Недействующая редакция. Принята: 05.05.2017 / Вступила в силу: 26.05.2017

Недействующая редакция, не действует с 27 октября 2017 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 13 марта 2003 года №105-XV

О защите прав потребителей

(В редакции Законов Республики Молдова от 18.12.2003 г. №526-XV, 28.04.2005 г. №60-XVI, 30.03.2006 г. №64-XVI, 08.06.2006 г. №148-XVI, 14.12.2007 г. №280-XVI, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 04.06.2010 г. №109, 28.07.2011 г. №140, 01.03.2012 г. №23, 27.12.2012 г. №318, 27.03.2014 г. №38, 19.03.2015 г. №37, 01.07.2016 г. №153, 22.07.2016 г. №187, 05.05.2017 г. №80)

Настоящий закон устанавливает правовые основы защиты государством лиц, выступающих в качестве потребителей и воплощает Директиву 2005/29/EC Европейского Парламента и Совета от 11 мая 2005 года о недобросовестных коммерческих практиках предприятий на внутреннем рынке по отношению к потребителям и изменении Директивы 84/450/EЭС Совета и директив 97/7/EC, 98/27/EC и 2002/65/EC Европейского Парламента и Совета, а также Регламента (EC) №2006/2004 Европейского Парламента и Совета, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза (JO), №L 149/22 от 11 июня 2005 года и Директиву 1999/44/ЕС Европейского Парламента и Совета от 25 мая 1999 года о некоторых аспектах продажи потребительских продуктов и предоставляемых гарантиях, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 171 от 7 июля 1999 года.

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 28.07.2011 г. №140, 22.07.2016 г. №187)

(см. предыдущую редакцию)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I Общие положения

Статья 1. Используемые понятия

Используемые в настоящем законе понятия имеют следующие значения:

потребитель - любое физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее продукты, услуги для нужд, не связанных с предпринимательской или профессиональной деятельностью;

хозяйствующий субъект - любое юридическое лицо или физическое лицо, имеющее разрешение на предпринимательскую деятельность, которые производят, транспортируют, реализуют продукты или их составные части, оказывают услуги (выполняют работы);

производитель:

- хозяйствующий субъект, который производит конечный продукт, его составную часть или сырье;

- хозяйствующий субъект, который ставит на продукт свое имя, торговый или другой отличительный знак;

- хозяйствующий субъект, который восстанавливает продукт;

- хозяйствующий субъект, который изменяет характеристики продукта;

- зарегистрированный в Республике Молдова представитель хозяйствующего субъекта с местонахождением вне пределов Республики Молдова;

- хозяйствующий субъект, который импортирует продукты;

- дистрибьютор или продавец импортного продукта в случае, когда импортер неизвестен;

- дистрибьютор или продавец продукта в случае, когда невозможно установить импортера, если он в 30-дневный срок после подачи заявления не сообщил пострадавшему лицу об установлении импортера;

продавец - любое юридическое лицо или физическое лицо, имеющее разрешение на предпринимательскую деятельность, которые осуществляют коммерческую деятельность по отношению к потребителям;

исполнитель - любое юридическое лицо или физическое лицо, имеющее разрешение на предпринимательскую деятельность, которые оказывают услуги;

продукт - ценность, предназначенная для индивидуального потребления или использования; продуктами считаются также электрическая и тепловая энергия, газ, вода, поставляемые для индивидуального потребления. В рамках коммерческих практик продуктом является любая ценность или услуга, в том числе недвижимость, связанные с продуктом права и обязанности;

услуга - деятельность, иная, чем та, результатом которой является продукт, осуществляемая с целью удовлетворения потребностей потребителей;

работа - совокупность действий, в результате которых получается продукт или изменяются его характеристики;

безопасные продукт, услуга - продукт, услуга, которые не представляют опасности для жизни, здоровья, наследственности и имущества потребителей или окружающей среды;

опасные продукт, услуга - продукт, услуга, которые не могут быть определены как безопасные;

продукт длительного пользования - технически сложный продукт, состоящий из деталей и частей, спроектированный и сконструированный для использования в период срока службы, который может быть подвергнут ремонту или деятельности по поддержанию;

установленные требования - требования, установленные в нормативных документах, в том числе в нормативных документах по стандартизации;

срок службы - период времени, установленный производителем (хозяйствующим субъектом, который производит продукт) в нормативных документах для продуктов длительного пользования, в течение которого продукты, иные, чем те, для которых установлен срок годности, должны сохранять функциональные характеристики при условии соблюдения правил транспортирования, манипулирования, хранения, эксплуатации и потребления;

срок годности - период времени, установленный хозяйствующим субъектом, производящим скоропортящийся продукт или продукт, в короткий срок могущий стать опасным для здоровья потребителей, в течение которого продукт должен сохранять специфические характеристики при условии соблюдения правил транспортирования, манипулирования, хранения, использования и потребления. Для пищевых продуктов и лекарств сроком годности является предельная дата потребления;

гарантийный срок - период времени, установленный или заявленный, который исчисляется со дня приобретения продукта, услуги и в течение которого продукт, услуга должны сохранять установленные или заявленные для них характеристики, а производитель, продавец, исполнитель берут на себя ответственность за устранение недостатков или замену несоответствующих продукта, услуги за свой счет при условии, что эти недостатки возникли не по вине потребителя. Для алкогольной продукции гарантийным сроком является период времени, установленный производителем в нормативных документах, который исчисляется со дня розлива и в течение которого приобретенная продукция должна сохранять установленные или заявленные характеристики;

качество - совокупность характеристик продукта, услуги, относящихся к их способности удовлетворять в соответствии с назначением выраженные или предполагаемые потребности;

декларация о соответствии - письменное подтверждение, основанное на принятом после оценки решении, посредством которого производитель или его уполномоченный представитель с достаточной степенью уверенности удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям;

неправомерное условие - условие договора, которое, будучи индивидуально не согласованным с потребителем, создает вопреки требованиям здравого смысла само по себе или совместно с другими требованиями договора в ущерб потребителю существенный дисбаланс между вытекающими из договора правами и обязанностями сторон;

предоставление на рынке – поставка на рынок продукции для распространения, потребления или использования в процессе коммерческой деятельности за плату или бесплатно;

фальсифицированный (поддельный) продукт - продукт, изготовленный из иных компонентов, в иных пропорциях или в иных условиях, чем те, которые установлены в нормативных документах, представляемый как подлинный;

несоответствующие продукт, услуга - продукт, услуга, которые не соответствуют установленным или заявленным требованиям;

недостаток - изъян продукта, услуги, который делает их не соответствующими установленным или заявленным требованиям и который проявляется и может быть определен только при использовании и/или хранении данного товара, услуги;

скрытый недостаток - качественный изъян продукта, услуги, который, хотя и существовал в момент поставки продукта, оказания услуги, не был известен потребителю и не мог быть обнаружен им обычными способами проверки;

ущерб - материальный и/или моральный вред, причиненный потребителю в результате разрушения, повреждения или уменьшения его имущества, а также вред, причиненный его жизни, здоровью и наследственности в результате употребления и/или использования несоответствующих продуктов, услуг либо вследствие отказа или необоснованного затягивания заключения договора об оказании услуги;

экономический интерес - совокупность требований, выдвинутых потребителем продавцу, исполнителю, по бесплатному устранению недостатков, бесплатной замене или возврату стоимости несоответствующих продукта, услуги и возмещению причиненного ущерба, а также другие требования, связанные с материальным интересом потребителя.

общественное объединение потребителей - общественное объединение, единственной целью которого является защита прав и законных интересов потребителей без извлечения выгоды для своих членов;

кодекс поведения - договор или совокупность правил, не предусмотренных законодательством или административными распоряжениями, определяющих поведение коммерсантов, обязующихся их соблюдать в связи с одной или несколькими коммерческими практиками либо в одном или нескольких секторах деятельности;

коммерческое решение - любое принятое потребителем решение о целесообразности, способе и условиях приобретения продукта, полной или частичной форме его оплаты, сохранении продукта или отказе от него либо о выполнении договорного права в отношении продукта, которое может привести потребителя к действию или воздержанию от него;

существенное искажение экономического подхода потребителей - использование коммерческой практики, существенно влияющей на способность потребителей принимать осознанное решение по делу и предопределяющей таким образом принятие коммерческого решения, которое в ином случае не было бы принято;

профессиональное мастерство - уровень специализированной компетенции и рассудительности, который коммерсант может разумно использовать по отношению к потребителям в соответствии с добросовестной коммерческой практикой и/или с общим принципом здравого смысла в области своей деятельности;

дистрибьютор - хозяйствующий субъект дистрибьюторной цепи, иной, чем производитель или импортер, который предоставляет на рынке продукцию и обеспечивает перевод права собственности на нее от производителя к потребителю;

покупательское приглашение - коммерческое сообщение, посредством которого указываются характеристики и цена продукта в порядке, соответствующем используемым для этого средствам коммерческих коммуникаций, и которое побуждает потребителя к покупке данного продукта;

необоснованное воздействие - использование позиции силы по отношению к потребителю в виде оказания давления на него, даже не прибегая к физической силе или угрозе ее применения, в порядке, существенно ограничивающем способность потребителя принимать осознанное решение;

коммерческие практики (практики коммерсантов во взаимоотношениях с потребителями) - любое действие, опущение, поведение, заявление или коммерческое сообщение, включая рекламу и продажу, осуществленные коммерсантом в тесной связи с продвижением, продажей или поставкой товара потребителям;

ответственный за кодекс поведения - любое лицо, в том числе коммерсант или группа коммерсантов, ответственное за составление и пересмотр кодекса поведения и/или надзор за его соблюдением теми, кто обязался таковой соблюдать;

исполнитель - любое физическое или юридическое лицо, имеющее разрешение на предпринимательскую деятельность, которое выполняет работы во взаимоотношениях с потребителями;

коммерсант - любое физическое или юридическое лицо, которое в коммерческих практиках, являющихся предметом настоящего закона, действует в рамках своей коммерческой, промышленной, производственной или кустарной деятельности, а также любое лицо, которое действует в коммерческих целях от имени или в пользу какого-либо коммерсанта;

заявленные требования – любые публичные заявления в отношении основных характеристик продуктов, совершенные продавцом, производителем или его уполномоченным представителем, в частности, посредством рекламы или этикетирования;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I Общие положения Статья 1. Используемые понятия Статья 2 (1-1). Область применения Статья 3 (2). Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей Статья 4 (3). Международные соглашения Статья 5. Неправомерные условия Статья 6 (5). Основные права потребителей Глава II Защита жизни, здоровья, наследственности и безопасности потребителя Статья 7 (6). Специфические требования по защите жизни, здоровья, наследственности и безопасности потребителя Статья 8 (7). Обязанности производителя Статья 9 (8). Обязанности продавца Статья 10 (9). Обязанности исполнителя Статья 11 (9-1). Обязанности хозяйствующих субъектов по продуктам длительного пользования Глава III Защита экономических интересов потребителей Статья 12 (10). Специфические требования по защите экономических интересов потребителей Статья 13 (10-1). Недобросовестные коммерческие практики Статья 14 (10-2). Компетенция и право обращения в связи с недобросовестными коммерческими практиками Статья 15 (10-3). Ответственность и санкции за использование недобросовестных коммерческих практик Статья 16 (11). Заключение договоров Статья 16-1. Соответствие продуктов спецификациям, содержащимся в договоре купли-продажи Статья 17 (12). Установление срока службы, срока годности, гарантийного срока Статья 18 (13). Права потребителя в случае наличия несоответствия продукта Статья 18-1. Права потребителя при несоответствии предоставленной услуги Статья 18-2. Регрессный иск Статья 18-3. Сроки Статья 18-4. Гарантии Статья 18-5. Порядок подачи и рассмотрения жалоб Статья 19 (14). Обмен продукта надлежащего качества Статья 20 (15). Возмещение ущерба Глава IV Специфические требования, связанные с оказанием услуг (выполнением работ) Статья 21 (16). Обязанности исполнителя по оказанию услуги (выполнению работы) Статья 22 (17). Оказание услуги (выполнение работы) из материала исполнителя Статья 23 (18). Оказание услуги (выполнение работы) из материала (с вещью) потребителя Глава V Информирование потребителей Статья 24 (19). Право потребителей на информацию Статья 25 (20). Обязанности хозяйствующих субъектов по информированию потребителей Статья 26 (21). Просвещение в области защиты прав потребителей Глава VI Органы, наделенные функциями по защите прав потребителей Статья 27 (22). Органы центрального публичного управления, наделенные функциями по защите прав потребителей Статья 28 (23). Другие органы публичного управления, наделенные функциями по защите прав потребителей Статья 29 (24). Функции органов местного публичного управления по защите прав потребителей Статья 30 (25). Общественные  объединения потребителей Глава VII Иски в защиту прав потребителей Статья 31 (26). Иски в защиту прав потребителей Статья 32 (27). Ответственность продавца, исполнителя за нарушение установленных сроков Статья 33 (28). Ответственность за нарушение положений настоящего закона Глава VIII Заключительные положения Статья 34 (29) Статья 34-1 Статья 35 (30) Приложение