Недействующая редакция. Принята: 18.12.2015 / Вступила в силу: 14.03.2017

Недействующая редакция, не действует с 25 марта 2017 года

ПРИКАЗ МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 18 декабря 2015 года №1212

Об утверждении Правил конкурсного отбора территориальных кластеров

В соответствии с подпунктом 23) пункта 2 статьи 100 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила конкурсного отбора территориальных кластеров.

2. Департаменту стратегического планирования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Бекенов Б.Т.) обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Аділет", а также в Республиканский центр правовой информации для внесения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан

А.Исекешев

Согласован

Министром сельского хозяйства Республики Казахстан

18 декабря 2015 года

 

______________ А.Мамытбеков

Согласован

Министром образования и науки Республики Казахстан

19 декабря 2015 года

 

__________________ А.Саринжипов

Согласован

Министром здравоохранения и социального развития Республики Казахстан

21 декабря 2015 года

 

__________________ Т.Дуйсенова

Согласован

Министром финансов Республики Казахстан

22 декабря 2015 года

 

__________________ Б.Султанов

Согласован

Министром национальной экономики Республики Казахстан

23 декабря 2015 года

 

__________________ Е.Досаев

Согласован

Министром энергетики Республики Казахстан

24 декабря 2015 года

 

_________________ В.Школьник

 

 

Утверждены Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года №1212

Правила конкурсного отбора территориальных кластеров

1. Общие положения

1. Настоящие Правила конкурсного отбора территориальных кластеров (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 23) пункта 2 статьи 100 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и определяют порядок конкурсного отбора территориальных кластеров.

2. В Правилах используются следующие основные понятия:

1) территориальный кластер – географически сконцентрированная группа взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний и организаций, которая включает в себя производителей конечных или промежуточных товаров и услуг, поставщиков комплектующих, специализированных услуг, производителей производственного и иного оборудования, поставщиков специализированной инфраструктуры, научных и исследовательских организаций, организаций высшего образования, организаций технического и профессионального образования и других организаций, имеющих определенную отраслевую специализацию;

2) Дорожная карта развития территориального кластера (далее – Дорожная карта) – план мероприятий по достижению поставленных целей Стратегии развития территориального кластера;

3) Стратегия развития территориального кластера – документ, отражающий долгосрочное качественно определенное направление развития территориального кластера, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, системы взаимоотношений внутри территориального кластера;

4) Концепция по развитию территориального кластера – документ, отражающий видение развития территориального кластера, обоснование соответствующей направленности деятельности и включающий основные принципы и подходы по его реализации;

5) организатор конкурса по отбору территориальных кластеров (далее – организатор конкурса) – уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;

6) участники первого этапа конкурса – региональные палаты предпринимателей, социально-предпринимательские корпорации, управляющие компании специальных экономических зон, бизнес-ассоциации;

7) участники второго этапа конкурса – победители первого этапа конкурса, кластерные ассоциации, представляющие интересы всех участников территориального кластера;

8) Комиссия по промышленному развитию Республики Казахстан при Правительстве Республики Казахстан (далее – Комиссия) – консультативно-совещательный орган, образованный в целях выработки предложений в сфере промышленного развития Республики Казахстан;

9) экспертный совет – консультативно-совещательный орган, создаваемый национальным институтом, в состав которого входят независимые эксперты в сфере индустриального развития;

10) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий отраслевое государственное регулирование в соответствующей специализации кластера сфере;

11) национальный институт – национальный институт развития в области развития индустрии.

2. Порядок конкурсного отбора территориальных кластеров

3. Решение о проведении конкурсного отбора территориальных кластеров (далее – конкурс) принимается организатором конкурса. Конкурс проводится в два этапа.

4. Организатор конкурса размещает объявление о проведении конкурса в официальных печатных изданиях, распространяемых на территории Республики Казахстан, а также на официальном интернет-ресурсе организатора конкурса.

5. Объявление о проведении конкурса публикуется не менее чем за 60 (шестьдесят) календарных дней до окончания срока приема заявок (документации) на участие в конкурсном отборе.

6. Конкурсная заявка на участие в первом конкурсном отборе территориальных кластеров содержит:

1) заявку на участие в первом конкурсном отборе территориальных кластеров по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

2) Концепцию по развитию территориального кластера, согласно структуре, изложенной в приложении 2 к настоящим Правилам;

3) заключение местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

Заключения местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы выдаются в течение 5 (пять) рабочих дней со дня регистрации заявки на выдачу заключения.

7. Заявка на участие в конкурсе представляется на бумажном носителе в двух экземплярах – оригинал в количестве одного экземпляра и копия в количестве одного экземпляра, и на электронном носителе.

8. Участник конкурса может внести изменения в зарегистрированную конкурсную заявку или отозвать ее путем письменного уведомления организатора конкурса с изложением обоснованных причин до истечения срока, установленного для подачи конкурсных заявок.

9. Заявка на участие в конкурсе должна быть сброшюрована в одну или несколько папок (томов) и пронумерована. Первыми должны быть подшиты заявление и перечень документов, входящих в состав заявки, с указанием страниц, на которых находятся соответствующие документы. При предоставлении в составе заявки нескольких папок (томов) указываются номера папок (томов) и количество страниц в каждой папке (томе) соответственно.

10. Конкурсные заявки, представленные после истечения срока для приема конкурсных заявок, не принимаются и не рассматриваются.

11. На первом этапе в срок не более 5 (пять) рабочих дней после окончания срока для приема заявок на участие в конкурсе организатор конкурса проверяет поданные конкурсные заявки на соответствие требованиям пункта 6 настоящих Правил. Результаты этой работы оформляются протоколом, в котором указывается список участников конкурса, конкурсные заявки которых подлежат дальнейшему рассмотрению.

12. Организатор конкурса отклоняет конкурсные заявки, уведомив участника первого этапа письменно, если они не соответствуют требованиям пункта 6 настоящих Правил, а также в случае установления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником конкурса в составе заявки.

13. На первом этапе организатор конкурса направляет конкурсные заявки для выдачи заключений в уполномоченный орган на предмет соответствия приоритетам развития отрасли и государственный орган в сфере регионального развития на соответствие Программе развития регионов до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года №728 (далее – Программа развития регионов до 2020 года).

Заключения уполномоченного органа на предмет соответствия приоритетам развития отрасли, государственного органа в сфере регионального развития на соответствие Программе развития регионов до 2020 года выдаются в течение 10 (десять) рабочих дней со дня регистрации заявки на выдачу заключения.

14. Национальный институт осуществляет для организатора конкурса сбор заключений уполномоченного органа на предмет соответствия приоритетам развития отрасли и государственного органа в сфере регионального развития на соответствие Программе развития регионов до 2020 года и обеспечивает работу экспертного совета для проведения экспертизы представленных участниками концепций развития территориальных кластеров.

15. Порядок работы экспертного совета утверждается национальным институтом, при этом в состав экспертного совета включаются эксперты с опытом практической работы не менее 5 (пять) лет в сфере индустриального развития.

16. Концепция по развитию территориального кластера оценивается экспертным советом по критериям конкурсного отбора территориальных кластеров (далее – критерии), согласно приложению 4 настоящих Правил, в срок не более 60 (шестьдесят) календарных дней после окончания срока для приема заявок на участие в конкурсе.

17. Заключения уполномоченного органа на предмет соответствия приоритетам развития отрасли и государственного органа в сфере регионального развития на соответствие Программе развития регионов до 2020 года, экспертные заключения экспертного совета с указанием набранных баллов по каждой Концепции по развитию территориального кластера передаются организатору конкурса.

18. Итоги рассмотрения материалов заявок, заключений уполномоченного органа на предмет соответствия приоритетам развития отрасли и государственного органа в сфере регионального развития на соответствие Программе развития регионов до 2020 года и экспертных заключений организатором конкурса оформляются протоколом.

19. Протокол рассмотрения организатором конкурса материалов заявок с указанием набранных баллов по каждой Концепции по развитию территориального кластера в течение 3 (три) рабочих дней со дня подписания передается в Комиссию.

20. Для прохождения во второй этап конкурса необходимо набрать минимальное значение баллов по Концепции по развитию территориального кластера, которое определяется Комиссией.

21. Решение Комиссии, принятое по результатам первого этапа конкурса, оформляется протоколом в течение 3 (три) рабочих дней со дня проведения заседания Комиссии.

22. В протоколе заседания Комиссии указываются сроки для подготовки стратегий и дорожных карт развития территориальных кластеров.

23. На втором этапе участник конкурса направляет в уполномоченный орган конкурсную заявку для выдачи заключения, которая содержит:

1) заявку на участие во втором этапе конкурсного отбора территориальных кластеров по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам;

2) Стратегию развития территориального кластера, согласно структуре, изложенной в приложении 6 к настоящим Правилам;

3) Дорожную карту развития территориального кластера, согласно структуре, изложенной в приложении 7 к настоящим Правилам;

4) заключение уполномоченного органа по Стратегии и Дорожной карте развития территориального кластера;

5) заключение местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы, согласно приложению 3 к настоящим Правилам (представляется участниками конкурса, не принимавшими участие в первом этапе конкурса).

24. Уполномоченный орган:

1) в течении 3 (три) рабочих дней со дня регистрации конкурсной заявки направляет Дорожные карты развития территориального кластера в заинтересованные государственные и местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы для согласования мероприятий, требующих предоставления мер государственной поддержки, с приложением Стратегии развития территориального кластера.

Заинтересованные государственные и местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы согласовывают Дорожную карту в течение 5 (пять) рабочих дней со дня регистрации ее поступления;

2) в течение 20 (двадцать) календарных дней со дня регистрации ее поступления рассматривает Стратегию и Дорожную карту на предмет соответствия:

Концепции по развитию территориального кластера;

приложениям 6 и 7 настоящих Правил.

25. Заключение уполномоченного органа по Стратегии и Дорожной карте содержит информацию по итогам мероприятий, указанных в пункте

28 настоящих Правил.

26. Участник конкурса направляет организатору конкурса конкурсную заявку с приложением документов, указанных в пункте 23 настоящих Правил.

27. На втором этапе в срок не более 5 (пять) рабочих дней после окончания срока для приема заявок на участие в конкурсе организатор конкурса проверяет поданные заявки на соответствие пункту 7 настоящих Правил. Результаты этой работы оформляются протоколом, в котором указывается список участников конкурса, заявки которых подлежат дальнейшему рассмотрению.

28. Организатор конкурса отклоняет конкурсные заявки, уведомив его письменно, если они не соответствуют пункту 7 настоящих Правил, а также в случае установления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником конкурса в составе заявки.

29. Национальный институт осуществляет для организатора конкурса сбор заключений государственного органа в сфере регионального развития на соответствие Программе развития регионов до 2020 года, представленных участниками конкурса, не принимавшими участие в первом этапе конкурса, работу экспертного совета по проведению анализа стратегий и дорожных карт.

30. Заключение государственного органа в сфере регионального развития на соответствие Программе развития регионов до 2020 года участников конкурса, не принимавших участие в первом этапе конкурса, анализ на основании заключений экспертного совета стратегий и дорожных карт передаются организатору конкурса.

31. Итоги рассмотрения материалов конкурсных заявок, заключений государственного органа в сфере регионального развития на соответствие Программе развития регионов до 2020 года участников конкурса, не принимавших участие в первом этапе конкурса, анализ на основании заключений экспертного совета стратегий и дорожных карт, оформляются организатором конкурса протоколом.

32. Протокол заседания организатора конкурса с приложением материалов по итогам рассмотрения конкурсных заявок в течение 3 (три) рабочих дней со дня подписания передается в Комиссию.

33. Комиссия принимает решение по определению победителей второго этапа конкурса и рекомендует предоставление мер государственной поддержки по софинансированию кластерных инициатив согласно Дорожной карте.

34. Решение Комиссии, принятое по результатам второго этапа конкурса, оформляется протоколом в течение 3 (три) рабочих дней со дня проведения заседания Комиссии в рамках второго этапа конкурса и направляется организатору конкурса.

35. Организатор конкурса в течение 3 (три) рабочих дней со дня получения протокола Комиссии объявляет о результатах конкурса на официальном интернет-ресурсе организатора конкурса.

36. Конкурс признается несостоявшимся в случае участия в конкурсе менее двух участников конкурса, соответствующих пунктам 6 и 7 настоящих Правил.

37. При признании конкурса несостоявшимся организатор конкурса объявляет о проведении повторного конкурса (не позднее двух месяцев) согласно настоящим Правилам.

Приложение 1

к Приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года №1212

Форма

Заявка на участие в первом конкурсном отборе территориальных кластеров

Прошу зарегистрировать заявку: ________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

(наименование территориального кластера)

____________________________________________________________________

(наименование участника первого этапа конкурса для участия в

конкурсном отборе территориальных кластеров)

________________________________

________________________________

(должность лица, имеющего

полномочия для подписания

документов от имени заявителя)

Подтверждаю достоверность сведений, изложенной в заявке

________________________________

________________________________

________________________________

 (Ф.И.О.)

________________________________

 (подпись)

Принял:__________________________

(Ф.И.О. лица, принявшего заявку)

Подпись: _____________, № ______,

дата приема "__" _______ 20__ года

Приложение 2

к Приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года №1212

Структура Концепции по развитию территориального кластера

Основная цель Концепции по развитию территориального кластера – оценить текущий уровень развития территориального кластера и продемонстрировать потенциал его развития в будущем, при этом сформулировав стратегические направления этого развития. Объем

20-25 страниц формата А4 без учета приложений. Концепция может быть выполнена в свободной форме, но обязательно должна иметь следующую структуру:

1. Краткое описание кластера Краткое описание (1-2 страницы формата А4):

1) местоположение территориального кластера;

2) отраслевая и межотраслевая принадлежность территориального кластера;

3) основные участники территориального кластера;

4) сроки создания территориального кластера;

5) финансово-экономические показатели территориального кластера;

6) действующие источники финансирования;

7) обоснование на получение финансирования в рамках конкурса.

2. Цели создания территориального кластера:

1) цели и задачи создания территориального кластера.

3. Уровень развития сформированного территориального кластера:

1) наличие концентрированной группы из не менее шести взаимосвязанных и взаимодополняющих специализированных компаний и организаций;

2) наличие проектов, направленных на удлинение технологической цепочки (технологическая цепочка – упорядоченная в процессе выполнения операций по совместному ведению бизнеса совокупность юридических лиц, осуществляющих производственную и иную деятельность по разработке, изготовлению и продвижению конечного продукта технологической цепочки в рамках полного технологического цикла);

3) наличие инвестиций бизнеса в форме собственных и/или заемных инвестиций в развитие территориального кластера.

4. Структура и специализация территориального кластера:

1) отраслевая и межотраслевая принадлежность территориального кластера;

2) структура территориального кластера и партнерские связи вне территориального кластера, потенциал интернационализации территориального кластера.

Основные показатели торговли, потребления и производства соответствующей отрасли за последние три года в масштабах мира или Евразийского экономического союза, согласно национальным и международным источникам отраслевой статистики.

Объемы экспорта Казахстана в соответствующей отрасли за последние три года по данным национальных органов статистики.

Прочие аналитические данные – маркетинговые и иные исследования, выполненные национальными и международными организациями;

3) цепочки создания стоимости продукции, товаров и услуг, в которых представлены участники территориального кластера.

5. Наличие условий для дальнейшего развития территориального кластера:

1) необходимое сырье и природные ресурсы (водные и земельные);

2) доступность человеческих ресурсов с требуемым уровнем квалификации;

3) производственные мощности (предприятий) для создания технологической цепочки и необходимых сопутствующих услуг;

4) развитость энергетической инфраструктуры;

5) развитость транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры;

6) развитость инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансферта технологий);

7) наличие образовательной, научной и исследовательской инфраструктуры;

8) наличие международных связей, встраивание в международные цепочки поставок;

9) финансовые ресурсы.

6. Соответствие территориального кластера приоритетам региональной, национальной стратегии развития и кластерной политике Казахстана:

1) Национальные приоритеты:

Оценка соответствия территориального кластера набору приоритетных секторов согласно Указу Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874 "Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы и о внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ";

2) Региональные приоритеты:

Оценка соответствия территориального кластера региональным программам развития, заключение о соответствии приоритетам от местных исполнительных органов;

3) Значимость развития территориального кластера (на основе динамики предыдущих лет).

Для региона, в котором он расположен, с точки зрения численности занятых, объемов производства на предприятиях территориального кластера и объемов экспорта всех предприятий территориального кластера.

Для отрасли, к которой он относится, в целом с точки зрения численности занятых, объемов производства на предприятиях территориального кластера и объемов экспорта всех предприятий территориального кластера.

7. Описание компаний и организаций, выразивших намерения стать участником территориального кластера.

Заполняется для каждой компании/организации

Наименование



Адрес

Улица

Город

Почтовый код









Страновая принадлежность капитала



Дата основания компании/организации



Основные клиенты





Страновая принадлежность (отечественная/ иностранная компания/организация)



Ответственный сотрудник

Фамилия

Имя

Должность







Телефон



Моб. телефон



Электронная почта



Сайт компании



Кодировка ОКЭД

Основная деятельность

Дополнительная деятельность

Дополнительная деятельность

Дополнительная деятельность

Дополнительная деятельность

Дополнительная деятельность













Отдельные показатели

2010

2011

2012

2013

2014

Оборот тыс. тенге











Экспорт, тыс. тенге











Чистый доход, %











Валовая добавленная стоимость











Среднее количество работников











% вовлеченных работников в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее – НИОКР)











Затраты на НИОКР, тыс. тенге











8. Перспективность развития территориального кластера:

1) Стратегические цели и задачи развития территориального кластера

(с указанием целевых индикаторов);

2) Рыночные перспективы;

3) Экономический эффект от развития территориального кластера: увеличение объемов производства по основному виду деятельности.

Рост занятых по основному виду деятельности и сопутствующих производствах;

4) Предложения по финансированию кластерных инициатив;

Описание источников финансирования:

Бюджет создания территориального кластера (детальное описание структуры затрат, затраты на отдельные мероприятия, семинары, человеческие ресурсы).

Приложение 3

к Приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года №1212

Форма

Заключение местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы

от "___" ________________ 20___ года               №______________________________

1. __________________________________________________________________

                   (наименование территориального кластера)

2. Адрес и телефон _________________________________________________

Государственное учреждение местных исполнительных органов

областей, города республиканского значения, столицы

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

                                        (наименование)

подтверждает наличие/отсутствие участников и целесообразность/нецелесообразность организации территориального кластера.

Участники кластера

Вид деятельности участника кластера

1.





2.





3.





4.





...





Государственное учреждение местных исполнительных органов

областей, города республиканского значения, столицы (наименование)

__________________________________________

(Ф.И.О., подпись)

М.П.

Приложение 4

к Приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года №1212

Критерии конкурсного отбора территориальных кластеров

Для конкурсного отбора территориальных кластеров необходимо их соответствие следующим критериям:

1. Уровень развития сформированного территориального кластера:

1) наличие группы взаимосвязанных и взаимодополняющих специализированных компаний и организаций (не менее 10 неаффилиированных юридических лиц) в приоритетных для региона отраслях;

2) наличие проработанных проектов, направленных на удлинение технологической цепочки;

3) наличие инвестиций бизнеса в развитие территориального кластера.

2. Наличие условий для дальнейшего развития территориального кластера в регионе:

1) необходимое сырье и природные ресурсы;

2) доступность человеческих ресурсов;

3) производственные мощности (предприятий) для создания технологической цепочки и необходимых сопутствующих услуг;

4) развитость энергетической инфраструктуры;

5) развитость транспортной инфраструктуры;

6) развитость индустриально-инновационной инфраструктуры;

7) развитость образовательной инфраструктуры;

8) финансовые ресурсы.

3. Значимость развития территориального кластера для региона, в котором он расположен, и отрасли, к которой он относится (на основе развития динамики предыдущих 5 лет):

1) для региона, в котором он расположен, с точки зрения численности занятых, объемов производства продукции на предприятиях территориального кластера и объемов их экспорта;

2) для отрасли, к которой он относится, в целом с точки зрения численности занятых, объемов производства продукции на предприятиях кластера и объемов их экспорта.

4. Перспективность развития кластера:

1) рыночные перспективы;

2) экономический эффект от развития территориального кластера в виде: увеличения объемов производства по основному виду деятельности;

роста занятых по основному виду деятельности и на сопутствующих производствах.

Приложение 5

к Приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года №1212

Форма

Заявка на участие во втором этапе конкурсного отбора территориальных кластеров

Прошу зарегистрировать заявку: ________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

(наименование территориального кластера)

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(наименование участника второго этапа конкурса)

направляет настоящую заявку с пакетом необходимых документов для

участия во втором этапе конкурсного отбора территориальных кластеров.

________________________________

________________________________

(должность лица, имеющего

полномочия для подписания

документов от имени заявителя)

Подтверждаю достоверность сведений, изложенной в заявке

________________________________

________________________________

(должность лица, имеющего

полномочия для подписания

документов от имени заявителя)

Подтверждаю достоверность сведений, изложенной в заявке

________________________________

________________________________

________________________________

(Ф.И.О.)

________________________________

(подпись)

Принял:

_________________________________

(Ф.И.О. лица, принявшего заявку)

Подпись: ____________, № ______,

дата приема "__" _______ 20__ года

копия настоящей заявки выдается заявителю

Приложение 6

к Приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года №1212

Структура Стратегии развития территориального кластера

1. Краткое описание территориального кластера.

2. Цели создания территориального кластера.

3. Уровень развития сформированного территориального кластера.

4. Структура и специализация территориального кластера.

5. Наличие условий для дальнейшего развития территориального кластера.

6. Соответствие территориального кластера приоритетам региональной, национальной стратегии развития и кластерной политике Казахстана.

7. Описание компаний и организаций, выразивших намерения стать участником территориального кластера.

8. Перспективность развития территориального кластера:

1) рыночная стратегия.

Описание отраслевого фокуса территориального кластера в контексте развития экономики региона и целевых рынков (включая информацию по отдельным отраслям, рынкам, импорту и экспорту).

Стратегические инициативы по занятию новых позиций в цепочке создания стоимости продукций, товаров и услуг.

Стратегические инициативы по расширению перечня клиентов;

2) инновационная стратегия.

Описание специализации и услуг проектных и/или исследовательских организаций и их актуальность для развития территориального кластера.

Описание отдельных инициатив и прямых результатов от их реализации проектными и/или исследовательскими организациями в рамках территориального кластера.

Наличие исследовательских компетенций, актуальных для территориального кластера, краткие профессиональные данные соответствующих исследователей.

Информация о проектных и исследовательских организациях, не являющихся участниками территориального кластера, но потенциально значимых для развития территориального кластера;

3) стратегия в сфере человеческих ресурсов.

Актуальные образовательные программы – перечень образовательных программ, реализованных организациями образования и актуальных для развития территориального кластера.

Наличие образовательных компетенций, актуальных для территориального кластера, краткие профессиональные данные соответствующих тренеров. Информация об организациях образования, не являющихся участниками территориального кластера, но потенциально значимых для развития территориального кластера;

4) стратегия по международному сотрудничеству.

Создание механизмов международного сотрудничества.

Развитие и поддержка экспорта.

Представительские функции;

5) стратегия управления и развития территориального кластера.

Юридическая форма организации территориального кластера.

Описание организационной структуры (штат, структура, внутренние механизмы и правила).

Механизмы принятия и реализации решений.

Анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз территориального кластера.

9. Объемы и источники финансирования:

1) общий объем необходимых финансовых средств;

2) принципы привлечения финансирования;

3) общие затраты по структуре: операционные, прочие издержки и фонд оплаты труда;

4) ежеквартальный денежный поток на предстоящие 5 лет;

5) источники финансирования:

Частные или за счет членских взносов.

Местный бюджет.

Республиканский бюджет.

Прочие;

6) описание процесса самофинансирования и устойчивости территориального кластера в течении 5 лет с момента получения государственного финансирования;

7) анализ рисков и чувствительности к конъюнктурным колебаниям рынка.

10. Результаты деятельности территориального кластера:

Описание основных результатов деятельности территориального кластера на текущий момент по отдельным блокам:

1) рыночная позиция.

Описание текущей ситуации и прогноз развития рынков реализации продукции, товаров и услуг.

Ключевые характеристики экономического развития региона (таблицы, графики, комментарии).

Анализ конкурентной позиции территориального кластера.

Основные клиентские группы территориального кластера;

2) инновации.

Описание инноваций, созданных в территориальном кластере и реализованных на рынке;

3) Человеческие ресурсы.

Краткое описание структуры трудовых ресурсов (штат, уровень образования, специализация кадров). Краткое описание организаций образования, входящих в территориальный кластер и готовящих кадры для кластера (направления подготовки и перечень образовательных программ, количество обучающихся по программам, статистика трудоустройства выпускников);

4) Международное сотрудничество.

Наличие международных связей, встраивание в международные цепочки поставок;

5) Управление территориальным кластером.

Координация и распределение зон ответственности между различными группами интересов, инфраструктура и бизнес-климат.

Приложение 7

к Приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года №1212

Структура Дорожной карты развития территориального кластера

Мероприятие

Форма завершения

Ответственный исполнитель

Объем финансирования по годам

Источники финансирования

Сроки исполнения

1.













2.













3.













Дорожная карта содержит следующие мероприятия:

1. Мероприятия по реализации рыночной стратегии;

2. Мероприятия по реализации инновационной стратегии;

3. Мероприятия по реализации стратегии развития человеческих ресурсов территориального кластера;

4. Мероприятия по реализации стратегии развития международного сотрудничества;

5. Мероприятия по реализации стратегии управления и развития территориального кластера;

6. Другие мероприятия.

Для каждого мероприятия должны быть определены:

1. Формулировка, ориентированная на достижение конкретного результата;

2. Промежуточные и конечные прямые результаты реализации мероприятия;

3. Исполнители;

4. Объемы финансирования по годам;

5. Источники финансирования;

6. Временной период реализации;

7. Целевая группа, на которую направлено конкретное мероприятие;

8. Механизм оценки результативности мероприятия.