Недействующая редакция. Принята: 13.04.2017 / Вступила в силу: 11.06.2017

Недействующая редакция, не действует с 14 декабря 2017 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 22 сентября 2016 года №1540-VIII

О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг

(В редакции Закона Украины от 13.04.2017 г. №2019-VIII)

Этот Закон определяет правовой статус Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, ее задачи, функции, полномочия и порядок их осуществления.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Статус Регулятора

1. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее - Регулятор), является постоянно действующим независимым государственным коллегиальным органом, целью деятельности которого является государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг.

2. Регулятор является юридическим лицом публичного права, имеет обособленное имущество, являющееся государственной собственностью, счета в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.

3. Работу Регулятора обеспечивают его центральный аппарат и территориальные органы.

4. Территориальные органы Регулятора образуются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по его решению как структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица.

Территориальные органы действуют на основании положений, которые утверждаются Регулятором. Полномочия территориальных органов определяются Регулятором в соответствии с законом.

Статья 2. Сфера деятельности Регулятора

1. Регулятор осуществляет государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг, в частности:

1) в сфере энергетики:

деятельности по производству, передаче, распределению, поставке электрической энергии;

деятельности по транспортировке, распределению, хранению (закачки, отбора), предоставление услуг установки LNG, поставки природного газа;

деятельности по транспортировке нефти, нефтепродуктов и других веществ трубопроводным транспортом;

2) в сфере коммунальных услуг:

деятельности по производству тепловой энергии на теплогенерирующих установках, включая установки для комбинированного производства тепловой и электрической энергии, транспортировки ее магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями, поставке тепловой энергии в объемах более уровня, который устанавливается условиями и правилами осуществления хозяйственной деятельности (лицензионными условиями);

деятельности в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения в объемах более уровня, который устанавливается условиями и правилами осуществления хозяйственной деятельности (лицензионными условиями).

Распределение видов деятельности согласно сфере применения применяется исключительно для целей этого Закона.

2. Государственное регулирование в сферах, определенных в части первой этой статьи, осуществляется Регулятором в соответствии с настоящим Законом, а также законами Украины "О естественных монополиях""О рынке электрической энергии", "О рынке природного газа", "О трубопроводном транспорте", "О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала", "О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг", "О теплоснабжении", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", другими актами законодательства, регулирующими отношения в соответствующих сферах.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 13.04.2017 г. №2019-VIII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Цель, формы деятельности Регулятора и его основные задачи

1. Регулятор осуществляет государственное регулирование с целью достижения баланса интересов потребителей, субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и государства, обеспечения энергетической безопасности, европейской интеграции рынков электроэнергии и природного газа Украины.

2. Регулятор осуществляет государственное регулирование путем:

1) нормативно-правового регулирования в случаях, когда соответствующие полномочия предоставлены Регулятору законом;

2) лицензирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг;

3) формирования ценовой и тарифной политики в сферах энергетики и коммунальных услуг и реализации соответствующей политики в случаях, когда такие полномочия предоставлены Регулятору законом;

4) государственного контроля и применения мер воздействия;

5) использования других средств, предусмотренных законом.

3. Основными задачами Регулятора являются:

1) обеспечение эффективного функционирования и развития рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;

2) содействие эффективному открытию рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг для всех потребителей и поставщиков и обеспечение недискриминационного доступа пользователей к сетям/трубопроводам;

3) содействие интеграции рынков электрической энергии, природного газа Украины с соответствующими рынками других государств, в том числе в рамках Энергетического Сообщества, сотрудничества с Советом регуляторов Энергетического Сообщества, Секретариатом Энергетического Сообщества и национальными регуляторами энергетики других государств;

4) обеспечение защиты прав потребителей товаров, услуг в сферах энергетики и коммунальных услуг в отношении получения этих товаров и услуг надлежащего качества в достаточном количестве по обоснованным ценам;

5) содействие трансграничной торговле электрической энергией и природным газом, обеспечение инвестиционной привлекательности для развития инфраструктуры;

6) реализация ценовой и тарифной политики в сферах энергетики и коммунальных услуг;

7) содействие внедрению мероприятий по энергоэффективности, увеличению доли производства энергии из возобновляемых источников энергии и защиты окружающей природной среды;

8) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;

9) содействие развитию конкуренции на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг;

10) иные задачи, предусмотренные законом.

Статья 4. Основные принципы деятельности Регулятора

1. Основными принципами деятельности Регулятора являются:

1) законность;

2) самостоятельность и независимость;

3) компетентность;

4) эффективность;

5) справедливость;

6) предсказуемость и своевременность принятия решений;

7) адресность регулирования;

8) беспристрастность и объективность при принятии решений;

9) открытость и прозрачность, гласность процесса государственного регулирования;

10) недопущение дискриминации;

11) ответственность за принятые решения.

Раздел II Особенности организации деятельности Регулятора

Статья 5. Гарантии независимости Регулятора

1. Во время выполнения своих функций и полномочий в соответствии с законом Регулятор действует самостоятельно и независимо от любого другого органа государственной власти, иного государственного органа, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, субъектов хозяйствования, а также политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов или их органов.

2. Члены Регулятора, другие должностные лица Регулятора действуют независимо. Любые письменные или устные указания, распоряжения, поручения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, субъектов хозяйствования, политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов или их органов, а также других лиц, касающиеся исполнения членами Регулятора, его должностными лицами своих функций и полномочий в соответствии с законом, является незаконным воздействием.

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным и служебным лицам, субъектам хозяйствования, политическим партиям, общественным объединениям, профессиональным союзам и их органам запрещается вмешиваться в процессы государственного регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Лица, осуществляющие незаконное влияние на процесс выполнения членами Регулятора, его должностными лицами своих функций и полномочий, несут административную и уголовную ответственность согласно закону.

3. Решения Регулятора не подлежат согласованию с органами государственной власти, кроме случаев, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции.

Решения Регулятора могут быть обжалованы в судебном порядке. Обжалование решений Регулятора не останавливает их выполнения.

4. Регулятор имеет достаточно человеческих и финансовых ресурсов для выполнения своих задач в соответствии с этим Законом и другими законами. Регулятор самостоятельно распределяет средства, выделенные Регулятору на соответствующий год, и распоряжается ими.

5. Члены Регулятора, другие должностные лица Регулятора действуют независимо от частных интересов. Они не имеют права быть собственниками корпоративных прав любых субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, согласно Закону Украины "О предотвращении коррупции".

Регулятор утверждает правила профессиональной этики, которые применяются к членам Регулятора, работникам центрального аппарата и территориальных органов Регулятора. Правила профессиональной этики, в частности, должны содержать:

1) требования о проведении членами Регулятора встреч с представителями субъектов, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и/или субъектов, связанных с ними отношениями контроля, по вопросам осуществления такими субъектами деятельности с участием не менее двух других членов Регулятора или руководителей структурных подразделений, а в случае проведения встреч работниками центрального аппарата и/или территориальных органов Регулятора - с участием не менее двух других работников;

2) обязательства сообщать членами Регулятора, работниками центрального аппарата и территориальных органов Регулятора о наличии конфликта интересов в процессе исполнения ими служебных полномочий.

Требования настоящей статьи не ограничивают право Регулятора на сотрудничество с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления и не ограничивают действие статей 15 и 16 этого Закона.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I Общие положения Статья 1. Статус Регулятора Статья 2. Сфера деятельности Регулятора Статья 3. Цель, формы деятельности Регулятора и его основные задачи Статья 4. Основные принципы деятельности Регулятора Раздел II Особенности организации деятельности Регулятора Статья 5. Гарантии независимости Регулятора Статья 6. Отношения Регулятора с Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, другими органами государственной власти Статья 7. Правомочность члена Регулятора Статья 8. Особенности назначения, прекращения полномочий и правового статуса членов Регулятора Статья 9. Председатель Регулятора Статья 10. Ограничения, применяемые к членам Регулятора, работникам центрального аппарата и территориальных органов Регулятора Статья 11. Финансирование деятельности Регулятора Статья 12. Оплата труда членов Регулятора, работников центрального аппарата и территориальных органов Регулятора Статья 13. Порядок уплаты взносов на регулирование Статья 14. Порядок организации работы Регулятора и принятия решений Статья 15. Порядок подготовки решений Регулятора, имеющих признаки регуляторных актов Статья 16. Проведение открытого обсуждения проектов решений Регулятора Статья 17. Функции и полномочия Регулятора Статья 18. Вопросы трансграничной торговли Раздел III Особенности осуществления функций и полномочий Регулятора Статья 19. Особенности осуществления государственного контроля на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг Статья 20. Мониторинг рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг Статья 21. Рассмотрение жалоб и урегулирование споров Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг Статья 23. Ответственность Регулятора Статья 24. Открытость деятельности Регулятора Раздел IV Заключительные и переходные положения