Недействующая редакция. Принята: 24.05.2012 / Вступила в силу: 25.05.2012

Недействующая редакция, не действует с 3 июня 2017 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 24 мая 2012 года №309

О Национальной программе реформирования здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2016 годы

В связи с завершением реализации Национальной программы реформирования здравоохранения "Манас таалими" на 2006-2010 годы, учитывая важность и необходимость продолжения дальнейшего развития здравоохранения Кыргызской Республики, Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить Национальную программу реформирования здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2016 годы согласно приложению.

2. Министерству здравоохранения Кыргызской Республики в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий, индикаторы мониторинга по реализации Национальной программы реформирования здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2016 годы.

3. Общую координацию по реализации Национальной программы реформирования здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2016 годы возложить на Министерство здравоохранения Кыргызской Республики.

4. Реализацию данного постановления осуществлять в пределах средств, предусмотренных Министерству здравоохранения Кыргызской Республики из республиканского бюджета на соответствующий год.

5. Министерствам, административным ведомствам, местным государственным администрациям принять к исполнению Национальную программу реформирования здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2016 годы.

6. Рекомендовать мэриям городов Бишкек и Ош, органам местного самоуправления оказывать содействие в реализации Национальной программы реформирования здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2016 годы.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел социального и гуманитарного развития Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

8. Признать утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики "О Национальной программе реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" на 2006-2010 годы" от 16 февраля 2006 года № 100.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Премьер-министр

О.Бабанов

Приложение

Национальная программа реформирования системы здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2016 годы

Введение

Национальная программа реформирования системы здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2016 годы (далее - Программа "Ден соолук") является логическим продолжением предыдущих национальных программ реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики"Манас" (1996-2005 гг.) и "Манас таалими" (2006-2011 гг.).

В ходе реализации указанных программ создана законодательная база новой системы здравоохранения Кыргызской Республики. Были приняты законы Кыргызской Республики: "О системе Единого плательщика в финансировании здравоохранения Кыргызской Республики", "Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике", "Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике", "Об общественном здравоохранении", внесены изменения в Закон Кыргызской Республики "Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике", в Закон Кыргызской Республики "О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике".

Постановлениями Правительства Кыргызской Республики, начиная с 2001 года, ежегодно утверждается Программа государственных гарантий, предусматривающая оказание бесплатной, льготной или платной (официальная сооплата) медицинской помощи, в зависимости от социального статуса граждан и наличия или отсутствия у них медицинского страхования.

С 2006 года реформирование системы здравоохранения осуществляется в рамках широкосекторального подхода Sector Wide Approach (далее - SWAp). В рамках SWAp Министерство здравоохранения Кыргызской Республики (далее - Минздрав) осуществляет внедрение Национальной программы "Манас таалими", партнеры по развитию направили свою помощь на решение приоритетных задач настоящей Программы, созданы совместные процессы и инструменты для мониторинга прогресса реализации. Минздравом организовано проведение два раза в год совместных обзоров деятельности сектора, в ходе которых осуществляется углубленная оценка достижений и недостатков, планируются мероприятия на будущее.

Новые методы работы в рамках SWAp дали ощутимые результаты, а именно:

- повысилась руководящая роль Минздрава в разработке, реализации и мониторинге реформ;

- улучшилась степень синхронизации донорских средств с приоритетами Национальной программы "Манас таалими" и координации всех мероприятий, осуществляемых в секторе здравоохранения;

- повысилась степень использования доказательств в разработке политики и мониторинга процессов. Учитывая высокую эффективность настоящего подхода, Правительство Кыргызской Республики сохраняет приверженность принципам SWAp в разработке и реализации Программы "Ден соолук".

В рамках национальных программ "Манас" и "Манас таалими" была внедрена признанная на международном уровне модель финансирования здравоохранения. Несмотря на экономические трудности, за последние 5 лет уровень финансирования здравоохранения увеличился, в том числе благодаря донорским средствам и проведенным структурным изменениям. Усовершенствованная модель финансирования системы здравоохранения и увеличение объема средств позволили добиться определенных результатов в повышении финансовой защиты населения, доступа к медицинской помощи и ее эффективности. Эти достижения являются значимыми, особенно в условиях социально-политической нестабильности, которая сохранялась в республике в течение последних 5-6 лет, а также учитывая ограниченные ресурсы в силу сложившейся экономической ситуации.

Однако, несмотря на ряд достижений, сохраняются и существенные недостатки. Вопреки ожиданиям, не отмечено значимого улучшения показателей здоровья населения в отношении сердечно-сосудистых заболеваний, состояния материнского и детского здоровья; вызывает обеспокоенность ситуация с ростом случаев, устойчивых к лекарственным средствам форм туберкулеза. С целью улучшения здоровья граждан Кыргызстана настоятельной необходимостью является дальнейшее изменение отношения населения к своему здоровью и повышение качества услуг здравоохранения. Именно эти задачи призвана решить Программа "Ден соолук". Основываясь на достижениях Программ "Манас" и "Манас таалими" и руководствуясь основными принципами Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), деятельность Программы "Ден соолук" направлена на обеспечение универсального (всеобщего) охвата населения качественными медико-санитарными и профилактическими услугами, независимо от социального статуса, гендерных различий и статуса застрахованности населения.

Программа "Ден соолук" разрабатывалась в течение 2010-2011 годов под руководством Минздрава, при сотрудничестве всех заинтересованных структур и поддержке ВОЗ, других партнеров по развитию, активно задействованных в рамках SWAp. В разработке Программы участвовали технические рабочие группы, координируемые группой экспертов. Программа была обсуждена с политиками, специалистами в сфере здравоохранения, представителями гражданского сообщества и партнерами по развитию, с учетом замечаний и предложений которых и была сформирована окончательная версия Национальной программы реформирования системы здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2016 годы.

I. Основные достижения и уроки, извлеченные в ходе внедрения Национальной программы реформирования системы здравоохранения "Манас таалими" на 2006-2010 годы

В мае 2011 года Минздравом был опубликован Отчет "Оценка реализации Национальной программы реформы здравоохранения Кыргызской Республики "Манас таалими" где были представлены результаты всесторонней оценки реализации этой Программы. Оценочный отчет составлен на базе результатов совместного мониторинга, согласованного и осуществлявшегося в рамках SWAp, а также исследований и оценочных отчетов, подготовленных Центром анализа политики здравоохранения (далее - ЦАПЗ), которые доступны на сайте: www.hpac.kg. Выводы, приведенные в предлагаемом разделе, сформулированы на основе вышеупомянутого отчета, содержащего подробные сведения и подтверждающие данные. В настоящем разделе проводится оценка достижений предыдущих программ, обозначены незавершенные позиции, которые могут быть реализованы в рамках Программы "Ден соолук".

1. Обзор реализации Программы "Манас таалими"

Основной целью Программы "Манас таалими" являлось улучшение состояния здоровья населения путем создания отзывчивой, эффективной, комплексной, интегрированной системы предоставления индивидуальных и общественных услуг здравоохранения, повышения ответственности каждого гражданина, семьи, общества, органов государственной власти и управления за здоровье каждого человека и общества в целом. Достижение этой цели предполагалось обеспечить за счет целого ряда мер, направленных на укрепление системы здравоохранения, и организованных в рамках следующих компонентов:

- вовлечение сообществ;

- финансирование системы здравоохранения;

- предоставление индивидуальных медицинских услуг;

- предоставление услуг общественного здравоохранения;

- продвижение доказательной медицины, развитие приоритетных программ, развитие человеческих ресурсов и формирование стратегического управления.

Программа "Манас таалими" была стратегически ориентирована на завершение и институционализацию реформ, начатых в рамках Программы "Манас", в частности, в сфере финансирования системы здравоохранения и ее реструктуризации, а также на начало нового поколения реформ в общественном здравоохранении и медицинском образовании.

Несмотря на политические и экономические трудности, переживаемые страной, мероприятия Программы "Манас таалими" были реализованы. Осуществлены следующие основные реформы:

- государственное ассигнование системы здравоохранения возросло с 10% до 13% от общего объема республиканского бюджета, что свидетельствует о росте ее приоритетности для государства; это позволило обеспечить улучшение финансирования услуг здравоохранения, в частности, обеспечение населения лекарственными средствами, снизить финансовое бремя для пациентов;

- средства для системы здравоохранения были переданы с областного на национальный уровень, что позволило обеспечить постепенное выравнивание нормативов финансирования по регионам и ликвидировать сложившуюся несправедливость в распределении ресурсов в рамках Программы государственных гарантий (далее - ПГГ) и Дополнительной программы обязательного медицинского страхования (далее - ДП ОМС);

- значительно активизировалась деятельность сельских комитетов здоровья (далее - СКЗ) по укреплению здоровья населения, количество действующих комитетов здоровья превысило 1200; возросла институционализация и устойчивость помощи, оказываемой СКЗ; были четко определены роли Республиканского центра укрепления здоровья (далее - РЦУЗ) и кабинетов укрепления здоровья (далее КУЗ) в Центрах семейной медицины (далее - ЦСМ);

- первичная медицинская помощь получила дальнейшее укрепление благодаря капиталовложениям в фельдшерско-акушерские пункты (далее - ФАП) и повышению доли финансирования, выделяемого на первичный уровень из ПГГ, с 23% - в 2006 году до 39% - в 2010 году;

- начало реформе общественного здравоохранения было положено принятием целого ряда законодательных актов и пересмотром ведомственных актов, направленных на создание современной службы общественного здравоохранения, адекватно реагирующей на бремя заболеваний, распространенных в республике;

- Минздрав стал движущей силой в реализации Программы "Манас таалими", и в значительной мере усилил уровень управления; мониторинг и оценка результатов Программы "Манас таалими" приобрели плановый характер и стали частью совместных ежегодных обзоров, проводимых в рамках SWAp.

2. Оценка результатов деятельности Программы "Манас таалими"

Влияние реформ, осуществленных в ходе реализации Программы "Манас таалими", на ее ключевые цели носило смешанный характер. С одной стороны, был продемонстрирован заметный прогресс в обеспечении финансовой защиты, доступности и эффективности предоставляемых медицинских услуг. С другой стороны, прогресс в вопросах повышения качества медицинской помощи и улучшения здоровья населения был менее впечатляющим. Поэтому повышение качества медицинской помощи и улучшение здоровья населения остаются основными целями и в рамках Программы "Ден соолук", наряду с сохранением видимых достижений в обеспечении финансовой защиты, доступа и эффективности медицинских услуг.

Здоровье населения. Отметим, что некоторые из мероприятий по охране здоровья населения были достаточно успешными, в то время как по другим прогресса не наблюдалось. Так, началось снижение показателей младенческой и детской смертности, снизилась заболеваемость и смертность от туберкулеза, стабилизировался уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний среди взрослого населения. Но, в то же время не наблюдалось улучшения показателей материнской смертности, число новых случаев ВИЧинфекции продолжает расти, вызывает тревогу возникновение и рост заболеваемости мультирезистентной формой туберкулеза. Поэтому важной задачей Программы "Ден соолук" является наращивание прогресса в достижении результатов по этим ключевым показателям.

Финансовая защита и обеспечение доступности медицинских услуг. В период с 2003 по 2009 годы финансовое бремя для 40% беднейшего населения страны значительно снизилось, уменьшились географические и финансовые барьеры, препятствовавшие доступу к медицинским услугам. Снижение произошло вследствие внедрения системы Единого плательщика, сначала на областном уровне, с последующим аккумулированием средств на национальном уровне, достигнуто повышение эффективности за счет реструктуризации и расширения сферы действия ПГГ. В период с 2006 по 2009 годы дальнейшего снижения финансового бремени не наблюдалось. Таким образом, эти вопросы должны решаться в рамках Программы "Ден соолук", с акцентированием внимания на растущих наличных выплатах за амбулаторные медицинские услуги и на неофициальных платежах за лечение в стационарах, расположенных в крупных городах и до сих пор не затронутых реструктуризацией.

Эффективность использования средств. Степень эффективности распределения средств в рамках ПГГ несомненно повысилась, благодаря двум согласованным показателям:

a) доля расходов здравоохранения в рамках ПГГ, направляемых на менее затратную первичную медикосанитарную помощь, возросла с 29% в 2005 году до 38% - в 2009 году;

б) прямые расходы на пациентов (лекарственные средства, изделия медицинского назначения и продукты питания) возросли с 20% в 2005 году до 30% - в 2009 году в результате оптимизации инфраструктуры организаций здравоохранения. Тем не менее, необходимость дальнейшего повышения эффективности использования средств остается важным направлениям Программы "Ден соолук", с учетом сохраняющегося разрыва финансирования ПГГ, нерациональности распределения инфраструктуры и управления ею в крупных городах.

Прозрачность деятельности системы здравоохранения. До 2006 года неофициальные платежи за лекарственные средства и изделия медицинского назначения значительно снижались, что явилось прямым следствием отмеченного ранее повышения эффективности использования средств. В результате чего, вместо расходов на инфраструктуру возросли государственные расходы непосредственно на обслуживание пациентов. Однако неофициальные выплаты медицинскому персоналу продолжали расти, что было связано с очень низким уровнем заработной платы, а также растущим разрывом между уровнем заработной платы медицинских работников и уровнем инфляции. С учетом недавнего повышения заработной платы медицинским работникам, важную роль играет продолжение мониторинга в сфере неофициальных выплат.

3. Извлеченные уроки и вопросы, которые необходимо решить в ходе реализации Программы "Ден соолук"

Реформы, проводимые в течение последних 15 лет в сфере здравоохранения республики, в частности, реализация Программ "Манас" и "Манас таалими", позволили извлечь ряд важных уроков, повлиявших на содержание Программы "Ден соолук". Кроме того, ряд задач, не охваченных Программами "Манас" и "Манас таалими", вошли в Программу "Ден соолук".

Урок 1. Более пристальное внимание и более серьезные инвестиции необходимы для того, чтобы изменить отношение населения к своему здоровью и клиническую практику с целью повышения результативности ключевых мероприятий по охране здоровья. К сожалению, необходимо констатировать, что результаты 15-ти лет реформ в сфере здравоохранения оказались ниже ожидаемого уровня. Это можно объяснить объективными факторами, такими как медленное изменение показателей здоровья в целом и ограниченное финансирование, препятствующее достижению видимого прогресса. Еще одной причиной является недостаточное внимание к ключевым детерминантам здоровья и вопросам клинической практики со стороны медицинских работников. В действительности, степень сложности изменения клинической практики с целью повышения качества медицинской помощи явно недооценивается. В результате, уровень охвата населения услугами здравоохранения, основанными на принципах доказательной медицины, которые обеспечивают наибольшие достижения здравоохранения по ключевым состояниям здоровья (например, артериальная гипертония, диабет, наблюдение за беременными, раннее выявление случаев туберкулеза и т.п.), все еще оказывается очень низким. Это требует укрепления механизмов повышения качества медицинских услуг на уровне организаций здравоохранения, что, в свою очередь, вызывает необходимость повышения степени их подотчетности по результатам деятельности и полной автономии в управлении. Повышение качества основных услуг здравоохранения станет стратегическим направлением Программы "Ден соолук", с которым связывается улучшение результативности мероприятий по охране здоровья населения.

Урок 2. Политическая нестабильность и частая смена руководства препятствовали последовательному осуществлению реформ. Нестабильная политическая ситуация в стране оказала отрицательное влияние на целенаправленное проведение реформ в системе здравоохранения. Частая смена руководителей высшего звена стала причиной непоследовательности в определении направлений реформирования и создала сложности в накоплении достаточного объема знаний и компетенций, необходимых для эффективного управления. Частая смена руководства усугублялась неадекватной коммуникационной стратегией Минздрава, которое могло бы осуществлять реформы и процесс реорганизаций более прозрачным и открытым для общественности способом.

Урок 3. Неспособность руководства решить проблему оттока кадров оказала отрицательное влияние на доступ к медицинской помощи и на ее качество, особенно для уязвимых групп населения в отдаленных сельских регионах. В последние годы в системе здравоохранения Кыргызской Республики сложилась критическая ситуация с комплектованием кадрового состава. Чрезмерная концентрация медицинского персонала наблюдается в городах Бишкек и Ош, в то время как в областях отмечается нехватка кадров, в первую очередь врачей, занимающихся практической деятельностью. Таким образом, проблема заключается не в недостаточном количестве медицинских работников, а в их неравномерном распределении. Низкий уровень социальной жизни в областях и сельской местности стал серьезным фактором, который лишает молодых специалистов желания оставаться и работать в удаленных от центра регионах. Специальные меры, предпринятые для вовлечения местных органов власти в создание мотивации для молодых специалистов работать в регионах, оказались недостаточными. Важным мотивирующим фактором для удержания медицинских работников на местах, особенно в отдаленных районах, может стать повышение заработной платы, которое было начато Правительством страны с мая 2011 года. Для Программы "Ден соолук" этот вопрос также является одной из фундаментальных проблем.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Национальная программа реформирования системы здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2016 годы I. Основные достижения и уроки, извлеченные в ходе внедрения Национальной программы реформирования системы здравоохранения "Манас таалими" на 2006-2010 годы 1. Обзор реализации Программы "Манас таалими" 2. Оценка результатов деятельности Программы "Манас таалими" 3. Извлеченные уроки и вопросы, которые необходимо решить в ходе реализации Программы "Ден соолук" II. Миссия, принципы, стратегический подход и политические обязательства Программы "Ден соолук" 4. Миссия и принципы 5. Стратегический подход § 1. Ожидаемое улучшение показателей здоровья населения § 2. Ключевые услуги § 3. Определение и устранение барьеров в системе здравоохранения 6. Политические обязательства и структурные (рамочные) условия III. Ожидаемые результаты и ключевые услуги по приоритетным направлениям Программы "Ден соолук" 7. Сердечно-сосудистые заболевания § 1. Ключевые мероприятия на уровне населения § 2. Ключевые индивидуальные услуги - улучшение качества медицинских услуг в организациях здравоохранения § 3. Преемственность и новые модели услуг § 4. Барьеры 8. Здоровье матери и новорожденного § 1. Ключевые мероприятия на уровне населения § 2. Ключевые индивидуальные услуги - меры по улучшению качества услуг в организациях здравоохранения § 3. Преемственность и новые модели услуг 9. Здоровье ребенка § 1. Ключевые услуги для населения § 2. Ключевые индивидуальные услуги - меры по улучшению качества услуг в организациях здравоохранения § 3. Преемственность и новые модели услуг § 4. Барьеры 10. Туберкулез § 1. Ключевые услуги для населения § 2. Ключевые индивидуальные услуги - меры по улучшению качества услуг в организациях здравоохранения § 3. Преемственность и новые модели услуг § 4. Барьеры 11. ВИЧ-инфекция § 1. Ключевые услуги для населения § 2. Ключевые индивидуальные услуги - меры по улучшению качества услуг в организациях здравоохранения § 3. Барьеры IV. Преодоление системных барьеров, препятствующих охвату ключевыми услугами через усиление всех функций системы здравоохранения 12. Общественное здравоохранение § 1. Усиление межсекторального подхода к деятельности общественного здравоохранения § 2. Расширение услуг по укреплению здоровья § 3. Оптимизация службы общественного здравоохранения 13. Предоставление индивидуальных медицинских услуг § 1. Дальнейшая оптимизация предоставления индивидуальных медицинских услуг населению на различных уровнях здравоохранения § 2. Внедрение новых институциональных взаимоотношений в системе предоставления индивидуальных услуг (автономия поставщиков, новые рычаги управления) § 3. Совершенствование системы управления и улучшение качества медицинских услуг § 1. Неадекватное бюджетное финансирование сектора здравоохранения государственным обязательствам в предоставлении услуг здравоохранения § 2. Несовершенная система оплаты медицинских услуг § 3. Низкая эффективность управления финансовыми ресурсами здравоохранения 15. Формирование ресурсов для системы здравоохранения § 1. Инвестирование в человеческие ресурсы § 2. Лекарственная политика § 3. Информационные системы сектора здравоохранения 16. Стратегическое управление § 1. Незавершенность распределения функций управления, оказания медицинских услуг, финансирования системы здравоохранения § 2. Недостаточная вовлеченность органов государственной власти в решение проблем охраны и укрепления здоровья населения V. Стратегия реализации Программы "Ден соолук" 17. Определение и продвижение политики сектора здравоохранения 18. Эффективное управление бюджетом 19. Обеспечение четкого системного руководства и контроль за выполнением Программы "Ден соолук" § 1. Концентрация усилий по устранению барьеров § 2. Организация работы и достижение ожидаемых результатов 20. Координация деятельности всех партнеров, вовлеченных в процесс реализации Программы "Ден соолук" VI. Мониторинг и оценка Национальной программы "Ден соолук" на 2012-2016 годы 21. Достижения в области мониторинга и оценки Программы "Манас таалими" 22. Стратегия Мониторинга и оценки Программы "Ден соолук" § 1. Пакет индикаторов MиО Программы "Ден соолук" § 2. Исследования охвата ключевыми услугами § 3. Исследования системы здравоохранения с акцентом на устранение барьеров § 4. Крупномасштабные исследования