Недействующая редакция. Принята: 24.01.2011 / Вступила в силу: 01.01.2012

Недействующая редакция, не действует с 31.01.2012 г.

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 4 декабря 2008 года №95-IV ЗРК

(В редакции Законов Республики Казахстан от 02.12.2009 г. №212-IV ЗPK, 11.12.2009 г. №229-IV ЗРК, 19.03.2010 г. №258-IV ЗРК, 02.04.2010 г. №263-IV, 08.04.2010 г. №266-IV ЗРК, 30.06.2010 г. №297-IV ЗРК, 28.12.2010 г. №369-IV, 29.12.2010 г. №372-IV, 29.12.2010 г. №373-IV ЗРК, 19.01.2011 г. №395-IV ЗРК, 24.01.2011 г. №399-IV ЗРК (см. сроки вступления в силу), 18.02.2011 г. №408-IV ЗРК, 25.03.2011 г. №421-IV ЗРК, 01.04.2011 г. №425-IV ЗРК, 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК (см. сроки вступления в силу), 21.07.2011 г. №465-IV ЗРК, 22.07.2011 г. №475-IV ЗРК, 22.07.2011 г. №479-IV ЗРК, 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

Настоящий Кодекс регулирует бюджетные, межбюджетные отношения, устанавливает основные положения, принципы и механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан.

Общая часть

Раздел 1. Бюджетная система

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан

1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Действие бюджетного законодательства Республики Казахстан

1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на всех физических и юридических лиц.

2. Положения настоящего Кодекса, касающиеся государственных учреждений, не распространяются на Национальный Банк Республики Казахстан и государственные учреждения, финансируемые из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о распределении денег соответственно из республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год утрачивают силу после окончания соответствующего финансового года, за исключением положений данных актов о выделении денег на возвратной основе.

Действия приложений к закону о республиканском бюджете (решению маслихата о местном бюджете) по второму и третьему годам планового периода утрачивают силу с введением в действие закона о республиканском бюджете (решения маслихата о местном бюджете) на следующий плановый период.

4. Закон о республиканском бюджете, решение маслихата о местном бюджете, акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов об их реализации, а также нормативные правовые акты о внесении изменений и дополнений в них вводятся в действие с 1 января соответствующего финансового года.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

1) аваль - вексельная гарантия, при которой лицо, ее совершившее, принимает на себя обязательство по осуществлению платежа по векселю (полностью или в части) за другое лицо, обязанное по векселю;

2) несвязанные гранты - гранты, не предусматривающие дальнейшее заимствование Правительством Республики Казахстан у донора, предоставившего грант, или софинансирование из республиканского и местных бюджетов;

3) связанные гранты - гранты, предусматривающие дальнейшее заимствование Правительством Республики Казахстан у донора, предоставившего грант, или софинансирование из республиканского и местных бюджетов в рамках соответствующей бюджетной программы, направленной на реализацию связанного гранта;

4) соглашение о связанном гранте - договор между государственным органом и донором, предусматривающий предоставление Республике Казахстан безвозмездной финансовой или технической помощи;

5) объекты контроля - участники бюджетного процесса, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие связанные гранты, активы государства, гарантированные государством займы;

6) гарантия банка - обязательство банка перед центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета по погашению задолженности по гарантированному государством займу в случае необеспечения заемщиком накопления причитающейся с него суммы по договору займа в порядке и сроки, которые установлены соглашением о предоставлении государственной гарантии;

7) утвержденный бюджет - бюджет, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом;

8) обслуживание долга - совокупные выплаты в определенном периоде времени вознаграждения, комиссионных, штрафов и иных платежей, вытекающих из условий заимствования;

9) мониторинг долга - деятельность государства в лице уполномоченных им органов по учету, анализу и контролю процесса формирования, изменения и обслуживания долга;

10) погашение долга - возврат заемщиком полученной суммы займа в установленном договором займа порядке, исполнение других обязательств, вытекающих из договора займа;

11) нарушение - деяние (действия или бездействие), повлекшее за собой нарушение положений бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, регулирующего отношения, связанные с использованием бюджетных средств и активов государства, связанных грантов, гарантированных государством займов, предоставлением поручительств государства;

12) бюджет - централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций;

13) местный уполномоченный орган по исполнению бюджетаисполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции в сфере исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению местного бюджета;

14) центральный уполномоченный орган по исполнению бюджетацентральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению республиканского бюджета и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан на основании отчета Национального Банка Республики Казахстан;

14-1) центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области бюджетного планирования;

(Подпункт 14-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

15) бюджетная система - совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса и отношений;

16) бюджетные инвестиции - финансирование из республиканского или местного бюджета, направленное на увеличение стоимости активов государства за счет формирования и увеличения уставных капиталов юридических лиц, вложения целевого вклада учредителя для развития автономных организаций образования, создания активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета;

17) бюджетный инвестиционный проект - совокупность мероприятий, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, а также создание, внедрение и развитие информационных систем, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер;

17-1) экономическая экспертиза технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта - комплексная оценка информации, предоставленной в технико- экономическом обосновании, на предмет определения осуществимости и эффективности проекта, проводимая на основании заключения отраслевой экспертизы и других требуемых в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан заключений экспертиз;

(Подпункт 17-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

17-2) экономическое заключение по бюджетному инвестиционному проекту - заключение центрального или местного уполномоченного органа по государственному планированию на предмет экономической целесообразности реализации бюджетного инвестиционного проекта, его влияния на экономику страны и соответствие стратегическим и (или) программным документам, подготовленное на основании заключения экономической экспертизы технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта;

(Подпункт 17-2 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

18) бюджетная обеспеченность - стоимость государственных услуг в расчете на единицу получателей данных услуг, предоставляемых за счет средств соответствующих бюджетов;

19) бюджетные средства - деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме;

20) получатели бюджетных средств - физические и юридические лица, получающие бюджетные средства через администратора бюджетных программ и использующие их в рамках реализации бюджетных программ;

21) бюджетные отношения - отношения, возникающие в бюджетном процессе;

22) бюджетные операции - операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета;

23) бюджетный процесс - регламентированная бюджетным законодательством Республики Казахстан деятельность государственных органов по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению и корректировке бюджета, ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности, бюджетного учета и бюджетной отчетности, государственному финансовому контролю, бюджетному мониторингу и оценке результатов;

24) грант - безвозмездная финансовая или техническая помощь, предоставляемая донорами государственным организациям Республики Казахстан;

25) доноры - иностранные государства, их правительства и агентства, международные и зарубежные государственные организации, зарубежные неправительственные общественные организации и фонды, чья деятельность не противоречит Конституции Республики Казахстан;

26) отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году планового периода;

27) долг местного исполнительного органа - сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа на определенную дату;

28) лимит долга местного исполнительного органа - устанавливаемая Правительством Республики Казахстан для местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы фиксированная сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год, которую не должен превышать фактический долг местного исполнительного органа на заданную дату (на конец соответствующего финансового года);

29) плановый период - три финансовых года, следующих за текущим финансовым годом;

29-1) экономическое заключение по бюджетным инвестициям посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц - заключение центрального или местного уполномоченного органа по государственному планированию на предмет экономической целесообразности осуществления бюджетных инвестиций, их влияния на экономику страны и соответствие стратегическим и (или) программным документам, подготовленное на основании заключения экономической экспертизы финансово- экономического обоснования бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц;

(Подпункт 29-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

29-2) экономическая экспертиза финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц - комплексная оценка информации, предоставленной в финансово-экономическом обосновании, на предмет соответствия мероприятий критериям обоснованности и результативности, проводимая на основании заключения отраслевой экспертизы и других требуемых в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан заключений экспертиз;

(Подпункт 29-2 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

30) инвестиционное предложение - концепция бюджетного инвестиционного проекта, отражающая его цель, пути ее достижения, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемая администраторами бюджетных программ;

(Подпункт 30 изложен в новой редакции  в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

30-1) экономическое заключение на инвестиционное предложение - заключение центрального или местного уполномоченного органа по государственному планированию на предмет экономической целесообразности реализации инвестиционного проекта, содержащегося в инвестиционном предложении, в качестве 'бюджетного инвестиционного проекта, соответствия целей проекта приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленным стратегическими и (или) программными документами;

(Подпункт 30-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

31) субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

32) очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;

33) контрагент - сторона сделки по хеджированию правительственных займов, заключаемой с уполномоченным органом по исполнению бюджета;

34) концессионные обязательства - совокупность прав и обязанностей сторон по сумме на определенную дату принятых и не исполненных концедентом финансовых обязательств по заключенным договорам концессии;

35) норматив распределения доходов - процентное соотношение распределения видов доходов между бюджетами разных уровней;

36) резиденты Республики Казахстан - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местонахождением в Республике Казахстан, а также их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Казахстан и (или) за ее пределами;

37) финансовое агентство - национальный управляющий холдинг и юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, а также банк или организация со стопроцентным участием государства, осуществляющая отдельные виды банковских операций, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики в определенных сферах экономики;

38) финансовый год - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года, в течение которого осуществляется исполнение бюджета;

39) финансирование - выделение бюджетных денег их получателям;

40) финансовая отчетность - информация о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях финансового положения объектов контроля, формы и объемы которой определяются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан;

41) заимствование - процесс, включающий в себя процедуры принятия решения о необходимости привлечения заемных средств, определения порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа, процедуры переговоров, обеспечения и гарантий исполнения обязательств, оформления и подписания соответствующих документов по займу, ратификации договора займа (при государственном внешнем заимствовании), получения, использования средств займа, включая процедуры учета, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами;

42) заимодатель - лицо, предоставившее государственный или негосударственный заем под государственную гарантию или поручительство государства, или представитель держателей инфраструктурных облигаций;

43) договор займа - соглашение, в силу которого заемщик получает средства займа и несет обязательства перед заимодателем по их возврату и выплате вознаграждения, а также по другим выплатам, связанным с займом;

44) обслуживание займа - деятельность центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или банка по учету использования средств займа на счетах заемщика и осуществления заемщиком платежей вознаграждения, комиссионных и прочих платежей в соответствии с условиями займа;

45) реструктуризация займа - изменение по соглашению сторон сроков, финансовых и иных условий исполнения ими обязательств по договору займа;

46) активы государства - имущественные и неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, полученные в государственную собственность в результате прошлых операций или событий;

47) заем, привлекаемый под поручительство государства,негосударственный заем, осуществляемый посредством выпуска инфраструктурных облигаций;

48) долг по поручительствам государства - сумма на определенную дату полученных и непогашенных сумм негосударственных займов, привлеченных под поручительство государства;

49) лимит предоставления поручительств государства - утверждаемая законом о республиканском бюджете фиксированная сумма на соответствующий финансовый год, в пределах которой могут быть выданы поручительства государства;

50) гарантированный государством долг - сумма на определенную дату полученных и непогашенных негосударственных займов, обеспеченных государственными гарантиями;

51) гарантированный государством заем - негосударственный заем, обеспеченный государственной гарантией;

52) рефинансирование государственного долга - погашение государственного долга за счет средств нового заимствования;

53) негосударственный заем - отношения займа, в которых заемщиком выступает резидент Республики Казахстан, за исключением Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов;

54) местный уполномоченный орган по государственному планированию - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции в сфере стратегического, экономического и бюджетного планирования в соответствующей административно-территориальной единице;

55) центральный уполномоченный орган по государственному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координациюв области стратегического, и экономического планирования, выработки и формирования бюджетной политики;

(В подпункт 55 внесены изменения  в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

56) лимит предоставления государственных гарантий - утверждаемая законом о республиканском бюджете фиксированная сумма на соответствующий финансовый год, в пределах которой могут быть выданы государственные гарантии;

57) государственный заем - отношения займа, в которых заемщиком выступает Правительство Республики Казахстан, Национальный Банк Республики Казахстан или местные исполнительные органы;

58) государственная эмиссионная ценная бумага – эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя в отношении займа, в котором заемщиком выступают Правительство Республики Казахстан, Национальный Банк Республики Казахстан и местные исполнительные органы, или удостоверяющая права ее держателя на получение доходов от использования активов на основании договора субаренды;

(Подпункт 58 изложен в новой редакции в соответствии с Законом РК от 22.07.2011 г. №475-IV ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

59) размещение государственных эмиссионных ценных бумаготчуждение государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов первым владельцам посредством заключения гражданско-правовых сделок;

60) уточненный бюджет - утвержденный бюджет с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения;

61) показатели результата - совокупность прямых и конечных результатов, показателей эффективности и качества бюджетных программ, характеризующая деятельность государственного органа по реализации стратегического плана и бюджетных программ;

62) сумма основного долга - подлежащая погашению сумма полученного и не возвращенного заимодателю займа без учета начисляемых по ней сумм вознаграждения, неустойки (штрафа, пени);

63) безвозмездная финансовая помощь - предоставление донорами государственным организациям Республики Казахстан денег для финансирования поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг;

64) безвозмездная техническая помощь - осуществление или организация донорами поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг государственным организациям Республики Казахстан;

65) взаимопогашаемые операции - операции, осуществляемые при формировании государственного бюджета и бюджета области, а также отчетов об их исполнении, связанные с исключением сумм трансфертов, бюджетных кредитов и других денег, передаваемых из одного уровня бюджета на другой, в целях исключения двойного счета;

66) договор страхования - договор, предусматривающий обязательство страховой организации перед центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета по компенсации ущерба, возникшего в результате отвлечения средств из республиканского бюджета на исполнение обязательств по поручительствам государства или государственным гарантиям;

(Подпункт 66 изложен в новой редакции  в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

67) нефиксированная (плавающая) ставка вознаграждения - ставка вознаграждения по кредитам, займам или доход по ценным бумагам с вознаграждением, подверженная изменениям в зависимости от рыночной конъюнктуры;

68) внешний заем - отношения займа, в которых заимодателем выступает нерезидент Республики Казахстан, а заемщиком - Правительство Республики Казахстан или резидент Республики Казахстан;

69) прямой результат - количественная характеристика объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг в пределах предусмотренных бюджетных средств, достижение которых полностью зависит от деятельности организации, осуществляющей данные функции, полномочия или оказывающей услуги;

70) конечный результат - целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности и других отраслей (сфер) государственного управления, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного государственного органа, деятельностью других государственных органов;

71) правительственный долг - сумма полученных и не погашенных Правительством Республики Казахстан государственных займов, а также отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан долговых обязательств на определенную дату;

72) лимит правительственного долга - утверждаемая законом о республиканском бюджете фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов на соответствующий финансовый год, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец соответствующего финансового года);

73) хеджирование правительственных займов - совершение сделки с финансовыми инструментами между уполномоченным органом по исполнению бюджета и контрагентом с целью управления рисками (валютными, процентными и иными) правительственного заимствования;

74) внутренний заем - отношения займа, в которых заимодателем выступает резидент Республики Казахстан, а заемщиком - Правительство Республики Казахстан или резидент Республики Казахстан.

2. Другие понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

Понятия других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При несовпадении определений понятий бюджетного законодательства Республики Казахстан с определениями понятий других отраслей законодательства Республики Казахстан применительно к бюджетным отношениям используются понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан.

Статья 4. Принципы бюджетной системы Республики Казахстан

Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах:

1) принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в Республике Казахстан;

2) принцип полноты - отражение в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;

3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития, стратегических планов государственных органов;

4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации;

5) принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений;

6) принцип результативности - разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов;

7) принцип самостоятельности бюджета - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации;

8) принцип преемственности - планирование республиканского и местных бюджетов, основанное на прогнозах социально-экономического развития, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов;

9) принцип обоснованности - планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов;

10) принцип своевременности - зачисление поступлений в республиканский и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Национального фонда Республики Казахстан и перевод их на счета Правительства в Национальном Банке Республики Казахстан, принятие обязательств государственными учреждениями в соответствии с индивидуальными планами финансирования по обязательствам, проведение платежей в соответствии с индивидуальными планами финансирования по платежам и перечисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств в сроки с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами;

11) принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте;

12) принцип эффективности - разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств;

13) принцип ответственности - принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение прямых и конечных результатов и обеспечение ответственности администраторов бюджетных программ и руководителей государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан;

14) принцип адресности и целевого характера бюджетных средствнаправление и использование бюджетных средств администраторами бюджетных программ на достижение показателей результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов, с соблюдением законодательства Республики Казахстан.

Статья 5. Нормативные правовые акты, влияющие на поступления и расходы бюджета

1. Проекты законов, предусматривающие сокращение доходов или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов, могут быть внесены в Мажилис Парламента Республики Казахстан лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики Казахстан. Заключение Правительства Республики Казахстан формируется с учетом предложений Республиканской бюджетной комиссии.

Для проектов законов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, наличие такого заключения не требуется.

Положения проектов указов Президента Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан, предусматривающие увеличение расходов или сокращение доходов республиканского или местных бюджетов, подлежат обязательному рассмотрению Республиканской бюджетной комиссией.

2. Положения актов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть введены в действие не ранее следующего финансового года при условии, что положительные заключения Правительства Республики Казахстан с учетом предложений Республиканской бюджетной комиссии даны в первой половине текущего года.

В случае, если положительные заключения даны во второй половине текущего года, то указанные положения могут быть введены в действие не ранее финансового года, следующего за планируемым.

3. Проекты решений местных представительных органов, предусматривающие увеличение расходов или сокращение доходов местных бюджетов, могут быть внесены на рассмотрение маслихатов лишь при наличии положительного заключения акима. Заключение акима формируется с учетом предложений соответствующей бюджетной комиссии.

Положения проектов актов местных исполнительных органов, предусматривающие увеличение расходов или сокращение доходов местных бюджетов, подлежат обязательному рассмотрению соответствующей бюджетной комиссией.

4. Указанные в пункте 3 настоящей статьи положения могут быть введены в действие не ранее следующего финансового года при наличии положительного заключения акима с учетом предложений соответствующей бюджетной комиссии.

5. Указанные в пунктах 2 и 4 настоящей статьи положения не распространяются на законы о внесении изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете и решения маслихатов о внесении изменений и дополнений в решения маслихатов о местном бюджете, а также на нормативные правовые акты об их реализации.

6. Указанные в пункте 2 настоящей статьи положения не распространяются на нормативные правовые акты, предусматривающие изменение таможенных ставок.

Глава 2. Виды и уровни бюджета

Статья 6. Общие положения о видах и уровнях бюджета

1. В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения).

Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся к местным бюджетам.

2. В Республике Казахстан в случаях, установленных настоящим Кодексом, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет.

3. В Республике Казахстан составляются государственный и консолидированный бюджеты, бюджет области, используемые в качестве аналитической информации и не подлежащие утверждению.

Государственным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Консолидированным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, города республиканского значения, столицы и поступления, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Бюджетом области является централизованный денежный фонд, объединяющий областной бюджет, бюджеты районов (городов областного значения) без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Статья 7. Республиканский бюджет

1. Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений, а также реализации общереспубликанских направлений государственной политики.

2. Республиканский бюджет утверждается законом Республики Казахстан.

Статья 8. Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы

1. Областным бюджетом, бюджетами города республиканского значения, столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.

2. Областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения, столицы утверждаются решениями соответственно областных маслихатов, маслихатов города республиканского значения, столицы.

Статья 9. Бюджет района (города областного значения)

1. Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов района (города областного значения), подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения).

2. Бюджет района (города областного значения) утверждается решением маслихата района (города областного значения).

Статья 10. Чрезвычайный государственный бюджет

1. Чрезвычайный государственный бюджет формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан.

2. О принятии чрезвычайного государственного бюджета незамедлительно информируется Парламент Республики Казахстан.

3. На время действия чрезвычайного государственного бюджета действие закона о республиканском бюджете и решений маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета приостанавливается.

4. Чрезвычайный государственный бюджет действует в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение.

С прекращением действия чрезвычайного государственного бюджета производится уточнение республиканского и местных бюджетов.

Глава 3. Структура бюджета

Статья 11. Поступления бюджета

1. Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, займы.

2. Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов.

3. Доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов. Введение новых видов доходов, отмена или изменение действующих осуществляются с обязательным внесением изменений или дополнений в настоящий Кодекс.

4. Налоговыми поступлениями являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым и Таможенным кодексами Республики Казахстан.

5. Неналоговыми поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан, таможенным законодательством таможенного союза и (или) Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала, связанные гранты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов.

6. Поступлениями от продажи основного капитала являются поступления в бюджет денег:

1) от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями;

2) от продажи товаров из государственного материального резерва;

3) от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо реализованных иным способом в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или международными договорами;

4) от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.

7. Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет.

8. Суммами погашения бюджетных кредитов являются поступления в бюджет, связанные с возвратом основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям.

9. Поступлениями от продажи финансовых активов государства являются поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий.

10. Займами являются поступления денег в бюджет, связанные с выпуском государственных эмиссионных ценных бумаг и (или) заключением договоров займов.

Статья 12. Расходы бюджета

1. Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.

2. Затратами являются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе.

3. Бюджетными кредитами являются деньги, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.

4. Приобретением финансовых активов являются бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций.

5. Погашением займов являются бюджетные средства, направляемые на погашение основного долга в соответствии с международными договорами о государственных займах, ратифицированными Республикой Казахстан, а также по внутренним займам.

Статья 13. Структура бюджета

Структура бюджета состоит из следующих разделов:

1) доходы:

налоговые поступления;

неналоговые поступления;

поступления от продажи основного капитала;

поступления трансфертов;

2) затраты;

3) чистое бюджетное кредитование:

бюджетные кредиты;

погашение бюджетных кредитов;

4) сальдо по операциям с финансовыми активами:

приобретение финансовых активов;

поступления от продажи финансовых активов государства;

5) дефицит (профицит) бюджета;

6) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

поступление займов;

погашение займов;

используемые остатки бюджетных средств.

Статья 14. Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета

1. Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета равен сумме поступлений в республиканский бюджет без учета поступлений займов и поступлений гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан, за вычетом расходов республиканского бюджета, за исключением погашения займов.

(В пункт 1 внесены изменения  в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

2. Ненефтяной дефицит не утверждается и используется в аналитических целях. Для снижения зависимости расходов бюджета от нефтяных поступлений размер ненефтяного дефицита в долгосрочном периоде должен уменьшаться за счет целенаправленного развития ненефтяного сектора экономики.

Статья 15. Чистое бюджетное кредитование

Чистое бюджетное кредитование определяется как разница между бюджетными кредитами и погашением бюджетных кредитов.

Статья 16. Сальдо по операциям с финансовыми активами

1. Операции с финансовыми активами включают в себя:

1) приобретение финансовых активов;

2) поступления от продажи финансовых активов государства.

2. Сальдо по операциям с финансовыми активами определяется как разница между приобретением финансовых активов и поступлениями от продажи финансовых активов государства.

3. Приобретение финансовых активов и поступления от продажи финансовых активов государства осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Статья 17. Дефицит (профицит) бюджета

Дефицит (профицит) бюджета равен разнице между доходами и затратами, чистым бюджетным кредитованием и сальдо по операциям с финансовыми активами.

Полученная величина с отрицательным знаком является дефицитом, с положительным знаком - профицитом бюджета.

Статья 18. Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета

1. Финансирование дефицита бюджета обеспечивается путем покрытия дефицита бюджета за счет заимствования и используемых остатков бюджетных средств.

Объем финансирования дефицита бюджета определяется как превышение суммы полученных займов, используемых остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам.

Значение финансирования дефицита бюджета устанавливается с положительным знаком и соответствует величине дефицита бюджета.

2. Использование профицита бюджета осуществляется путем расходования профицита бюджета, средств займов, используемых остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам.

Объем использования профицита бюджета определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и используемых остатков бюджетных средств.

Значение использования профицита бюджета устанавливается с отрицательным знаком и соответствует величине профицита бюджета.

Глава 4. Резервы правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов

Статья 19. Общие положения о резервах Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов

1. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов образуются в составе республиканского и местных бюджетов для финансирования затрат, не запланированных при разработке республиканского и местных бюджетов в силу их непредвиденности и требующих безотлагательного финансирования в текущем финансовом году.

2. Резерв Правительства Республики Казахстан включает:

1) чрезвычайный резерв;

2) резерв на неотложные затраты;

3) резерв на исполнение обязательств по решениям судов;

4) резерв на покрытие дефицита наличности областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы.

3. Резерв исполнительных органов областного уровня включает:

1) чрезвычайный резерв;

2) резерв на неотложные затраты;

3) резерв на исполнение обязательств по решениям судов;

4) резерв на покрытие дефицита наличности бюджетов районов (городов областного значения).

4. Резерв исполнительных органов районного уровня включает:

1) чрезвычайный резерв;

2) резерв на неотложные затраты;

3) резерв на исполнение обязательств по решениям судов.

5. Общий объем резерва Правительства Республики Казахстан устанавливается законом о республиканском бюджете.

Общий объем резерва местного исполнительного органа не должен превышать два процента от объема поступлений соответствующего местного бюджета без учета трансфертов и займов.

6. Выделение денег из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов осуществляется в пределах объемов, утвержденных в республиканском или местных бюджетах на текущий финансовый год, постановлениями соответственно Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, которые утрачивают силу по завершении финансового года.

Для проведения аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ситуаций, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности, жизни и здоровью людей, со сроком реализации более одного финансового года средства из резерва Правительства выделяются с определением общей суммы затрат и указанием суммы текущего финансового года и суммы, по которой Правительство Республики Казахстан дополнительно примет решение в последующие финансовые годы.

В случае недостаточности средств, предусмотренных на один из видов резерва, Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган увеличивает плановые назначения соответствующего резерва посредством перераспределения общих объемов средств резервов Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа в установленном порядке.

(В пункт 6 внесены изменения  в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.11.2011 г. №495-IV ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

7. Выделение денег из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов на неотложные затраты и исполнение обязательств по решениям судов в декабре месяце текущего финансового года не допускается.

Статья 20. Использование резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов

1. Чрезвычайный резерв используется в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан и на оказание официальной гуманитарной помощи Республикой Казахстан другим государствам.

2. Резерв на неотложные затраты используется в целях устранения ситуаций, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности Республики Казахстан или ее административно-территориальной единицы, а также жизни и здоровью людей. Резерв Правительства Республики Казахстан на неотложные затраты может использоваться также на иные непредвиденные затраты, определяемые решениями Правительства Республики Казахстан.

3. Резерв на исполнение обязательств по решениям судов используется на исполнение обязательств Правительства Республики Казахстан, центральных государственных органов, их ведомств и территориальных подразделений, местных исполнительных органов по решениям судов.

4. В республиканском бюджете на очередной финансовый год предусматривается резерв для кредитования областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы в случае прогноза в очередном финансовом году дефицита наличности их бюджетов.

В областном бюджете на очередной финансовый год предусматривается резерв для кредитования бюджетов районов (городов областного значения) в случае прогноза в очередном финансовом году дефицита наличности их бюджетов.

Заимствование в случае прогноза в очередном финансовом году дефицита наличности может осуществляться на срок до шести месяцев в пределах финансового года и не требует уточнения республиканского или местных бюджетов.

5. В случае использования в полном объеме денег, предусмотренных в составе резерва, Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган при необходимости вносит в Парламент Республики Казахстан или соответствующий маслихат предложения об увеличении размера резервов Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа посредством внесения изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете или решение маслихата о местном бюджете.

6. В случае неиспользования или частичного использования в течение финансового года денег, выделенных из резерва Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, администратор бюджетной программы обеспечивает возврат неиспользованной части выделенных денег в соответствующий бюджет до 20 декабря текущего финансового года.

7. Порядок использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов устанавливается Правительством Республики Казахстан.

Глава 5. Формирование, использование и управление Национальным фондом Республики Казахстан

Статья 21. Национальный фонд Республики Казахстан

1. Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.

2. Национальный фонд Республики Казахстан предназначен для обеспечения социально-экономического развития государства путем накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от нефтяного сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов.

3. Национальный фонд Республики Казахстан осуществляет сберегательную и стабилизационную функции.

Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, и доходность активов Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска.

Стабилизационная функция предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда Республики Казахстан.

Часть Национального фонда Республики Казахстан, используемая для осуществления стабилизационной функции, определяется в размере, необходимом для обеспечения гарантированного трансферта.

4. Формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан определяются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач Национального фонда Республики Казахстан.

5. Решения по повышению эффективности формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан, а также по объемам и направлениям его использования принимает Президент Республики Казахстан.

6. Поступление и расходование Национального фонда Республики Казахстан производятся в национальной и иностранной валютах.

Учет и отчетность по операциям Национального фонда Республики Казахстан осуществляются в национальной валюте.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Общая часть Раздел 1. Бюджетная система Глава 1. Общие положения Статья 1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан Статья 2. Действие бюджетного законодательства Республики Казахстан Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе Статья 4. Принципы бюджетной системы Республики Казахстан Статья 5. Нормативные правовые акты, влияющие на поступления и расходы бюджета Глава 2. Виды и уровни бюджета Статья 6. Общие положения о видах и уровнях бюджета Статья 7. Республиканский бюджет Статья 8. Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы Статья 9. Бюджет района (города областного значения) Статья 10. Чрезвычайный государственный бюджет Глава 3. Структура бюджета Статья 11. Поступления бюджета Статья 12. Расходы бюджета Статья 13. Структура бюджета Статья 14. Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета Статья 15. Чистое бюджетное кредитование Статья 16. Сальдо по операциям с финансовыми активами Статья 17. Дефицит (профицит) бюджета Статья 18. Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета Глава 4. Резервы правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов Статья 19. Общие положения о резервах Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов Статья 20. Использование резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов Глава 5. Формирование, использование и управление Национальным фондом Республики Казахстан Статья 21. Национальный фонд Республики Казахстан Статья 22. Источники формирования Национального фонда Республики Казахстан Статья 23. Использование Национального фонда Республики Казахстан Статья 24. Гарантированный трансферт из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет Статья 25. Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан Глава 6. Единая бюджетная классификация Статья 26. Определение единой бюджетной классификации Статья 27. Состав единой бюджетной классификации Статья 28. Классификация поступлений бюджета Статья 29. Функциональная классификация расходов бюджета Статья 30. Экономическая классификация расходов бюджета Статья 31. Администратор бюджетных программ Статья 32. Бюджетные программы Статья 33. Виды бюджетных программ Статья 34. Бюджетные программы, направленные на осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг Статья 35. Бюджетные программы, направленные на предоставление трансфертов и бюджетных субсидий Статья 36. Бюджетные программы, направленные на предоставление бюджетных кредитов Статья 37. Бюджетные программы, направленные на осуществление бюджетных инвестиций Статья 38. Бюджетные программы, направленные на осуществление капитальных расходов Статья 39. Бюджетные программы, направленные на выполнение обязательств государства Статья 40. Классификация расходов государственных органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, и их учреждений, а также обеспечивающих безопасность охраняемых лиц и объектов Статья 41. Государственное задание Глава 7. Межбюджетные отношения Статья 42. Общие положения о межбюджетных отношениях Статья 43. Принципы межбюджетных отношений Статья 44. Формы регулирования межбюджетных отношений Статья 45. Трансферты общего характера Статья 46. Целевые трансферты Статья 47. Бюджетные кредиты нижестоящим бюджетам Статья 48. Ответственность за недостижение результатов при использовании трансфертов Раздел 2. Распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетов Глава 8. Распределение поступлений в бюджет между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) Статья 49. Поступления в республиканский бюджет Статья 50. Поступления в областной бюджет Статья 51. Поступления в бюджеты города республиканского значения, столицы Статья 52. Поступления в бюджет района (города областного значения) Глава 9. Распределение расходов между уровнями бюджетов Статья 53. Расходы республиканского бюджета Статья 54. Расходы областного бюджета Статья 55. Расходы бюджетов города республиканского значения, столицы Статья 56. Расходы бюджета района (города областного значения) Глава 10. Бюджетные комиссии Статья 57. Основные положения о бюджетных комиссиях Статья 58. Компетенция бюджетных комиссий Статья 59. Состав и рабочие органы бюджетных комиссий Особенная часть Раздел 3. Разработка, рассмотрение, утверждение бюджета Глава 11. Основы планирования бюджета Статья 60. Общие положения об основах планирования бюджета Статья 61. Прогноз социально-экономического развития Статья 62. Стратегический план государственного органа Статья 63. Операционный план Глава 12. Разработка бюджета Статья 64. Общие положения о разработке бюджета Статья 65. Прогнозирование поступлений бюджета Статья 66. Документы, представляемые администраторами бюджетных программ, для планирования расходов бюджета Статья 67. Бюджетная заявка Статья 68. Рассмотрение проектов стратегических планов или проектов изменений и дополнений в стратегические планы и бюджетных заявок Статья 69. Натуральные нормы Статья 70. Деньги от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг) Статья 71. Разработка проекта закона о республиканском бюджете Статья 72. Разработка проекта решения маслихата об областном бюджете, о бюджетах города республиканского значения, столицы Статья 73. Разработка проекта решения маслихата о бюджете района (города областного значения) Глава 13. Основные положения процесса рассмотрения и утверждения проекта бюджета Статья 74. Общие положения о рассмотрении и утверждении проекта республиканского бюджета Статья 75. Общие положения о рассмотрении и утверждении проекта местного бюджета Статья 76. Основные принципы рассмотрения проектов бюджетов представительными органами Статья 77. Рассмотрение проекта республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан Статья 78. Рассмотрение проекта местного бюджета в постоянных комиссиях маслихата Статья 79. Постановления Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о реализации закона о республиканском бюджете и решений маслихатов о местных бюджетах Глава 14. Разработка, введение или прекращение действия чрезвычайного государственного бюджета Статья 80. Основание для разработки, введения или прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета Статья 81. Разработка проекта чрезвычайного государственного бюджета Раздел 4. Исполнение бюджета Глава 15. Общие положения об исполнении бюджета Статья 82. Общие положения об исполнении бюджета Статья 83. Исполнение бюджета с учетом особенностей некоторых законов Республики Казахстан Глава 16. Процесс исполнения бюджета Статья 84. Документы, являющиеся основой исполнения бюджета Статья 85. Сводный план финансирования по обязательствам, сводный план поступлений и финансирования по платежам Глава 17. Счета по обслуживанию кассового исполнения бюджета Статья 86. Единый казначейский счет Статья 87. Счета уполномоченного органа по исполнению бюджета в иностранной валюте Статья 88. Контрольные счета наличности Статья 89. Счета государственных учреждений Глава 18. Исполнение бюджета Статья 90. Исполнение бюджета по поступлениям Статья 91. Зачисление поступлений на единый казначейский счет Статья 92. Распределение поступлений между республиканским, местными бюджетами и Национальным фондом Республики Казахстан Статья 93. Привлечение гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан Статья 94. Возврат из бюджета излишне (ошибочно) уплаченных сумм поступлений либо их зачет в счет погашения задолженности Статья 95. Исполнение бюджета по расходам Статья 96. Обязательства государственных учреждений Статья 97. Осуществление платежей и переводов денег в национальной валюте Статья 98. Инкассовое распоряжение Статья 99. Осуществление платежей и переводов денег в иностранной валюте по видам валют Статья 100. Приостановление регистрации гражданско-правовых сделок и проведения платежей и переводов денег Статья 101. Управление бюджетными деньгами Статья 102. Исполнение по деньгам от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении Статья 103. Завершение финансового года Статья 104. Остатки бюджетных средств Статья 105. Ответственность администраторов бюджетных программ Глава 19. Уточнение бюджета Статья 106. Уточнение бюджета Статья 107. Уточнение республиканского бюджета Статья 108. Уточнение областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы Статья 109. Уточнение бюджета района (города областного значения) Глава 20. Секвестр и корректировка бюджета Статья 110. Секвестр Статья 111. Корректировка бюджета Глава 21. Бюджетный мониторинг и оценка результатов Статья 112. Бюджетный мониторинг Статья 113. Оценка результатов Раздел 5. Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и его дочерних организаций Глава 22. Система бухгалтерского учета Статья 114. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности Статья 115. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и финансовой отчетности Статья 116. Система бухгалтерского учета Глава 23. Финансовая отчетность Статья 117. Финансовая отчетность Статья 118. Консолидированная финансовая отчетность Статья 119. Отчетный период Статья 120. Представление финансовой отчетности Раздел 6. Бюджетный учет и отчетность Глава 24. Бюджетный учет Статья 121. Основные положения по бюджетному учету Статья 122. Ведение бюджетного учета Статья 123. Качественные характеристики бюджетной отчетности Статья 124. Виды бюджетной отчетности Статья 125. Представление отчета об исполнении бюджета Статья 126. Отчет о реализации стратегического плана Глава 25. Годовой отчет об исполнении бюджета Статья 127. Представление годового отчета об исполнении республиканского бюджета Статья 128. Обсуждение и утверждение годового отчета об исполнении республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан Статья 129. Представление годового отчета об исполнении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы Статья 130. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы Статья 131. Представление годового отчета об исполнении бюджета района (города областного значения) Статья 132. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета района (города областного значения) Глава 26. Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан Статья 133. Составление годового отчета о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан Статья 134. Представление и утверждение годового отчета о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан Раздел 7. Государственный финансовый контроль Глава 27. Общие положения о государственном финансовом контроле Статья 135. Государственный финансовый контроль Статья 136. Система органов государственного финансового контроля Статья 137. Принципы и стандарты государственного финансового контроля Статья 138. Типы государственного финансового контроля Статья 139. Виды государственного финансового контроля Статья 140. Акты, принимаемые по результатам контроля Глава 28. Органы государственного финансового контроля Статья 141. Компетенция Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Статья 142. Компетенция ревизионной комиссии области, города республиканского значения, столицы Статья 143. Компетенция уполномоченного Правительством Республики Казахстан органа по внутреннему контролю Статья 144. Службы внутреннего контроля Статья 145. Взаимодействие государственных органов и органов государственного финансового контроля Глава 29. Основы проведения государственного финансового контроля Статья 146. Права и обязанности руководителя объекта контроля Статья 147. Отчетность о результатах контроля Статья 148. Конфликт интересов Статья 149. Ответственность должностных лиц органов государственного финансового контроля, объектов контроля Статья 150. Разрешение споров Раздел 8. Бюджетные инвестиции Глава 30. Планирование бюджетных инвестиций Статья 151. Общие положения о бюджетных инвестициях Статья 152. Планирование бюджетных инвестиционных проектов Статья 153. Разработка инвестиционных предложений Статья 154. Разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз технико-экономических обоснований бюджетных инвестиционных проектов и отбор бюджетных инвестиционных проектов на стадии разработки бюджета Статья 155. Планирование концессионных проектов Статья 155-1. Разработка и отбор концессионных предложений Статья 155-2. Разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз технико-экономических обоснований концессионных проектов Статья 155-3. Консультативное сопровождение концессионных проектов Статья 155-4. Основания для включения в проект бюджета концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета Статья 156. Планирование бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц Статья 156-1. Планирование бюджетных инвестиций, осуществляемых посредством вложения целевого вклада учредителя для развития автономных организаций образования Глава 31. Осуществление бюджетных инвестиций Статья 157. Реализация бюджетных инвестиционных проектов Статья 158. Осуществление бюджетных инвестиций посредством софинансирования из бюджета концессионных проектов Статья 159. Осуществление бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц Раздел 9. Концессионные обязательства Глава 32. Концессионные обязательства Статья 160. Общие положения о концессионных обязательствах Статья 161. Учет и мониторинг концессионных обязательств Статья 162. Принятие и выполнение концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан Глава 33. Концессионные обязательства местных исполнительных органов Статья 163. Принятие концессионных обязательств местными исполнительными органами Статья 164. Ограничение принятия концессионных обязательств местными исполнительными органами Статья 165. Выполнение концессионных обязательств местными исполнительными органами Раздел 10. Гранты Глава 34. Общие положения о несвязанных и связанных грантах Статья 166. Несвязанные гранты Статья 167. Планирование связанных грантов Статья 168. Привлечение связанных грантов Глава 35. Использование связанных грантов Статья 169. Использование связанных грантов Статья 170. Мониторинг и оценка использования связанных грантов Раздел 11. Бюджетное кредитование Глава 36. Общие положения бюджетного кредитования Статья 171. Основные положения о бюджетном кредитовании Статья 172. Принципы бюджетного кредитования Статья 173. Критерии бюджетного кредитования Статья 174. Субъекты бюджетного кредитования Статья 175. Кредитор Статья 176. Администратор бюджетных программ как субъект бюджетного кредитования Статья 177. Заемщики Статья 178. Конечные заемщики Статья 179. Поверенные (агенты) Глава 37. Условия бюджетного кредитования Статья 180. Основные условия кредитного договора Статья 181. Срок бюджетного кредита Статья 182. Период освоения бюджетного кредита Статья 183. Способы обеспечения исполнения обязательств по бюджетному кредиту Статья 184. Ставка вознаграждения Статья 185. Способы предоставления бюджетного кредита Статья 186. График погашения и обслуживания бюджетного кредита Глава 38. Процедуры бюджетного кредитования Статья 187. Принятие решения о предоставлении бюджетного кредита Статья 188. Процедура предоставления бюджетного кредита Статья 189. Особенности кредитования иностранных государств Статья 190. Использование бюджетного кредита Статья 191. Обслуживание бюджетного кредита Статья 192. Погашение бюджетного кредита Глава 39. Реструктуризация бюджетного кредита и замена заемщика Статья 193. Реструктуризация бюджетного кредита Статья 194. Перевод долга по бюджетному кредиту Глава 40. Исковая давность, прекращение требований кредиторов и прекращение гарантии по бюджетным кредитам Статья 195. Исковая давность Статья 196. Прекращение требования кредитора по погашению бюджетного кредита и прекращение гарантии Глава 41. Контроль, мониторинг, учет по бюджетным кредитам Статья 197. Контроль за бюджетными кредитами Статья 198. Мониторинг и учет бюджетных кредитов Раздел 12. Государственные и гарантированные государством заимствование и долг, поручительство государства Глава 42. Общие положения о государственных и гарантированных государством заимствовании и долге, поручительстве государства Статья 199. Общие положения о заимствовании Статья 200. Виды и формы государственных займов Статья 201. Государственный долг Статья 202. Обязательства Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов по погашению и обслуживанию государственного долга Статья 203. Управление государственным и гарантированным государством долгом, долгом по поручительствам государства и рисками Статья 204. Публикация сведений о состоянии государственного и гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства Глава 43. Заимствование правительством Республики Казахстан Статья 205. Цели заимствования Правительством Республики Казахстан Статья 206. Осуществление заимствования Правительством Республики Казахстан Статья 207. Ограничения заимствования Правительством Республики Казахстан Статья 208. Погашение и обслуживание долга Правительства Республики Казахстан Глава 44. Заимствование местными исполнительными органами Статья 209. Цели заимствования местными исполнительными органами Статья 210. Ограничения заимствования местными исполнительными органами Статья 211. Погашение и обслуживание долга местных исполнительных органов Статья 212. Выпуск государственных ценных бумаг местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы Глава 45. Гарантированные государством заимствование и долг Статья 213. Государственная гарантия Статья 214. Ограничения предоставления государственных гарантий Статья 215. Условия предоставления государственных гарантий Статья 216. Требования, предъявляемые к лицам, претендующим на получение государственной гарантии Статья 217. Отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий Статья 218. Форма государственной гарантии Статья 219. Учет предоставления государственных гарантий и гарантируемых государством займов Статья 220. Исполнение государственной гарантии Статья 221. Реструктуризация гарантированных государством займов Статья 222. Замена заемщика по гарантированному государством займу Статья 223. Основания прекращения действия государственной гарантии Статья 224. Ограничения на использование средств гарантированного государством займа Статья 225. Контроль и ответственность за использование средств гарантированного государством займа Глава 46. Поручительство государства Статья 226. Поручительство государства Статья 227. Ограничения предоставления поручительства государства Статья 228. Условия предоставления поручительств государства Статья 229. Требования, предъявляемые к лицам, претендующим на получение поручительства государства Статья 230. Отбор концессионных проектов для предоставления поручительств государства Статья 231. Форма поручительства государства Статья 232. Учет предоставляемых поручительств государства и займов под поручительство государства Статья 233. Исполнение поручительства государства Статья 234. Основания прекращения действия поручительства государства Статья 235. Ограничения на использование средств займа, привлекаемого под поручительство государства Статья 236. Контроль и ответственность за использование средств займа, привлекаемого под поручительство государства Глава 47. Защита интересов заимодателя Статья 237. Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства по договору займа Статья 238. Защита от незаконных действий государственных органов и должностных лиц Статья 239. Разрешение споров Раздел 13. Заключительные и переходные положения Глава 48. Переходные положения Статья 240. Разработка местных бюджетов на 2009 финансовый год Статья 241. Разработка постановления местных исполнительных органов о реализации решений маслихатов о местных бюджетах на 2009 год Статья 242. Порядок исполнения местных бюджетов в 2009 году Статья 243. Годовые отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов за 2008 год Глава 49. Заключительные положения Статья 244. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан Статья 245. Заключительные положения