Дата обновления БД:
18.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
60 / 236
Всего документов в БД:
132984
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 4 мая 2007 года №121-XVI
Об управлении публичной собственностью и ее разгосударствлении
(В редакции Законов Республики Молдова от 30.10.2008 г. №224-XVI, 04.12.2009 г. №90-XVIII, 17.12.2009 г. №108-XVIII, 04.06.2010 г. №109, 15.07.2010 г. №181, 15.07.2010 г. №183, 22.07.2011 г. №166, 12.07.2013 г. №204, 18.07.2014 г. №158, 05.11.2015 г. №192, 08.04.2016 г. №62, 26.05.2016 г. №101, 03.10.2016 г. №233, 16.12.2016 г. №287, 05.05.2017 г. №80, 09.06.2017 г. №107, 14.07.2017 г. №153)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Объект и сфера применения закона
(1) Настоящий закон регулирует отношения по управлению публичной собственностью и ее разгосударствлению.
(2) Действие настоящего закона распространяется на публичную собственность государства и административно-территориальных единиц, за исключением публичных финансов, имущества публичных учреждений, земель сельскохозяйственного назначения и жилищного фонда.
(3) Положения настоящего закона не применяются к процессу учреждения и к деятельности Единого центрального депозитария; деятельность Единого центрального депозитария регулируется законом о Едином центральном депозитарии.
(4) Положения настоящего закона не применяются к мерам, действиям и инструментам, предусмотренным Законом об оздоровлении банков и банковской резолюции.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 12.07.2013 г. №204, 08.04.2016 г. №62, 03.10.2016 г. №233)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:
публичная собственность - совокупность имущества публичной сферы и имущества частной сферы государства, административно-территориальных единиц, в том числе автономного территориального образования Гагаузия;
имущество публичной сферы государства - совокупность движимого и недвижимого имущества, предназначенного для удовлетворения общих интересов государства;
(Абзац третий статьи 2 введен в соответствии с Законом Республики Молдова от 12.07.2013 г. №204)
имущество частной сферы государства - совокупность находящегося в государственной собственности движимого и недвижимого имущества, имеющего строго определенное назначение, иное нежели удовлетворение общих интересов;
(Абзац четвертый статьи 2 введен в соответствии с Законом Республики Молдова от 12.07.2013 г. №204)
управление публичной собственностью - деятельность по осуществлению и изменению права собственности государства и/или административно- территориальных единиц;
доверительное управление - договор, по которому одна сторона (учредитель управления) передает имущество в доверительное управление другой стороне (доверительному управляющему), а доверительный управляющий обязуется управлять имуществом в интересах учредителя управления;
специальное управление - специальный режим управления подлежащим приватизации предприятием, применяющийся в исключительных случаях при подготовке предприятия к приватизации;
концессия - договор, по которому государство уступает (передает) инвестору (физическому или юридическому лицу, в том числе иностранному) право на осуществление деятельности по разведке, разработке, освоению или восстановлению природных ресурсов на территории Республики Молдова, на оказание публичных услуг, эксплуатацию имущества, находящегося в государственной/муниципальной собственности, которое в соответствии с законодательством полностью или частично исключено из гражданского оборота, а также право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе составляющих монополию государства, взамен периодических платежей и принятия на себя управления объектом концессии, предполагаемых рисков и имущественной ответственности;
разгосударствление публичной собственности - деятельность, включающая передачу публичного имущества в частную собственность в соответствии с настоящим законом (приватизация), а также передачу в концессию, доверительное управление, передачу государственных предприятий в собственность административно-территориальных единиц и другую деятельность, направленную на сокращение участия государства в управлении собственностью;
объект, подлежащий приватизации, - пакет акций, доля в уставном капитале, обособленное недвижимое имущество, нежилые помещения, комплекс недвижимого имущества, земельный участок, другие объекты, относящиеся к частной сфере публичной собственности;
список объектов, подлежащих приватизации, - утвержденный в установленном порядке список, включающий коммерческие общества с публичным или публично-частным капиталом, акции или доли в уставном капитале которых подлежат приватизации, государственные и муниципальные предприятия с предварительной реструктуризацией или без нее, другие объекты, подлежащие приватизации;
нежилые помещения - площади в зданиях, других сооружениях, в том числе в пристройках к жилым домам, не предназначенные для жилья;
участник приватизации - физическое лицо, юридическое лицо или их объединение, представившие в установленном настоящим законом порядке оферту или заявку на участие в приватизации;
продавец - Агентство публичной собственности, подведомственное Правительству, или орган местного публичного управления, отчуждающие публичную собственность;
покупатель - участник приватизации, который приобрел публичную собственность в соответствии с настоящим законом;
постприватизационная деятельность - следующая за приватизацией деятельность, включающая исполнение обязательств, принятых на себя покупателем по договору купли-продажи, осуществление контроля за исполнением этих обязательств, поддержку покупателя или наложение на него санкций, разрешение при необходимости споров и осуществление иной деятельности;
Абзац семнадцатый исключен в соответствии с Законом Республики Молдова от 12.07.2013 г. №204
(см. предыдущую редакцию)
коммерческое общество с публичным капиталом - коммерческое общество, весь уставный капитал которого сформирован за счет вкладов государства или административно-территориальной единицы;
коммерческое общество с преимущественно публичным капиталом - коммерческое общество, в котором государству или административно-территориальной единице принадлежит пакет акций или доля в уставном капитале, представляющие более 50 процентов всех голосов акционеров (участников) на общем собрании коммерческого общества или составляющие иную долю голосов, обеспечивающую простое большинство голосов на общем собрании.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 14.07.2017 г. №153)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Цели и основные принципы управления публичной собственностью и ее разгосударствления
(1) Управление публичной собственностью осуществляется в целях:
а) приведения объемов и структуры публичной собственности, а также методов управления собственностью в соответствие с функциями государства и административно-территориальных единиц;
b) привлечения инвестиций в публичный сектор национальной экономики и обеспечения эффективного менеджмента;
с) развития конкуренции в национальной экономике.
(2) Управление публичной собственностью осуществляется в соответствии с принципами эффективности, законности и транспарентности, что включает в частности:
а) определение состава и стоимости имущества публичной сферы государства и административно-территориальной единицы и его учет;
b) разграничение имущества, находящегося в публичной собственности государства, и имущества, находящегося в публичной собственности административно-территориальных единиц;
c) повышение привлекательности государственных/муниципальных предприятий и коммерческих обществ с публичным капиталом посредством корпоративного управления, избрания на конкурсной основе администраторов, их стимулирования по результатам работы и других методов;
d) прогнозирование, планирование, учет, мониторинг и надзор в области публичной собственности;
e) защиту прав и законных интересов государства и административно-территориальных единиц, а также юридических лиц в области публичной собственности.
(3) Основными целями разгосударствления публичной собственности являются реструктуризация национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе привлечения частных инвестиций, обеспечения эффективного менеджмента и других методов.
(4) Основными принципами разгосударствления публичной собственности являются эффективность, законность и транспарентность, что включает в частности:
а) координацию направлений, темпов и методов разгосударствления публичной собственности со стратегиями развития отраслей и секторов национальной экономики, а также с приоритетами развития административно-территориальных единиц и страны в целом;
b) повышение привлекательности объектов, подлежащих приватизации, посредством выбора адекватных методов реструктуризации и приватизации и других мер;
c) привлечение возможно наибольшего числа участников приватизации, предоставление им равных прав и обеспечение лояльной конкуренции между ними;
d) обеспечение равенства прав и защиту законных интересов государства, административно-территориальных единиц и участников приватизации.
Статья 4. Законодательно-нормативная база управления публичной собственностью и ee разгосударствления
(1) Отношения по управлению публичной собственностью и ее разгосударствлению регулируются гражданским, земельным и налоговым законодательством, другими нормативными актами, а также международными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова.
(2) Земельные участки, на которых расположены приватизируемые или частные объекты (далее - прилегающие земельные участки), а также земельные участки под строительство приватизируются в соответствии с настоящим законом, Законом о нормативной цене и порядке купли-продажи земли, другими законами и положениями, утвержденными Правительством.
Статья 5. Органы публичного управления, наделенные полномочиями в области управления публичной собственностью и ее разгосударствления
Органами публичного управления, наделенными полномочиями в области управления публичной собственностью и ее разгосударствления, являются:
а) Правительство посредством центральных отраслевых и других административных органов (далее - органы центрального публичного управления) - в отношении собственности государства;
b) органы публичного управления административно-территориальных единиц второго и первого уровней, в том числе автономного территориального образования Гагаузия (далее - органы местного публичного управления) - в отношении собственности административно-территориальных единиц, в том числе автономного территориального образования Гагаузия.
Статья 6. Компетенция Правительства в области управления публичной собственностью и ее разгосударствления
(1) В области управления публичной собственностью к компетенции Правительства относятся:
а) принятие постановлений об отнесении объектов государственной собственности к публичной или частной сфере государства, о переводе их из одной сферы в другую или в собственность административно-территориальных единиц;
a-1) принятие постановлений о переводе государственных предприятий и объектов недвижимого имущества, находящегося в публичной собственности государства, из ведения одного органа центрального публичного управления в ведение другого органа центрального публичного управления;
b) принятие постановлений о разграничении земель, находящихся в публичной собственности, на условиях, установленных законом;
c) утверждение проекта списка объектов публичной собственности, не подлежащих приватизации, и внесение его в Парламент для утверждения;
d) утверждение списков объектов публичной собственности государства, работ и услуг национального публичного интереса, предлагаемых для передачи в концессию или иную форму частно-государственного партнерства, а также утверждение условий частно-государственного партнерства национального значения;
e) принятие постановлений о создании, реструктуризации, реорганизации или ликвидации государственных предприятий, о передаче их в ведение органов центрального публичного управления, а также осуществление функции надзора за деятельностью соответствующих предприятий;
e-1) принятие постановлений о создании коммерческих обществ c полностью или частично государственным капиталом, а также об инициировании реструктуризации, реорганизации или ликвидации коммерческих обществ с полностью или преимущественно государственным капиталом;
е-2) принятие постановлений о консолидации и/или приобретении пакетов акций и долей участия в предприятиях с преимущественно государственным капиталом и/или национального значения;
f) утверждение нормативных актов, необходимых для выполнения настоящего закона;
g) иные полномочия, определенные законом.
(2) В области приватизации публичной собственности к компетенции Правительства относятся:
a) утверждение списка объектов государственной собственности, подлежащих приватизации;
b) утверждение индивидуальных проектов приватизации;
c) утверждение нормативных актов, необходимых для выполнения настоящего закона;
d) надзор за процессом приватизации публичной собственности;
d-1) принятие постановлений об обмене имущества, в том числе акций;
e) иные полномочия, определенные законом.
Недействующая редакция, не действует с 29 декабря 2017 года