Недействующая редакция. Принята: 25.11.2015 / Вступила в силу: 15.02.2016

Недействующая редакция, не действует с 8 января 2017 года

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 25 ноября 2015 года №725

О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства

В соответствии с пунктом 8 статьи 154-3 и статьей 230 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года и с пунктом 1 статьи 15 и подпунктами 5), 6) и 11) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 31 октября 2015 года "О государственно-частном партнерстве" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1) Правила планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) Порядок утверждения перечня проектов государственно-частного партнерства, планируемых к реализации согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) Порядок отбора проектов государственно-частного партнерства для предоставления или увеличения объема поручительств государства согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) Критерии отнесения проекта государственно-частного партнерства к проекту государственно-частного партнерства особой значимости согласно приложению 4 к настоящему приказу;

5) Примерный перечень рисков, возникающих на различных этапах государственно-частного партнерства согласно приложению 5 к настоящему приказу;

6) Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования проектов государственно-частного партнерства согласно приложению 6 к настоящему приказу.

2. Департаменту бюджетных инвестиций и развития государственно-частного партнерства обеспечить в установленном законодательством порядке:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Аділет";

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан

М.Кусаинов

Согласован

Министром финансов Республики Казахстан

30 ноября 2015 года

 

_________________ Б.Султанов

Приложение 1

к Приказу исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года №725

Правила планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства

1. Общие положения

1. Настоящие Правила планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 6) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 31 октября 2015 года "О государственно-частном партнерстве" (далее – Закон) в целях обеспечения взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) на стадии планирования и реализации проектов ГЧП.

Планирование и реализация концессионных проектов осуществляется в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года №157 "О некоторых вопросах планирования и реализации концессионных проектов", зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за №86758, за исключением параграфа 4 главы 2 настоящих Правил.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:

1) предварительные расчеты – расчеты по доходной и расходной части операционной, инвестиционной и финансовой деятельности проекта ГЧП с указанием допущений. Предварительные расчеты производятся в формате Microsoft Office Excel с раскрывающими формулами, и представляется на бумажном и электронном носителе;

2) консультанты проекта ГЧП (далее – консультанты) – физические, юридические лица, оказывающие консультационные услуги по вопросам, связанным с подготовкой проектов ГЧП, в том числе юридические лица по сопровождению проектов ГЧП;

3) уполномоченное лицо – государственный орган либо субъект квазигосударственного сектора, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, заинтересованный в реализации проекта ГЧП.

Иные термины и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с Законом.

3. Распределение средств распределяемых бюджетных программ на финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз конкурсной документации проектов ГЧП, в том числе концессионных проектов, проведения консультативного сопровождения проектов ГЧП, в том числе концессионных проектов осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

4. Основными задачами экспертизы концепции проекта ГЧП, конкурсной документации проекта ГЧП (далее – конкурсная документация), проекта договора ГЧП, в том числе при внесении в них изменений и (или) дополнений, проводимой Центром развития государственно-частного партнерства (далее – Центр развития ГЧП) и юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченные на проведение экспертизы, являются:

соблюдение требований действующего законодательства Республики Казахстан;

соблюдение принципов и признаков ГЧП, установленных Законом;

оценка социально-экономической эффективности реализации проекта ГЧП;

оценка предварительных расчетов реализации проекта ГЧП;

оценка распределения и управления рисками проекта ГЧП;

оценка обоснованности предлагаемых решений по реализации проекта ГЧП на этапе его планирования.

5. Результатом экспертизы концепции проекта ГЧП, конкурсной документации, проекта договора ГЧП, в том числе при внесении в них изменений и (или) дополнений является заключение экспертизы, состоящее из следующих частей:

1) вступительная часть заключения экспертизы содержит сведения о наименовании и дате проведения экспертизы, а также общую информацию о проекте ГЧП;

2) в основной (аналитической) части заключения экспертизы отражаются результаты оценки, проведенной в соответствии с настоящими Правилами;

3) в заключительной части излагаются выработанные по итогам экспертизы выводы и рекомендации, в том числе по улучшению экономических, финансовых, технических и других параметров проекта ГЧП.

6. Экспертиза каждого документа, указанного в пункте 5 настоящих Правил, осуществляется с учетом результатов ранее проведенных согласований, заключений и экспертиз, а также результатов (выводов и рекомендаций) экспертизы предшествующего к нему документа по проекту ГЧП.

7. В случаях необходимости представления недостающей и (или) дополнительной информации по концепции проекта ГЧП, конкурсной документации, проекту договора ГЧП, Центр развития ГЧП или юридические лица, определяемые местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченные на проведение экспертизы, направляют соответствующие запросы, копию запроса – центральному или местному уполномоченному органу по государственному планированию в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня поступления пакета документов (но не более одного раза). Недостающая и (или) дополнительная информация либо уведомление о необходимости дополнительных сроков направляется разработчиком концепции проекта ГЧП, конкурсной документации, проекта договора ГЧП в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления запроса.

При этом дополнительный срок представления недостающей и (или) дополнительной информации не превышает 15 (пятнадцать) календарных дней.

Со дня направления запроса и до представления необходимой информации сроки проведения экспертизы приостанавливаются.

2. Планирование проектов государственно-частного партнерства

Параграф 1. Разработка, согласование, экспертиза, а также утверждение концепции проекта государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в нее изменений и (или) дополнений

8. Решение о необходимости реализации проекта ГЧП принимается уполномоченным лицом, на основании документов Системы государственного планирования, поручений либо актов Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, а также инициатив субъектов предпринимательства.

В случае отсутствия возможности самостоятельной разработки концепции проекта ГЧП, государственный орган представляет заявку на финансирование консультативного сопровождения проекта ГЧП при разработке концепции проекта ГЧП по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

В случае определения способа финансирования государственного инвестиционного проекта (далее – ГИП) по механизму ГЧП, решение о необходимости реализации проекта ГЧП принимается также на основании экономического заключения на инвестиционное предложение ГИП.

Решение о передаче государственного имущества по договору доверительного управления либо имущественного найма (аренды) в рамках проекта ГЧП, принимается при наличии одного из следующих условий:

1) поручения либо акта Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, а также инициативы субъектов предпринимательства о реализации проекта ГЧП;

2) предполагается предоставление мер государственной поддержки, субсидий от государства, компенсации инвестиционных затрат, компенсации операционных затрат, платы за доступность, а также проведение консультативного сопровождения проекта ГЧП;

3) предполагается переход права собственности на объект ГЧП.

9. На стадии планирования проекта ГЧП уполномоченными лицами при необходимости создается проектная группа путем привлечения специалистов подведомственных организаций, независимых экспертов, проектных, инжиниринговых и других компаний, заинтересованных государственных органов, субъектов предпринимательства, а также консультантов.

Проектная группа осуществляет следующие функции:

изучает поступившие предложения и инициативы по механизмам реализации проекта ГЧП, отбирает, оценивает, определяет их приоритетность, определяет способ осуществления, вид конкурса, вопросы, связанные с выделением земельных участков, подключением к инженерным сетям и иные ключевые параметры проекта ГЧП;

изучает результаты маркетинговых и иных необходимых исследований по планируемому проекту ГЧП;

изучает все необходимые расчеты, в том числе предварительные расчеты проекта ГЧП.

10. Уполномоченные лица в соответствии со статьей 26 Закона привлекают Центр развития ГЧП для обучения специалистов в области ГЧП, а также проведения исследований и выработки рекомендаций по вопросам ГЧП.

11. Финансовые и иные организации, заинтересованные в финансировании проекта ГЧП, могут участвовать в разработке и обсуждении концепции проекта ГЧП, конкурсной документации, проекта договора ГЧП, в том числе вносить предложения по схеме финансирования проекта ГЧП, обеспечения исполнения обязательств по привлекаемым займам, предполагаемым платежам в случаях расторжения договора ГЧП и иным вопросам, связанным с финансированием проекта ГЧП.

12. В целях привлечения субъектов предпринимательства к планированию проекта ГЧП, повышения прозрачности процесса планирования, уполномоченные лица размещают запрос выражения интереса о планируемом проекте ГЧП на своем официальном интернет-ресурсе, интернет-ресурсе Центра развития ГЧП, обеспечивают размещение информации на иных интернет-ресурсах и в периодических печатных изданиях, адресную рассылку в зависимости от специфики инициируемых проектов ГЧП.

Запрос выражения интереса о планируемом проекте ГЧП содержит контактные данные уполномоченного лица, основные параметры и требования проекта ГЧП, а также окончательные сроки представления предложений.

В случае принятия решения организатором конкурса о проведении закрытого конкурса по определению частного партнера, информация о планируемом проекте ГЧП не публикуется. Запрос выражения интереса направляется в письменном виде потенциальным частным партнерам, предварительно определенным организатором конкурса.

В целях привлечения потенциальных частных партнеров к обсуждению проекта ГЧП могут проводиться круглые столы, встречи, road-show (презентации), networking (участие в отраслевых конференциях и форумах, выставках), инвестиционный маркетинг и другие необходимые мероприятия, в том числе с привлечением консультантов.

13. Организатор конкурса осуществляет сбор поступивших предложений и может организовать конкурентный диалог путем проведения переговоров уполномоченного лица с каждым из потенциальных частных партнеров.

Конкурентный диалог организуется для формирования оптимальных решений по техническим, финансовым, юридическим и иным необходимым параметрам проекта ГЧП, мерам государственной поддержки, критериям определения лучшей конкурсной заявки и иных решений, с учетом потребностей и возможностей каждого из заинтересованных потенциальных частных партнеров.

14. Все участники конкурентного диалога соблюдают конфиденциальность информации, полученной в ходе его проведения.

15. Уполномоченные лица разрабатывают концепцию проекта ГЧП, конкурсную документацию с учетом итогов конкурентного диалога, результатов работы проектной группы, а также с учетом требований Закона.

16. Концепция проекта ГЧП разрабатывается по структуре согласно приложению 2 к настоящим Правилам на государственном и (или) русском языках.

Концепция проекта ГЧП подписывается первым руководителем уполномоченного лица, либо лицом его замещающим, либо лицом, уполномоченным им, на местном уровне – акимом области, города республиканского значения и столицы, либо лицом его замещающим, либо лицом, уполномоченным им.

Концепция проекта ГЧП, а также прилагаемые к ней материалы, полистно парафируются руководителем ответственного структурного подразделения (ведомства) уполномоченного лица.

17. Концепция проекта ГЧП проходит следующие согласования и экспертизы:

1) получение экспертного заключения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" или ее территориальных подразделений (филиалов/представительств) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня внесения концепции проекта ГЧП;

2) в случае принадлежности проекта к сферам естественных монополий, согласование в части порядка формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на товары, работы и услуги, с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня внесения концепции проекта ГЧП.

При согласовании рассматриваются следующие вопросы:

принадлежность проекта ГЧП к сферам естественных монополий и согласования перечня регулируемых товаров, работ и услуг проекта ГЧП, относящихся к сферам естественных монополий;

производственный цикл производства товаров, работ и услуг, развития тепловых и электрических сетей, газораспределительных систем, а также сетей водоснабжения и канализации;

влияние проекта ГЧП на социально-экономическую ситуацию в регионе и потребность в реализации проекта ГЧП, в том числе влияние проекта ГЧП на деятельность других монополистов в регионе;

порядок формирования и размер тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемые товары, работы и услуги проекта ГЧП.

При реконструкции или модернизации действующих объектов субъектов естественных монополий дополнительно рассматривается вопрос влияния показателей реализации проекта ГЧП на рост тарифов и на повышение качества услуг, в том числе снижение нормативных и (или) ликвидация сверхнормативных потерь в случае их наличия, основанных на планах мероприятий, разработанных и реализуемых субъектом естественных монополий;

3) проведение отраслевой экспертизы уполномоченным органом соответствующей отрасли.

Отраслевая экспертиза концепции проекта ГЧП проводится в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента ее внесения.

В случае если проект ГЧП затрагивает сферу ответственности нескольких отраслевых центральных государственных органов, указанными отраслевыми центральными государственными органами дополнительно предоставляются заключения соответствующих отраслевых экспертиз концепции проекта ГЧП;

4) согласование путем подготовки заключения центральным либо местным уполномоченным органом по государственному планированию на основании экспертизы концепции проекта ГЧП, проводимой Центром развития ГЧП (по республиканским проектам) либо юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченные на проведение экспертизы (по местным проектам), в случае их привлечения.

Концепция проекта ГЧП направляется в центральный либо местный уполномоченный орган по государственному планированию с приложением:

1) положительного заключения отраслевой экспертизы концепции проекта ГЧП;

2) иных результатов необходимых согласований и заключений, предусмотренных в настоящем пункте;

3) иных материалов и сведений, необходимых, по мнению уполномоченного лица для всесторонней и полной оценки представляемой концепции проекта ГЧП.

Концепция проекта ГЧП, а также прилагаемые к ней материалы, полистно парафируются руководителем ответственного структурного подразделения (ведомства) уполномоченного лица либо представляются в прошитом виде, с пронумерованными страницами. При прошивке последняя страница на оборотной стороне заверяется и указывается количество страниц.

Экспертиза концепции проекта ГЧП осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня внесения концепции проекта ГЧП.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства 1. Общие положения 2. Планирование проектов государственно-частного партнерства Параграф 1. Разработка, согласование, экспертиза, а также утверждение концепции проекта государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в нее изменений и (или) дополнений Параграф 2. Разработка, согласование, экспертиза, а также утверждение конкурсной документации проекта государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в нее изменений и (или) дополнений Параграф 3. Участие в уставном капитале компании государственно-частного партнерства (институциональное государственно-частное партнерство) посредством разработки финансово-экономического обоснования проекта государственно-частного партнерства Параграф 4. Порядок распределения средств распределяемых бюджетных программ на финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз конкурсной документации проектов государственно-частного партнерства, в том числе концессионных проектов, проведения консультативного сопровождения проектов государственно-частного партнерства, в том числе концессионных проектов 3. Проведение конкурса и прямых переговоров по определению частного партнера Параграф 1. Проведение конкурса по определению частного партнера Параграф 2. Извещение о проведении конкурса по определению частного партнера и представление копии конкурсной документации Параграф 3. Разъяснение, обсуждение и корректировка положений конкурсной документации Параграф 4. Квалификационный отбор Параграф 5. Конкурсная заявка Параграф 6. Рассмотрение конкурсных заявок Параграф 7. Особенности проведения конкурса по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур Параграф 8. Особенности проведения конкурса по определению частного партнера с использованием упрощенных конкурсных процедур Параграф 9. Особенности проведения закрытого конкурса по определению частного партнера Параграф 10. Проведение прямых переговоров по определению частного партнера 4. Мониторинг объектов и договоров государственно-частного партнерства, мониторинг и оценка реализации проектов государственно-частного партнерства Параграф 1. Мониторинг объектов и договоров государственно-частного партнерства Параграф 2. Мониторинг и оценка реализации проектов государственно-частного партнерства Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Порядок утверждения перечня проектов государственно-частного партнерства, планируемых к реализации Приложение Порядок отбора проектов государственно-частного партнерства для предоставления или увеличения объема поручительств государства 1. Общие положения 2. Проведение отбора проектов государственно-частного партнерства для предоставления поручительств государства 3. Порядок увеличения объема поручительств государства Критерии отнесения проекта государственно-частного партнерства к проекту государственно-частного партнерства особой значимости Примерный перечень рисков, возникающих на различных этапах государственно-частного партнерства Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования проектов государственно-частного партнерства 1. Общие положения 2. Требования к разработке или корректировке технико-экономического обоснования проекта государственно-частного партнерства 3. Требования к экспертизе технико-экономического обоснования проекта государственно-частного партнерства