Недействующая редакция. Принята: 07.10.2013 / Вступила в силу: 08.10.2013

Недействующая редакция, не действует с 5 января 2018 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 29 августа 1997 года №463-I

О Национальной программе по подготовке кадров

(В редакции Законов Республики Узбекистан от 09.04.2007 г. №ЗРУ-87, 07.10.2013 г. №ЗРУ-355)

Олий Мажлис Республики Узбекистан постановляет:

1. Утвердить Национальную программу по подготовке кадров.

2. Кабинету министров Республики Узбекистан разработать и осуществить комплексный план мероприятий по поэтапной реализации Национальной программы по подготовке кадров, обратив особое внимание на финансовое и материальное его обеспечение при утверждении государственного бюджета.

Президент Республики Узбекистан

Ислам Каримов

 

Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29 августа 1997 года №463-I

Национальная программа по подготовке кадров

Общие положения

Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально-ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество.

Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития Узбекистана является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий.

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан "Об образовании", разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.

Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров, создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей.

1. Проблемы и предпосылки коренного преобразования системы подготовки кадров

1.1. Достигнутый уровень развития

Обретение Республикой Узбекистан государственного суверенитета, выбор собственного пути экономического и социального развития вызвали необходимость реорганизации структуры и содержания подготовки кадров, обусловили принятие ряда мер: введение Закона "Об образовании" (1992 г.); внедрение новых учебных планов, программ, учебников, разработку современного дидактического обеспечения; осуществление аттестации и аккредитации учебных заведений; создание новых типов образовательных учреждений.

В сфере дошкольного образования развивается сеть надомных детских садов и комплексов "детский сад - школа". Создано более 800 групп по обучению детей иностранным языкам, хореографии, изобразительному и музыкальному искусству, основам компьютерной грамотности.

Развивается сеть школ и общеобразовательных учебных заведений нового типа. Функционируют 238 лицеев и 136 гимназий. Реализуются целевые программы "Соглом авлод учун", "Маънавият ва маърифат", "Экономическое образование", "Сельская школа", "Реабилитация детей с отклонениями в развитии" и другие.

В общеобразовательных школах республики работают свыше 435 тысяч учителей, из которых 73 процента имеют высшее образование.

Начата реорганизация профессионально-технического образования с учетом территориальных особенностей формирования рынка труда, в первую очередь в сельской местности. В этой системе ныне функционирует 442 учебных заведения, в том числе - 209 профессиональных школ, 180 профессиональных лицеев и 53 бизнес-школы с общим контингентом учащихся 221 тысяча человек. В учебных заведениях начального профессионального образования в настоящее время работают около 20 тысяч преподавателей и квалифицированных специалистов.

В республике действуют 258 учебных заведений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 197 тысяч человек. В них работает около 16 тыс. преподавателей и инженерно-педагогических работников.

Система высшей школы Узбекистана включает в себя 58 высших учебных заведений, в том числе 16 университетов, 12 из которых созданы за первые два года независимого развития Узбекистана и 42 института с контингентом студентов 164 тысячи человек. В вузах работают 18,5 тысяч преподавателей, из них 52 процента доктора и кандидаты наук. В высшем образовании проводится децентрализация и регионализация подготовки кадров, расширяется сеть учебных заведений, получает развитие университетское образование. Начата подготовка кадров в новых отраслях знаний, осуществляется переход высшей школы на многоуровневую систему.

Внедряются прогрессивные методы оценки уровня знаний абитуриентов и студентов на основе тестирования и рейтингового контроля.

В соответствии с повышенными требованиями к качеству научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется подготовка кадров в аспирантуре и докторантуре. Создана Высшая аттестационная комиссия. В республике обучается около 4 тысяч аспирантов, из них 69 процентов - в системе высшего образования и 31 процент - в научно-исследовательских институтах. Из общей численности научных и научно-педагогических кадров доктора наук составляют 8 процентов и кандидаты наук - 37 процентов.

В системе повышения квалификации и переподготовки кадров функционируют 23 института, 16 факультетов, 4 центра и 14 курсов повышения квалификации.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.