Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
ЗАКОН УКРАИНЫ
от 2 марта 2015 года №222-VIII
О лицензировании видов хозяйственной деятельности
(В редакции Законов Украины от 26.11.2015 г. №835-VIII (вступил в силу 01.01.2017 г.), 08.12.2015 г. №867-VIII, 22.09.2016 г. №1540-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII, 17.01.2017 г. №1817-VIII (вступил в силу 17.01.2017 г.), 23.03.2017 г. №1983-VIII, 13.04.2017 г. №2019-VIII)
Статья 1. Определение терминов
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) безлицензионная деятельность - осуществление вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии на его производство, в том числе производства лицензиатом части вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, иной, чем та, на которую ему выдана лицензия;
1-1) выдача лицензии - внесение в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований записи о праве производства предприятием определенного им вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию;
2) соискатель лицензии - субъект хозяйствования, который подал в орган лицензирования заявление о получении лицензии вместе с подтверждающими документами в соответствии с требованиями соответствующих лицензионных условий;
3) лицензиат - субъект хозяйствования, который имеет лицензию на осуществление установленного законом вида хозяйственной деятельности;
4) лицензионные условия - нормативно-правовой акт Кабинета Министров Украины, иного уполномоченного законом органа государственной власти, положения которого устанавливают исчерпывающий перечень требований, обязательных для выполнения лицензиатом, и исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о получении лицензии;
5) лицензия - запись в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований о решении органа лицензирования о наличии у субъекта хозяйствования права на осуществление определенного им вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию;
6) лицензирование - средство государственного регулирования производства видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, направленное на обеспечение реализации единой государственной политики в сфере лицензирования, защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей;
7) орган лицензирования - орган исполнительной власти, определенный Кабинетом Министров Украины, или уполномоченный законом государственный коллегиальный орган.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 26.11.2015 г. №835-VIII (вступил в силу 01.01.2017 г.), 22.09.2016 г. №1540-VIII)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Сфера действия Закона и полномочия органов государственной власти в сфере лицензирования
1. Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности, определяет исключительный перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливает унифицированный порядок их лицензирования, надзор и контроль в сфере лицензирования, ответственность за нарушение законодательства в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на порядок выдачи, переоформления и аннулирования лицензий на осуществление следующих видов хозяйственной деятельности:
1) банковской деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом Украины "О банках и банковской деятельности";
2) деятельность в области телевидения и радиовещания, которая осуществляется в соответствии с Законом Украины "О телевидении и радиовещании";
3) производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, которая осуществляется в соответствии с Законом Украины "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий".
3. Предприятие может осуществлять виды хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, после внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований о решении органа лицензирования о выдаче ему лицензии.
4. Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является:
центральный орган исполнительной власти, государственный коллегиальный орган, - осуществляется на всей территории Украины;
Совет министров Автономной Республики Крым, - осуществляется на территории Автономной Республики Крым;
местный орган исполнительной власти, - осуществляется на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
5. Формирование и реализацию государственной политики в сфере лицензирования в установленном настоящим Законом порядке осуществляют:
Кабинет Министров Украины или иной орган государственной власти в случаях, установленных законом - путем принятия нормативно-правовых актов в сфере лицензирования;
специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования;
органы лицензирования.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 26.11.2015 г. №835-VIII, 13.04.2017 г. №2019-VIII)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Принципы государственной политики в сфере лицензирования
1. Государственная политика в сфере лицензирования основывается на:
1) принципе единой государственной системы лицензирования, которая реализуется путем:
установления единого перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, исключительно этим Законом;
определения исчерпывающего перечня документов, прилагаемых к заявлению о получении лицензии, исходя из минимального количества таких документов, достаточных лишь для подтверждения выполнения требований соответствующих лицензионных условий;
определения Кабинетом Министров Украины органов лицензирования и видов хозяйственной деятельности в соответствии со статьей 7 этого Закона, на которые соответствующий орган лицензирования выдает лицензии;
2) принципе территориальности, согласно которому действие лицензии распространяется на административную территорию органа лицензирования, который ее выдал;
3) принципе соблюдения законности путем того, что:
введение лицензирования вида хозяйственной деятельности осуществляется исключительно законом;
виды хозяйственной деятельности, не указанные в статье 7 этого Закона, лицензированию не подлежат;
устанавливаются конкретные сроки осуществления каждого действия органа лицензирования, специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования;
требования лицензионных условий должны быть однозначными, прозрачными и исключать возможность их субъективного применения органами лицензирования или лицензиатами;
полномочия специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, Экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования и порядок вступления в силу решений органа лицензирования относятся к сфере лицензирования всех видов хозяйственной деятельности, определяются исключительно этим Законом и не могут быть ограничены другими законами;
вводится ответственность должностных лиц органов лицензирования и специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования и субъектов хозяйствования за нарушение требований нормативно-правовых актов, регулирующих сферу лицензирования;
запрещается требование органами лицензирования предоставления документов из государственных бумажных или электронных информационных ресурсов;
4) принципе приоритетности защиты прав, законных интересов, жизни и здоровья человека, окружающей среды, защиты ограниченных ресурсов государства и обеспечения безопасности государства, который предусматривает:
лицензирование вида хозяйственной деятельности применяется только к такому виду, осуществление которого представляет угрозу нарушения прав, законных интересов граждан, жизни или здоровью человека, окружающей среде и/или безопасности государства, и только в случае недостаточности других средств государственного регулирования;
предотвращение проявлений коррупции;
в случае внесения изменений в нормативно-правовые акты в сфере лицензирования, предполагается достаточный для реализации этих изменений срок, но не менее двух месяцев;
5) принципе равенства прав субъектов хозяйствования, который предусматривает:
свободный выбор субъектом хозяйствования производства установленного законом вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, и территории своей деятельности;
обеспечение при получении лицензии равенства прав субъектов хозяйствования независимо от организационно-правовой формы или формы собственности;
установление единых требований лицензионных условий путем определения их соответствия уровням риска от осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности;
избежание необоснованных обременений или излишних административных процедур;
запрет использования лицензирования видов хозяйственной деятельности для ограничения конкуренции;
6) принципе открытости процесса лицензирования, который обеспечивается путем:
своевременного обнародования результатов лицензионной деятельности органами лицензирования на своих официальных сайтах и проектов нормативно-правовых актов - в порядке, предусмотренном Законом Украины "О доступе к публичной информации";
обеспечение доступности информации в сфере лицензирования в соответствии с законом;
привлечение на паритетных началах представителей профильных общественных организаций, субъектов хозяйствования и/или их объединений в процесс принятия решений Экспертно-апелляционным советом по вопросам лицензирования.
2. Принципы государственной политики в сфере лицензирования распространяются на порядок лицензирования всех видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.
Лицензирование видов хозяйственной деятельности, которые не соответствуют приведенным в этой статье принципам государственной политики, запрещается.
Статья 4. Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования
1. Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования:
1) разрабатывает основные направления развития сферы лицензирования и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения по ее совершенствованию;
2) обобщает практику применения нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования;
3) согласовывает проекты нормативно-правовых актов в сфере лицензирования (в том числе лицензионные условия), которые разрабатываются и/или принимаются органами исполнительной власти, государственными коллегиальными органами;
4) осуществляет методическое руководство, информационное обеспечение деятельности органов лицензирования и определяет форму лицензионного отчета;
5) осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, государственными коллегиальными органами законодательства в сфере лицензирования;
6) образует Экспертно-апелляционный совет по вопросам лицензирования и обеспечивает его деятельность;
7) вправе для целей Экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования получать от органа лицензирования копии документов, касающихся принятого им решения, которое обжалуется в специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, и привлекать на общественных началах государственных служащих, ученых и других специалистов (с согласия их руководителей) для получения консультаций и проведения экспертизы документов в сфере лицензирования, а также запрашивать и получать информацию, документы или материалы;
8) выдает предписание об устранении нарушения законодательства в сфере лицензирования и распоряжение об отклонении или удовлетворении апелляций или жалоб с учетом решения экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 5 июля 2017 года