внутренней службы

20 июня 2016 года

 

В.А.Ващенко

Согласовано

Председателем Государственного военнопромышленного комитета Республики Беларусь

21 июня 2016 года

 

С.П.Гурулев

Утверждено Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 4 июля 2016 года №12

Правила по обеспечению промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Область и порядок применения

1. В настоящих Правилах определяются отношения, связанные с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, имеющих специфику военного применения и принадлежащих Вооруженным Силам Республики Беларусь и транспортным войскам Республики Беларусь (далее - Вооруженные Силы), при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности - их проектировании, изготовлении, возведении, реконструкции, модернизации, приемке, вводе в эксплуатацию, монтаже, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях, эксплуатации, техническом переоснащении, консервации, ликвидации, временной приостановке, выводе из эксплуатации, в том числе при изготовлении, реконструкции, модернизации, монтаже, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях технических устройств (далее, если не указано иное, - деятельность в области промышленной безопасности), а также действия должностных лиц Вооруженных Сил при возникновении аварий и инцидентов, иные отношения в области промышленной безопасности в Вооруженных Силах.

Требования, содержащиеся в главах 2-4 настоящих Правил, распространяются на деятельность по производству и хранению взрывчатых веществ и изделий их содержащих, за исключением промышленных взрывчатых веществ, осуществляемую юридическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее - юридические лица).

Требования, содержащиеся в главах 2, 3 настоящих Правил, распространяются на деятельность юридических лиц, связанную с проектированием и строительством опасных производственных объектов, принадлежащих Вооруженным Силам, а также объектов производства и хранения взрывчатых веществ и изделий их содержащих, за исключением промышленных взрывчатых веществ, юридических лиц.

2. Целью настоящих Правил является создание организационной и нормативно-правовой основы обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов и потенциально опасных объектов, имеющих специфику военного применения и принадлежащих Вооруженным Силам (далее - опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты), направленной на предотвращение и (или) минимизацию последствий аварий, инцидентов с учетом индивидуального риска для жизни и здоровья людей, участвующих в процессах эксплуатации опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов.

3. Для предотвращения и (или) минимизации последствий аварий, инцидентов на опасных производственных объектах и потенциально опасных объектах с учетом возможного риска для жизни и (или) здоровья людей в процессе эксплуатации вышеуказанных объектов должны выполняться требования промышленной безопасности, изложенные в настоящих Правилах, а также требования промышленной безопасности, изложенные в нормативных правовых актах, и обязательные для выполнения требования, изложенные в технических нормативных правовых актах Республики Беларусь (далее - НПА, ТНПА).

4. В настоящих Правилах применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 года "О промышленной безопасности" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2016, 2/2352) (далее - Закон), а также следующие термины и их определения:

баллон - сосуд, имеющий одну или две горловины для установки вентилей, фланцев или штуцеров, предназначенный для транспортировки, хранения и использования сжатых, сжиженных или растворенных под давлением газов;

барокамера - сосуд, в котором создается пониженное и (или) повышенное давление, оснащенный приборами и оборудованием, в котором возможно размещение людей;

ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта - документально оформленный комплекс мероприятий по фиксированию готовности опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта к использованию по назначению;

ведомственная часть государственного реестра - единый банк данных, содержащий сведения об опасных производственных объектах, которые эксплуатируются в Вооруженных Силах;

владелец опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта - соединение, воинская часть, военное учебное заведение, организация Вооруженных Сил (далее - воинская часть), в ведении которой находится опасный производственный объект и (или) потенциально опасный объект, либо юридические лица, выполняющие работы в Вооруженных Силах с применением потенциально опасного объекта;

внесение изменений в государственный реестр - изменение в едином банке данных государственного реестра в соответствии с изменившимися сведениями об опасном производственном объекте, воинской части;

государственный реестр опасных производственных объектов - единый банк данных, содержащий сведения об опасных производственных объектах, которые эксплуатируются в воинских частях, иных организациях и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь;

грузоподъемный кран - грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с использованием крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом;

грузоподъемная машина - техническое устройство цикличного действия для подъема и перемещения груза;

грузоподъемная машина военного назначения - техническое устройство цикличного действия для подъема и перемещения груза, установленное на вооружении, военной и специальной технике (далее - ВВСТ) либо предназначенное для их обслуживания;

заказчик - структурное подразделение Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил, командование Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, командование сил специальных операций Вооруженных Сил, Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны, воинская часть, в интересах которых осуществляются разработка, проектирование, строительство, модернизация, ремонт опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, закупка (поставка) потенциально опасного объекта;

изготовитель - юридическое лицо, осуществляющее освоение производства и выпуск потенциально опасного объекта, технического устройства либо вооружения;

идентификация опасного производственного объекта - отнесение объекта к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с Законом;

критерии опасности - граничные параметры, по которым объекты отнесены к категории опасных, определенного типа;

модернизация опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта - совокупность работ по усовершенствованию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта посредством замены конструктивных элементов и систем на более качественные в целях повышения его технического уровня и экономических характеристик;

мониторинг воинской части - форма контроля (надзора), заключающаяся в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая в деятельности по предназначению контролирующих (надзорных) органов в целях оперативной оценки фактического состояния опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов воинской части и условий их функционирования, на предмет соответствия требованиям, изложенным в НПА, ТНПА, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных должностным лицам контролирующих (надзорных) органов, на проведение проверок;

назначенный ресурс потенциально опасного объекта - суммарная расчетная наработка, при достижении которой эксплуатация потенциально опасного объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния;

назначенный срок службы потенциально опасного объекта - календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация потенциально опасного объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния;

обследование потенциально опасного объекта - мероприятия технического (технологического, проверочного) характера, которые осуществляют должностные лица управления государственного надзора главной военной инспекции Вооруженных Сил (далее - управление государственного надзора) для контроля технического состояния потенциально опасного объекта;

орган государственного надзора в области промышленной безопасности в Вооруженных Силах (далее - орган государственного надзора) - управление государственного надзора;

производственный контроль - контроль за выполнением требований, изложенных в НПА, ТНПА в области промышленной безопасности, осуществляемый силами владельца опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта;

разработчик - юридическое лицо, осуществляющее разработку проектно-конструкторской, эксплуатационной и ремонтной документации на опасный производственный объект и (или) потенциально опасный объект либо на ВВСТ, в состав которых входит потенциально опасный объект;

разрешение на право выполнения работ (оказание услуг), связанных с потенциально опасными объектами, - документ, выдаваемый в главной военной инспекции Вооруженных Сил (далее - главная военная инспекция) в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных процедурах;

регистрация опасного производственного объекта Вооруженных Сил - внесение сведений в ведомственный раздел государственного реестра опасных производственных объектов;

реконструкция опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта - совокупность работ по полному или частичному переоборудованию либо переустройству опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, изменению и при необходимости дополнению его технологической схемы с заменой морально устаревших и физически изношенных частей для получения более высоких качественных и количественных показателей опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта;

специализированная организация - организация, имеющая разрешение (лицензию) Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор) и (или) разрешение главной военной инспекции на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, в которую входит один или несколько видов выполняемых работ (проектирование, изготовление, реконструкция, модернизация, монтаж, техническое диагностирование, ремонт, наладка потенциально опасных объектов), у которой эти виды выполняемых работ составляют основной объем;

средства технического освидетельствования потенциально опасных объектов - средства, предназначенные для оценки состояния технической безопасности при проведении технического освидетельствования потенциально опасных объектов;

технический персонал - лица, занятые эксплуатацией потенциально опасных объектов: крановщики (машинисты) и их помощники, операторы (номера расчетов) модернизированных (унифицированных) передвижных вышек 40В6, 40В6М, 40В6МД, заряжающих (транспортно-заряжающих) машин 5Т99М, 9Т31М1, 9Т244, 9Т218 и других, грузоподъемных кранов 9Т317 пускозаряжающих установок 9А84, 9А85 зенитных ракетных комплексов, стропальщики, такелажники, зацепщики, лифтеры, операторы котельных, машинисты (кочегары) котельных, аппаратчики химводоочистки, водители-паропроводчики (паропроводчики), операторы (кочегары) котлов, установленных на военной технике, электромеханики, испытатели баллонов, компрессорщики-зарядчики, водители-операторы (операторы) компрессорных установок, компрессорщики барокамер, слесари, электрогазосварщики и другие;

тип опасного производственного объекта - характеристика опасного производственного объекта, показывающая степень опасности объекта;

требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные для выполнения требования, содержащиеся в Законе, актах Президента Республики Беларусь, иных актах законодательства, международных договорах Республики Беларусь, технических регламентах Таможенного союза, а также в технических регламентах Евразийского экономического союза и иных актах, составляющих право Евразийского экономического союза, настоящих Правилах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность;

чрезвычайная ситуация - обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

эксплуатация потенциально опасного объекта - стадия жизненного цикла потенциально опасного объекта, в период которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Кроме использования по назначению она включает в себя транспортирование, хранение, техническое обслуживание, диагностирование и ремонт в условиях воинской части.

5. Отступления от требований, изложенных в НПА, ТНПА в области промышленной безопасности, а также в настоящих Правилах, касающиеся опасных производственных объектов, могут быть допущены в порядке, установленном в главе 3 настоящих Правил.

Раздел II. Особенности проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов. особенности проведения экспертизы промышленной безопасности

Глава 2. Особенности проектирования и строительства опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов

6. Проектирование и строительство опасных производственных объектов, принадлежащих Вооруженным Силам, а также юридическим лицам, указанным в части второй пункта 1 настоящих Правил, осуществляются в соответствии с требованиями, изложенными в государственных строительных нормах и правилах, НПА, ТНПА и настоящих Правилах.

7. Возведение, реконструкция, капитальный ремонт, благоустройство опасного производственного объекта осуществляются в соответствии с утвержденной проектной документацией, разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными в НПА, ТНПА.

8. В соответствующих разделах проектной документации на всех этапах проектирования учитываются требования и предусматриваются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами.

9. При проектировании опасных производственных объектов обеспечиваются контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов.

10. В проектной документации предусматриваются мероприятия по предупреждению аварий и локализации их последствий как на самом опасном производственном объекте, так и в результате аварий на других объектах в районе размещения проектируемого опасного производственного объекта.

11. При разработке мероприятий по предупреждению аварий и локализации их последствий учитываются источники опасности, факторы риска, условия возникновения аварий и их сценарии, численность и размещение персонала опасного производственного объекта.

12. В проектной документации на консервацию или ликвидацию опасного производственного объекта предусматриваются мероприятия по предупреждению аварий, локализации и ликвидации их последствий как в процессе консервации или ликвидации опасного производственного объекта, так и по их завершении.

Глава 3. Порядок получения отступления от норм и правил в области промышленной безопасности при проектировании, эксплуатации, капитальном ремонте, консервации и ликвидации опасного производственного объекта

13. В случае если при проектировании, эксплуатации, капитальном ремонте, консервации и ликвидации опасного производственного объекта необходимо отступление от требований промышленной безопасности, установленных в НПА, ТНПА в области промышленной безопасности, или имеющихся требований недостаточно либо они не установлены, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, может установить дополнительные требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации. На данные требования разрабатывается их обоснование. Обоснование дополнительных требований безопасности для опасного производственного объекта, а также изменения, в них вносимые, подлежат экспертизе. Применение такого обоснования без положительного заключения экспертизы не допускается.

14. Обоснование безопасности должно содержать:

сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы;

условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта;

требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.

15. Обоснование безопасности должно включать в себя следующие структурные элементы:

титульный лист;

оглавление;

раздел 1. "Общие сведения";

раздел 2. "Результаты оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы";

раздел 3. "Условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта";

раздел 4. "Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта".

16. Раздел 3. "Условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта" не включается в обоснование безопасности, устанавливающее требования промышленной безопасности к капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта.

17. В состав обоснования безопасности разработчик в соответствии с техническим заданием может включить иные структурные элементы.

18. На титульном листе должны быть указаны сведения об опасном производственном объекте, организации, эксплуатирующей его, разработчике обоснования безопасности и лице, утвердившем обоснование безопасности.

19. Раздел 1. "Общие сведения" должен содержать:

наименование и место дислокации опасного производственного объекта;

сведения о заказчике (застройщике), генеральной проектной организации, разработчике обоснования безопасности;

область применения;

термины и их определения;

описание опасного производственного объекта, условий его строительства и эксплуатации, в том числе общую характеристику технологических процессов и описание решений, направленных на обеспечение его безопасности;

перечень отступлений от требований, изложенных в НПА, ТНПА в области промышленной безопасности, содержащий обоснование их необходимости и достаточности принятых мер, а также перечень мероприятий по компенсированию этих отступлений для данного опасного производственного объекта.

20. Раздел 2. "Результаты оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы" должен содержать:

описание методологии анализа опасностей, оценки риска аварии и связанной с ней угрозы, исходные предположения для проведения анализа риска аварии и связанной с ней угрозы;

описание метода анализа условий безопасной эксплуатации;

исходные данные и их источники, в том числе данные об аварийности и надежности;

анализ опасностей отклонения технологических параметров от регламентных;

результаты идентификации опасности, в том числе анализа опасностей отклонения технологических параметров от регламентных;

результаты оценки риска аварии и связанной с ней угрозы;

перечень наиболее значимых факторов риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы с учетом специфики конкретного опасного производственного объекта.

21. Раздел 3. "Условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта" должен содержать:

сведения о режимах нормальной эксплуатации опасного производственного объекта с указанием предельных значений параметров эксплуатации;

перечень организационных и технических мер безопасности (барьеров безопасности), включая сведения о технологических защитах, блокировках, автоматических регуляторах с установками срабатывания;

перечень систем противоаварийной автоматической защиты и контролируемые ими параметры, установок срабатывания систем противоаварийной автоматической защиты;

требования к квалификации работников субъекта промышленной безопасности;

определение набора параметров и выбор основных показателей безопасной эксплуатации опасного производственного объекта;

оценку значений выбранных показателей до и после отступления от требований промышленной безопасности, установленных в НПА, ТНПА;

сравнение значений выбранных показателей безопасной эксплуатации опасного производственного объекта с критериями обеспечения безопасной эксплуатации при отступлении от требований, установленных в НПА, ТНПА в области промышленной безопасности;

обоснование решения о безопасной эксплуатации опасного производственного объекта.

22. Раздел 4. "Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта" должен содержать:

требования промышленной безопасности, связанные с отступлениями от НПА, ТНПА;

перечень и обоснование мероприятий, компенсирующих отступления от НПА, ТНПА.

23. Разработку обоснования безопасности проводит в соответствии с техническим заданием лицо, осуществляющее подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта.

В техническом задании должны быть указаны:

сведения о заказчике (застройщике), генеральной проектной организации, разработчике обоснования безопасности;

перечень отступлений от НПА, ТНПА, содержащий обоснование их необходимости и достаточности принятых мер, а также перечень мероприятий по компенсированию этих отступлений для данного опасного производственного объекта;

сведения о необходимости разработки обоснования безопасности;

требования, предъявляемые к разработке обоснования безопасности;

структура обоснования безопасности.

24. Разработке обоснования безопасности должно предшествовать определение принципиальных технических решений, а также анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного опасного производственного объекта, который является основой для разработки отступлений от требований промышленной безопасности и дополнительных требований промышленной безопасности. Принципиальные технические решения могут быть определены применительно к опасному производственному объекту в целом либо к его частям, отдельным зданиям, сооружениям и (или) техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.

25. Обоснование безопасности должно содержать применительно к конкретному опасному производственному объекту или его составляющей технические и организационные требования, дополнительные к установленным или отсутствующие в НПА, ТНПА и отражающие особенности эксплуатации, капитального ремонта, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, а также сведения о необходимости отступления от действующих норм и положения, компенсирующие эти отступления. В качестве обоснования указанных отступлений должны быть использованы результаты исследований, расчетов, испытаний, моделирования аварийных ситуаций, оценки риска или анализа опыта эксплуатации подобных опасных производственных объектов.

Аналогично должны быть обоснованы вновь установленные требования промышленной безопасности, которые отсутствуют в действующих НПА, ТНПА.

26. Требования, изложенные в каждом разделе разрабатываемого обоснования безопасности, должны быть отнесены к конкретному НПА, ТНПА или его разделу, пункту. Конкретный состав разделов и их содержание определяет разработчик обоснования безопасности в соответствии с техническим заданием.

27. При подготовке обоснования безопасности допускается использование документов международной организации по стандартизации, стандартов зарубежных стран, инженерных обществ с учетом соответствия области применения указанных документов условиям эксплуатации опасного производственного объекта.

28. В обоснование безопасности не включаются положения, содержащиеся в действующих НПА, ТНПА.

29. Технические требования в обосновании безопасности должны быть конкретными и обеспечивать возможность контроля за их выполнением.

30. Изменения в обоснование безопасности вносятся в случаях:

реконструкции, технического перевооружения опасного производственного объекта, для которого ранее было утверждено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;

изменения условий безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, влекущие отступления от требований обоснования его безопасности.

Глава 4. Особенности приемки в эксплуатацию опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов

31. Приемка в эксплуатацию законченных возведением, реконструкцией, капитальным ремонтом (далее - строительство) и подготовленных к эксплуатации (в том числе к выпуску продукции, проведению работ, оказанию услуг) опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. №716 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №66, 5/33914) (далее - Положение о порядке приемки в эксплуатацию).

32. Не позднее чем за 30 дней до начала приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта или потенциально опасного объекта после завершения его строительства заказчик (юридическое лицо) направляет в главную военную инспекцию ходатайство о назначении должностного лица управления государственного надзора для проведения обследования и выдачи заключения о соответствии объекта строительства требованиям, изложенным в НПА, ТНПА и проектной документации.

К ходатайству о проведении экспертного обследования прилагается копия приказа о назначении приемочной комиссии и ее составе.

33. При приемке в эксплуатацию объектов производственной инфраструктуры к запросу о проведении обследования прилагается копия акта приемки оборудования после его комплексного опробования силами рабочей комиссии.

34. Заключение о результатах обследования оформляется в двух экземплярах на бланках служебного письма главной военной инспекции, подписывает его должностное лицо, проводившее экспертное обследование. Первый экземпляр данного заключения передается заказчику в соответствии с законодательством об административных процедурах, второй экземпляр хранится в управлении государственного надзора.

35. Для получения заключения о соответствии объекта строительства утвержденной проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности заказчик (юридическое лицо) не позднее чем за 15 дней до начала приемки объекта направляет в главную военную инспекцию в соответствии с пунктом 3.20 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. №156 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., №35, 5/35330), заявление по установленной форме с указанием сведений о наличии положительного заключения должностного лица управления государственного надзора о результатах обследования.

36. Документы, которые представил заказчик (юридическое лицо), изучаются и при соответствии объекта строительства утвержденной проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности должностное лицо управления государственного надзора, проводившее экспертное обследование, в срок, не превышающий пяти рабочих дней, подготавливает заключение о соответствии объекта строительства утвержденной проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности.

37. Заключение о соответствии объекта строительства утвержденной проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности подписывает начальник управления государственного надзора. Оно регистрируется в журнале по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

38. Заключение о соответствии объекта строительства утвержденной проектной документации требованиям безопасности и эксплуатационной надежности выдается должностному лицу заказчика (юридического лица), уполномоченному на получение документов в порядке, установленном законодательством, или может направляться заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

39. При несоответствии объекта строительства проектной документации, наличии нарушений требований, изложенных в НПА, ТНПА, создающих угрозу возникновения аварии (инцидента) и (или) несчастного случая, отклонении технических характеристик потенциально опасных объектов и технических устройств от изложенных в проектной документации выдается мотивированный отказ в выдаче заключения о соответствии объекта строительства утвержденной проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности.

При этом указывается, что имеются возражения против приемки объекта в эксплуатацию и прилагается перечень нарушений проектной документации, НПА, ТНПА, а также дефектов, препятствующих нормальной эксплуатации объекта.

40. Приемка в эксплуатацию после завершения строительства опасных производственных объектов, на которых используются котлы с температурой воды выше 115° Цельсия, паровые котлы с рабочим давлением более 0,07 мегапаскаля, котельных мощностью более 200 киловатт независимо от мощности установленных в них котлов, объектов газораспределительной системы и газопотребления, а также потенциально опасных объектов (технических устройств) после их монтажа осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о порядке приемки в эксплуатацию, и специальными требованиями, изложенными в других НПА, ТНПА.

41. Для проверки качества изготовления потенциально опасных объектов (технических устройств), входящих в состав образца ВВСТ, соответствия их конструкторской документации, ТНПА и техническим условиям изготовитель проводит предварительные (заводские), государственные, которые являются приемочными, и периодические испытания в соответствии с требованиями, изложенными в государственных военных стандартах и других ТНПА.

42. Предварительные (заводские), государственные и периодические испытания потенциально опасных объектов (технических устройств), входящих в состав образца ВВСТ, проводятся по программам и методикам, согласованным в управлении государственного надзора. Участие должностного лица управления государственного надзора в испытаниях обязательно.

43. По результатам предварительных (заводских), государственных и периодических испытаний потенциально опасных объектов (технических устройств), входящих в состав образца ВВСТ, составляется протокол (акт), в котором указываются соответствующие выводы и предложения.

44. Для проверки соответствия изготовленных грузоподъемных кранов, приспособлений для грузоподъемных операций требованиям, изложенным в ТНПА, проектно-конструкторской документации, в организации-изготовителе должны проводиться испытания, предусмотренные в ТНПА.

45. Приспособления для грузоподъемных операций испытываются после изготовления в организации-изготовителе, а после ремонта - в организации, в которой они ремонтировались, нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность на 25 %. Стропы, за исключением цепных, ремонту не подлежат.

46. Соответствие потенциально опасных объектов, в том числе приобретаемых за пределами Республики Беларусь, требованиям, изложенным в ТНПА, подтверждается в порядке, установленном в НПА.

47. Соответствие материалов, сборочных узлов и агрегатов иностранных марок требованиям, изложенным в ТНПА, и допустимость их применения в каждом конкретном случае должны быть подтверждены в заключении, которое выдается в специализированной организации. Копия заключения прилагается к формуляру (паспорту) потенциально опасного объекта.

48. Заказчики, в интересах которых потенциально опасные объекты закупаются (поставляются) за пределами Республики Беларусь, обязаны обеспечить соответствие данных объектов требованиям, изложенным в ТНПА и настоящих Правилах.

49. Разработчики потенциально опасных объектов при их изготовлении до начала проведения работ обязаны представить в управление государственного надзора конструкторскую документацию для проверки ее соответствия требованиям, изложенным в ТНПА и настоящих Правилах.

Глава 5. Экспертиза промышленной безопасности

50. Экспертиза промышленной безопасности проводится в целях:

определения состояния промышленной безопасности опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта (технического устройства);

установления соответствия проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта (технического устройства) требованиям, изложенным в НПА, ТНПА;

оценки полноты, обоснованности и достаточности предусматриваемых мер по обеспечению промышленной безопасности, ликвидации последствий возможных аварий и (или) инцидентов.

51. Экспертиза промышленной безопасности базируется на следующих принципах:

обязательность проведения экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

научная обоснованность выводов экспертизы;

независимость экспертного органа и экспертов при осуществлении своих полномочий;

гласность, учет общественного мнения;

законность решений, принимаемых по результатам экспертизы.

52. Экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов (технических устройств), а также декларации промышленной безопасности проводят должностные лица управления государственного надзора, являющиеся экспертами в области промышленной безопасности (далее - эксперт).

53. Экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении:

53.1. опасных производственных объектов:

после приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта, но не реже одного раза в 10 лет;

после ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте до возобновления его эксплуатации;

53.2. потенциально опасных объектов, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, если в технических регламентах Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза не установлена иная форма оценки соответствия указанного потенциально опасного объекта обязательным требованиям:

после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материалов несущих элементов, либо восстановительного ремонта после аварии на опасном производственном объекте до возобновления его эксплуатации;

изготовленных для внутреннего использования без выпуска в обращение на территории стран Таможенного союза;

произведенных или ввезенных на территорию Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов до начала эксплуатации на опасном производственном объекте;

бывших в эксплуатации и ввезенных на территорию Республики Беларусь для дальнейшего использования до начала эксплуатации;

53.3. технических устройств, включенных в перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности (далее - технические устройства) до начала эксплуатации на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте, изготовленных для внутреннего использования без выпуска в обращение на территории стран Таможенного союза, произведенных или ввезенных на территорию Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов;

53.4. декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов I, II типов опасности после ее разработки, переработки (пересмотра).

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Правила по обеспечению промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения Раздел I. Общие положения Глава 1. Область и порядок применения Раздел II. Особенности проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов. особенности проведения экспертизы промышленной безопасности Глава 2. Особенности проектирования и строительства опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов Глава 3. Порядок получения отступления от норм и правил в области промышленной безопасности при проектировании, эксплуатации, капитальном ремонте, консервации и ликвидации опасного производственного объекта Глава 4. Особенности приемки в эксплуатацию опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов Глава 5. Экспертиза промышленной безопасности Раздел III. Опасные производственные объекты вооруженных сил Глава 6. Особенности идентификации опасных производственных объектов в вооруженных силах Глава 7. Особенности регистрации опасных производственных объектов вооруженных сил в государственном реестре опасных производственных объектов Глава 8. Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов Раздел IV. Потенциально опасные объекты Глава 9. Особенности проектирования, изготовления, реконструкции, модернизации, монтажа, наладки, технического диагностирования и ремонта потенциально опасных объектов Глава 10. Порядок регистрации потенциально опасных объектов Глава 11. Разрешение на эксплуатацию (пуск в работу) потенциально опасного объекта Глава 12. Порядок проведения работ с использованием грузоподъемных кранов (грузоподъемных машин военного назначения) Раздел V. Особенности проведения проверок (мониторингов) состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов в воинских частях. осуществление мероприятий технического (технологического) характера в воинских частях. контроль технического состояния потенциально опасных объектов Глава 13. Особенности проведения проверок (мониторингов) состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов Глава 14. Оценка технического состояния и уровня безопасной эксплуатации котельных Глава 15. Ответственность за нарушения требований безопасности Глава 16. Техническое освидетельствование и техническое диагностирование потенциально опасных объектов Раздел VI. Порядок организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах. особенности организации надзора, содержания и обслуживания потенциально опасных объектов в воинской части. порядок проведения учебных тренировок Глава 17. Порядок организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Глава 18. Особенности организации надзора за содержанием и обслуживанием потенциально опасных объектов в воинской части Глава 19. Обязанности командира воинской части, военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала воинской чаcти по обеспечению требований промышленной безопасности Глава 20. Порядок организации и проведения учебных тренировок в локализации аварий или инцидентов и ликвидации их последствий Раздел VII. Порядок сбора и направления информации об угрозе возникновения или о возникновении аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах. порядок проведения технического расследования Глава 21. Сроки направления информации об угрозе возникновения или о возникновении аварий, инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах Глава 22. Порядок технического расследования причин аварий и инцидентов Раздел VIII. Заключительные положения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26