Дата обновления БД:
19.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
72 / 276
Всего документов в БД:
133027
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 12 апреля 1999 года №171
Об утверждении необходимых нормативных актов по реализации Семейного кодекса Республики Узбекистан
(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.08.2003 г. №365, 21.08.2007 г. №179, 02.06.2008 г. №117,24.03.2010 г. №52, 28.12.2010 г. №319, 14.06.2011 г. №174, 20.06.2011 г. №183, 17.11.2011 г. №307, 22.09.2014 г. №269)
Во исполнение Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г. №608-1 "О порядке введения в действие Семейного кодекса Республики Узбекистан" Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить:
Правила регистрации актов гражданского состояния согласно приложению №1;
Утратил силу в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.09.2014 г. №269
Положение об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних детей, принятии детей в семью и на воспитание (патронат) согласно приложению №3.
(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.09.2014 г. №269)
(см. предыдущую редакцию)
2. Признать утратившими силу:
постановление Совета Министров Узбекской ССР от 19 января 1970 г. №20 "Об утверждении Положений об органах опеки и попечительства Узбекской ССР, а также о порядке и условиях передачи детей на воспитание (патронат)" (СП Уз ССР, 1970 г., №1, ст.7);
постановление Совета Министров Узбекской ССР от 9 июля 1976 г. №393 "Об утверждении Положения о комиссии по определению возраста граждан при исполнительном комитете районного, городского Совета депутатов трудящихся" (СП Уз ССР, 1976 г., №7, ст.42);
постановление Совета Министров Узбекской ССР от 16 декабря 1982 г. №393 "Об утверждении Правил регистрации актов гражданского состояния отделами ЗАГСа исполкомов районных, городских, районных в городе Советов и исполкомами поселковых, кишлачных и аульных Советов народных депутатов Узбекской ССР" (СП Уз ССР, 1982 г. №12. ст.46);
постановление Совета Министров Узбекской ССР от 26 июля 1989 г. №239 "О мерах по дальнейшему улучшению работы органов записи актов гражданского состояния по внедрению новых гражданских обрядов".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Д.М.Гулямову.
Председатель Кабинета Министров
И.Каримов
к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 апреля 1999 года №171
Правила регистрации актов гражданского состояния
I. Общие правила
1. Органы записи актов гражданского состояния (далее по тексту "органы ЗАГС") осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Семейным кодексом Республики Узбекистан, Правилами регистрации актов гражданского состояния (далее по тексту "Правила"), Инструкцией о порядке ведения делопроизводства в органах ЗАГС и другими законодательными актами, относящимися к деятельности органов ЗАГС.
2. Общее руководство деятельностью органов ЗАГС, организация, объединение, ликвидация, реорганизация и контроль за деятельностью органов ЗАГС осуществляются Министерством юстиции Республики Узбекистан.
Министерство юстиции обеспечивает органы ЗАГС и консульские учреждения Республики Узбекистан в иностранных государствах бланками гербовых свидетельств строгой отчетности, утвержденными Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
3. Органы ЗАГС и консульские учреждения обеспечиваются бланками записей актов гражданского состояния и других документов соответственно Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента, а также Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.
4. Органы ЗАГС регистрируют путем составления записей следующие акты гражданского состояния:
а) рождение;
б) заключение брака;
в) расторжение брака;
г) смерть.
Записи актов гражданского состояния являются документами государственной важности, составляются в двух экземплярах и хранятся 75 лет со дня регистрации их в органах ЗАГС.
События и факты - усыновление, установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, изменение пола - находят свое отражение в перечисленных выше актах гражданского состояния путем внесения в них соответствующих изменений.
5. Действия, указанные в пункте 4 настоящих Правил, по отношению к проживающим за границей гражданам Республики Узбекистан, производят консульские учреждения Республики Узбекистан.
Консул принимает от граждан Республики Узбекистан, постоянно проживающих за границей, от граждан иностранных государств и лиц без гражданства, зарегистрировавших гражданские состояния в Республике Узбекистан, заявления о внесении изменений, исправлений и дополнений в акты, о восстановлении актов вместе с соответствующими документами и передает эти документы в компетентные органы для рассмотрения.
В случаях, когда один из обратившихся к консулу лиц является гражданином Узбекистана, а другой - иностранным гражданином или лицом без гражданства, вопросы регистрации актов гражданского состояния разрешаются при условии, если регистрация актов гражданского состояния не противоречит законодательству государства, в котором функционирует консульское учреждение, а также международным договорам или соглашениям, подписанным Республикой Узбекистан.
Если в подписанном Республикой Узбекистан договоре или соглашении предусмотрены иные нормы, не содержащиеся в нормах семейного законодательства Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.
6. При регистрации рождения или смерти, а также при выдаче первичного гербового свидетельства по указанным записям актов консульский сбор не взимается.
При регистрации других записей актов и выдаче повторных свидетельств (в том числе по причине внесения изменений, исправлений и дополнений в записи актов) консульский сбор взимается в установленном порядке.
7. В регистрации записей актов гражданского состояния может быть отказано в следующих случаях:
если регистрация записи акта противоречит закону;
если лицо, обратившееся за регистрацией акта, не имеет на это права или признано недееспособным.
8. Отказ в регистрации актов гражданского состояния может быть обжалован в вышестоящем органе записей актов гражданского состояния или в судебном порядке.
9. Жалобы на действия консула по вопросам регистрации актов гражданского состояния направляются для рассмотрения в порядке подчиненности руководителю находящегося в иностранном государстве дипломатического представительства Республики Узбекистан или в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.
10. Работники органов ЗАГС, а также консул не имеют права регистрировать записи актов или вносить в них соответствующие изменения, исправления и дополнения в отношении себя, мужа или жены и детей.
Правовое значение регистрации актов гражданскою состояния
11. Закон определяет защиту личных и имущественных прав граждан и регистрацию в компетентных органах с учетом интересов государства и общества важнейших событий в жизни граждан - рождение, вступление в брак, смерть и других случаев, являющихся причиной возникновения, изменения и прекращения значительных субъективных прав и обязанностей человека.
Регистрация актов гражданского состояния является основанием для выдачи документа (гербового свидетельства), служащего причиной возникновения прав и обязанностей граждан. Значение регистрации актов гражданского состояния в том, что она является неоспоримым доказательством, удостоверяющим обоснованность выданного органом ЗАГС свидетельства и достоверность факта, указанного в свидетельстве.
Свидетельство о рождении является единственным документом, подтверждающим рождение ребенка, отцовства и материнства его родителей.
Свидетельство о браке - это документ, подтверждающий супружество лиц, вступивших в брак, и выражающий возникновение взаимных прав и обязанностей.
12. Ответственность за своевременную регистрацию (фактов рождения и смерти возлагается на районные и городские отделы здравоохранения.
Органы, регистрирующие акты гражданского состояния
13. Регистрация актов гражданского состояния производится в районах и городах отделами записи актов гражданского состояния, а регистрация смерти в поселках, кишлаках и аулах может производиться также председателями (аксакалами) сходов граждан.
Действия органов самоуправления граждан в части регистрации смерти подконтрольны соответствующим отделам записи смерти, на территории которых они находятся.
Регистрация актов гражданского состояния граждан Республики Узбекистан, постоянно или временно проживающих за границей, производится консулом в соответствии с законодательством Республики Узбекистан (ст. 203 Семейного кодекса Республики Узбекистан).
При временном отсутствии консула акты гражданского состояния регистрируются должностным лицом консульства, назначенным консулом.
При отсутствии дипломатического представительства Республики Узбекистан в иностранных государствах регистрация актов гражданского состояния производится консульским учреждением Республики Узбекистан в другом иностранном государстве, определяемом Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.
II. Регистрация рождения
14. Рождение ребенка подлежит обязательной регистрации в органах ЗАГС по месту его рождения или по месту постоянного жительства родителей или одного из них.
По желанию родителей орган ЗАГС может производить регистрацию рождения ребенка в торжественной обстановке.
15. Заявление о рождении должно быть сделано в течение месяца со дня рождения ребенка.
Заявление о рождении ребенка может подаваться его родителями или одним из родителей, а в особых случаях родственниками, соседями, администрацией учреждений здравоохранения, органами внутренних дел или органами опеки и попечительства.
16. Пропуск установленного срока не является препятствием для регистрации рождения.
Если заявление о регистрации рождения подано по истечении установленного срока, рождение регистрируется в книге текущей регистрации актов о рождении, сведения о ребенке: фамилия, имя, порядковый номер записи акта, дата - записываются в Алфавитной книге за текущий и фактический годы рождения ребенка.
В этих случаях орган ЗАГС по необходимости может истребовать дополнительно к документу, подтверждающему факт рождения, другие документы.
17. Регистрация рождения лиц старше 16 лет, не зарегистрировавших рождение, производится в порядке и по правилам восстановления утраченных актовых записей.
18. Для регистрации рождения представляются: справка медицинского учреждения о рождении ребенка, паспорта родителей или заменяющие их документы, гербовое свидетельство о заключении брака или заявление об установлении отцовства либо заявление матери, не состоящей в браке.
В справке медицинского учреждения о рождении ребенка должны быть указаны следующие сведения:
фамилия, имя, отчество матери, место жительства;
время и дата рождения ребенка, пол вес, рост;
время выдачи.
Справка подписывается должностным лицом медицинского учреждения и скрепляется гербовой печатью.
Регистрация рождения ребенка, родившегося вне родильного дома и без медицинской помощи, производится на основании справки, подписанной свидетелями рождения ребенка от данной матери и подтвержденной подписью участкового врача или фельдшера.
Недействующая редакция, не действует с 19 декабря 2016 года