Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 7 июня 2007 года №131-XVI
О безопасности дорожного движения
(В редакции Законов Республики Молдова от 04.06.2010 г. №109, 26.12.2012 г. №304, 05.07.2013 г. №164, 19.06.2014 г. №109, 07.07.2016 г. №160)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет закона
(1) Настоящий закон регулирует социально-правовые отношения в области дорожного движения, устанавливает права, обязанности и ответственность компетентных органов и участников дорожного движения, определяет принципы организации деятельности учреждений по подготовке кадров в области дорожного транспорта, а также условия допуска водителей автотранспортных средств к дорожному движению.
(2) Дорожное движение рассматривается в настоящем законе с точки зрения обеспечения бесперебойности транспортного потока и его полной безопасности, что предполагает защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, их собственности, а также охрану здоровья, физической целостности и жизни участников дорожного движения и охрану окружающей среды.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.06.2014 г. №109)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Основные понятия
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
дорожно-транспортное происшествие - событие, произошедшее вследствие нарушения норм безопасности дорожного движения с вовлечением одного или нескольких транспортных средств, находящихся в движении по автомобильной дороге общего пользования, приведшее к нарушению здоровья, нанесению телесных повреждений, гибели одного или нескольких человек либо причинению материального ущерба;
администратор дороги - орган местного публичного управления или другой уполномоченный Правительством государственный орган, функциями которого являются управление, содержание и ремонт автомобильной дороги общего пользования;
регулировщик - лицо, наделенное полномочиями по регулированию дорожного движения и контролю его на автомобильных дорогах общего пользования;
аудит дорожной безопасности – всесторонняя проверка, техническая и планомерная, независимая, касающаяся безопасности, присущих проекту дорожной инфраструктуры параметров проектирования, на всех этапах от планирования до начала эксплуатации;
ревизор дорожной безопасности – физическое лицо, аттестованное в соответствии с требованиями законодательства для проведения оценки воздействия на дорожную безопасность, осуществления аудита дорожной безопасности и инспекции дорожной безопасности;
автотранспортное средство - самоходное транспортное средство, за исключением мопеда и рельсовых транспортных средств, предназначенное для перевозки людей, грузов или для производства каких-либо работ;
велосипед - транспортное средство, которое имеет не менее двух колес и приводится в движение исключительно мускульной энергией лица, управляющего этим транспортным средством, в частности с помощью педалей или рукояток;
кузов - часть транспортного средства, установленная выше осей и колес и оборудованная для перевозки людей или грузов;
сертификат профессиональной аттестации – разрешительный документ, выданный в предусмотренном настоящим законом порядке преподавателю по дорожной безопасности или инструктору по вождению, удостоверяющий право на осуществление педагогической деятельности в учреждениях по подготовке кадров в области дорожного транспорта;
мопед – двухколесное или трехколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 45 км/час (за исключением тех, которые развивают скорость меньшую или равную 25 км/час), оснащенное двигателем внутреннего сгорания объемом не более 50 см3 или электрическим двигателем мощностью, не превышающей 4 кВт;
официальный кортеж – колонна транспортных средств, возглавляемая транспортным средством с приоритетным режимом движения, на котором включены специальные звуковые сигналы и проблесковые маячки синего и/или красного цвета;
водитель – лицо, на автомобильных дорогах общего пользования управляющее транспортным средством, ведущее группу людей, сопровождающее одиночных, вьючных или верховых животных, отару, стадо и т.п., а также лицо, обучающее вождению автотранспортного средства;
автомобильная дорога общего пользования – любой наземный путь сообщения, в том числе искусственные сооружения и естественные дороги, открытый для движения транспортных средств и пешеходов и находящийся в ведении уполномоченного органа;
местная автомобильная дорога общего пользования – автомобильная дорога, находящаяся в публичной собственности административно-территориальной единицы, обеспечивающая дорожную связь между городами-резиденциями и входящими в состав района селами (коммунами), а также между селами (коммунами), в том числе подъезды к национальным автомобильным дорогам общего пользования;
национальная автомобильная дорога общего пользования – автомобильная дорога, находящаяся в публичной собственности государства, обеспечивающая международное дорожное сообщение, связь между столицей страны и городами-резиденциями, муниципиями, объектами республиканского значения, а также связь между таковыми;
оценка воздействия на дорожную безопасность – стратегический сравнительный анализ воздействия на уровень безопасности дорожной инфраструктуры проекта новой автомобильной дороги общего пользования или проекта о существенном изменении существующей дорожной инфраструктуры;
обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий, и снижение тяжести их последствий;
инспекция дорожной безопасности – периодическая проверка дорожной инфраструктуры с точки зрения безопасности движения, выявление возможных недоработок или недостатков в проектировании, строительстве, эксплуатации и/или содержании автомобильной дороги, которые могут привести к дорожно-транспортным происшествиям;
периодический технический осмотр – периодическая проверка технического состояния автотранспортных средств, самоходных транспортных средств и прицепов к ним, проводимая в авторизированных станциях технического осмотра или в специализированных станциях уполномоченных органов публичной власти, на предмет соответствия национальным правилам и стандартам безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, подтвержденная отчетом о технической проверке и соответствующим талоном;
инструктор по вождению – преподаватель, прошедший профессиональную аттестацию в соответствии с настоящим законом, осуществляющий в учреждениях по подготовке кадров в области дорожного транспорта деятельность по практическому обучению курсантов навыкам вождения автотранспортных средств для получения водительского удостоверения;
мотоцикл - двух- или трехколесное автотранспортное средство с коляской или без нее, оборудованное двигателем с объемом цилиндров более 50 куб.см и/или с максимальной скоростью, в зависимости от конструкции, свыше 45 км/час и собственной массой, не превышающей 400 кг;
организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых и инженерно-технических мероприятий, направленных на упорядочение дорожного движения, его регулирование и управление им;
участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя, пешехода или пассажира;
пешеход – лицо, находящееся на дороге вне транспортного средства и не выполняющее на ней работу, а также лицо, передвигающееся в инвалидной коляске без двигателя, ведущее велосипед, мопед, мотоцикл, санки, ручную тележку, детскую или инвалидную коляску;
преподаватель по дорожной безопасности – прошедший профессиональную аттестацию в соответствии с настоящим законом преподаватель, осуществляющий деятельность по теоретическому и практическому обучению курсантов специальным дисциплинам в учреждениях по подготовке кадров в области дорожного транспорта для получения водительского удостоверения;
прицеп - транспортное средство, предназначенное для буксировки автотранспортным средством;
безопасность дорожного движения - положение дел в дорожном движении, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
станция технического осмотра – специализированный и авторизированный технический центр, обеспечивающий периодический технический осмотр транспортных средств путем визуального осмотра и диагностирования оборудования, агрегатов и систем, влияющих на безопасность дорожного движения и окружающую среду, с последующей выдачей отчета о технической проверке и соответствующего талона;
дорожное движение – комплексная динамическая система, состоящая из пешеходов и транспортных средств, которые в процессе перемещения по автомобильным дорогам общего пользования согласно установленным правилам формируют совокупность общественно-правовых отношений;
учреждение по подготовке кадров в области дорожного транспорта – юридическое лицо независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, обеспечивающее начальную подготовку, переквалификацию и периодическое усовершенствование водителей автотранспортных средств, инструкторов по вождению, управленческих кадров в области дорожного транспорта, а также экспертов в составе станций технического осмотра на основе учебных программ, утвержденных Министерством просвещения и согласованных с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры;
транспортное средство - самоходная или несамоходная механическая система, предназначенная для перевозки людей или грузов либо не оснащенная механизмами, которые могут производить определенные работы.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.06.2014 г. №109)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
a) приоритет жизни и физической целостности участников дорожного движения над результатами хозяйственной деятельности;
b) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения;
c) соблюдение интересов личности, общества и государства в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения;
d) программно-целевой подход к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.06.2014 г. №109)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Правовая основа
Правовую основу безопасности дорожного движения составляют настоящий закон, другие законодательные и нормативные акты и международные договоры в данной области, стороной которых является Республика Молдова.
Глава II. Компетенция органов власти в области дорожного движения
Статья 5. Компетенция Правительства
К компетенции Правительства относится:
a) управление деятельностью центральных отраслевых органов государства, обладающих полномочиями в области дорожного движения;
b) утверждение государственных программ развития дорожного движения и безопасности на автомобильных дорогах общего пользования, а также нормативных актов, представленных компетентными органами;
c) финансирование, управление и осуществление контроля за выполнением программ развития дорожного движения и его безопасности;
d) организация научно-исследовательской деятельности и разработка технологий в области дорожного движения и его безопасности;
e) осуществление контроля за исполнением и соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения;
f) утверждение перечня медикаментов, противопоказанных водителям транспортных средств;
g) определение необходимого минимума содержимого автомобильных аптечек первой медицинской помощи;
h) установление методологических норм по организации подготовки, усовершенствования, экзаменации и аттестации преподавательских кадров, осуществляющих подготовку водителей автотранспортных средств и персонала в сфере дорожных перевозок;
i) определение категорий транспортных средств, не подлежащих официальному освидетельствованию для допуска к дорожному движению;
j) утверждение государственных программ по охране окружающей среды, стандартов технического состояния транспортных средств и оборудования.
(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 19.06.2014 г. №109)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Компетенция Национального совета по безопасности дорожного движения
(1) Национальный совет по безопасности дорожного движения, созданный Правительством, является консультативным органом в вопросах осуществления политики государства в области безопасности дорожного движения.
(2) Национальный совет по безопасности дорожного движения:
a) изучает состояние дел и дает оценку деятельности компетентных органов в области безопасности дорожного движения;
b) координирует деятельность в области дорожного движения и его безопасности, участвует в разработке и рассмотрении нормативных актов в данной области и представляет их Правительству на утверждение.
(3) Текущая деятельность Национального совета по безопасности дорожного движения осуществляется Исполнительным бюро, которое выполняет функции его секретариата, координирует на национальном уровне процесс разработки и продвижения стратегий и планов действий в области дорожной безопасности в соответствии с определенными советом целями, обеспечивает межведомственное сотрудничество и осуществляет контроль за реализацией соответствующими органами политик в данной области.
(4) Исполнительное бюро создается путем назначения в его состав руководителями центральных органов публичной власти, представленных в Национальном совете по безопасности дорожного движения, представителей соответствующих органов, обладающих полномочиями по координации политик в области безопасности дорожного движения. Полный состав и полномочия Исполнительного бюро устанавливаются в положении о нем, утвержденном Правительством.
Недействующая редакция, не действует с 28 апреля 2017 года