Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 9 декабря 2004 года №72
О защите прав потребителей
(В редакции Законов Республики Таджикистан от 06.10.2008 г. №224,436, 28.12.2013 г. №1052, 18.03.2015 г. №1193)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), обеспечивает государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
- потребитель - физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- изготовитель - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
- исполнитель - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному и безвозмездному договору;
- продавец - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли - продажи;
- товарный чек - талон из кассы с обозначением реквизитов продавца (изготовителя), суммы, относящейся к товару, его производству, хранению, купле-продаже;
- кассовый чек - отпечатанный посредством контрольно - кассовой машины талон с указанием полученной суммы, даты продажи, наименования организации (индивидуального предпринимателя), производящей товары для реализации;
- стандарт - государственный стандарт, санитарные и строительные нормы и правила и другие нормативные документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);
- качество товара (работы, услуги) - совокупность соответствующих характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные эстетические требования и др.);
- гарантийный срок - календарный срок (в месяцах) или наработки (в часах, циклах срабатываний, километрах пробега и т.д.), в течение которых товар (результат работы, услуга) должен соответствовать всем требованиям к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством;
- срок годности - период, по истечении которого товар (результат работы) считается непригодным для использования по назначению;
- срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (результата работы) по назначению и гарантирует безопасность товара (результата работы) для жизни, здоровья потребителей, а также окружающей среды;
- срок хранения - период, в течение которого товар (результаты работы или услуги), при соблюдении установленных условий хранения, сохраняет все свои свойства, указанные в нормативном документе, устанавливающем требования к качеству товара (работы, услуги), или в договоре;
- недостаток товара (работы, услуги) или товар ненадлежащего качества - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);
- существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен, либо проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;
- безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан в области защиты прав потребителей
Законодательство Республики Таджикистан в области защиты прав потребителей основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.
Статья 3. Права потребителя
Потребитель имеет право на:
- просвещение в области защиты прав потребителей;
- информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
- безопасность товаров (работ, услуг);
- свободный выбор товаров (работ, услуг);
- надлежащее качество товаров (работ, услуг);
- возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги);
- обращение в суд или другие государственные органы для защиты своих прав и интересов;
- создание общественных объединений потребителей.
- представление предложений производителю (продавцу), по улучшению качества товара (работ, услуг).
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18.03.2015 г. №1193)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Обеспечение права потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей
Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в программы общего основного, общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образовательного учреждения, а также посредством организации системы информирования потребителя о его правах и необходимых действиях по защите этих прав.
В учебных предметах определяются темы об основах потребительских прав уполномоченным государственным органом в сфере образования.
(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18.03.2015 г. №1193)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Право потребителя на свободный выбор товара (работы, услуги)
Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для него время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя).
Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги).
Отдельным категориям потребителей могут предоставляться льготы и преимущества в торговом, бытовом и иных видах обслуживания потребителей в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция