Недействующая редакция. Принята: 18.09.2017 / Вступила в силу: 25.09.2017

Недействующая редакция, не действует с 14 марта 2018 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 28 октября 2010 года №239

О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18.02.2011 г. №42, 03.02.2012 г. №30, 07.03.2012 г. №64, 23.05.2012 г. №143, 09.09.2013 г. №244, 23.10.2013 г. №287, 31.12.2014 г. №377, 26.04.2016 г. №122, 16.08.2017 г. №638, 18.09.2017 г. №740)

Во исполнение законов Республики Узбекистан "О конкуренции", "О естественных монополиях", постановления Кабинета Министров от 2 июня 2010 г. №105 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и Плана мероприятий по дальнейшему совершенствованию законодательства и повышению эффективности работ по защите конкуренции и ограничению антиконкурентных действий, защите прав потребителей и рекламной деятельности", в целях дальнейшего совершенствования государственного ценового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и субъектов естественных монополий Кабинет Министров постановляет:

(Преамбула изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.05.2012 г. №143)

(см. предыдущую редакцию)

1. Установить, что государственному регулированию подлежат:

цены (тарифы) на товары (работы, услуги) (далее - товары), производимые хозяйствующими субъектами, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и в Государственный реестр субъектов естественных монополий;

цены (тарифы) на отдельные товары, устанавливаемые в пределах своей компетенции органами государственного управления и органами государственной власти на местах по согласованию с органом ценового регулирования;

цены (тарифы) на отдельные товары, регулирование которых органом ценового регулирования предусмотрено решениями Правительства Республики Узбекистан;

цены (тарифы) на отдельные товары, устанавливаемые решениями Правительства Республики Узбекистан;

стоимость объектов строительства, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений или кредитов под гарантию Республики Узбекистан.

2. Утвердить Положение о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением согласно приложению №1.

3. Внести дополнения в постановление Кабинета Министров от 5 февраля 2004 г. №57 "О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов" (СП Республики Узбекистан, 2004 г., №2, ст. 10) согласно приложению №2.

4. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению №3.

5. Государственному комитету Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, Министерством финансов Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами привести ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Шавкат Мирзиеев

Приложение №1

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года №239

Положение о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок формирования, декларирования (утверждения) цен (тарифов) на товары (работы, услуги) (далее - товары) предприятий-монополистов и субъектов естественных монополий, установления цен (тарифов) органами государственного управления и органами государственной власти на местах, декларирования цен (тарифов) на товары отдельных хозяйствующих субъектов, предусмотренных правительственными решениями, и государственного контроля за их применением.

2. Решениями Правительства Республики Узбекистан может быть установлен отдельный порядок формирования и установления цен (тарифов) в отношении определенных товаров.

3. В целях применения настоящего Положения используются следующие основные понятия:

наценка - надбавка (относительная или абсолютная величина) к цене (тарифу) приобретения товара, добавленная при его реализации хозяйствующими субъектами, необходимая для покрытия текущих затрат и получения определенной суммы чистой прибыли;

орган ценового регулирования - Министерство финансов Республики Узбекистан и по его поручению - Министерство финансов Республики Каракалпакстан, управления финансов хокимиятов областей и г. Ташкента;

предприятие-монополист - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарных рынках и включенный в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке.

(В абзац четвертый пункта 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.10.2013 г. №287)

(см. предыдущую редакцию)

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, включенный в Государственный реестр субъектов естественных монополий;

рентабельность - относительный показатель прибыльности деятельности предприятия, рассчитываемый путем деления величины необходимой прибыли (сумма расходов периода, расходов по финансовой деятельности и чистой прибыли) на сумму производственных затрат, приходящихся на выпускаемый товар;

регулирующий коэффициент (понижающий или повышающий)

- относительная величина, устанавливаемая для определения уровня цены (тарифа);

тарифная смета - показатель доходов и расходов, объемов производимых товаров и другие экономические показатели, отражающие деятельность хозяйствующего субъекта, и принимаемые в обоснование при определении регулирующего коэффициента;

цена (тариф) - денежное выражение стоимости единицы товара.

4. Настоящее Положение применяется при формировании и декларировании (утверждении) цен (тарифов):

на товары (кроме финансовых услуг), производимые и реализуемые предприятиями-монополистами и субъектами естественных монополий;

(В абзац второй пункта 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.10.2013 г. №287)

(см. предыдущую редакцию)

на отдельные товары, устанавливаемых в пределах своей компетенции органами государственного управления и органами государственной власти на местах по согласованию с органом ценового регулирования;

на отдельные товары, регулирование которых органом ценового регулирования предусмотрено решениями Правительства Республики Узбекистан.

5. Государственное регулирование цен осуществляется путем:

декларирования цен (тарифов) или их предельных уровней, регулирующего коэффициента, наценок или предельной рентабельности (далее - декларирование цен (тарифов)) на товары, производимые и реализуемые предприятиями-монополистами;

утверждения цен (тарифов) или их предельных уровней, регулирующего коэффициента, наценок или предельной рентабельности (далее - утверждение цен (тарифов)) на товары, производимые и реализуемые субъектами естественных монополий;

установления органами государственного управления и органами государственной власти на местах по согласованию с органом ценового регулирования фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок на определенные виды товаров;

декларирования (согласования) цен (тарифов) на отдельные товары, регулирование которых органом ценового регулирования предусмотрено решениями Правительства Республики Узбекистан;

установления фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок на отдельные товары решениями Правительства Республики Узбекистан;

определения порядка формирования стоимости строительства объектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений или кредитов под гарантию Республики Узбекистан. Указанный порядок утверждается решением Правительства Республики Узбекистан.

В соответствии с законодательством Республики Узбекистан могут применяться и другие методы государственного регулирования цен (тарифов).

На остальные товары применяются договорные (свободные) цены (тарифы).

(В пункт 5 внесены изменения соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.05.2012 г. №143)

(см. предыдущую редакцию)

5.1. Предприятие-монополист или субъект естественной монополии имеет право самостоятельно снижать задекларированную (утвержденную) цену (тариф). При этом:

не допускается снижение цены (тарифа) с целью установления монопольно низких цен;

снижение цен (тарифов) осуществляется одновременно для всех потребителей, с последующим информированием органа ценового регулирования.

Хозяйствующий субъект, цены на товары которого подлежат государственному регулированию, также имеет право самостоятельно снижать утвержденную (согласованную) цену (тариф) одновременно для всех потребителей.

(Пункт 5.1 введен соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.05.2012 г. №143)

II. Государственное регулирование цен (тарифов) на товары предприятий-монополистов и субъектов естественных монополий

6. Цены (тарифы) или их предельные уровни, регулирующий коэффициент, наценка или предельная рентабельность на товары, производимые и реализуемые предприятиями-монополистами и субъектами естественных монополий (кроме тарифов на универсальные услуги почтовой связи), декларируются (утверждаются) органом ценового регулирования.

Тарифы на универсальные услуги почтовой связи устанавливаются специально уполномоченным органом в сфере почтовой связи по согласованию с органом ценового регулирования.

7. Предприятие-монополист и субъект естественной монополии обязан в органе ценового регулирования осуществить декларирование (утверждение) цен (тарифов):

на товар, по которому он признан предприятием-монополистом или субъектом естественной монополии, в месячный срок со дня получения уведомления о его включении в соответствующий Государственный реестр;

при повышении цены (тарифа), наценки, предельной рентабельности и изменении регулирующего коэффициента.

8. Утратил силу в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.05.2012 г. №143

(см. предыдущую редакцию)

9. Предприятие-монополист или субъект естественной монополии, осуществляющий поставку товаров за пределы республики, расчеты по ним производит по договорным (свободным) ценам, но не ниже декларированных (утвержденных) цен (тарифов), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

III. Порядок формирования цен (тарифов) на товары предприятий-монополистов и субъектов естественных монополий

10. При определении затрат на производство и реализацию товара, принимаемых в обоснование цен (тарифов), предприятие-монополист и субъект естественной монополии руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 года №54, и другими нормативно-правовыми актами.

Цена (тариф) на товар, производимый предприятием-монополистом либо субъектом естественной монополии, складывается из затрат, включаемых в производственную себестоимость, расходов периода, расходов по финансовой деятельности, расходов по налогам и другим обязательным платежам от прибыли, а также суммы чистой прибыли.

При этом расходы, предусмотренные статьей 147 Налогового кодекса Республики Узбекистан, за исключением расходов по отчислениям на содержание вышестоящих органов и объединений хозяйствующего субъекта, не учитываются в затратах при формировании декларируемой (утверждаемой) цены (тарифа) на товар предприятия-монополиста и субъекта естественной монополии.

11. Декларирование (утверждение) цены (тарифа) осуществляется на конкретный товар по его маркам, типам, сортам в соответствии с нормативными документами по стандартизации (ГОСТ, ОСТ, ТУ, ТО и т. п.).

12. В случае сложности определения затрат на единицу товара при наличии значительного количества видов (марок, типов, размеров и т. д.) товаров орган ценового регулирования может декларировать (утверждать) предельный уровень его рентабельности или регулирующий коэффициент, применяемый к действующим ценам (тарифам).

Регулирующий коэффициент определяется путем соотношения проектируемой тарифной сметы к тарифной смете, ранее утвержденной органом ценового регулирования, с учетом изменения объемов производства товаров.

13. Расчет цены (тарифа) осуществляется на базе показателей затрат и чистой прибыли, приходящихся на товар, и формируется:

по нормируемым затратам — с учетом нормативно-технической документации (рецептура, нормы расходования сырья и материалов, тепло- и электроэнергии, труда и т. д.), и нормативных документов по стандартизации (ГОСТ, ОСТ, ТУ, ТО и т. п.), утвержденных соответствующими уполномоченными органами;

по ненормируемым затратам — на основе анализа отчетных показателей предшествующих четырех кварталов и с учетом прогнозного изменения цен.

В случае, если технические и технологические нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов утверждены соответствующими уполномоченными органами в диапазонах минимального и максимального расходования этих ресурсов, в целях расчета цены (тарифа) органом ценового регулирования используется их среднее значение в пределах данного диапазона норм.

(Пункт 13 изложен в новой редакции соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.05.2012 г. №143)

(см. предыдущую редакцию)

14. Размер чистой прибыли, учитываемой при формировании декларируемой (утверждаемой) цены (тарифа) на товар (кроме товара, производимого организациями тепло-, водоснабжения, канализации и санитарной очистки), определяется исходя из размера средств, необходимых для:

возврата основного долга по кредитам, займам и лизингу, с учетом наличия других источников. При этом в последующие отчетные периоды после окончательного погашения определенного кредита размер чистой прибыли подлежит корректировке;

финансирования, в соответствии с утвержденными адресными списками (проектно-сметными документами), капитальных вложений с учетом использования кредитов, амортизационных отчислений и других источников для софинансирования данных капитальных вложений;

выплаты дивидендов. Годовая сумма дивидендов, приходящаяся на данный товар, определяется в размере, не превышающем двадцати пяти процентов от суммы уставного фонда (капитала) предприятия;

выполнения условий, предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения.

(В пункт 14 внесены изменения соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.05.2012 г. №143)

(см. предыдущую редакцию)

15. Размер наценки, применяемой оптовыми и посредническими организациями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, подлежит декларированию по видам поставки.

(В пункт 15 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.10.2013 г. №287)

(см. предыдущую редакцию)

16. Хозяйствующий субъект, цены (тариф) на товары которого подлежат государственному регулированию, обязан вести раздельный учет доходов, расходов и задействованных активов по каждому такому товару.

При формировании цены (тарифа) на товар распределение косвенных материальных затрат, косвенных затрат на оплату труда, прочих затрат производственного характера, расходов периода и расходов по финансовой деятельности осуществляется по удельной трудоемкости товара (затратам по оплате труда основного производственного персонала, приходящимся на конкретный вид товара). При этом, исходя из особенностей производства конкретного товара, для распределения затрат хозяйствующий субъект по согласованию с органом ценового регулирования имеет право использовать другие критерии, предусмотренные законодательством по бухгалтерскому учету.

В случае, если расчет себестоимости или распределение расходов периода, расходов по финансовой деятельности, расходов по налогам и другим обязательным платежам от прибыли, а также суммы чистой прибыли на единицу товара, производимого предприятием-монополистом или субъектом естественной монополии, входящим в состав органа государственного или хозяйственного управления, имеют отраслевые особенности, декларирование (утверждение) цены (тарифа) определяется в порядке, установленном органом ценового регулирования.

(В пункт 16 внесены изменения соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.05.2012 г. №143)

(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Положение о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением I. Общие положения II. Государственное регулирование цен (тарифов) на товары предприятий-монополистов и субъектов естественных монополий III. Порядок формирования цен (тарифов) на товары предприятий-монополистов и субъектов естественных монополий IV. Порядок декларирования (утверждения) цен (тарифов) на товары предприятий-монополистов и субъектов естественных монополий V. Порядок установления фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок органами государственного управления и органами государственной власти на местах, а также декларирования (согласования) цен (тарифов) на отдельные товары, регулирование которых в органе ценового регулирования предусмотрено решениями Правительства Республики Узбекистан VI. Государственный контроль за формированием и применением цен (тарифов) на товары Приложения 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Дополнения, вносимые в Постановление Кабинета Министров от 5 февраля 2004 г. №57 "О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов" Перечень некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, признаваемых утратившими силу