Недействующая редакция. Принята: 05.11.2014 / Вступила в силу: 16.01.2015

Недействующая редакция, не действует с 1 августа 2017 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

23 ноября 2000 года

№857/5078

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

от 16 октября 2000 года №567

Об утверждении Правил безопасности и порядка ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом

(В редакции Приказов Министерства транспорта и связи Украины от 25.11.2008 г. №1431, 05.11.2009 г. №1135, Приказов Министерства инфраструктуры Украины от 21.03.2012 г. №177, 05.11.2014 г. №565)

С целью повышения безопасности движения, установления порядка ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами на железнодорожном транспорте, в соответствии с Уставом железных дорог Украины, утвержденным постановлением Кабинетом Министров Украины от 6 апреля 1998 г. N 457, и постановления КМУ от 22 апреля 1997 г. N 367 ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила безопасности и порядок ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом (далее - Правила), что прилагаются.

2. Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины (Кирпа Г.М.):

2.1. Обеспечить предоставление отмеченных Правил на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

2.2. После государственной регистрации взять указанные Правила для руководства и организовать их изучение с причастными работниками железнодорожного транспорта.

2.3. Довести эти Правила до Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, других центральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций, деятельность которых связана с ликвидацией последствий аварийных ситуаций, и других заинтересованных органов.

2.4. До конца 2001 года внести изменения и дополнения в Классификатор нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах Украины, утвержденному приказом Минтранса от 12.07.99 г. №363, что касается категорий аварийных ситуаций с опасными грузами.

3. С введением в действие данных Правил считать не применяющимися на территории Украины, "Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам", утвержденные Министерством путей сообщения СССР 10 декабря 1983 г.

4. Контроль за исполнением этого приказа возложить на заместителя Министра Цибенко В.Г.

Министр

Л.М.Костюченко

 

Утверждены Приказом Министерства транспорта Украины от 16 октября 2000 года №567

(В тексте Правил буквы и слова "МЧС Украины" и аббревиатура "МЧС" заменены словами "ГСЧС Украины" в соответствии с Приказом Министерства инфраструктуры Украины от 05.11.2014 г. №565)

Правила безопасности и порядок ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом

Эти Правила разработаны в соответствии с Уставом железных дорог Украины, утвержденным постановлением Кабинетом Министров Украины от 6 апреля 1998 г. №457 и постановления КМУ от 22 апреля 1997 г. №367 "О Программе повышения безопасности движения на железных дорогах в 1997-2001 годах".

1. Область применения

1.1. Правила определяют меры безопасности и порядок ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание и ликвидацию последствий аварийной ситуации.

2. Нормативные ссылки

Кодекс гражданской защиты Украины.

Закон Украины "О перевозке опасных грузов".

Закон Украины "Об охране окружающей природной среды"

Закон Украины "Об охране труда".

Закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения".

Постановление КМ Украины от 22 апреля 1997 г. №367 "О программе повышения безопасности движения на железных дорогах в 1997-2001 годах".

Постановление Кабинета Министров Украины от 9 января 2014 года №11 "Об утверждении Положения о единой государственной системе гражданской защиты".

Постановление КМ Украины от 15 февраля 1999 г. №192 "Об утверждении Положения об организации оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях".

Регламент взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти в пределах Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций, утвержденный директивой Премьер-министра Украины от 20.10.99 г. №28-дск.

Порядок осуществления государственного пожарного надзора на объектах железнодорожного транспорта и взаимодействия между пожарными подразделениями ведомственной военизированной охраны Укрзализныци и подразделениями оперативно-спасательной службы гражданской защиты Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, утвержденный приказом Министерства транспорта и связи Украины, Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 16 сентября 2010 года №672/787, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 19 ноября 2010 года по №1147/18442.

Положение о функциональной подсистеме "Силы и средства реагирования на чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте" Министерства транспорта и связи Украины относительно предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, утвержденное приказом Министерства транспорта и связи Украины от 8 декабря 2008 года №1486.

Положение о порядке заземления устройств контактной сети и воздушных линий электропередач электрифицированных участков железных дорог при тушении пожаров, утвержденное приказом Укржелдортранса от 14 июля 1999 г. №211-Ц.

"Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам", утвержденные на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 5 апреля 1996 г.

Протокол двадцать второго заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 3-4 ноября 1998 г. (г. Ташкент).

Правила перевозок опасных грузов к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (Приложение 2 к СМГС), с изменениями и дополнениями.

(В главу 2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства инфраструктуры Украины от 05.11.2014 г. №565)

(см. предыдущую редакцию)

3. Определение терминов

Приведенные ниже термины, определения и сокращения употребляются в таком значении:

Аварийная карточка (АК) - документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия работников железнодорожного транспорта и спецформирований, причастных к ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их магистральным железнодорожным транспортом.

Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с возгоранием, вытеканием, рассыпанием опасного груза, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом и которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей и животных, опасным для природной среды последствиям, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

Аварийно-восстановительные работы - комплекс мер, осуществляемых специальными подразделениями железнодорожного транспорта и направленных на окончательную ликвидацию последствий аварийной ситуации.

Авария - опасное происшествие техногенного характера, приводящее к гибели людей, или создающее на объекте или отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушения производственного или транспортного процесса или наносит ущерб окружающей среде.

Безопасное место - на перегоне - место за пределами населенных пунктов, тоннелей, мостов, виадуков и других сооружений; на станцииместо на отдельной колее, наиболее отдаленное от главной колеи, домов, сооружений, вагонов, занятых людьми и опасными грузами.

Очаг - место начального возникновения пожара.

Гигиенические нормативы - обязательные для выполнения нормативные документы, определяющие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов окружающей среды.

Горение - экзотермическая реакция окисления веществ, сопровождающаяся выделением дыма и (или) возникновением пламени и (или) свечением.

Горючесть - способность вещества или материала к горению.

Доврачебная помощь - совокупность мероприятий, направленных на первичную защиту людей от действия поражающих факторов, осуществляемых до вмешательства врача.

Возгорание - возникновение горения под влиянием источника зажигания.

Воспламенение - неконтролированное горение вне специального очага без причинения ущерба.

Меры первой помощи - то же, что и доврачебная помощь.

Защитный дыхательный аппарат - аппарат, предназначенный для индивидуальной защиты органов дыхания человека от опасных и вредных факторов, действующих ингаляционно.

Защитный костюм - специальная одежда, имеющая защитные свойства, составляющая часть средств индивидуальной защиты.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - технические средства индивидуального пользования для защиты человека от опасных для его жизни и здоровья влияний.

Зона транспортной аварии - территория, на которой пребывают поврежденный подвижной состав, россыпания, разливы груза и увеличенная по периметру на дополнительную полосу шириной 15 м и более.

Изолирующий защитный дыхательный аппарат - дыхательный аппарат, изолирующий органы дыхания от окружающей среды и обеспечивающий человека воздухом или дыхательным газом.

Классификационный шифр (обозначение) - условный числовой код, присвоенный опасному грузу, характеризующий его транспортную опасность.

Ликвидация последствий аварийной ситуации - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение угрозы людям, на защиту окружающей среды, сохранение груза, подвижного состава, сооружений, восстановления движения поездов и маневровых работ в возможно короткий срок.

Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, причиненное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другими факторами, которые привели (могут привести) к гибели людей, животных и растений, значительным материальным убыткам и (или) нанесли ущерб окружающей среде.

Номер ООН (UN) - четырехзначный цифровой идентификационный номер, предоставленный опасному грузу Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов и согласованный на глобальном уровне системы классификации и маркирования химических веществ Экономического и Социального Совета ООН;

Н.З.К. (не указано конкретно) - обобщенная позиция опасного груза У Указателе поиска аварийных карточек (приложение 4 к настоящим Правилам), к которой могут быть отнесенные смеси, вещества, растворы или изделия, если они:

не названы конкретно в этом Указателе;

имеют физико-химические свойства, соответствующие классу опасности, классификационному коду/шифру, группе упаковки и описания позиции Н.З.К.;

Нейтрализация - составляющая часть мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций, связанная с удалением, рассеиванием, преобразованием в безопасные формы опасных грузов, их паров, продуктов горения и разложения.

Опасная зона - зона аварии, в границах которой имеется угроза поражения от взрыва, пожара, отравления, облучения, ожогов, обморожения людей и животных.

Опасные грузы (ОГ) - вещества, материалы, изделия, отходы производственной и другой деятельности, которые вследствие присущих им свойств при наличии определенных факторов могут во время перевозки повлечь за собой взрыв, пожар, повреждение технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальные убытки и ущерб окружающей среде, а также привести к гибели, травмированию, отравлению людей, животных и по международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или по результатам испытаний в установленном порядке в зависимости от степени их влияния на окружающую среду или человека отнесены к одному из классов опасных веществ.

Оповещение - доведение сигналов и сообщений органов управления об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, аварий, катастроф, эпидемий, пожаров и тому подобное до центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и населения.

Пожар - неконтролированное горение вне специального очага, распространяющееся во времени и пространстве.

Пожарная опасность - возможность возникновения и (или) развития пожара.

Радиационный материал - какой-либо материал, содержащий радионуклиды и в котором концентрация активности, а также полная активность груза превышает значения, обусловленные Правилами безопасной перевозки радиоактивных материалов №ST-1.

Радиационный дозиметрический контроль - комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на получение информации о состоянии радиационной обстановки и действительных дозах облучения людей.

Вспыхивание - воспламенение, сопровождающееся появлением пламени.

Санитарные и противоэпидемические мероприятия - деятельность, направленная на создание безопасных для здоровья условий быта, труда, обучения, отдыха и других сфер жизни и деятельности человека, предотвращения возникновения и распространения инфекционных болезней.

Степень токсичности - показатель, характеризующий возможное неблагоприятное влияние на человека данного вещества при длительном контакте, и определяемый ГОСТ 12.1.007-76.

Транспортная опасность - обобщенный показатель, характеризующий неблагоприятное влияние опасного груза на окружающую среду, обслуживающий персонал и население во время непродолжительного влияния в условиях аварийной ситуации.

Фильтровальный защитный дыхательный аппарат - дыхательный аппарат, обеспечивающий очистку воздуха, вдыхаемого из окружающей среды.

4. Правила безопасности при ликвидации последствий аварийной ситуации с опасными грузами на железнодорожном транспорте

4.1. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 31.10.2007 г. №1285 "Об утверждении Порядка проведения специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов" работники железнодорожного транспорта должны пройти специальное обучение и иметь соответствующее свидетельство (сертификат). Локомотивные бригады, которые привлекаются к перевозке опасных грузов, проходят обучение и проверку знаний этих Правил и порядка постановки в поезд вагонов с опасными грузами. В случае необходимости соблюдение особого порядка движения поезда локомотивные бригады проходят целевой инструктаж.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.