База данных

Дата обновления БД:

14.06.2019

Добавлено/обновлено документов:

35 / 222

Всего документов в БД:

92308

Недействующая редакция. Принята 22.05.2006

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Недействующая редакция, не действует с 14 января 2014 года

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

20 февраля 1998 года

№128/2568

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

от 14 октября 1997 года №363

Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине

(В редакции Приказов Министерства транспорта Украины от 23.03.1998 г. №90, 05.11.2001 г. №763, Приказа Министерства транспорта и связи Украины от 22.05.2006 г. №493)

На выполнение пункта 3 раздела первого Программы мер относительно обеспечения сохранности грузов, защиты их от хищений и безопасности пассажиров на транспорте, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 5 января 1995 г. №7, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине (прилагаются).

2. Государственному департаменту автомобильного транспорта Украины (Докиль Л.П.):

2.1. Довести до ведома министерств, ведомств, Правительства Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, объединений, предприятий, учреждений и организаций автомобильного транспорта, которые входят в сферу управления Минтранса Украины, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине.

2.2. Вместе с Главным управлением правового обеспечения деятельности транспорта (Логинова Л.М.) в установленном порядке подать на регистрацию Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине в Министерство юстиции Украины.

3. После ввода в действие вышеупомянутых Правил утрачивают силу "Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в УССР", утвержденные Министерством автомобильного транспорта УССР по согласованию с Госпланом УССР и Государственным арбитражем при Совете Министров УССР (разделы 1-10 от 24.05.1971 г.; разделы 11-39, 40, 43, 44, 46, 48 от 25.01.1972 г.; разделы 45 и 49 от 06.03.1972 г.; раздел 47 от 20.10.1971 г.).

4. Приказ от 12 декабря 1996 г. №394 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине" считать таким, который не вступил в силу.

5. Контроль за выполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Л.М.Костюченко.

Министр

В.И.Череп

Утверждены Приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 года №363

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине (далее - Правила) определяют права, обязанности и ответственность владельцев автомобильного транспорта - Перевозчиков и грузоотправителей и грузополучателей - Заказчиков.

Эти Правила не регламентируют перевозки опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов, почты и перевозки грузов в международном сообщении, поскольку такие перевозки имеют свои особенности, которые касаются выполнения комплекса требований при грузо-разгрузочных работах, собственно процесса перевозки и его документального оформления, а также согласования таких правил с соответствующими компетентными учреждениями.

1. Термины и понятия

Приведенные в этих Правилах термины и понятия употребляются в таком значении:

Груз - все предметы с момента принятия для перевозок к сдаче получателю груза.

Грузовое место - условная единица груза для принятия его для перевозки или сдачи грузополучателю при осуществлении нагрузки или разгрузки подвижного состава.

Грузовой контейнер - единица транспортного оборудования многократного использования, предназначенная для перевозки и кратковременного хранения грузов без промежуточных перегрузок, удобная для механизированной нагрузки и разгрузки, загрузки и выгрузки (внутренний объем равно 1 куб.м и больше).

Грузоотправитель - любое физическое или юридическое лицо, которое подает перевозчику груз для перевозки.

Грузополучатель - любое физическое или юридическое лицо, которое осуществляет принятие грузов, оформление товарно-транспортных документов и разгрузку транспортных средств в установленном порядке.

Договор о перевозке грузов - двухстороннее соглашение между перевозчиком, грузоотправителем или грузополучателем, который является юридическим документом, которым регламентируются объем, срок и условия перевозки грузов, права, обязанности и ответственность сторон относительно их соблюдения.

Экспедитор по перевозке грузов - работник, который обеспечивает выполнение комплекса операций транспортно-экспедиторского обслуживания во время перевозки грузов.

Заказ на перевозку грузов - документ, который дает грузоотправитель перевозчику на доставление обусловленной партии грузов в согласованные сроки.

Заказчик - грузоотправитель или грузополучатель, который заключил с перевозчиком договор о перевозке грузов.

Сдача груза - предоставление грузополучателю перевозчиком груза, согласно товарно-транспортному документу, со следующей разгрузкой и оформлением документов об его передаче грузополучателю.

Маркирование - нужные надписи, изображения и условные отметки, вмещенные на упаковке, бирках или самом товаре, который отгружается для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю.

Городские перевозки - перевозка разнородных за структурой грузов в черте города.

Междугородные перевозки - перевозка грузов, которые осуществляются за пределы города (населенного пункта).

Объем перевозок - количество груза, перевезенного или заявленного грузоотправителем и принятого перевозчиком для доставки получателю (в тоннах).

Пакетирование - формирование и связывание грузов в укрупненную грузовую единицу, которое обеспечивает при доставке в установленных условиях их целость, сохранность и позволяет механизировать грузоразгрузочные и складские работы.

Перевозчик - лицо, предоставляющее услуги по перевозке груза автомобильным транспортом общего пользования.

Подорожный лист - первичный документ об учете грузовых автомобильных перевозок, который всесторонне характеризует работу автомобиля и водителя с момента их выезда из автотранспортного предприятия и до возвращения на предприятие.

Принятие груза - предоставление грузоотправителем подготовленного для отправки груза и товарно-транспортных документов перевозчику со следующей нагрузкой на транспортное средство и оформление документов о принятии груза перевозчиком для отправки.

Путевой лист - документ установленного законодательством образца для определения и учета работы автомобильного транспортного средства.

Прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в соединении с автомобильным транспортным средством.

Седельный тягач - автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для буксировки полуприцепа.

Специальный автомобиль - автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для выполнения специальных рабочих функций.

Специализированный автомобиль - автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов определенных категорий.

Тара - основной элемент упаковки, который представляет собой изделие для размещения продукции.

Товарно-транспортная документация - комплект юридических документов, на основании которых осуществляют учет, принятие, передачу, перевозку, сдачу груза и взаимные расчеты между участниками транспортного процесса.

Товарно-транспортная накладная - единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, который предназначен для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.

Транспортная услуга - перевозка грузов и комплекс вспомогательных операций, которые связаны с доставкой грузов автомобильным транспортом.

2. Общие сведения о грузах

2.1. Грузы, которые направляются для перевозки, классифицируются по таким признакам: вид продукции различных производителей, физическое состояние, наличие тары, способ погрузки и разгрузки, специфические свойства, масса и габариты.

2.2. По видам продукции грузы делятся на:

- продукцию сельского хозяйства;

- продукцию лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

- руды металлические;

- продукцию топливно-энергетической промышленности;

- минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия;

- продукцию металлургической промышленности;

- продукцию химической промышленности;

- продукцию пищевой, мясо-молочной и рыбной промышленности;

- промышленные товары народного потребления;

- продукцию машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности;

- другие грузы.

2.3. По физическому состоянию грузы могут быть твердыми, жидкими и газообразными.

2.4. По наличию тары грузы подразделяются на те, для которых тара нужна и для которых она не нужна.

2.5. По способу погрузки и разгрузки грузы бывают: штучными, сыпучими, навалочными и наливными.

2.6. Такие грузы как скоропортящиеся, опасные, антисанитарные и живые - имеют свои специфические свойства.

2.7. В зависимости от массы, габаритов одного грузового места и специфики грузы подразделяются на такие, перевозка которых осуществляется: по этим правилам и по специальным правилам (тяжеловесные, крупногабаритные, опасные).

По этим правилам осуществляются перевозки безопасных грузов, масса и габариты которых в транспортном положении вместе с транспортным средством не превышают ограничения, которые установлены Правилами дорожного движения Украины.

3. Правила заключения договоров

3.1. Договоры о перевозке грузов автомобильным транспортом заключаются между физическими и юридическими лицами, которые осуществляют автомобильные перевозки грузов на коммерческой основе (далее - Перевозчики), и грузоотправителями или грузополучателями (далее - Заказчики). Примерный договор о перевозке грузов автомобильным транспортом в местном и междугородном сообщении (далееДоговор) приведен в приложении 1.

3.2. Договор о перевозке грузов может заключаться Перевозчиком с посредническим предприятием, которое пользуется правами и несет обязанности и ответственность, которые предусмотрены для грузоотправителей и грузополучателей.

3.3. Инициативу об установлении договорных отношений для перевозки грузов автомобильным транспортом может обнаружить как Перевозчик, так и грузоотправитель (грузополучатель) - будущий Заказчик.

3.4. После того, как Перевозчик и Заказчик согласовали условия перевозок и расчеты, утвержден подписью и печатью Перевозчика проект Договора с необходимыми к нему приложениями в двух экземплярах Перевозчик обязан направить Заказчику не позже чем через три дня после его согласования.

3.5. В Договоре устанавливаются: срок его действия, объемы перевозок, условия перевозок (режим работы по выдаче и принятию груза, обеспечение сохранности груза, выполнение грузо-разгрузочных работ и такое другое), стоимость перевозок и порядок расчетов, порядок определения рациональных маршрутов, обязанности сторон, ответственность и тому подобное.

3.5.1. Заказчик не позже чем через 10 дней после получения от Перевозчика проекта Договора подписывает его и приложения к нему, утверждает их печатями и один экземпляр возвращает Перевозчику.

3.5.2. Если у Заказчика есть разногласию по Договору, он обязан сформулировать свои предложения в протоколе разногласий и направить их Перевозчику вместе с Договором в 10-дневный срок.

3.5.3. Перевозчик обязан рассмотреть протокол разногласий Заказчика, в случае потребности - совместно с ним, и включить в Договор все принятые предложения.

3.5.4. В случае невозвращения Перевозчику подписанного и заверенного печатями проекта Договора с приложениями в 10-дневный срок, Договор набирает силы в редакции Перевозчика.

3.6. В соответствии с Договором Перевозчик и Заказчик в пределах квартального плана за 10 дней до начала каждого месяца определяют месячные планы с декадными плановыми заданиями на перевозку грузов.

3.7. На перевозку грузов автомобильным транспортом Заказчик предоставляет Перевозчику при наличии Договора заявку в соответствии с установленной формой (приложение 4 к Договору).

В случае массовых перевозок грузов, особенно строительных на места строительств, а также сельскохозяйственных грузов для их переработки или в места долгосрочного хранения, Заказчик должен к заявке приложить также согласованный с Перевозчиком график выполнения перевозок с указанием суточного или среднесуточного объема перевозок, а также начала и конца работы смен.

3.8. Заявка направляется Перевозчику в срок, определенный Договором.

По согласованию с Перевозчиком Заказчик может передать заявку на перевозку грузов телефонограммой, телетайпом, телеграфом, телексом, другим фиксированным путем. В этом случае в такой заявке должны быть необходимые сведения, которые характеризуют наименование и количество груза, адреса погрузки и разгрузки, расстояния перевозки и род упаковки.

3.9. Перевозчики могут перевозить грузы по разовому договору, примерная форма которого приведена в приложении 2.

4. Страхование грузов

Заказчик с целью возмещения причиненных ему убытков в случае полной или частичной потери, повреждения или порчи груза при перевозке, вследствие стихийного бедствия и тому подобное может застраховать свое имущество в соответствии с Законом Украины "О страховании".

5. Правила упаковывания грузов

5.1. Упаковывание - это процесс размещения продукции в упаковке (таре). Упаковка(тара) должна отвечать государственным стандартам.

5.2. К упаковке ставятся такие требования:

- вид упаковки должен отвечать особенностям груза;

- упаковка должна обеспечивать полное сохранение груза во время его транспортировки с учетом грузо-разгрузочных работ;

- упаковка должна отвечать климатическим условиям;

- упаковка должна отвечать требованиям таможенного режима;

- упаковка может выполнять рекламные цели.

5.3. При выборе упаковки следует учитывать способ, расстояние и длительность транспортировки, возможность перегрузки груза в пути, температурный режим и влажность во время транспортировки, пору года (погодные условия), совместимость с другими грузами и тому подобное.

5.4. Характер упаковки должен отвечать виду груза, грузоподъемности автомобиля, профилю и состоянию дороги и другим условиям.

5.5. Упаковка для перевозки грузов, которые требуют охлаждения или интенсивной вентиляции воздуха, должна быть с просветами.

5.6. Упаковка для перевозки мороженых грузов должна быть сплошной, без просветов.

5.7. Бидоны должны быть впритирку закрыты крышками с резиновой или бумажной прокладкой и опломбированы отправителем. Не допускается принятие для перевозки бидонов, которые имеют течь.

5.8. Фрукты и овощи укладывают в закрытую упаковку впритирку для исключения возможности их перемещения.

5.9. Промышленные товары для перевозки упаковывают в твердую (дощатые, фанерные ящики), полутвердую (прессованные кипы с применением дощечек и планок) и мягкую упаковку (прессованные кипы без дощечек и планок, тюки, баулы, тканевые мешки, рогожные мешки, рулоны).

5.10. При упаковывании промышленных товаров в твердую упаковку ящики должны быть обтянутыми по торцам металлической лентой, скрепленной "в замок".

5.11. При упаковывании в полутвердую упаковку кипы нужно покрыть со всех сторон одним слоем оберточной бумаги и одним слоем упаковочной ткани так, чтобы полностью уберечь содержимое кипы от загрязнения, порчи, потери внешнего вида и помятости.

5.12. При мягком упаковывании кипу покрывают двумя слоями оберточной бумаги, одним слоем упаковочной ткани и обтягивают металлической лентой с прокладкой под ленту вдоль периметра кипы картона толщиной 3-4 мм и в ширину не менее 60 мм.

5.13. При упаковывании в тюки ткань обертывают бумагой, упаковочной тканью, зашивают вдоль одним швом, зашивая торцы, и обтягивают веревкой.

5.14. Бидоны и барабаны нужно класть в прочные деревянные латы, бутыли - в латы или корзины и уплотнять древесной стружкой, банки и тюбики упаковывать в картонные или деревянные ящики.

6. Правила определения веса грузов

6.1. На упакованных и штучных неупакованных грузах, кроме тех, которые перевозятся навалом, Заказчик должен отметить массу брутто и нетто. На грузах стандартной массы указывать это не обязательно.

6.2. Определение массы груза осуществляется техническими средствами Заказчика.

6.3. При перевозке грузов в крытых автомобилях и прицепах, отдельных секциях автомобилей, контейнерах и цистернах, опломбированных Заказчиком, определение массы груза выполняется Заказчиком.

6.4. При нагрузке груза осуществляется его взвешивание или считание мест (или штук). Груз принимается без проверки веса, если он представлен для перевозки в специальных кузовах или контейнерах при наличии на них пломб Заказчика. Кроме того, он может быть принят за массой, которую оповестил Заказчик.

6.5. Определять массу или количество груза у грузоотправителя и грузополучателя требуется одинаковым способом. При принятии груза для перевозки за массой нужно взвесить весь груз. Определение общей массы груза взвешиванием отдельных мест запрещается.

6.6. Массу насыпных и навалочных грузов, а также пищевых наливных грузов, которые перевозят в автомобилях-цистернах, определяют, главным образом, автомобильными весами.

6.7. Перед нагрузкой хлебных грузов, пищевых наливных грузов, картофеля и овощей проверяется масса тары автомобиля.

6.8. Перед взвешиванием автомобилей автомобильными весами нужно проверить зазоры между обвязывающей рамой и платформой весов; проверить показания весов без нагрузки и при потребности отрегулировать их. Следует осмотреть автомобили, которые подлежат взвешиванию, и проследить за тем, чтобы все люди вышли из кабины и кузова.

6.9. Автомобили направляются на веса со скоростью не больше чем 5 км/час, если другое не предусмотрено паспортными данными весов . Взвешивание автомобильными весами без остановки автомобилей (на ходу) запрещается, кроме случаев использования специально назначенных для этого весов. При установлении автомобилей на веса нужно следить за тем, чтобы задняя ось автомобиля находилась не ближе 300 мм от края платформы. Автомобили взвешиваются только при остановленном двигателе.

6.10. При взвешивании автопоезд необходимо весь автопоезд составлять на весы. Если размеры платформы не позволяют установить весь автопоезд, то автомобиль и прицеп взвешивают отдельно, при этом нужно проследить за тем, чтобы дышло автоприцепа не касалось земли.

6.11. При взвешивании громоздких и длинных грузов следует присматривать за тем, чтобы ниспадающие концы грузов не касались неподвижных частей весов(станины, колонки и тому подобное) или обвязывающей рамы.

7. Правила маркирования грузов

7.1. При предоставлении грузов в таре или упаковке и штучных грузов мелкими отправлениями Заказчик обязан заблаговременно замаркировать каждое грузовое место в соответствии с государственным стандартом.

В маркировании указываются:

а) знак получателя - полное или частичное наименование грузополучателя или обозначение , которое используется получателем (при перевозках мелких партий);

б) номер заявки (заказ) на перевозку грузов;

в) место назначения - указывается пункт (при междугородных перевозках);

г) масса грузовой единицы - отражается цифрами масса брутто и нетто в килограммах.

Данные, приведенные в сопроводительных документах, должны полностью отвечать маркированию.

7.2. При предоставлении грузов, которые требуют особого обращения с ними во время грузовых операций и хранения, отправитель обязан нанести на всех грузовых местах дополнительно специальное маркирование надписью "Верх", "Стекло", "Осторожно", "Не кантовать", "Боится холода", "Не класть плашмя" и тому подобное. Специальное маркирование может быть указано также особыми знаками (приложение 3).

7.3. Ответственность за отсутствие специального маркирования и ее последствия полагается на Заказчика.

7.4. Маркирование должно быть проведено одним из таких способов:

а) непосредственно нанесением знаков на грузовом месте;

б) при помощи ярлыков.

7.5. Наносить маркирование можно окрашиванием по шаблону, штамповкой, клеймлением или специальными маркировальными машинами.

7.6. Маркирование осуществляется условными отметками (знаками), которые переданы надписью, буквами, цифрами или рисунками (символами), с применением контрастной краски. Цвет краски должен отличаться от цвета тары или груза. Маркирование мест груза должно быть четким, ясным и надежным.

7.7. Маркирование выполняется светостойкой и несмываемой водой краской, которая хорошо держится на любой поверхности (не стирается и не отслаивается).

7.8. Ярлыки с бумаги и картона прикрепляют к таре клеями (декстриновым, казеиновым, силикатным и тому подобное), с тканипришивают, с фанеры, металла, пластмассы - прикрепляют болтами, шурупами, гвоздями. Прибивать ярлыки к фанерным, картонным и бумажным ящикам не разрешается.

Разрешается прикреплять ярлыки к грузам проволокой, если другой способ крепления невозможен.

7.9. При развозе таких грузов, как металлические прутки, трубы, громоздкий или с длинными рукоятками инструмент и тому подобное в адрес нескольких грузополучателей, допускается маркирование окрашиванием концов стойкой краской, по которой можно легко обнаружить принадлежность их к одной партии.

7.10. Маркирование наносится:

а) на ящиках - на одной из сторон;

б) на мешках и тюках - на одной широкой стороне.

Специальное маркирование наносится на двух смежных сторонах.

7.11. Если нет возможности нанести маркирование полностью на сторонах или торцах, на малогабаритных ящиках высотой 200 мм и меньше допускается маркирование на смежных стенках тары (в том числе на крышке).

7.12. Маркирование мокросоленых кож и шкур наносят на внутреннюю сторону одной из двух связанных дощечек (бирок).

7.13. Листовое железо в связях (без тары) маркируют на деревянных или металлических бирках, прикрепленных к связке проволокой.

7.14. Ярлыки и деревянные бирки должны быть таких размеров: длиной 12- 15 см, шириной 8-10 см, а металлические штампованные бирки - не меньше 60 квад.см.

Применение картонных бирок не допускается.

7.15. Специальные знаки следует располагать в левом верхнем углу от основного маркирования, за исключением знаков "Строповать здесь" и "Центр веса", которые следует наносить в обозначенных ими местах.

7.16. При перевозке однородных грузов в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркирования не на всех грузовых местах, но не меньше чем на четырех. В этих случаях замаркированные места укладываются:

а) в фургонах - около дверей маркированием наружу;

б) на открытом подвижном складе - в верхнем ярусе нагрузки по два места около каждого продольного борта кузова маркированием наружу.

При перевозке грузов навалом, насыпью и наливом маркирования не осуществляется.

8. Правила погрузки и разгрузки грузов

8.1. Типы и количество подвижного состава, нужного для выполнения перевозок грузов, определяются Перевозчиком в зависимости от объема и характера перевозок.

8.2. Перевозчик обязан обеспечивать своевременную подачу исправного подвижного состава, пригодного для перевозки грузов в соответствии с заявкой (разового заказа) и такого, что отвечает санитарным нормам.

Подача непригодного для перевозок грузов подвижного состава считается такой, которая не была осуществлена.

8.3. При перевозках грузов контроль за своевременным прибытием транспорта в течение дня, регулирование его расстановки, подачи под загрузку, использования транспорта, который освободился, в обратном направлении, учет загрузки, времени прибытия и отправки подвижного состава выполняется Перевозчиком или Заказчиком в зависимости от принятой ими схемы перевозок.

8.4. Перед загрузкой автомобилей, прицепов, полуприцепов с кузовом типа "фургон", автоцистерн и контейнеров Заказчик должен проверить пригодность подвижного состава и контейнеров для перевозки груза в коммерческом отношении.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине 1. Термины и понятия 2. Общие сведения о грузах 3. Правила заключения договоров 4. Страхование грузов 5. Правила упаковывания грузов 6. Правила определения веса грузов 7. Правила маркирования грузов 8. Правила погрузки и разгрузки грузов 9. Правила пломбирования грузов 10. Правила принятия грузов для перевозки 11. Правила оформления документов на перевозку 12. Правила транспортировки грузов 13. Правила сдачи грузов 14. Расчеты за перевозку 15. Правила составления актов 16. Правила предъявления и рассмотрения претензий 17. Правила перевозок грузов в контейнерах 18. Правила перевозок грузов на поддонах и в пакетах 19. Правила перевозок продукции сельского хозяйства 20. Правила перевозок продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности 21. Правила перевозок навалочных грузов (руды металлической, угля, кокса) 22. Правила перевозок минерального сырья, минерально-строительных материалов и изделий 23. Правила перевозок продукции металлургической промышленности 24. Правила перевозок продукции химической промышленности 25. Правила перевозок продукции пищевой, мясо-молочной и рыбной промышленности 26. Правила перевозок промышленных товаров народного потребления 27. Правила перевозок продукции машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности 28. Правила междугородных перевозок грузов 29. Правила перевозок скоропортящихся грузов в междугородном сообщении Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21