Недействующая редакция. Принята: 22.02.2017 / Вступила в силу: 27.03.2017

Недействующая редакция, не действует с 9 июня 2017 года

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 30 апреля 2003 года №92

Об образовании

(В редакции Законов Кыргызской Республики от 28.12.2006 г. №225, 31.07.2007 г. №111, 31.07.2007 г. №115, 20.01.2009 г. №10, 17.06.2009 г. №185, 15.01.2010 г. №2, 13.06.2011 г. №42, 08.08.2011 г. №150, 29.12.2011 г. №255, 29.12.2012 г. №206, 04.07.2013 г. №110, 30.07.2013 г. №176, 05.11.2013 г. №199, 16.12.2013 г. №221, 30.05.2014 г. №82, 18.07.2014 г. №144, 16.01.2015 г. №15, 15.04.2015 г. №82, 17.04.2015 г. №84, 03.08.2015 г. №213, 29.06.2016 г. №92, 22.02.2017 г. №32)

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 25 апреля 2003 года

(По всему тексту Закона слова "центральный орган государственного управления образованием" в различных падежных формах заменены словами "уполномоченный государственный орган в области образования" в соответствующих падежах в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 29.12.2011 г. №255)

(см. предыдущую редакцию)

(По всему тексту Закона слова "общего среднего" заменены словами "среднего общего" в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 29.12.2012 г. №206)

(см. предыдущую редакцию)

Настоящий Закон устанавливает принципы государственной политики в области образования, осуществления образовательного процесса, деятельности образовательных организаций, получения образования в Кыргызской Республике, а также служит правовой базой их реализации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе основные понятия используются в следующем значении:

адъюнктура - форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в военных учебных заведениях;

академическая свобода - право на разработку программ обучения в пределах требований государственных образовательных стандартов, самостоятельное изложение учебной дисциплины, выбор темы для научных исследований и методов их проведения, а также право обучающихся на получение знаний согласно своим наклонностям;

аккредитация (аттестация) - признание статуса образовательной организации или образовательных программ;

аккредитационное агентство - негосударственная, некоммерческая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, основной целью деятельности которой является осуществление аккредитации образовательных организаций и образовательных программ;

аккредитация - процедура оценки аккредитационным агентством уровня качества образовательной организации в целом или ее отдельных образовательных программ, в ходе которой признается соответствие образовательной организации или образовательной программы определенным критериям и стандартам;

аккредитация институциональная - процедура признания аккредитационным агентством соответствия уровня качества образовательной организации в целом определенным критериям, стандартам и его статуса;

аккредитация программная - процедура оценки соответствия отдельных программ образовательной организации определенным критериям и стандартам;

бакалавр - академическая степень базового высшего профессионального образования, дающая право для поступления в магистратуру и заниматься профессиональной деятельностью;

высшее профессиональное образование - обучение, подготовка, переподготовка специалистов соответствующего уровня образовательных программ и стандартов;

внебюджетная образовательная деятельность - образовательные услуги, предоставляемые в государственных образовательных организациях на платной основе;

государственная политика в области образования - направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, а также путем привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для ее поддержки имеющимися в их распоряжении средствами (средства массовой информации, общественные академии, профессиональные ассоциации, союзы и т.д.);

дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением средств информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;

дополнительное образование взрослых - более полное удовлетворение запросов личности в целях непрерывного повышения квалификации рабочих, служащих, специалистов в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов;

дополнительное образование детей - специфическая часть системы дошкольного, школьного и профессионального образования, основанная на свободном выборе и более полном удовлетворении интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении детей, подростков и молодежи посредством освоения ими дополнительных программ сверх базового образования во время, свободное от учебы в общеобразовательных и других образовательных организациях;

дошкольное образование - система воспитания и обучения, основной целью которой является первоначальная подготовка ребенка к жизни и школе, развитие его творческих способностей;

квота приема - предельное количество объема государственного образовательного заказа, в том числе образовательных грантов, выделяемых для приема в организации образования, дающие техническое и профессиональное среднее и высшее образование, граждан из числа инвалидов I, II групп, лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и к инвалидам войны, инвалидов детства, детей- инвалидов, сельской молодежи и лиц кыргызской национальности, не являющихся гражданами Кыргызской Республики, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

колледж - среднее профессиональное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня;

компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (обучаемого), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

компетентность - интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и умений в определенной ситуации (учебной, личностной и профессиональной);

коллектив государственного высшего учебного заведения - педагогические и научные работники (профессорско-преподавательский состав) и административно-управленческий персонал;

лицензирование - выдача образовательным организациям разрешения на образовательную деятельность, целью которого является обеспечение гарантированного на уровне требований государственных стандартов качества образования;

магистр - академическая степень полного высшего профессионального образования, дающая право для поступления в аспирантуру и заниматься профессиональной деятельностью;

начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного или среднего общего образования;

неполная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий;

образование - непрерывный, системный процесс воспитания и обучения в целях гармоничного развития личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, удостоверенного соответствующим документом;

образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;

образовательный процесс - организованный процесс воспитания и обучения в форме различных видов занятий с непосредственным участием педагогов и самостоятельных занятий обучающихся, а также экзаменов, зачетов, других видов аттестации обучающихся и выпускников. Образовательным процессом осуществляется реализация образовательных программ;

образовательный стандарт - совокупность норм и правил, определяющая образовательный минимум содержания основных образовательных программ, базовые требования к качеству подготовки выпускников, предельно допустимую учебную нагрузку обучающихся;

образовательная стратегия (стратегия развития образования)определение основных направлений и принципов развития системы образования как целостного социального института;

общеобразовательная школа - учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного общего и среднего общего образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

попечительский совет государственной образовательной организации Кыргызской Республики (далее - попечительский совет) - выборный орган соуправления государственной образовательной организации без статуса юридического лица, осуществляющий функции по оказанию содействия для достижения уставных целей государственной образовательной организацией, а также по привлечению дополнительных (внебюджетных) средств и контролю их целевого использования;

послевузовское профессиональное образование - образование, предоставляющее гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования;

профессиональная подготовка - приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением установленного государством образовательного уровня обучающихся;

система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, реализующих их образовательных организаций и лиц, а также органов управления образованием и подведомственными им учреждениями, организациями и предприятиями;

специалист - профессиональная квалификационная степень полного высшего профессионального образования по соответствующей специальности с правом повышения квалификации в соответствующих формах послевузовского образования;

специальное образование - обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в специальных или общеобразовательных организациях;

среднее профессиональное образование - подготовка, обеспечивающая приобретение обучающимися профессиональных знаний, умений, навыков по определенной специальности (направлению) на базе основного, среднего общего или начального профессионального образования;

среднее общее образование - целенаправленный непрерывный процесс воспитания и обучения гармонично развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию;

уполномоченный государственный орган в области образования - министерство и ведомства Кыргызской Республики и их территориальные структуры, в компетенцию которых входят вопросы в области образования;

участники образовательного процесса - обучающиеся (воспитанники), педагогические работники, учебно-вспомогательный и управленческий персонал образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся;

школьное (общее) образование - система воспитания и обучения, обеспечивающая соответствующие ее ступеням знания, умения, практические навыки, достаточные для ее активной деятельности в обществе;

экстернат - самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основным образовательным программам с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в соответствующей образовательной организации;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики об образовании Статья 3. Право на образование Статья 4. Принципы государственной политики в области образования Статья 5. Государственные образовательные стандарты Статья 6. Язык обучения Статья 7. Государственные гарантии прав граждан Кыргызской Республики на образование Статья 8. Государственное стимулирование развития образования Статья 9. Правовой статус образовательной организации Статья 10. Устав образовательной организации Глава II. Система образования Статья 11. Образовательные программы Статья 12. Образовательные организации Статья 13. Учредители образовательных организаций Статья 14. Формы образования Статья 15. Дошкольное образование Статья 15-1. Программа предшкольной подготовки Статья 16. Школьное образование Статья 17. Дополнительное образование Статья 18. Внешкольное образование Статья 19. Профессиональная подготовка Статья 20. Начальное профессиональное образование Статья 21. Среднее профессиональное образование Статья 22. Высшее профессиональное образование Статья 23. Послевузовское профессиональное образование Статья 24. Дополнительное образование взрослых Статья 25. Документы об образовании Глава III. Права и обязанности обучающихся, педагогов и родителей в системе образования Статья 26. Права и обязанности обучающихся Статья 27. Права и обязанности родителей (законных представителей) Статья 28. Право на занятие педагогической деятельностью Статья 29. Права и обязанности педагогов Глава IV. Социальная защита обучающихся и работников системы образования Статья 30. Социальная защита обучающихся Статья 31. Охрана здоровья детей и учащейся молодежи Статья 32. Социальная защита работников системы образования Статья 33. Социальная защита особого контингента учащихся Глава V. Управление системой образования Статья 34. Органы государственного управления системой образования Статья 35. Компетенция государства в управлении образованием Статья 36. Компетенция органов местного самоуправления Статья 37. Компетенция образовательных организаций Статья 38. Управление образовательными организациями 
Статья 39. Взаимоотношения образовательных организаций с общественными, политическими, религиозными организациями, ассоциациями и союзами Статья 40. Лицензирование и аккредитация образовательных организаций и программ, тестирование обучающихся Статья 41. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием Статья 42. Реорганизация и ликвидация образовательных организаций Глава VI. Финансирование и экономическая основа развития образования Статья 43. Источники финансирования образования Статья 43-1. Привлечение финансовых и иных материальных средств попечительскими советами государственных или муниципальных образовательных организаций Статья 43-2. Расчеты за услуги образования Статья 44. Порядок финансирования образовательных организаций Статья 44-1. Общественное слушание отчета о расходовании денежных средств государственными образовательными организациями Статья 44-2. Статья 44-3. Статья 45. Производственная деятельность образовательных организаций Статья 46. Материально-техническая база образовательных организаций Статья 47. Отношения собственности в системе образования Статья 48. Интеллектуальная собственность образовательных организаций Глава VII. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность в области образования Статья 49. Международное сотрудничество Статья 50. Внешнеэкономическая деятельность Статья 51. Оказание образовательных услуг этническим кыргызам, проживающим за пределами Кыргызской Республики, иностранным гражданам и лицам без гражданства Статья 52. Международные договоры Статья 52-1. Ответственность за нарушение настоящего Закона Глава VIII. Заключительные положения Статья 53. Вступление в силу настоящего Закона Статья 54. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом