База данных

Дата обновления БД:

02.04.2020

Добавлено/обновлено документов:

29 / 223

Всего документов в БД:

99064

Недействующая редакция. Принята 27.01.2018

Недействующая редакция, не действует с 9 апреля 2018 года

Неофициальный перевод. (с) ООО СоюзПравоИнформ

КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 28 декабря 2013 года №ЗР-139

(В редакции Законов Республики Армения от 17.07.2014 г. №ЗР-89 (см. сроки вступления в силу), 17.07.2014 г. №ЗР-99, 30.12.2014 г. №ЗР-250, 13.06.2015 г. №ЗР-66, 28.05.2016 г. №ЗР-56, 16.01.2017 г. №ЗР-38, 13.11.2017 г. №ЗР-179 (вступил в силу 01.04.2018 г.), 26.12.2017 г. №ЗР-260 (вступил в силу 01.04.2018 г.), 29.12.2017 г. №ЗР-312, 12.01.2018 г. №ЗР-8, 27.01.2018 г. №ЗР-57 (вступил в силу 09.04.2018 г.), 30.01.2018 г. №ЗР-70, 28.03.2018 г. №ЗР-182)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 5 декабря 2013 года

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс устанавливает порядок осуществления права судебной защиты физических и юридических лиц в Административном суде Республики Армения (далее – Административный суд), Административном апелляционном суде Республики Армения (далее – Апелляционный суд) и гражданской и административной палате Кассационного суда Республики Армения (далее – Кассационный суд, а все вместе далее – суд) от нормативных правовых и административных актов, действий или бездействия государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также порядок рассмотрения исковых заявлений административных органов и должностных лиц на физических и юридических лиц.

Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве

1. Порядок административного судопроизводства устанавливается настоящим Кодексом и Судебным кодексом Республики Армения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также Гражданским процессуальным Кодексом Республики Армения.

2. Административное судопроизводство осуществляется по закону, действующему при рассмотрении дела.

Статья 3. Право на обращение в Административный суд

1. Любое физическое или юридическое лицо вправе обращаться в Административный суд в установленном настоящим Кодексом порядке, если сочтет, что административным актом, действием или бездействием государственного органа или органа местного самоуправления либо его должностного лица:

1) нарушены или могут быть непосредственно нарушены его права и свободы, закрепленные Конституцией Республики Армения (далее – Конституция), международными договорами, законами и иными правовыми актами Республики Армения, в том числе, если:

а. созданы препятствия для осуществления этих прав и свобод,

б. не обеспечены необходимые для осуществления этих прав условия, которые, однако, должны были быть обеспечены в силу Конституции, международного договора, закона или иного правового акта;

2) на него неправомерно возложена какая-либо обязанность;

3) оно в административном порядке неправомерно привлечено к административной ответственности.

1.1. Общественные организации могут обращаться в административный суд также в случаях, предусмотренных главой 29.3 настоящего Кодекса.

2. В Административный суд могут обращаться также административные органы или должностные лица:

1) с требованием о привлечении физического или юридического лица к административной ответственности, если законом предусмотрено, что привлекать к административной ответственности может только суд;

2) с требованием о лишении физических или юридических лиц определенных прав либо возложении на них определенных обязанностей, если законом это отведено суду;

2.1) утратил силу в соответствии с Законом Республики Армения от 26.12.2017 г. №ЗР-260

3) по спору относительно правомочия какого-либо другого административного органа, если этот спор не подлежит разрешению в порядке подведомственности;

4) против другого административного органа – в случае, предусмотренном главой 29.2 настоящего кодекса.

3. В Административный суд против административного органа могут обращаться также государственные органы и органы местного самоуправления или должностные лица, если сочтут, что административным актом, действием или бездействием этого органа нарушены или могут быть непосредственно нарушены права государства или муниципалитета, полномочие по защите которых возложено на них, если этот спор не подлежит разрешению в порядке подведомственности.

4. В Административный суд по делам об оспаривании правомерности нормативных правовых актов могут обращаться также Защитник прав человека, а также фракция Муниципального совета Еревана в соответствии с главой 26 настоящего Кодекса.

5. В случаях, предусмотренных статьей 96.3 Судебного кодекса Республики Армения, в Административный суд могут обращаться также судьи по делам об оспаривании решений Комиссии по оценке судей относительно результатов оценки.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Армения от 17.07.2014 г. №ЗР-89, 30.12.2014 г. №ЗР-250, 13.06.2015 г. №ЗР-66, 16.01.2017 г. №ЗР-38, 26.12.2017 г. №ЗР-260)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность

1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности (процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми физическими и юридическими лицами. Положения настоящего Кодекса распространяются также на государственные некоммерческие организации и учреждения.

2. Физические и юридические лица наделены способностью своими действиями осуществлять в суде права и нести обязанности (процессуальная дееспособность). Процессуальная дееспособность физических лиц возникает в полном объеме:

1) с момента достижения возраста восемнадцати лет;

2) с момента признания несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

3) с момента вступления в брак в установленном законом порядке до достижения возраста восемнадцати лет.

3. Процессуальная дееспособность юридических лиц возникает с момента государственной регистрации, а учреждений - с момента создания.

4. Несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также лиц, признанных ограниченно дееспособными, представляют в суде их законные представители.

5. В предусмотренных законом случаях несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут представлять свои интересы самостоятельно. В таких случаях суд может привлекать к участию в судебном процессе их законных представителей.

6. Права и свободы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также лиц, признанных недееспособными, представляют в суде их законные представители – родитель, опекун и другие лица, имеющие такое право по закону.

7. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также лица, признанные ограниченно дееспособными, имеют право быть выслушанными в ходе рассмотрения дела. Суд может предоставить несовершеннолетнему, не достигшему возраста четырнадцати лет, или лицу, признанному недееспособным, право быть выслушанным в ходе рассмотрения дела.

Глава 2. Принципы административного судопроизводства

Статья 5. Установление фактических обстоятельств по должности

1. Фактические обстоятельства по делу суд устанавливает по должности ("ex officio").

2. Суд не связан доказательствами, ходатайствами, предложениями, объяснениями и возражениями, представленными участниками административного процесса, и по своей инициативе принимает равноценные меры по приобретению необходимых для разрешения конкретного дела возможных и доступных сведений о реальных фактах.

3. Суд указывает на имеющиеся в исковых заявлениях формальные ошибки, предлагает уточнить нечеткие исковые требования, заменить неправильные исковые требования надлежащими исковыми требованиями, дифференцировать основные и производные требования, дополнить недостаточные фактические данные, а также требует представления всех доказательств, необходимых для выяснения и оценки фактических обстоятельств дела.

Статья 6. Осуществление административного судопроизводства на основе равноправия сторон

1. Суд обязан обеспечивать сторонам равные возможности в течение всего хода рассмотрения дела, в том числе предоставлять возможность каждой стороне представлять свою позицию по рассматриваемому делу в полной мере.

Статья 7. Устность рассмотрения дел

1. Рассмотрение дел в суде осуществляется в устной форме.

2. В случаях, установленных настоящим Кодексом, рассмотрение дела может осуществляться или осуществляется по письменной процедуре.

Статья 8. Гласность рассмотрения дел

1. Рассмотрение дел в суде открытое.

2. Судебное производство или его часть в случаях и порядке, установленных законом, могут проводиться за закрытыми дверями в целях защиты частной жизни участников производства, несовершеннолетних и интересов правосудия, а также государственной безопасности, общественной жизни или морали. Судебное разбирательство по делам об усыновлении по требованию усыновителя проводится при закрытых дверях.

3. Рассмотрение дела в закрытом заседании осуществляется с соблюдением требований законов о государственной, служебной, коммерческой, банковской и иной тайне.

4. Резолютивная часть судебного акта, разрешающего дело по существу, оглашается в открытом судебном заседании. Резолютивная часть разрешающего дело по существу судебного акта по делам об усыновлении может оглашаться только с согласия усыновителя.

5. При рассмотрении дела в закрытом заседании присутствуют секретарь судебного заседания, участники судебного процесса, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты и переводчики, с которых берется подписка о неразглашении и неиспользовании выявленных конфиденциальных сведений и которые предупреждаются об установленной законом ответственности за разглашение или использование выявленных конфиденциальных сведений.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 30.01.2018 г. №ЗР-70)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Язык административного судопроизводства

1. Административное судопроизводство ведется на армянском языке.

2. Сторона, ее представитель, назначенный по инициативе стороны эксперт или приглашенный по ходатайству стороны свидетель вправе выступать в суде на предпочтительном для них языке, если сторона обеспечивает перевод на армянский язык. Судья, стороны, свидетели, эксперты, представители не вправе брать на себя обязанности переводчика, даже если они владеют необходимым для перевода языком.

3. Суд обеспечивает являющееся стороной физическое лицо, назначенного по его инициативе эксперта или приглашенного по ходатайству стороны свидетеля услугами переводчика за счет средств государственного бюджета Республики Армения, если соответствующее лицо не владеет армянским языком и сторона доказывает, что не имеет достаточных средств для обеспечения оплачиваемого перевода.

4. Суд обеспечивает назначенного судом эксперта и приглашенного по инициативе суда свидетеля услугами переводчика за счет средств государственного бюджета Республики Армения, если соответствующее лицо не владеет армянским языком.

5. При необходимости оказания услуг переводчика за счет средств государственного бюджета Республики Армения переводчик назначается в порядке, установленном Судебным кодексом Республики Армения.

6. Переводчик вправе задавать вопросы для уточнения перевода, знакомиться с протоколами судебных заседаний или отдельных процессуальных действий и делать замечания в связи с правильностью протоколирования перевода.

7. Переводчик предупреждается об уголовной ответственности, предусмотренной за заведомо неправильный перевод, о чем у переводчика судом берется подписка.

8. Глухим и немым лицам обеспечивается возможность знакомиться с материалами дела, пользоваться иными правами и нести иные обязанности, которые установлены настоящим Кодексом, через сурдопереводчика в соответствии с положениями настоящей статьи.

Глава 3. Подсудность дел

Статья 10. Предметная подсудность дел

1. Административному суду подсудны все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе:

1) споры, связанные с прохождением общественной или альтернативной службы, ее осуществлением, увольнением со службы;

2) споры между административными органами, не подлежащие разрешению в порядке подведомственности;

3) дела по спорам о приостановлении или прекращении деятельности объединений, действующих или имеющих цель действовать в области публичного права, в том числе профессиональных союзов.

2. Административному суду не подсудны дела, подведомственные Конституционному Суду Республики Армения (далее – Конституционный Суд), уголовные дела, подведомственные суду общей юрисдикции, а также дела, связанные с исполнением наказания.

Статья 11. Подсудность дел по нескольким связанным между собой требованиям

1. Дело по нескольким связанным между собой требованиям, если одно из требований подсудно Административному суду, а другое - суду общей юрисдикции, рассматривается судом, которому подсудно основное требование.

2. Основным является требование, вынесенный по результату разрешения которого судебный акт предопределяет исход разрешения производных от него требований.

3. При рассмотрении гражданско-правового производного требования суд применяет правила Гражданского процессуального кодекса Республики Армения, если их применение не противоречит закрепленным настоящим Кодексом принципам административного судопроизводства.

Глава 4. Состав суда и самоотвод

Статья 12. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

1. Дела в Административном суде рассматриваются судьей единолично, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Протесты, принесенные на разрешающие дело по существу судебные акты Административного суда, в Административном апелляционном суде рассматриваются коллегиально, а протесты, принесенные на не разрешающие дело по существу (промежуточные) судебные акты, - единолично, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

3. Вопрос о принятии к производству кассационного протеста разрешается Кассационным судом коллегиально в составе председателя палаты и не менее пяти судей. Кассационный протест принимается к производству, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании судей.

4. Кто-либо из судей не вправе воздерживаться от голосования при вынесении судебного акта в коллегиальном порядке. Судья, председательствующий в заседании, голосует последним. Судья, не согласный с мнением большинства, вправе не подписывать судебный акт, но при этом обязан изложить свое особое мнение в письменной форме.

5. Особое мнение может относиться как к резолютивной, так и к мотивировочной части. Особое мнение удостоверяется подписью и заверяется печатью представившим его судьей, и оно приобщается к делу. При оглашении в судебном заседании судебного акта объявляется о наличии особого мнения, но мнение не оглашается. Особое мнение предоставляется участникам судебного процесса.

Статья 13. Самоотвод судьи

1. На отношения, связанные с самоотводом судьи, распространяются соответствующие нормы Гражданского процессуального кодекса Республики Армения и Судебного кодекса Республики Армения.

Глава 5. Участники административного процесса

Статья 14. Участники административного процесса

1. Участниками административного процесса (далее – участники судебного процесса) являются:

1) стороны – истец и ответчик;

2) третьи лица.

Статья 15. Истец

1. Истцом являются физическое или юридическое лицо, административный орган или должностное лицо, которые обратились в Административный суд.

Статья 16. Ответчик

1. Ответчиком являются административный орган, должностное лицо, физическое или юридическое лицо, которым предъявлен иск в Административный суд.

Статья 17. Участие в судебном процессе соистцов или соответчиков

1. Иск может быть предъявлен несколькими истцами (соистцами), если их требования взаимосвязаны.

2. Иск может быть предъявлен нескольким ответчикам (соответчикам).

3. Соистцы или соответчики, являющиеся физическими или юридическими лицами, могут прийти к соглашению, чтобы в Административном суде от имени всех выступали один или несколько из них либо один или несколько из их представителей. Соглашение оформляется в порядке, установленном для предусмотренной статьей 24 настоящего Кодекса доверенности представителя.

Статья 18. Права и обязанности сторон

1. Стороны имеют право:

1) знакомиться с материалами дела, получать их копии, делать выписки из материалов дела, делать с них фотоснимки, снимать фотокопии и копии;

2) заявлять ходатайства о самоотводе;

3) представлять доказательства и участвовать в их исследовании;

4) задавать вопросы друг другу, другим участникам судебного процесса, свидетелям, экспертам и переводчикам, заявлять ходатайства, давать объяснения суду;

5) представлять свою позицию, свои предложения, возражения и доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;

6) возражать против ходатайств, позиции или доводов других участников судебного процесса;

7) опротестовывать судебные акты в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) пользоваться другими процессуальными правами, отведенными им настоящим Кодексом.

2. Стороны несут установленные настоящим Кодексом процессуальные обязанности.

3. Стороны должны добросовестно пользоваться своими процессуальными правами и добросовестно исполнять свои процессуальные обязанности.

Статья 19. Третьи лица

1. Третьими лицами являются физические или юридические лица либо органы, права которых затрагиваются или могут быть непосредственно затронуты принимаемым в результате рассмотрения дела судебным актом, а также органы или должностные лица, к полномочиям которых относится или может относиться принимаемый судебный акт.

2. Третьи лица могут привлекаться к судебному процессу на основании их заявления.

3. Если судебный акт неизбежно и непосредственно будет распространяться также на определенных лиц или на определенные органы, то Административный суд обязан привлечь к судебному процессу этих лиц (эти органы) в качестве третьих лиц.

4. Третьи лица могут привлекаться к судебному процессу до окончания судебного разбирательства.

5. О привлечении или об отклонении заявления о привлечении к судебному процессу третьих лиц Административный суд выносит мотивированное определение в виде отдельного судебного акта.

6. В случае привлечения третьего лица к судебному процессу производство по делу продолжается, если третье лицо не представляет ходатайство о возобновлении производства по делу со стадии подготовки судебного разбирательства.

7. Третьи лица пользуются всеми правами стороны и несут все ее обязанности, за исключением прав на подачу иска (включая встречный иск), изменение основания и (или) предмета иска, увеличение и (или) уменьшение размера исковых требований, признание иска или отказ от иска и права требования принудительного исполнения судебного акта.

8. Административный суд в ходе рассмотрения дела может исключить третье лицо из состава участников судебного процесса, если отпали основания его привлечения или если суд приходит к убеждению, что вообще отсутствовали основания его привлечения к процессу в качестве третьего лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи (ненадлежащее третье лицо).

9. В случае исключения ненадлежащего третьего лица из состава участников судебного процесса производство по делу продолжается.

10. Административный суд выносит мотивированное определение об исключении третьего лица из состава участников судебного процесса в виде отдельного судебного акта.

Статья 20. Процессуальное правопреемство

1. При выбытии из судебного процесса одной из сторон (реорганизация юридического лица или административного органа, смерть физического лица или другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд производит замену этой стороны его правопреемником, в отношении которого выносит определение в виде отдельного судебного акта.

2. При выбытии из судебного процесса истца замена производится по ходатайству правопреемника истца.

3. При неполучении от правопреемника ходатайства о замене истца в течение одного года после приостановления производства по делу вследствие выбытия из судебного процесса истца в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, суд возобновляет производство по делу и прекращает его в порядке, установленном пунктом 8 части 1 статьи 96 настоящего Кодекса.

4. Правопреемство возможно на каждой стадии судебного процесса.

5. Действия, совершенные в ходе судебного процесса до вступления в дело правопреемника, являются для него обязательными в той мере, в какой они были обязательны для лица, которого заменил правопреемник.

Статья 21. Замена ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком

1. Суд в ходе подготовки дела к рассмотрению или в ходе судебного разбирательства производит замену ответчика по ходатайству истца или с его согласия.

2. Если суд приходит к убеждению, что иск предъявлен не тому ответчику, который должен отвечать по иску, то суд с согласия истца может произвести замену ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком. Если истец не согласен на замену ответчика, суд может привлечь это лицо в качестве второго ответчика.

3. После замены ненадлежащего ответчика или привлечения к делу второго ответчика производство по делу начинается со стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

4. Суд выносит определение о замене ответчика или привлечении надлежащего ответчика в качестве второго ответчика.

Глава 6. Представительство

Статья 22. Выступление в суде через представителей

1. Сторона вправе совершать процессуальные действия в суде лично либо через одного или нескольких представителей.

2. Сторона может совершать все процессуальные действия самостоятельно и тогда, когда уполномочивает одного или нескольких представителей на ведение данного дела.

3. Права и свободы недееспособного и ограниченно дееспособного лица защищает в суде его законный представитель.

4. По делу, в котором должно было участвовать лицо, признанное в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает доверительный управляющий его имуществом.

5. По делу, в котором должен был участвовать наследник лица, умершего или признанного в установленном порядке умершим, если наследство пока еще никем не принято, в качестве представителя наследника выступает лицо, назначенное для хранения и управления наследственным имуществом.

6. Дела юридических лиц в суде ведут лица, наделенные законом и иными правовыми актами или уставом юридического лица полномочием на представление юридического лица.

7. Дела признанных банкротами или ликвидируемых юридических лиц ведут временный управляющий при банкротстве, управляющий при банкротстве или уполномоченный член ликвидационной комиссии.

8. В суде в качестве представителя государственного органа или органа местного самоуправления по должности выступает руководитель этого органа или его заместитель.

9. В предусмотренных частями 4-8 настоящей статьи случаях лица, ведущие дела в суде, являются представителями по должности.

10. Законные представители и представители по должности в свою очередь могут уполномочить выбранных ими одного или нескольких представителей на ведение дел в суде.

11. Совершенные представителем процессуальные действия обязательны для участника процесса в той же мере, в какой они были бы совершены самим участником процесса.

Статья 23. Отстранение представителя от производства

1. Суд может отстранить от производства представителя стороны, который не является адвокатом или законным представителем, или представителем по должности, если на стадии подготовки дела к рассмотрению или в ходе судебного разбирательства выясняется, что данное лицо не в состоянии представлять сторону в суде.

Статья 24. Оформление полномочий представителя

1. Доверенность, выданная физическому лицу, удостоверяется нотариусом или заверяется должностным лицом, управомоченным на то законом. Доверенность выдается адвокату в простой письменной форме, и она не подлежит удостоверению или заверению.

2. Доверенность от имени юридического лица выдается руководителем его исполнительного органа или лицом, управомоченным по уставу представлять это юридическое лицо без доверенности, за его подписью, а при наличии печати также и с приложением печати юридического лица.

3. Доверенность от имени государственного органа или органа местного самоуправления выдается его представителем по должности за подписью последнего и с приложением печати этого органа.

4. Доверенность от имени должностного лица выдается за его подписью и с приложением печати соответствующего органа.

5. По доверенности, выданной указанными в частях 1-4 настоящей статьи лицами в установленном этими частями порядке, представители принимают в качестве участника судебного процесса все права лица, выдавшего доверенность, независимо от специально отмеченного о них в доверенности обстоятельства, за исключением случая, когда имеется несогласие выдающего доверенность лица о наделении представителя каким-либо одним или несколькими правами, отведенными настоящим Законом участникам судебного процесса. Об этом специально указывается в доверенности представителя.

6. Сторона, участвующая в судебном заседании вместе с представителем, вправе подтвердить перед судом полномочия своего представителя, устанавливая в устной форме объем полномочий последнего.

7. Полномочия законного представителя или представителя по должности подтверждаются документом, удостоверяющим его статус.

Глава 7. Доказательства

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные положения Статья 1. Сфера действия настоящего Кодекса Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве Статья 3. Право на обращение в Административный суд Статья 4. Процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность Глава 2. Принципы административного судопроизводства Статья 5. Установление фактических обстоятельств по должности Статья 6. Осуществление административного судопроизводства на основе равноправия сторон Статья 7. Устность рассмотрения дел Статья 8. Гласность рассмотрения дел Статья 9. Язык административного судопроизводства Глава 3. Подсудность дел Статья 10. Предметная подсудность дел Статья 11. Подсудность дел по нескольким связанным между собой требованиям Глава 4. Состав суда и самоотвод Статья 12. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел Статья 13. Самоотвод судьи Глава 5. Участники административного процесса Статья 14. Участники административного процесса Статья 15. Истец Статья 16. Ответчик Статья 17. Участие в судебном процессе соистцов или соответчиков Статья 18. Права и обязанности сторон Статья 19. Третьи лица Статья 20. Процессуальное правопреемство Статья 21. Замена ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком Глава 6. Представительство Статья 22. Выступление в суде через представителей Статья 23. Отстранение представителя от производства Статья 24. Оформление полномочий представителя Глава 7. Доказательства Статья 25. Предмет исследования доказательств, виды доказательств Статья 26. Относимость и допустимость доказательств Статья 27. Свободная оценка доказательств Статья 28. Обязанность по представлению доказательств Статья 29. Бремя доказывания Статья 30. Факты, не нуждающиеся в доказывании Статья 31. Обеспечение доказательств Статья 32. Приглашение свидетеля Статья 33. Показание свидетеля Статья 34. Обязанность явки свидетеля в судебное заседание Статья 35. Исследование показания свидетеля Статья 36. Показание участника судебного процесса в качестве свидетеля Статья 37. Назначение экспертизы Статья 38. Участие участников судебного процесса в экспертизе Статья 39. Порядок проведения экспертизы Статья 40. Заключение эксперта Статья 41. Ходатайство о разрешении письменного доказательства Статья 42. Письменное доказательство Статья 43. Представление письменного доказательства, находящегося в распоряжении противной стороны или другого лица, не являющегося участником судебного процесса Статья 44. Подлинность письменного доказательства Статья 45. Исследование письменного доказательства Статья 46. Ходатайство о разрешении вещественного доказательства Статья 47. Вещественное доказательство и его исследование Статья 48. Осмотр Глава 8. Судебные поручения Статья 49. Поручение Административного суда Статья 50. Поручение Конституционного суда Глава 9. Процессуальные сроки Статья 51. Установление и исчисление процессуальных сроков Статья 52. Окончание процессуальных сроков Статья 53. Приостановление процессуальных сроков Статья 54. Пропуск и восстановление процессуальных сроков Статья 55. Продление процессуальных сроков Глава 10. Судебные расходы Статья 56. Состав судебных расходов Статья 57. Государственная пошлина Статья 58. Другие издержки, связанные с рассмотрением дела Статья 59. Суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, представителям и переводчикам Статья 60. Распределение судебных расходов между участниками судебного процесса Глава 11. Судебные уведомления. Порядок отправки (подачи) судебных документов Статья 61. Повестка Статья 62. Содержание повестки Статья 63. Надлежащее извещение Статья 64. Последствия отказа от принятия повестки Статья 64.1. Порядок подачи документов электронным способом Раздел II. Рассмотрение и разрешение дела в суде Глава 12. Основание возбуждения дела и виды иска Статья 65. Основание возбуждения дела в Административном суде Статья 66. Иск об оспаривании Статья 67. Иск об обязывании Статья 68. Иск о совершении действия Статья 69. Иск о признании Статья 70. Соединение исков Статья 71. Производное требование об устранении последствий Статья 72. Сроки подачи иска Статья 73. Требования, предъявляемые к исковому заявлению Статья 74. Документы, прилагаемые к исковому заявлению Статья 75. Способ подачи искового заявления в Административный суд Статья 76. Направление искового заявления ответчику и другим участникам судебного процесса по почте Глава 13. Принятие к производству, возвращение, переадресация искового заявления, отказ в принятии искового заявления Статья 77. Определения, выносимые Административным судом после принятия искового заявления Статья 78. Принятие искового заявления к производству Статья 79. Возвращение искового заявления Статья 80. Отказ в принятии искового заявления Статья 81. Переадресация искового заявления Статья 82. Объединение и разъединение дел по нескольким искам Статья 83. Правовые последствия принятия к производству иска об оспаривании Статья 84. Срок рассмотрения дела Глава 14. Порядок подготовки дела к судебному разбирательству Статья 85. Порядок подготовки дела к судебному разбирательству Статья 86. Порядок представления отзыва на исковое заявление Статья 87. Подача встречного иска Статья 88. Изменение основания и (или) предмета иска Статья 89. Действия, совершаемые в ходе подготовки дела к судебному разбирательству Статья 90. Окончание подготовки дела к судебному разбирательству и назначение судебного разбирательства Глава 15. Обеспечение иска Статья 91. Основания обеспечения иска Статья 92. Исполнение определения об обеспечении иска Статья 93. Замена, изменение или отмена меры по обеспечению иска Глава 16. Приостановление и прекращение производства по делу Статья 94. Полномочия суда по приостановлению производства по делу Статья 95. Возобновление производства по делу Статья 96. Прекращение производства по делу Статья 97. Порядок и последствия прекращения производства по делу Глава 17. Судебное разбирательство в Административном суде Статья 98. Судебное разбирательство в Административном суде Статья 99. Председательствующий в судебном заседании Статья 100. Порядок в судебном заседании Статья 101. Санкции, применяемые судом Статья 101.1. Особенности применения замечания и удаления из зала судебных заседаний Статья 101.2. Особенности применения судебного штрафа Статья 102. Открытие судебного заседания Статья 103. Судебное разбирательство в отсутствие участников судебного процесса Статья 104. Разъяснение участникам судебного процесса и участвующим в судебном процессе другим лицам их прав и обязанностей Статья 105. Последствия неявки в судебное заседание свидетелей, экспертов и переводчиков Статья 106. Отложение рассмотрения дела Статья 107. Рассмотрение заявлений и ходатайств Статья 108. Отказ от требований Статья 109. Признание требований Статья 110. Мировое соглашение Статья 111. Вступительные речи участников процесса Статья 112. Исследование доказательств. Принятие дополнительных доказательств Статья 113. Судебные прения Статья 114. Окончание судебного разбирательства Статья 115. Возобновление судебного разбирательства дела Глава 18. Письменное судебное разбирательство Статья 116. Основания для письменного судебного разбирательства Статья 117. Определение суда о применении письменного судебного разбирательства Статья 118. Отмена определения о применении письменного судебного разбирательства Глава 19. Ускоренное судебное разбирательство Статья 119. Основания ускоренного судебного разбирательства Статья 120. Определение суда о применении ускоренного судебного разбирательства Статья 121. Порядок и сроки ускоренного судебного разбирательства Статья 122. Отмена судебного акта о применении ускоренного судебного разбирательства Глава 20. Судебные акты Административного суда Статья 123. Требования, предъявляемые к судебным актам Административного суда Статья 124. Вопросы, подлежащие разрешению судебным актом, разрешающим дело по существу Статья 125. Виды судебного акта, разрешающего дело по существу Статья 126. Содержание судебного акта, разрешающего дело по существу Статья 127. Вступление судебных актов Административного суда в законную силу Статья 128. Дополнительное решение Административного суда Глава 21. Протоколирование судебного заседания Статья 129. Требования, предъявляемые к протоколу судебного заседания Глава 22. Производство в Апелляционном суде Статья 130. Право принесения апелляционного протеста Статья 131. Промежуточные судебные акты Административного суда, подлежащие опротестованию Статья 132. Срок принесения Апелляционного протеста Статья 133. Порядок принесения апелляционного протеста Статья 134. Форма и содержание апелляционного протеста Статья 135. Определение о принятии апелляционного протеста к производству Статья 136. Возвращение апелляционного протеста Статья 137. Отказ в принятии апелляционного протеста Статья 138. Отзыв на апелляционный протест Статья 139. Отзыв апелляционного протеста Статья 140. Срок рассмотрения дела в Апелляционном суде Статья 141. Порядок рассмотрения дела в Апелляционном суде Статья 142. Порядок судебного разбирательства дела в Апелляционном суде Статья 143. Отложение разбирательства дела, приостановление производства по делу в Апелляционном суде Статья 144. Пределы апелляции в Апелляционном суде Статья 145. Полномочия Апелляционного суда Статья 146. Решение Апелляционного суда Статья 147. Дополнительное решение Апелляционного суда Статья 148. Вступление решения Апелляционного суда в законную силу Статья 149. Опубликование судебных актов Апелляционного суда и их направление участникам судебного процесса Статья 150. Основания к отмене судебного акта на основании судебной ошибки Статья 151. Нарушение или неправильное применение норм материального права Статья 152. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права Глава 23. Производство в Кассационном суде Статья 153. Пересмотр судебных актов в кассационном порядке Статья 154. Право принесения кассационного протеста Статья 155. Ограничения на принесение кассационного протеста Статья 156. Срок принесения кассационного протеста Статья 157. Порядок принесения кассационного протеста Статья 158. Содержание кассационного протеста Статья 159. Отзыв кассационного протеста Статья 160. Оставление без рассмотрения и возвращение кассационного протеста Статья 161. Принятие кассационного протеста к производству Статья 162. Отказ в принятии кассационного протеста к производству Статья 163. Нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права Статья 164. Отзыв на кассационный протест Статья 165. Срок судебного разбирательства дела в Кассационном суде Статья 166. Порядок рассмотрения дела в Кассационном суде Статья 167. Отложение рассмотрения дела или приостановление производства по делу в Кассационном суде Статья 168. Пределы рассмотрения дела в Кассационном суде Статья 169. Полномочия Кассационного суда Статья 170. Порядок вынесения решения Кассационным судом Статья 171. Решение Кассационного суда Статья 172. Вступление решения Кассационного суда в законную силу Статья 173. Направление решения Кассационного суда лицу, принесшему кассационный протест, и другим участникам судебного процесса Раздел III. Новое рассмотрение дел Глава 24. Новое рассмотрение дел Статья 174. Возбуждение нового производства по делу Статья 175. Состав суда при новом рассмотрении дела Статья 176. Порядок нового рассмотрения дела Статья 177. Пределы нового рассмотрения дела Статья 178. Судебный акт суда, разрешающий дело по существу, после нового рассмотрения дела Статья 179. Вступление в законную силу разрешающего дело по существу судебного акта, вынесенного после нового рассмотрения дела Раздел IV. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся и новым обстоятельствам Глава 25. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся и новым обстоятельствам Статья 180. Основания пересмотра решений и определений, вступивших в законную силу Статья 181. Основания пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам Статья 182. Основания пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам Статья 183. Суд, рассматривающий судебный акт по вновь открывшимся или новым обстоятельствам Статья 184. Право подачи заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам Статья 185. Срок подачи заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам Статья 186. Форма и содержание заявления, порядок подачи заявления Статья 187. Принятие заявления к производству Статья 188. Возвращение заявления Статья 189. Отзыв на заявление Статья 190. Порядок пересмотра судебных актов по вновь открывшимся и новым обстоятельствам Раздел V. Особые производства Глава 26. Производство по делам об оспаривании правомерности нормативных правовых актов Статья 191. Производство по делам об оспаривании правомерности нормативных правовых актов Статья 192. Право на обращение в Административный суд Статья 193. Сроки обращения в Административный суд Статья 194. Требования, предъявляемые к заявлению Статья 195. Обеспечение заявления определением Административного суда Статья 196. Состав Административного суда по делам об оспаривании правомерности нормативных правовых актов Статья 197. Процедура рассмотрения дел Статья 198. Особенности вынесения судебного акта по делам об оспаривании правомерности нормативных правовых актов Статья 199. Судебные акты Административного суда по делам об оспаривании правомерности нормативных правовых актов, их характер и правовые последствия Статья 200. Официальное опубликование судебных актов Административного суда Глава 27. Производство по делам об оспаривании правомерности решений и действий главы муниципалитета по проведению собрания Статья 201. Дела об оспаривании правомерности решений и действий главы муниципалитета по проведению собрания Статья 202. Право на обращение в Административный суд Статья 203. Состав суда по делам об оспаривании правомерности решений и действий главы муниципалитета по проведению собрания Статья 204. Обращение в Административный суд и сроки рассмотрения исковых заявлений Статья 205. Судебный акт Административного суда, разрешающий дело по существу Глава 28. Производство по делам о защите избирательного права Статья 206. Дела о защите избирательного права Статья 207. Право на обращение в Административный суд Статья 208. Подсудность дела о выборах и состав Административного суда Статья 209. Обращение в Административный суд и сроки рассмотрения искового заявления Статья 210. Сроки рассмотрения исковых заявлений об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии, имеющих нормативный характер Статья 211. Рассмотрение исковых заявлений о нерегистрации, признании недействительной или утратившей силу регистрации избирательных списков кандидатов, партий Статья 212. Споры по решениям, принятым по итогам выборов органов местного самоуправления Статья 213. Судебный акт Административного суда, разрешающий дело по существу Глава 29. Производство по делам о привлечении к административной ответственности в судебном порядке Статья 214. Возбуждение дел о привлечении к административной ответственности в судебном порядке Статья 215. Требования, предъявляемые к исковому заявлению о привлечении к административной ответственности в судебном порядке Статья 216. Судебное разбирательство по делам о привлечении к административной ответственности и судебный акт Административного суда Глава 29.1. Производство по делам о взыскании суммы по публично-правовым денежным требованиям на основании неопротестуемого административного акта Статья 216.1. Дела о взыскании суммы по публично-правовым денежным требованиям на основании неопротестуемых судебных актов Статья 216.2. Требования, предъявляемые к исковому заявлению по делам о взыскании Статья 216.3. Возвращение искового заявления по делам о взыскании Статья 216.4. Бремя доказывания Статья 216.5. Судебные акты, разрешающие дело по существу Глава 29.2. Производство по делам о защите личных данных Статья 216.5. Дела о защите личных данных Глава 29.3 Производство рассмотрения дел по иску, поданному общественной организацией Статья 216.6. Возбуждение иска общественной организацией Статья 216.7. Требования к исковому заявлению и прилагаемые документы Статья 216.8. Возврат искового заявления Глава 30. Производство по делам об оспаривании правомерности решений уполномоченного органа, связанных с лицензией Статья 217. Дела об оспаривании правомерности решений уполномоченного органа, связанных с лицензией Статья 218. Состав суда по делам об оспаривании правомерности решений уполномоченного органа, связанных с лицензией Статья 219. Обращение в Административный суд и сроки рассмотрения исковых заявлений Глава 31. Производство по делам об оспаривании правомерности действий нотариуса Статья 220. Дела об оспаривании правомерности действий нотариуса Статья 221. Судебный акт суда, разрешающий дело по существу Статья 222. Дела об оспаривании правомерности действий должностных лиц, имеющих правомочие на совершение нотариального действия Глава 31.1. Производство по делам об оспаривании решений комиссии по оценке судей Статья 221.1. Дела об оспаривании решений Комиссии по оценке судей Раздел VI. Переходные и заключительные положения Глава 32. Переходные положения Статья 223. Переходные положения Глава 33. Заключительные положения Статья 224. Вступление настоящего Кодекса в силу