Недействующая редакция. Принята: 25.10.2016 / Вступила в силу: 02.11.2016

Недействующая редакция, не действует с 12 января 2018 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 23 февраля 2016 года №149

О Государственной программе "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016-2020 годы

(В редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 г. №870)

В целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).

2. Определить:

ответственным заказчиком Государственной программы Министерство экономики;

заказчиками Государственной программы Министерство экономики, облисполкомы, Минский горисполком, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 г. №870)

(см. предыдущую редакцию)

3. Исключен в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 г. №870

(см. предыдущую редакцию)

4. Министерству финансов, Министерству экономики, облисполкомам и Минскому горисполкому при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать в установленном порядке средства на финансирование мероприятий, предусмотренных Государственной программой.

5. Исключен в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 г. №870

(см. предыдущую редакцию)

6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 года №149

Государственная программа "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016-2020 годы

Глава 1. Общие положения

Государственная программа "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа) разработана в целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

Глава 2. Общая характеристика малого и среднего предпринимательства

В условиях рыночной экономики, как показывает опыт экономически развитых государств, устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства. Данный сектор экономики является достаточно мобильным и легко адаптируется к часто изменяющимся рыночным условиям, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является фундаментом для возникновения условий интенсивного экономического роста.

Республика Беларусь в данном аспекте не является исключением, и вопросы экономического роста и источников его обеспечения как никогда актуальны сегодня. Развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства в нашей стране является одним из национальных приоритетов экономики.

Показатель численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства свидетельствует о важной роли предпринимательства Беларуси в решении проблемы занятости. Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях, а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике по итогам 2014 года составил 32,5 процента (2010 год - 31,9 процента).

На 1 января 2015 г. численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц, составила 1477,3 тыс. человек.

Рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2010 году отмечен в Минской области - 6,6 процента (15,6 тыс. человек), в г. Минске - 3 процента (13,7 тыс. человек) и Гродненской области - 1,3 процента (1,8 тыс. человек).

Заметное уменьшение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2010 году наблюдалось в Витебской и Могилевской областях - на 11,7 процента (19,6 тыс. человек) и 8,6 процента (11,8 тыс. человек) соответственно.

В то же время отмечается рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обусловленный в первую очередь благоприятными изменениями в условиях ведения бизнеса. Так, с 2010 по 2014 год обозначилась устойчивая тенденция роста количества микроорганизаций, малых, средних организаций и индивидуальных предпринимателей. Количество микроорганизаций, малых и средних организаций на 1 января 2015 г. составило 114,2 тыс. единиц (в том числе 2,4 тыс. единиц (2,1 процента) - средние организации, 12,4 тыс. единиц (10,9 процента) - малые организации, 99,4 тыс. единиц (87 процентов) - микроорганизации) и по сравнению на 1 января 2011 г. их количество увеличилось на 27,3 тыс. единиц (темпы роста - 131,4 процента).

Количество индивидуальных предпринимателей в 2014 году составило 249 тыс. человек и увеличилось по сравнению с 2010 годом на 17,1 тыс. человек (прирост - 7,4 процента).

В 2014 году среднее число работников в микроорганизации составило 3,5 человека, в малой организации - 40 человек, в средней организации - 158 человек.

Малый и средний бизнес развивается на территории Беларуси неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации в столице и крупных городах. В остальных регионах развитие малого и среднего бизнеса характеризуется относительной равномерностью.

Плотность малого и среднего бизнеса (количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, на 1000 жителей) в Беларуси составляет 38,3 единицы на 1000 жителей и сопоставима с зарубежными показателями (Российская Федерация - 39 единиц, Республика Польша - 37 единиц, Латвийская Республика - 35 единиц, Литовская Республика - 32 единицы). Однако влияние малого и среднего предпринимательства на социально-экономическое развитие Беларуси заметно уступает уровню развитых стран.

Доля валовой добавленной стоимости, формируемая субъектами малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), в валовой добавленной стоимости страны за 2014 год составила 28,7 процента и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 1,4 процентного пункта (расчет данного показателя с учетом доли индивидуальных предпринимателей до 2011 года не осуществлялся).

Имеет место неравномерность развития малого и среднего предпринимательства по отраслям. Сектор малого предпринимательства - институт, который обеспечивает занятость населения и сосредоточен прежде всего в сфере услуг (по итогам 2014 года - 73 процента от общего количества микроорганизаций и малых организаций, в том числе 39 процентов в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий). Аналогичная ситуация складывается в сфере индивидуального предпринимательства - 85 процентов индивидуальных предпринимателей занято в сфере услуг.

Со средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на инновационный путь развития. Средние организации в большей степени представлены в сфере производства (более 68 процентов средних организаций осуществляют деятельность в области промышленности, строительства, сельского хозяйства).

Поступательно увеличивается удельный вес объема промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме промышленного производства - с 15,1 процента в 2010 году до 16 процентов в 2014 году. В 2014 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в промышленном производстве, составило 16 095 организаций, темпы роста их количества по отношению к 2010 году составили 127,6 процента (в 2010 году - 12 611 организаций).

Численность занятых в данном секторе в 2014 году составила 278,9 тыс. человек, или 23,2 процента от средней численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей и привлекаемых наемных лиц).

Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в промышленности, - 12 118 человек, или 4,9 процента от общего количества зарегистрированных предпринимателей.

Возрастает инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса. Если в 2010 году доля инвестиций малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций составляла 39,7 процента, то по итогам 2014 года данный показатель составил 42,3 процента (прирост - 2,6 процентного пункта).

Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в экспорте страны по итогам 2014 года составила 41,5 процента (2010 год - 42,9 процента), импорта - 35 процентов (2010 год - 37,4 процента).

Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг по итогам 2014 года составил 37,1 процента (2010 год - 37,2 процента). Среди регионов наибольший удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки отмечен в г. Минске - 49,3 процента и Минской области - 41,1 процента, наименьший - в Гомельской области - 17,9 процента.

Удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общих поступлениях в бюджет в 2014 году составил 27,9 процента. Наибольший удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общих поступлениях региона отмечен по итогам 2014 года по Минской области - 34,3 процента, г. Минску - 32,1 процента и Брестской области - 29,5 процента, наименьший - по Витебской области - 15,5 процента.

В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 88 центров поддержки предпринимательства и 19 инкубаторов малого предпринимательства. Субъекты данной инфраструктуры в большинстве расположены в областных центрах и крупных городах. Так, из 7 центров, расположенных в Брестской области, 4 находятся в г. Бресте, из 7 центров, расположенных в Витебской области, 3 - в г. Витебске, из 7 центров, расположенных в Гомельской области, 3 - в г. Гомеле. Лишь в Гродненской области из 19 центров поддержки предпринимательства 15 расположены в районных центрах. Услугами субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства охвачено около 130 тыс. человек, или 8,8 процента от общей численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.

Республика Беларусь в отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса 2016" заняла 44-е место среди 189 государств.

В отчете "Ведение бизнеса 2016" в отношении Республики Беларусь зафиксированы две положительные реформы - сокращение общего срока государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним с возможностью осуществления регистрационных действий в срочном порядке - в течение одного рабочего дня (показатель "Регистрация собственности"), а также введение для субъектов хозяйствования электронной государственной регистрации (показатель "Регистрация предприятий").

Упрощение правил вхождения в бизнес позволило улучшить рейтинговые позиции страны по показателю "Регистрация предприятий" сразу на 27 пунктов по отношению к предыдущему отчетному периоду.

Республика Беларусь на протяжении последних пяти лет в рейтинге Всемирного банка удерживает лидерские позиции по показателю "Регистрация собственности" (7-е место), получает высокие оценки экспертов по показателям "Международная торговля" (25-е место), "Обеспечение исполнения контрактов" (29-е место) и "Получение разрешений на строительство" (34-е место).

Показатель удаленности от передового рубежа улучшен по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 0,54 процентного пункта и составил 72,3 процента, тем самым сокращен разрыв между достижениями нашей страны и передовым рубежом, рассчитанным на основе наилучших показателей по всем странам за все годы.

Глава 3. Цель, задачи и показатели Государственной программы

Целью Государственной программы является развитие малого и среднего предпринимательства как одного из факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения и экономического роста.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

улучшение деловой среды;

содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;

совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан.

Сводные целевые показатели и целевые показатели Государственной программы приведены согласно приложению 1. Планируется достижение в 2020 году удельного веса валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовой добавленной стоимости Республики Беларусь в размере 40 процентов и удельного веса занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях (без внешних совместителей), а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике Республики Беларусь в размере 41,7 процентов.

Предусматривается выполнение мероприятий по реализации Государственной программы согласно приложению 2.

Реализация плана действий по улучшению рейтинговых позиций Республики Беларусь в отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса" согласно приложению 3 будет способствовать улучшению деловой среды и позволит обеспечить вхождение Республики Беларусь в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса.

(В главу 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 г. №870)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 4. Основные риски, связанные с реализацией Государственной программы, и меры по их минимизации

Достижение поставленной в Государственной программе цели может быть осложнено различного рода рисками, что обусловливает необходимость их прогнозирования и своевременного принятия мер по их минимизации.

К основным рискам, которые могут возникнуть при реализации Государственной программы, относятся:

правовые риски, связанные с изменением законодательства, продолжительностью процесса формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы, что может привести к увеличению сроков реализации мероприятий Государственной программы или изменению условий их выполнения;

финансовые риски, связанные с сокращением объема финансирования за счет бюджетных средств программных мероприятий, в результате чего возможно сокращение или прекращение их выполнения;

административные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией Государственной программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь нарушение планируемых сроков реализации Государственной программы, невыполнение ее цели и задач, снижение эффективности выполнения мероприятий.

В целях минимизации воздействия рисков при реализации Государственной программы планируется:

привлечение заинтересованных сторон к обсуждению проектов документов на этапе их разработки;

учет планируемых изменений в законодательстве в сфере предпринимательской деятельности;

ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов и определение приоритетов для первоочередного финансирования;

формирование эффективной системы управления реализацией Государственной программы;

проведение систематического мониторинга результативности реализации Государственной программы;

повышение эффективности взаимодействия участников реализации Государственной программы;

своевременная корректировка мероприятий Государственной программы.

Глава 5. Финансовое обеспечение реализации Государственной программы

Планируемый объем расходов по финансовому обеспечению реализации Государственной программы согласно приложению 4 составляет 594 млн. рублей.

Финансирование мероприятий Государственной программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, иных источников, предусмотренных законодательством.

Объемы финансирования мероприятий Государственной программы уточняются при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год.

(В главу 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 г. №870)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 6. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы

Основным источником получения сведений о выполнении сводных целевых показателей Государственной программы является государственная статистическая отчетность.

Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно путем сравнения фактически достигнутых значений сводных целевых показателей за соответствующий год с предусмотренными Государственной программой значениями сводных целевых показателей.

Эффективность реализации Государственной программы оценивается как степень фактического достижения сводных целевых показателей Государственной программы и рассчитывается по формуле

Формула 1 к Пост. от 23.02.2016 г. №149

где Е - эффективность реализации Государственной программы;

 Формула 2 к Пост. от 23.02.2016 г. №149- значения сводных целевых показателей, достигнутые в ходе реализации Государственной программы;

Формула 3 к Пост. от 23.02.2016 г. №149 - значения сводных целевых показателей, предусмотренные Государственной программой.

Государственная программа признается:

эффективной в случае, если значение показателя эффективности более или равно 0,9;

умеренно эффективной в случае, если значение показателя эффективности составляет от 0,8 до 0,9;

малоэффективной в случае, если значение показателя эффективности составляет менее 0,8.

 

Приложение 1

к Государственной программе "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016–2020 годы

Сводные целевые показатели и целевые показатели Государственной программы "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016-2020 годы

Наименование показателей

Единица измерения

Значения показателей по годам

Заказчики

2016

2017

2018

2019

2020

Сводные целевые показатели

1. Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовой добавленной стоимости:

процентов

 

 

 

 

 

 

Республики Беларусь

 

28,3

29,3

31,9

34,9

40,0

Минэкономики

Брестской области

 

25,0

26,0

28,6

31,6

36,7

Брестский облисполком

Витебской области

 

19,3

20,3

22,9

25,9

31,0

Витебский облисполком

Гомельской области

 

17,9

18,3

20,9

24,0

29,1

Гомельский облисполком

Гродненской области

 

19,3

20,3

22,9

25,9

31,0

Гродненский облисполком

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.