Недействующая редакция. Принята: 21.07.2017 / Вступила в силу: 18.08.2017

Недействующая редакция, не действует с 27 октября 2017 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 22 июля 2011 года №160

О регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения

(В редакции Законов Республики Молдова от 26.10.2012 г. №235, 27.12.2012 г. №318, 23.12.2013 г. №324, 27.03.2014 г. №38, 19.06.2014 г. №109 (вступил в силу 25.01.2015 г.), 11.07.2014 г. №127, 11.07.2014 г. №129, 17.07.2014 г. №153, 28.09.2014 г. №185, 20.02.2015 г. №14, 12.04.2015 г. №71, 30.07.2015 г. №153, 03.12.2015 г. №223, 26.02.2016 г. №9 (вступил в силу 08.04.2016 г.), 04.03.2016 г. №21, 26.05.2016 г. №101, 27.05.2016 г. №109 (вступил в силу 12.07.2016 г.), 17.06.2016 г. №138, 22.07.2016 г. №181, 23.09.2016 г. №192, 05.05.2017 г. №80, 09.06.2017 г. №101, 20.07.2017 г. №164, 21.07.2017 г. №178)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет и цель закона

(1) Настоящий закон устанавливает правовую основу для регулирования предпринимательской деятельности путем разрешения.

(2) Целью настоящего закона является внедрение единообразных положений, касающихся процедуры регулирования предпринимательской деятельности путем разрешения, применяемой государственными органами - эмитентами в отношении физических и юридических лиц в целях осуществления ими предпринимательской либо другой предусмотренной законом деятельности, связанной и необходимой для предпринимательской деятельности.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего закона определяются следующие понятия:

разрешительный документ - констатирующий документ или акт, посредством которого государственный орган - эмитент устанавливает определенные юридические факты и выполнение условий, установленных законом, подтверждая наделение заявителя рядом прав и обязанностей в целях инициирования, осуществления и/или прекращения предпринимательской деятельности либо связанных с нею действий. Разрешительный документ может иметь форму разрешения, пропуска, сертификата, заключения, утверждения, согласования, патента, квалификационного аттестата (далее - разрешительные документы);

государственный орган - эмитент - любые организационная структура или публичный орган, созданные на основании закона или другого нормативного акта, а также подведомственные им учреждения, наделенные функциями регулирования и/или контроля, действующие в режиме публичной власти в целях реализации определенного публичного интереса. В целях настоящего закона к органам публичной власти приравниваются юридические лица частного права, выполняющие функции органа публичной власти или использующие сферу публичного владения, будучи наделенными полномочиями по оказанию услуг публичного значения;

Перечень разрешительных документов - установленный настоящим законом официальный список разрешительных документов, в котором указываются срок действия этих документов, плата, взимаемая за их выдачу, а также государственные органы - эмитенты, наделенные правом выдачи таких документов;

единое окно - механизм, позволяющий вовлеченным в предпринимательскую деятельность сторонам представлять информацию и документы через единый пункт приема, что позволит выполнять все требования законодательства, связанные с регулированием предпринимательской деятельности.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №181)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Сфера применения настоящего закона

(1) Положения настоящего закона применяются к государственным органам - эмитентам, определенным в статье 2, наделенным законом правом выдачи разрешительных документов физическим и юридическим лицам для осуществления ими предпринимательской или другой предусмотренной законом деятельности, связанной и необходимой для предпринимательской деятельности.

(2) Положения настоящего закона не применяются к отношениям, связанным с видами деятельности на финансовом рынке (банковском и небанковском), с лицензированием предпринимательской деятельности, предусмотренным Законом о регулировании предпринимательской деятельности путем лицензирования №451-XV от 30 июля 2001 года, а также к процедуре выдачи разрешительных документов органами местного публичного управления.

(3) Отношения, регулируемые настоящим законом, подпадают под действие Закона об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности №235-XVI от 20 июля 2006 года в той мере, в которой настоящий закон не предусматривает иное.

Статья 4. Общие положения о разрешительных документах

(1) Разрешительный документ является документом, выданным государственным органом - эмитентом, который отвечает по меньшей мере одному из следующих критериев:

a) является условием и/или требованием для инициирования, осуществления или прекращения предпринимательской деятельности в одной или нескольких конкретных сферах;

b) относится к движимому и/или недвижимому имуществу и услугам, используемым, производимым или продаваемым в процессе осуществления предпринимательской деятельности;

c) подтверждает и/или удостоверяет профессиональные навыки работников предприятия, действительные лишь в рамках деятельности соответствующего предприятия и необходимые для осуществляемой им предпринимательской деятельности; данный документ не может использоваться указанным работником на другом предприятии, осуществляющем аналогичную деятельность.

(1-1) Разрешительный документ представляет собой средство воздействия, подлежащее применению уполномоченным органом, с учетом принципа соразмерности, наряду с иными средствами и методами воздействия органов публичной власти.

(1-2) Введение разрешительного документа должно в обязательном порядке соотноситься с одним или несколькими рисками, которые могут охватываться данным разрешительным документом и которые не учитываются иными средствами воздействия органов публичной власти, в том числе другими разрешительными документами.

(1-3) Права и/или обязанности, подтвержденные разрешительным документом, возникают лишь в случае выполнения заявителем требований и условий, прямо и исчерпывающе установленных законом. Волеизъявление органа публичной власти, выраженное посредством выдачи разрешительного документа, не может лежать в основе возникновения прав и обязанностей, а лишь подтверждает выполнение установленных законом требований и условий, если закон прямо наделяет соответствующий орган публичной власти данным полномочием. Государственный орган–эмитент может оставить заявление без рассмотрения, отказать в выдаче разрешительного документа, а также начать процедуру приостановления действия и/или отзыва разрешительного документа, если заявитель не отвечает требованиям и/или условиям, прямо установленным законом в отношении соответствующего разрешительного документа, и не соблюдает их.

(1-4) Подтверждение разрешительного документа на бумажном или ином носителе есть не что иное, как доказательство существования документа и прав конкретного субъекта во времени. Выдача носителя и/или его уничтожение не обусловливает существование прав и обязанностей, подтвержденных данным носителем. Все государственные органы–эмитенты обязаны вести регистры выданных разрешительных документов, в том числе в электронной форме, и предоставлять прямой доступ к этим регистрам, в том числе в электронной форме, контролирующим органам и другим органам публичной власти в объеме, соответствующем функциям и полномочиям этих органов.

(2) Государственные органы - эмитенты вправе в пределах предусмотренных законом полномочий требовать от лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и/или их работников, выдавать указанным лицам и/или их работникам и ссылаться в отношениях с указанными лицами и/или их работниками только на те разрешительные документы, которые предусмотрены Перечнем разрешительных документов, представленным в приложении к настоящему закону. При введении (предложении) нового разрешительного документа обязательным является изучение и предложение упразднения одного или нескольких действующих разрешительных документов, выдаваемых тем же органом власти, либо документов, полностью или частично охватывающих те же риски, сферы регулирования и/или предпринимательской деятельности. Предложение о включении в вышеуказанный перечень нового разрешительного документа должно сопровождаться корректировкой действующей законодательной базы и ее дополнением процессуальными и материальными положениями, достаточными для того, чтобы регулирование посредством предлагаемого разрешительного документа соответствовало принципам и правилам настоящего закона.

(3) На разрешительный документ можно ссылаться и/или его можно применять только после включения его в Перечень разрешительных документов и в единый правительственный портал государственных услуг.

(4) Государственные органы–эмитенты обязаны включать или передавать для включения в единый правительственный портал государственных услуг (www.servicii.gov.md) всю информацию о выдаваемых ими разрешительных документах и документах/формальностях, сопутствующих процедуре запроса и выдачи, а также обеспечить, чтобы данный портал функционировал как единое электронное окно для запроса разрешительных документов. Обеспечение функциональности, а также регулирование правового режима и порядка пользования единым правительственным порталом государственных услуг возлагаются на Правительство.

(5) Государственный орган–эмитент не вправе приостанавливать и/или отзывать разрешительный документ, а также отказывать в приеме заявления в целях наказания заявителя, если последний не соблюдает некоторые условия или не выполняет некоторые обязательства, не вписывающиеся в установленный законом конкретный перечень требований и/или условий в отношении соответствующего разрешительного документа.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 22.07.2016 г. №181)

(см. предыдущую редакцию)

Глава II. Принципы и процедура регулирования предпринимательской деятельности путем разрешения

Статья 5. Принципы регулирования предпринимательской деятельности путем разрешения

Основными принципами регулирования предпринимательской деятельности путем разрешения являются:

a) равенство прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность или другую предусмотренную законом деятельность, обусловливающую инициирование и/или осуществление предпринимательской деятельности в определенной сфере;

b) прозрачность и прогнозируемость разрешительных документов, необходимых для инициирования, осуществления и/или прекращения предпринимательской деятельности;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет и цель закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Сфера применения настоящего закона Статья 4. Общие положения о разрешительных документах Глава II. Принципы и процедура регулирования предпринимательской деятельности путем разрешения Статья 5. Принципы регулирования предпринимательской деятельности путем разрешения Статья 6. Выдача и продление срока действия разрешительного документа Статья 7. Переоформление разрешительного документа Статья 8. Выдача дубликата разрешительного документа Статья 9. Плата за выдачу разрешительного документа Статья 10. Приостановление и возобновление срока действия разрешительного документа Статья 11. Отзыв разрешительного документа Статья 12. Ответственность государственных органов - эмитентов Глава III. Заключительные и переходные положения Статья 13. Механизм пересмотра нормативных актов Статья 14. Заключительные положения Приложение