Недействующая редакция. Принята: 02.02.2015 / Вступила в силу: 15.02.2016

Недействующая редакция, не действует с 22 марта 2017 года

ПРИКАЗ МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 2 декабря 2015 года №752

Об утверждении некоторых методик уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и регулируемых рынков

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках", ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1) Методику расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (работы) морских портов согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) Методику расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) морского порта, оказываемые по договору концессии согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) Методику расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги аэропортов, оказываемые по договору концессии согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) Методику расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги аэропортов с учетом качественных характеристик согласно приложению 4 к настоящему приказу;

5) Методику расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги аэронавигации, оказываемых субъектами естественных монополий с учетом качественных характеристик согласно приложению 5 к настоящему приказу;

6) Методику расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги субъектов естественных монополий в сфере аэронавигации с учетом ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов согласно приложению 6 к настоящему приказу;

7) Методику расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта, оказываемые по договору концессии согласно приложению 7 к настоящему приказу.

2. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Аділет";

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр национальной экономики Республики Казахстан

Е.Досаев

Согласован

Министром по инвестициям и развитию Республики Казахстан

"___" ___________ 2015 год

 

________________ А.Исекешев

Приложение 1

к Приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2015 года №752

Методика расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (работы) морских портов

1. Общие положения

1. Настоящая Методика расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (работы) морских портов (далее – Методика) разработана в соответствии с Законами Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках", от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании", Особым порядком формирования затрат, применяемым при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 25 апреля 2013 года №130-ОД, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №8480 (далее – Особый порядок) и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

2. Настоящая Методика определяет механизм расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары) морских портов.

3. В Методике применяются следующие понятия:

балластные воды – морские воды, используемые для загрузки бункера судна для обеспечения безопасной для мореплавания осадки судна;

брутто-регистровый тоннаж – величина, характеризующая вместимость (объем) судна;

генеральные грузы – любые тарные и штучные груза, перевозимые на морских судах сборными партиями;

партия груза – определенное количество груза, занимающее часть грузовых помещений судна, принятое к перевозке по одному документу и следующее в один пункт назначения;

перевалка грузов – перемещение груза с одного вида транспорта на другой через склады порта или непосредственно с одного транспортного средства на другое (с железнодорожных вагонов, речных судов, автомобильного транспорта на морское судно и наоборот);

рейд – прибрежная акватория, которая своими размерами, глубинами и держащей силой грунта дна обеспечивает якорную стоянку кораблей и судов;

рейд внутренний – защищенный гидротехническими сооружениями;

рейд внешний – незащищенный гидротехническими сооружениями;

тонно-операция – измеряется произведением количества перегруженного груза в физических тоннах на количество прошедших им вариантов перегрузки;

физическая тонна – общий объем перегруженного груза независимо от количества прошедших им вариантов перегрузки.

Иные понятия и термины, используемые в настоящей Методике, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

4. Основополагающими принципами Методики являются:

прозрачность формирования расходной и доходной частей тарифов (ставок сборов) на единицу услуги (работы);

объективное отнесение косвенных затрат на регулируемые услуги (работы) морских портов;

возмещение объективно необходимых затрат, учитываемых при расчете тарифов (ставок сборов) на регулируемые услуги (работы) морских портов;

нормирование допустимого уровня прибыли морского порта на основе ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов.

5. К работам и услугам, выполняемым морским портом для целей настоящей Методики, относятся:

1) погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые силами и средствами морского порта;

2) погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые силами и средствами клиента;

3) услуги за заход судна в морской порт для производства грузовых операций и (или) иных целей с последующим выходом из порта (судозаход):

корабельные – предоставление входа судна в морской порт и выхода из него;

маячные – предоставление навигационных услуг средствами навигации и связи порта при входе судна в акваторию порта;

за проход каналом – предоставление канала для прохода судна к причалу;

причальные – предоставление стоянки судам у причалов под грузовыми и вспомогательными операциями, вне грузовых операций;

якорные – предоставление стоянки судна на внутреннем рейде;

швартовые – разноска швартовых концов, отшвартовка и перетяжка судов;

в сфере природоохранных мероприятий – принятие с судна без каких-либо ограничений всех видов имеющихся загрязнений (за исключением балластных вод) за время стоянки в порту;

карантинные – услуги санитарно-эпидемиологической службы и морского порта по обеспечению предоставления помещения для временной изоляции больных карантинными инфекциями и лиц, которые могут быть носителями инфекции, поддержания в надлежащем состоянии территории и объектов морского порта, профилактического истребления грызунов и насекомых силами санитарно-эпидемиологической станции на транспортных судах, портовых объектах.

2. Общие условия взимания тарифов (ставок сборов) на регулируемые услуги (работы) морских портов

6. Тарифы (цены, ставки сборов) на регулируемые услуги (работы) не ниже стоимости затрат, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование и возможность расширения морского порта.

7. Тарифы за погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые силами и средствами морского порта, взимаются за услуги по перемещению грузов с использованием соответствующих технических средств морского порта.

Тарифы за погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые силами и средствами клиента взимаются за предоставление инфраструктуры морского порта.

Тариф за погрузочно-разгрузочные работы устанавливается за одну физическую тонну. Тарифы на погрузочно-разгрузочные работы дифференцируются по родам грузов.

8. Сбор за корабельные услуги взимается при каждом входе и выходе из порта. Ставка сбора за корабельные услуги устанавливается за каждую брутто-регистровую тонну судна.

9. Ставка сбора за маячные услуги взимается за один судозаход. Ставка сбора за маячные услуги устанавливается за каждую брутто-регистровую тонну судна.

10. Сбор за проход каналом взимается при каждом прохождении канала в один конец. Ставка сбора устанавливается за каждую брутто-регистровую тонну судна.

11. Причальный сбор под грузовыми операциями – взимается за стоянку судна у причала под грузовыми и вспомогательными операциями. Ставка сбора устанавливается на каждую брутто – регистровую тонну судна и производится с судов, стоящих у причала (исключая рейдовый причал).

В случае если операция осуществляется по варианту судно-судно, взимается 50% ставки причального сбора.

С судов, стоящих лагом к другому судну, отшвартованному у причала носом или кормой, взимается 50% ставки причального сбора. Причальный сбор вне грузовых операций взимается за каждые сутки стоянки судна у причала.

Ставка причального сбора вне грузовых операций устанавливается за каждую брутто-регистровую тонну судна за каждые сутки стоянки у причала и производится с судов, стоящих у причала (исключая рейдовый причал).

При расчете ставок и сборов, начисляемых посуточно, время округляется до 0,5 суток, причем время до 0,5 суток принимается до 0,5 суток, а время более 0,5 суток – за 1 сутки.

12. Якорный сбор взимается за стоянку на внутреннем рейде. Ставка сбора устанавливается за каждую брутто-регистровую тонну судна, независимо от времени стоянки.

13. Сбор за швартовые услуги взимается за работу швартовщиков по разноске швартовых концов, отшвартовку и перетяжку судов.

Перетяжка судна вдоль причала больше длины судна считается как две операции, менее длины судна – как одна операция. Перешвартовка судна от причала к причалу считается как две операции. Разноска швартовых концов при швартовке и отшвартовке считается как две операции. Перешвартовка судна в порту во время производства грузовых работ допускается по одному разу во время выгрузки и погрузки, а при необходимости его перестановки в ходе погрузки (выгрузки) из-за специализации перегрузочных комплексов – еще по одной перешвартовке. Все расходы на дополнительные перешвартовки, производимые по требованию порта, несет порт.

Ставка сбора за швартовые услуги устанавливается за одну операцию.

14. Сбор за природоохранные мероприятия взимается за работы по принятию с судна без каких-либо ограничений всех видов имеющихся загрязнении (за исключением балластных вод) за все время стоянки в порту, по выполнению своими силами работ, связанных с производством операций (подача и уборка плавсредств, предоставление контейнеров и других емкостей для сбора мусора, перегрузочных операций, шланговка, отшланговка и другие).

Сбор устанавливается за каждые сутки стоянки судна в порту.

15. Ставка сбора за карантинные услуги взимается за предоставление помещения для временной изоляции больных карантинными инфекциями и лиц, подозрительных в возможности заражения, надлежащего санитарного состояния территории и объектов, грызунонепроницаемости зданий и сооружений при строительстве, ремонте и эксплуатации.

Ставка сбора устанавливается за один судозаход.

3. Формирование затратной части тарифов (ставок сборов) на регулируемые услуги (работы) морских портов

16. Тарифы (цены, ставки сборов) на единицу регулируемых услуг (работ) морских портов формируются по следующим этапам:

1) определение затратной части тарифа (цены, ставки сбора):

определение затрат, включаемых в себестоимость услуг (работ) морских портов, регулируемых уполномоченным органом, с расшифровкой по статьям затрат в соответствии с требованиями Особого порядка;

определение объемов работ морского порта в натуральном измерении на базе фактических и прогнозных данных по видам оказываемых услуг;

определение стоимостной основы тарифов (цен, ставок сборов) путем обоснованного распределения затрат по видам оказываемых услуг (работ);

определение себестоимости единицы оказанной услуги путем деления полученной стоимостной основы на объем соответствующих видов услуг;

2) формирование доходной части тарифа (цены, ставки сбора) с учетом ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов.

17. Затратная часть тарифа (цены, ставки сбора) определяется в соответствии с Особым порядком, путем обоснованного распределения затрат по регулируемым видам услуг (работ).

18. Все затраты морского порта подразделяются на прямые и косвенные затраты.

19. Прямыми затратами погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых силами и средствами морского порта и клиента, являются затраты, связанные с эксплуатацией и текущим содержанием, соответственно:

перевалки нефти – специализированных нефтеналивных причалов;

перевалки зерна – зернового терминала;

перевалки грузов на паром – паромного комплекса.

Прямыми затратами перевалки генеральных грузов, выполняемых силами и средствами порта, является сдельная заработная плата портовых рабочих (докеров) по видам грузов.

Затраты, связанные с эксплуатацией и текущим содержанием перегрузочной техники, являются косвенными по отношению к перевалке генеральных грузов и распределяются по каждому виду груза пропорционально объему переваленных грузов.

20. Затраты по иным видам заработной платы портовых рабочих (докеров), за исключением сдельной, по видам грузов распределяются пропорционально сдельной заработной плате.

21. Прямыми затратами, связанными с оказанием услуг за заход судна в морской порт являются затраты, связанные с эксплуатацией и текущим содержанием соответственно:

корабельной услуги – гидротехнических сооружений;

услуги за проход каналам – канальных сооружений;

маячной услуги – навигационного оборудования;

якорной услуги – дна акваторий;

причальной услуги – причалов и причальных сооружений;

швартовой услуги – швартовых тумб;

карантинной услуги – карантинных помещений;

услуги природоохранных мероприятий – мусоросборщиков и бонов.

22. Затраты, связанные с эксплуатацией и текущим содержанием складских помещений, являются косвенными по отношению к услугам по перевалке генеральных грузов и хранения грузов и распределяются пропорционально объему хранимых грузов (тонн/сутки).

23. Затраты, связанные с хранением грузов, распределяются на нормативное (включенное в тариф за перевалку грузов) и сверхнормативное (оплачиваемое отдельно) хранение грузов пропорционально тонно-суткам хранения соответствующего вида груза.

24. Затраты, связанные с эксплуатацией и текущим содержанием железнодорожных путей, являются косвенными по отношению к услугам по перевалке генеральных грузов, по перевалке зерна, по перевалке грузов паромом и распределяются пропорционально объему переваленного груза по видам (тонн).

25. Накладные производственные затраты, связанные с предоставлением регулируемых услуг (работ) относятся на услуги пропорционально прямым затратам.

26. Расходы по заработной плате персонала, обслуживающего основное производство, и вспомогательного персонала распределяются пропорционально удельной доли участия обслуживающего и вспомогательного персоналов в предоставлении услуг (работ).

27. Расходы по социальному налогу определяются пропорционально доле соответствующих затрат по заработной плате.

28. Расходы по износу основных средств вспомогательных подразделений, обслуживающих основное производство, определяются пропорционально доле задействованности основных средств в предоставлении регулируемых услуг (работ).

29. Накладные расходы подразделений, обслуживающих основное производство распределяются на услуги (работы) пропорционально показателю, принятому для распределения амортизации.

30. Общие и административные расходы определяются пропорционально производственным затратам.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПРИКАЗ МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Методика расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (работы) морских портов 1. Общие положения 2. Общие условия взимания тарифов (ставок сборов) на регулируемые услуги (работы) морских портов 3. Формирование затратной части тарифов (ставок сборов) на регулируемые услуги (работы) морских портов 4. Определение объема услуг (работ), включаемых в тариф (ставку сбора) 5. Расчет уровня прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора) Методика расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) морского порта, оказываемые по договору концессии 1. Общие положения 2. Условия взимания тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) морского порта, оказываемые по договору концессии 3. Формирование затратной части тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) морских портов, оказываемые по договору концессии 4. Определение объема услуг (товаров, работ), включаемых в тариф (цену, ставку сбора) 5. Расчет уровня прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора) Методика расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товар, работ) аэропортов, оказываемые по договору концессии 1. Общие положения 2. Основные принципы механизма расчета тарифов (цен, ставок сборов) на услуги 3. Механизм расчета тарифов 4. Формирование затратной части тарифов (цен, ставок сборов) на услуги 5. Формирование доходной части тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемые услуги субъекта концессии Методика расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги аэропортов с учетом качественных характеристик 1. Общие положения 2. Основные принципы механизма расчета тарифов (цен, ставок сборов) на услуги 3. Механизм расчета тарифов 4. Формирование затратной части тарифов (цен, ставок сборов) на услуги 5. Формирование прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора) на услуги 6. Дополнительные коэффициенты, влияющие на уровень доходной части тарифа (цены, ставки сбора) на услуги Методика расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги аэронавигации, оказываемых субъектами естественных монополий с учетом качественных характеристик 1. Общие положения 2. Расчет тарифов (цен, ставок сборов) при снижении качественных характеристик услуг, оказываемых субъектами естественных монополий в сфере услуг аэронавигации 3. Заключительные положения Методика расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги субъектов естественных монополий в сфере аэронавигации с учетом ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов 1. Общие положения 2. Основы расчета тарифов на регулируемые услуги аэронавигации 3. Механизм расчета тарифов на регулируемые услуги аэронавигации в воздушном пространстве 4. Механизм расчета тарифов на регулируемые услуги аэронавигации в районе аэродрома 5. Примеры расчета тарифов (цен, станок сборов) на регулируемые услуги субъектов естественных монополий в сфере аэронавигации с учетом ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов Методика расчета тарифов на регулируемые услуги железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта, оказываемые по договору концессии 1. Общее положение 2. Основные принципы построения тарифов 3. Описание услуги Концессионера 4. Расчет тарифа на единицу измерителя услуг концессионера 5. Порядок расчета затратной части тарифа на единицу измерителя услуги 6. Порядок расчета доходной части тарифа на единицу измерителя услуг 7. Порядок расчета базовых тарифов на единицу измерителя услуг концессионера 8. Порядок дифференциации базового тарифа по родам грузов 9. Порядок дифференциации базового тарифа на пропуск по участку крупногабаритных и опасных грузов 10. Порядок расчета стоимости услуг