Недействующая редакция. Принята: 24.05.2018 / Вступила в силу: 08.06.2018

Недействующая редакция, не действует с 26 июня 2018 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 4 мая 2010 года №274-IV ЗРК

О защите прав потребителей

(В редакции Законов Республики Казахстан от 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК, 13.01.2014 г. №159-V ЗРК, 07.11.2014 г. №248-V ЗРК, 17.11.2014 г. №254-V ЗРК, 29.12.2014 г. №269-V ЗРК, 29.10.2015 г. №376-V ЗРК, 27.11.2015 г. №424-V ЗРК (вступил в силу 02.06.2016), 08.04.2016 г. №489-V ЗРК, 21.04.2016 г. №504-V ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) изготовитель - физическое или юридическое лицо, производящее товар для реализации;

2) срок годности - период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению;

3) работа - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой имеют материальное выражение;

4) недостаток - несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, нормативных документов по стандартизации, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем);

5) гарантийный срок - период времени, установленный продавцом (изготовителем, исполнителем), законодательством Республики Казахстан или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, которые исчисляются со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которых продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги), при условии его надлежащего использования и хранения;

6) услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения;

7) срок службы - период времени, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренных законодательством или договором, исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых товар (результат работы) возможно использовать по назначению;

8) исполнитель - физическое или юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору;

9) срок хранения - период времени, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет качество, свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре;

10) продавец - физическое или юридическое лицо, реализующее товар в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

11) товар - продукт (продукция) деятельности изготовителя (исполнителя), предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

12) безопасность товара (работы, услуги) - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, а также окружающей среде, при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара или в процессе выполнения работы (оказания услуги);

13) качество товара (работы, услуги) - совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить потребности потребителя;

14) документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), - контрольный (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе);

15) потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

16) общественное объединение потребителей - организация, созданная в результате добровольного объединения граждан в целях защиты прав и законных интересов потребителей;

17) уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21.04.2016 г. №504-V ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей

1. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан.

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей

Защита прав потребителей осуществляется на основе принципов:

1) содействия экономическим интересам потребителей и защиты этих интересов;

2) доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах);

3) просвещения потребителей;

4) обеспечения защиты законных интересов потребителей;

5) участия общественных объединений потребителей в обеспечении защиты прав потребителей;

6) обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).

(Статья 2-1 введена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21.04.2016 г. №504-V ЗРК)

Глава 2. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей

Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей

Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан.

(Статья 3 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей Глава 2. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей Статья 5. Компетенция уполномоченного органа Статья 6. Компетенция государственных органов Статья 6-1. Глава 3. Права потребителей и их защита Статья 7. Права потребителей Статья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг) Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора Статья 9. Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей Статья 10. Право потребителей на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасного товара (работы, услуги) Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара (работы, услуги) Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество товара (работы, услуги) Статья 14. Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества Статья 15. Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества Статья 16. Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги) Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара Статья 18. Право потребителя на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) Статья 19. Право потребителя на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненной, оказанной) в виде выигрыша Статья 20. Право потребителей на создание общественных объединений потребителей Статья 21. Право на возмещение морального вреда Статья 22. Право потребителей на защиту прав и законных интересов Глава 4. Права и обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) Статья 23. Права и обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по установлению гарантийного срока Статья 24. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) Статья 25. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о товаре (работе, услуге) Статья 26. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о продавце (изготовителе, исполнителе) Статья 27. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению безопасности товара (работы, услуги) Статья 28. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению свободного выбора товара (работы, услуги) Статья 29. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению надлежащего качества товара (работы, услуги) Статья 30. Обязанности продавца (изготовителя) при продаже товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества Статья 31. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по возмещению в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги) Статья 32. Обязанности изготовителя (исполнителя) по установлению срока годности, срока хранения и срока службы товара Статья 33. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) иметь в наличии контрольно-кассовую машину и нагрудную карточку Глава 5. Выполнение работы (оказание услуги) Статья 34. Сроки выполнения работы (оказания услуги) Статья 35. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) Статья 36. Смета на выполнение работы (оказание услуги) Статья 37. Выполнение работы из материала исполнителя Статья 38. Выполнение работы из материала потребителя Статья 39. Оплата за выполнение работы (оказание услуги) Глава 6. Общественные объединения потребителей Статья 40. Общественные объединения потребителей Статья 41. Права общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) Статья 42. Защита прав потребителей общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами) Глава 7. Заключительные положения Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей Статья 44. Порядок введения в действие настоящего Закона