Недействующая редакция. Принята: 05.09.2017 / Вступила в силу: 28.09.2017

Недействующая редакция, не действует с 1 января 2018 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 1 июля 2014 года №1556-VII

О высшем образовании

(В редакции Законов Украины от 28.12.2014 г. №76-VIII, 09.04.2015 г. №319-VIII, 23.04.2015 г. №367-VIII, 14.05.2015 г. №415-VIII, 02.03.2015 г. №222-VIII, 14.05.2015 г. №425-VIII, 02.06.2015 г. №498-VIII, 10.11.2015 г. №766-VIII, 26.11.2015 г. №848-VIII, 24.12.2015 г. №911-VIII, 25.12.2015 г. №928-VIII, 18.02.2016 г. №1017-VIII, 19.04.2016 г. №1114-VIII, 14.06.2016 г. №1415-VIII, 03.11.2016 г. №1731-VIII, 06.10.2016 г. №1662-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 07.02.2017 г. №1838-VIII, 21.03.2017 г. №1958-VIII, 16.05.2017 г. №2026-VIII, 11.07.2017 г. №2122-VIII, 05.09.2017 г. №2145-VIII)

(В 2016 году нормы и положения этого Закона применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов и бюджета Фонда социального страхования Украины в соответствии с Законом Украины от 25.12.2015 г. №928-VIII)

(В тексте Закона слова "высшее учебное заведение" и "высшее духовное учебное заведение" во всех падежах и числах заменено соответственно словами "учреждения высшего образования" и "учреждения высшего духовного образования" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 05.09.2017 г. №2145-VIII)

Этот Закон устанавливает правовые, организационные, финансовые основы функционирования системы высшего образования, создает условия для усиления сотрудничества государственных органов и бизнеса с высшими учебными заведениями на принципах автономии высших учебных заведений, сочетания образования с наукой и производством с целью подготовки конкурентоспособного человеческого капитала для высокотехнологичного и инновационного развития страны, самореализации личности, обеспечения потребностей общества, рынка труда и государства в квалифицированных специалистах.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Основные термины и их определения

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) автономия учреждения высшего образования - самостоятельность, независимость и ответственность учреждения высшего образования в принятии решений по развитию академических свобод, организации образовательного процесса, научных исследований, внутреннего управления, экономической и иной деятельности, самостоятельного подбора и расстановки кадров в пределах, установленных настоящим Законом;

1-1) академическая добродетель - совокупность этических принципов и определенных Законом Украины "Об образовании", настоящим Законом и другими законами Украины правил, которыми должны руководствоваться участники образовательного процесса во время обучения, преподавания и осуществления научной (творческой) деятельности с целью обеспечения доверия к результатам обучения и/или научных (творческих) достижений

2) академическая мобильность - возможность участников образовательного процесса учиться, преподавать, стажироваться проводить научную деятельность в другом учреждении высшего образования (научном учреждении) на территории Украины или за ее пределами;

3) академическая свобода - самостоятельность и независимость участников образовательного процесса при производстве педагогической, научно-педагогической, научной и/или инновационной деятельности, осуществляемой на принципах свободы слова и творчества, распространение знаний и информации, проведение научных исследований и использование их результатов и реализуется с учетом ограничений, установленных законом;

4) аккредитация образовательной программы - оценка образовательной программы и/или образовательной деятельности учреждения высшего образования по этой программе на предмет:

соответствия стандарту высшего образования;

способности выполнить требования стандарта и достичь заявленных в программе результатов обучения;

достижения заявленных в программе результатов обучения;

5) высшее образование - совокупность систематизированных знаний, умений и практических навыков, способов мышления, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, морально-этических ценностей, других компетенций, полученных в учреждении высшего образования (научном учреждении) в соответствующей области знаний по определенной квалификации на уровнях высшего образования, по сложности выше, чем уровень полного общего среднего образования;

6) высшее военное учебное заведение (учреждение высшего образования со специфическими условиями обучения) - учреждение высшего образования государственной формы собственности, которое осуществляет на определенных уровнях высшего образования подготовку курсантов (слушателей, студентов), адъюнктов для дальнейшей службы на должностях офицерского (сержантского, старшинского) или начальствующего состава с целью удовлетворения потребностей Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции, Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, центральных органов исполнительной власти со специальным статусом, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере охраны государственной границы, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты;

7) учреждение высшего образования - отдельный вид учреждения, которое является юридическим лицом частного или публичного права, действует согласно выданной лицензии на осуществление образовательной деятельности на определенных уровнях высшего образования, проводит научную, научно-техническую, инновационную и/или методическую деятельность, обеспечивает организацию образовательного процесса и получения лицами высшего образования, последипломного образования с учетом их призваний, интересов и способностей;

8) отрасль знаний - основная предметная область образования и науки, включая группу родственных специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка;

9) Европейская система перевода и накопления кредитов (ЕСПНК) - система перевода и накопления кредитов, используемая в Европейском пространстве высшего образования с целью предоставления, признания, подтверждения квалификации и образовательных компонентов и способствует академической мобильности соискателей высшего образования. Система основывается на определении учебной нагрузки соискателя высшего образования, необходимого для достижения определенных результатов обучения, и учитывается в кредитах ЕСПНК;

10) основатель учреждения высшего образования - органы государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическое и/или юридическое лицо, по решению и за счет имущества которых основано учреждение высшего образования. Права основателя, предусмотренные настоящим Законом, приобретаются также на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством;

11) соискатели высшего образования - лица, которые учатся в учреждении высшего образования на определенном уровне высшего образования с целью получения соответствующей степени и квалификации;

12) квалификация - официальный результат оценки и признания, полученного, когда уполномоченное учреждение установило, что лицо достигло компетенций (результатов обучения) в соответствии со стандартами высшего образования, удостоверяется соответствующим документом о высшем образовании;

13) компетентность - динамическая комбинация знаний, умений и практических навыков, способов мышления, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, морально-этических ценностей, которая определяет способность человека успешно осуществлять профессиональную и дальнейшую учебную деятельность и является результатом обучения на определенном уровне высшего образования;

14) кредит Европейской системы перевода и накопления кредитов (далее - кредит ЕСПНК) - единица измерения объема учебной нагрузки соискателя высшего образования, необходимого для достижения определенных (ожидаемых) результатов обучения. Объем одного кредита ЕСПНК составляет 30 часов. Нагрузка одного учебного года по дневной форме обучения составляет, как правило, 60 кредитов ЕСПНК;

15) лицензирование - процедура признания способности юридического лица осуществлять образовательную деятельность по определенной специальности на определенном уровне высшего образования в соответствии со стандартами образовательной деятельности;

16) образовательная деятельность - деятельность учреждений высшего образования, которая производится с целью обеспечения получения высшего, последипломного образования и удовлетворения других образовательных потребностей соискателей высшего образования и других лиц;

17) образовательная (образовательно-профессиональная, образовательно-научная или образовательно-творческая программа - система образовательных компонентов на соответствующем уровне высшего образования в пределах специальности, определяющая требования к уровню образования лиц, которые могут начать обучение по этой программе, перечень учебных дисциплин и логическую последовательность их изучения, количество кредитов ЕСПНК, необходимых для выполнения этой программы, а также ожидаемые результаты обучения (компетенции), которыми должен овладеть соискатель соответствующей степени высшего образования;

18) лицо с особыми образовательными потребностями - лицо с инвалидностью, которое нуждается в дополнительной поддержке для обеспечения получения высшего образования;

19) результаты обучения - знания, умения, навыки, способы мышления, взгляды, ценности, иные личные качества, которые можно идентифицировать, спланировать, оценить и измерить и которые лицо способно продемонстрировать после завершения образовательной программы или отдельных образовательных компонентов;

20) специализация - составляющая специальности, определяемая учреждением высшего образования и предусматривает профильную специализированную образовательную программу подготовки соискателей высшего и последипломного образования;

21) специальность - составляющая отрасли знаний, по которой осуществляется профессиональная подготовка;

22) устойчивый фонд (эндаумент) учреждения высшего образования - сумма средств или стоимость иного имущества, предназначенная для инвестирования или капитализации на срок не менее 36 месяцев, пассивные доходы от которой используются учреждением высшего образования с целью осуществления уставной деятельности в порядке, определенном благодетелем или уполномоченным им лицом;

23) качество высшего образования - соответствие результатов обучения требованиям, установленным законодательством, соответствующим стандарту высшего образования и/или договором о предоставлении образовательных услуг;

24) качество образовательной деятельности - уровень организации образовательного процесса в учреждении высшего образования, который соответствует стандартам высшего образования, обеспечивает получение лицами качественного высшего образования и способствует созданию новых знаний.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 10.11.2015 г. №766-VIII, 05.09.2017 г. №2145-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство Украины о высшем образовании

1. Законодательство Украины о высшем образовании базируется на Конституции Украины и состоит из законов Украины "Об образовании", "О научной и научно-технической деятельности", настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов, международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке.

2. Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены национальным законодательством, применяются правила международных договоров.

3. Права учреждения высшего образования, определяющие его автономию, установленные настоящим Законом, не могут быть ограничены другими законами или нормативно-правовыми актами.

Статья 3. Государственная политика в сфере высшего образования

1. Государственную политику в сфере высшего образования определяет Верховная Рада Украины, а реализуют Кабинет Министров Украины и центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки.

2. Государственная политика в сфере высшего образования основывается на принципах:

1) содействия устойчивому развитию общества путем подготовки конкурентоспособного человеческого капитала и создания условий для образования в течение жизни;

2) доступности высшего образования;

3) независимости получения высшего образования от политических партий, общественных и религиозных организаций (кроме учреждений высшего духовного образования);

4) международной интеграции и интеграции системы высшего образования Украины в Европейском пространстве высшего образования, при условии сохранения и развития достижений и прогрессивных традиций национальной высшей школы;

5) преемственности процесса получения высшего образования;

6) государственной поддержки подготовки специалистов с высшим образованием для приоритетных отраслей экономической деятельности, направлений фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-педагогической, художественной и педагогической деятельности;

7) государственной поддержки образовательной, научной, научно-технической, художественной и инновационной деятельности университетов, академий, институтов, колледжей, в том числе путем предоставления льгот по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей учреждениям высшего образования, осуществляющим такую деятельность;

8) содействия осуществлению государственно-частного партнерства в сфере высшего образования;

9) открытости формирования структуры и объема образовательной и профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием.

3. Формирование и реализация государственной политики в сфере высшего образования обеспечиваются путем:

1) гармоничного взаимодействия национальных систем образования, науки, искусства, бизнеса и государства в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства;

2) сохранения и развития системы высшего образования и повышения качества высшего образования;

3) расширения возможностей для получения высшего образования и образования в течение жизни;

4) создания и обеспечения равных условий доступа к высшему образованию, в том числе обеспечение лиц с особыми образовательными потребностями специальным учебно-реабилитационным сопровождением и создание для них свободного доступа к инфраструктуре учреждения высшего образования с учетом ограничений жизнедеятельности, вызванных состоянием здоровья;

5) развития автономии учреждений высшего образования и академической свободы участников образовательного процесса. Автономия учреждения высшего образования предопределяет необходимость таких самоорганизации и саморегулирования, которые являются открытыми для критики, служат общественному интересу, установлению истины относительно вызовов, стоящих перед государством и обществом, осуществляются прозрачно и публично;

6) определения сбалансированной структуры и объема подготовки специалистов с высшим образованием с учетом потребностей личности, интересов государства, территориальных общин и работодателей;

7) обеспечения развития научной, научно-технической, художественной и инновационной деятельности учреждений высшего образования и их интеграции с производством;

8) предоставления лицам, обучающимся в учреждениях высшего образования, льгот и социальных гарантий в порядке, установленном законодательством;

9) надлежащей государственной поддержки подготовки специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями на основе создания для них свободного доступа к образовательному процессу и обеспечение специального учебно-реабилитационного сопровождения;

10) создания условий для реализации выпускниками учреждений высшего образования права на труд, обеспечение гарантии равных возможностей по выбору места работы, вида трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности с учетом полученного высшего образования и в соответствии с общественными потребностями;

11) внедрения механизмов стимулирования предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности к предоставлению первого рабочего места выпускникам учреждений высшего образования.

4. Государство способствует развитию учреждений высшего образования как центров независимого мнения.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 05.09.2017 г. №2145-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Право на высшее образование

1. Каждый имеет право на высшее образование.

Граждане Украины имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных учреждений высшего образования на конкурсной основе в соответствии со стандартами высшего образования, если определенную степень высшего образования гражданин получает впервые за средства государственного или местного бюджета.

Граждане Украины свободны в выборе учреждения высшего образования, формы получения высшего образования и специальности.

Граждане Украины, которые не закончили обучение за средства государственного или местного бюджета по определенной степени образования, имеют право повторно бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных учреждений высшего образования по той же степени образования, при условии возмещения в государственный или местный бюджет средств, затраченных на оплату услуг по подготовке специалистов, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Право на высшее образование гарантируется независимо от возраста, гражданства, места жительства, пола, цвета кожи, социального и имущественного положения, национальности, языка, происхождения, состояния здоровья, отношения к религии, наличии судимости, а также от других обстоятельств. Никто не может быть ограничен в праве на получение высшего образования, кроме случаев, установленных Конституцией и законами Украины.

Не считается дискриминацией права на получение высшего образования установления ограничений и привилегий, которые определяются специфическими условиями получения высшего образования, обусловленными особенностями получения квалификации.

Для реализации права на высшее образование лицами с особыми образовательными потребностями учреждения высшего образования создают им необходимые условия для получения качественного высшего образования.

Для реализации права на высшее образование лицами, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством, осуществляется полное или частичное финансовое обеспечение их содержание в период получения ими высшего образования за каждым образовательным уровнем.

Граждане Украины имеют право бесплатно получать высшее образование по второй специальности в государственных и коммунальных учреждених высшего образования, если по состоянию здоровья они потеряли возможность выполнять служебные или должностные обязанности по полученной ранее квалификации, что подтверждается выводами медико-социальной экспертной комиссии, и в других случаях, предусмотренных законом.

2. Иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, лица, которым предоставлен статус беженца в Украине, лица, которые нуждаются в дополнительной или временной защите, и лица, которым предоставлен статус заграничного украинца, и которые находятся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение высшего образования наравне с гражданами Украины. Получение высшего образования указанными категориями лиц за средства государственного бюджета осуществляется в пределах квот, определенных Кабинетом Министров Украины.

Другие иностранцы и лица без гражданства могут получать высшее образование за средства физических (юридических) лиц, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, законодательством или соглашениями между учреждениями высшего образования о международной академической мобильности.

Все лица, которые получают высшее образование в учреждениях высшего образования, имеют равные права и обязанности.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 23.04.2015 г. №367-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел II Уровни, степени и квалификации высшего образования

Статья 5. Уровни и степени высшего образования

1. Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по соответствующим образовательным или научным программам на таких уровнях высшего образования:

начальный уровень (короткий цикл) высшего образования;

первый (бакалаврский) уровень;

второй (магистерский) уровень;

третий (образовательно-научный/образовательно-творческий) уровень;

научный уровень.

Начальный уровень (короткий цикл) высшего образования соответствует шестому уровню Национальной рамки квалификаций и предусматривает получение лицом общекультурной и профессионально ориентированной подготовки, специальных умений и знаний, а также определенный опыт их практического применения с целью выполнения типовых задач, которые предусмотрены для первичных должностей в соответствующей области профессиональной деятельности.

Первый (бакалаврский) уровень высшего образования соответствует седьмому уровню Национальной рамки квалификаций и предусматривает получение лицом теоретических знаний и практических умений и навыков, достаточных для успешного выполнения профессиональных обязанностей по выбранной специальности.

Второй (магистерский) уровень высшего образования соответствует восьмому уровню Национальной рамки квалификаций и предусматривает получение лицом углубленных теоретических и/или практических знаний, умений, навыков по избранной специальности (или специализации), общих основ методологии научной и/или профессиональной деятельности, других компетенций, достаточных для эффективного выполнения задач инновационного характера соответствующего уровня профессиональной деятельности.

Третий (образовательно-научный/образовательно-творческий) уровень высшего образования соответствует девятому уровню Национальной рамки квалификаций.

Образовательно-научный уровень высшего образования предусматривает получение лицом теоретических знаний, умений, навыков и других компетенций, достаточных для продуцирования новых идей, решения комплексных проблем в области профессиональной и/или исследовательско-инновационной деятельности, овладения методологией научной и педагогической деятельности, а также проведения собственного научного исследования, результаты которого имеют научную новизну, теоретическое и практическое значение.

Образовательно-творческий уровень высшего образования предполагает овладение методологией художественной и художественно-педагогической деятельности, осуществление самостоятельного творческого художественного проекта, получение практических навыков продуцирования новых идей и решение теоретических и практических проблем в творческой художественной сфере.

Научный уровень высшего образования соответствует деcятому уровню Национальной рамки квалификаций и предусматривает вступление компетенций по разработке и внедрению методологии и методики исследовательской работы, создание новых системообразующих знаний и/или прогрессивных технологий, решение важной научной или прикладной проблемы, которая имеет общенациональное или мировое значение.

2. Получение высшего образования на каждом уровне высшего образования предусматривает успешное выполнение лицом соответствующей образовательной или научной программы, является основанием для присуждения соответствующей степени высшего образования:

1) младший бакалавр;

2) бакалавр

3) магистр;

4) доктор философии/доктор искусств;

5) доктор наук.

3. Младший бакалавр - это образовательно-профессиональная степень, приобретаемая на начальном уровне (коротком цикле) высшего образования и присуждается учреждениям высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательно-профессиональной программы, объем которой составляет 120-150 кредитов ЕСПНК. Объем образовательно-профессиональной программы для получения степени младшего бакалавра на основе степени младшего специалиста определяется учреждением образования.

Лицо имеет право получить степень младшего бакалавра при условии наличия у него полного общего среднего образования.

4. Бакалавр - это образовательная степень, приобретаемая на первом уровне высшего образования и присуждается учреждением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательно-профессиональной программы, объем которой составляет 180-240 кредитов ЕСПНК. Объем образовательно-профессиональной программы для получения степени бакалавра на основе степени младшего бакалавра или младшего специалиста определяется учреждением высшего образования.

Лицо имеет право получить степень бакалавра при условии наличия у него полного общего среднего образования.

5. Магистр - это образовательная степень, приобретаемая на втором уровне высшего образования и присуждается учреждением высшего образования (научным учреждением) в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы. Степень магистра приобретается по образовательно-профессиональной или по образовательно-научной программе. Объем образовательно-профессиональной программы подготовки магистра составляет 90-120 кредитов ЕСПНК, объем образовательно-научной программы - 120 кредитов ЕСПНК. Образовательно-научная программа магистра обязательно включает исследовательскую (научную) компонента в объеме не менее 30 процентов.

Лицо имеет право получить степень магистра при условии наличия у него степени бакалавра.

Степень магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направления приобретается на основе полного общего среднего образования и присуждается учреждением высшего образования (научным учреждением) в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы, объем которой составляет 300-360 кредитов ЕСПНК.

Научные учреждения Национальной академии наук Украины и национальных отраслевых академий наук могут осуществлять подготовку магистров по собственной образовательно-научной программе согласно полученной лицензии на соответствующую образовательную деятельность. Научные учреждения могут также осуществлять подготовку магистров по образовательно-научной программе, согласованной с учреждением высшего образования. В таком случае научная составляющая такой программы осуществляется в научном учреждении, а образовательная составляющая - в учреждении высшего образования.

6. Доктор философии - это образовательная и одновременно первая научная степень, приобретаемая на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра. Степень доктора философии присуждается специализированным ученым советом высшего учебного заведения или научного учреждения в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательно-научной программы и публичной защиты диссертации в специализированном ученом совете.

Лицо имеет право получить степень доктора философии во время учебы в аспирантуре (адъюнктуре). Лица, которые профессионально осуществляют научную, научно-техническую и научно-педагогическую деятельность по основному месту работы, имеют право получить степень доктора философии вне аспирантуры, в частности во время пребывания в творческом отпуске, при условии успешного выполнения соответствующей образовательно-научной программы и публичной защиты диссертации в специализированном ученом совете.

Нормативный срок подготовки доктора философии в аспирантуре (адъюнктуре) составляет четыре года. Объем образовательной составляющей образовательно-научной программы подготовки доктора философии составляет 30-60 кредитов ЕСПНК.

Научные учреждения могут осуществлять подготовку докторов философии по собственной образовательно-научной программе согласно полученной лицензии на соответствующую образовательную деятельность или по образовательно-научной программе, отдельные элементы которой обеспечиваются другими научными учреждениями и/или учреждением высшего образования.

Доктор искусства - это образовательно-творческая степень, получаемая на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра. Лицо имеет право получать степень доктора искусства в творческой аспирантуре. Первым этапом получения степени доктора искусства может быть ассистентура-стажировка, которая является формой подготовки художественных исполнительских кадров высшей квалификации. Порядок получения образовательно-творческой степени доктора искусства и обучение в ассистентуре-стажировке утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти в сфере культуры по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

Степень доктора искусства присуждается специализированным советом по присуждению степени доктора искусства учреждения высшего образования художественного направления по результатам успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательно-творческой программы и публичной защиты творческого художественного проекта в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Нормативный срок подготовки доктора искусства в творческой аспирантуре составляет три года. Объем образовательной составляющей образовательно-творческой программы подготовки доктора искусства составляет 30-60 кредитов ЕКТС.

7. Доктор наук - это вторая научная степень приобретаемая лицом на научном уровне высшего образования на основе степени доктора философии и предусматривает вступление высоких компетенций в области разработки и внедрения методологии исследовательской работы, проведения оригинальных исследований, получения научных результатов, обеспечивающих решение важной теоретической или прикладной проблемы, имеющие общенациональное или мировое значение и опубликованные в научных изданиях.

Степень доктора наук присуждается специализированным ученым советом высшего учебного заведения или научного учреждения по результатам публичной защиты научных достижений в виде диссертации или опубликованной монографии или по совокупности статей, опубликованных в отечественных и международных рецензируемых профессиональных изданиях, перечень которых утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 26.11.2015 г. №848-VIII, 05.09.2017 г. №2145-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Аттестация соискателей высшего образования

1. Аттестация - это установление соответствия усвоенных соискателями высшего образования уровня и объема знаний, умений, других компетенций требованиям стандартов высшего образования.

Аттестация осуществляется открыто и гласно. Соискатели высшего образования и другие лица, присутствующие на аттестации, в том числе при защите диссертации, могут свободно осуществлять аудио- и/или видеофиксацию процесса аттестации.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I Общие положения Статья 1. Основные термины и их определения Статья 2. Законодательство Украины о высшем образовании Статья 3. Государственная политика в сфере высшего образования Статья 4. Право на высшее образование Раздел II Уровни, степени и квалификации высшего образования Статья 5. Уровни и степени высшего образования Статья 6. Аттестация соискателей высшего образования Статья 7. Документы о высшем образовании (научные степени) Статья 8. Единая государственная электронная база по вопросам образования Раздел III Стандарты образовательной деятельности и высшего образования Статья 9. Стандарты образовательной деятельности Статья 10. Стандарты высшего образования Раздел IV Управление в сфере высшего образования Статья 11. Система высшего образования Статья 12. Управление в сфере высшего образования Статья 13. Полномочия центрального органа исполнительной власти в сфере образования и науки, других органов, к сфере управления которых принадлежат учреждения высшего образования Статья 14. Полномочия органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, к сфере управления которых принадлежат учреждения высшего образования Статья 15. Полномочия учредителя (учредителей) учреждения высшего образования Раздел V Обеспечение качества высшего образования Статья 16. Система обеспечения качества высшего образования Статья 17. Статус Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 18. Полномочия Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 19. Состав Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 20. Деятельность Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 21. Отраслевые экспертные советы Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 22. Финансирование Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Статья 23. Независимые учреждения оценки и обеспечения качества высшего образования Статья 24. Лицензирование образовательной деятельности Статья 25. Аккредитация образовательной программы Статья 25-1. Институциональная аккредитация учреждения высшего образования Раздел VI Eчреждения высшего образования Статья 26. Основные задачи учреждения высшего образования Статья 27. Правовой статус учреждения высшего образования Статья 28. Типы учреждений высшего образования Статья 29. Национальное учреждение высшего образования Статья 30. Исследовательский университет Статья 31. Образование, реорганизация и ликвидация учреждения высшего образования Статья 32. Принципы деятельности, основные права и обязанности учреждения высшего образования Статья 33. Структура вуза Раздел VII Управление учреждением высшего образования Статья 34. Руководитель учреждения высшего образования Статья 35. Руководитель факультета, учебно-научного института, кафедры Статья 36. Ученый совет Статья 37. Наблюдательный совет Статья 38. Рабочие и совещательные органы Статья 39. Органы общественного самоуправления учреждений высшего образования Статья 40. Студенческое самоуправление Статья 41. Научные общества студентов (курсантов, слушателей), аспирантов, докторантов и молодых ученых Статья 42. Избрание, назначение и освобождение от должности руководителя учреждения высшего образования Статья 43. Избрание на должность и освобождение от должности руководителя факультета (учебно-научного института) учреждения высшего образования государственной (коммунальной) формы собственности Раздел VIII Доступ к высшему образованию, прием, отчисление, прерывание обучения, восстановление и перевод лиц, обучающихся в учреждениях высшего образования Статья 44. Условия приема на обучение в учреждения высшего образования Статья 45. Внешнее независимое оценивание Статья 46. Отчисление, прерывание обучения, восстановление и перевод соискателей высшего образования Раздел IX Организация образовательного процесса Статья 47. Образовательный процесс Статья 48. Язык преподавания в учреждениях высшего образования Статья 49. Формы обучения в учреждениях высшего образования Статья 50. Формы организации образовательного процесса и виды учебных занятий Статья 51. Практическая подготовка лиц, обучающихся в учреждениях высшего образования Раздел X Участники образовательного процесса Статья 52. Категории участников образовательного процесса Статья 53. Научно-педагогические, педагогические и научные работники учреждений высшего образования Статья 54. Ученые звания научных и научно-педагогических работников Статья 55. Основные должности научных, научно-педагогических и педагогических работников учреждений высшего образования и порядок их замещения Статья 56. Рабочее время научно-педагогических, научных и педагогических работников Статья 57. Права научно-педагогических, научных и педагогических работников Статья 58. Обязанности научно-педагогических, научных и педагогических работников Статья 59. Гарантии научно-педагогическим, научным, педагогическим и другим работникам учреждений высшего образования Статья 60. Последипломное образование, повышение квалификации и стажировка педагогических и научно-педагогических работников Статья 61. Лица, которые учатся в учреждениях высшего образования Статья 62. Права лиц, обучающихся в учреждениях высшего образования Статья 63. Обязанности лиц, обучающихся в учреждениях высшего образования Статья 64. Трудоустройство выпускников учреждений высшего образования Раздел XI Научная, научно-техническая, художественная и инновационная деятельность в учреждениях высшего образования Статья 65. Цели и задачи научной, научно-технической, художественной и инновационной деятельности в учреждениях высшего образования Статья 66. Интеграция научной, научно-технической и инновационной деятельности учреждений высшего образования и научных учреждений Национальной академии наук Украины, национальных отраслевых академий наук Статья 67. Организация научной, научно-технической и инновационной деятельности Статья 68. Организационные формы производства научной, научно-технической и инновационной деятельности Статья 69. Права интеллектуальной собственности и их защита Раздел XII Финансово-экономические отношения в сфере высшего образования Статья 70. Материально-техническая база и правовой режим имущества учреждений высшего образования Статья 71. Финансирование учреждений высшего образования Статья 72. Формирование и размещение государственного заказа Статья 73. Платные услуги в сфере высшего образования Раздел XIII Международное сотрудничество Статья 74. Государственная политика в области международного сотрудничества в сфере высшего образования Статья 75. Основные направления международного сотрудничества в сфере высшего образования Статья 76. Внешнеэкономическая деятельность в сфере высшего образования Раздел XIV Контроль в сфере высшего образования Статья 77. Государственный контроль в сфере высшего образования Статья 78. Общественный контроль в сфере высшего образования Статья 79. Открытость принятия решений и осуществления деятельности в сфере высшего образования Раздел XV Заключительные и переходные положения