Недействующая редакция. Принята: 28.10.2016 / Вступила в силу: 04.01.2017

Недействующая редакция, не действует с 4 января 2017 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 28 января 2016 года №14

Об утверждении Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 1 июля 2003 года "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству.

2. Департаменту методологии контроля и надзора (Абдрахманов Н.А.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) совместно с Департаментом правового обеспечения (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) направление настоящего постановления в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан":

на официальное опубликование в информационно-правовой системе "Аділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан, Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в течение десяти календарных дней со дня его получения Национальным Банком Республики Казахстан после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования.

3. Департаменту международных отношений и связей с общественностью (Казыбаев А.К.) обеспечить направление настоящего постановления на официальное опубликование в периодических печатных изданиях в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Смолякова О.А.

5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель Национального Банка

Д.Акишев

Утверждены Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года №14

Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству

1. Общие положения

1. Настоящие Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству (далее - Правила), разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 1 июля 2003 года "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств" и устанавливают единые подходы и методы к определению размера вреда, причиненного транспортному средству, в рамках договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, за исключением возмещения морального вреда и упущенной выгоды потерпевшего, включая утрату товарной стоимости имущества, а также возмещения неустойки в связи с нарушением потерпевшим сроков поставки товаров или производства работ (оказания услуг), иных его обязательств по контрактам (договорам).

2. В Правилах используются следующие понятия:

1) оригинальное комплектующее изделие - оригинальное автомобильное комплектующее изделие (деталь, узел, агрегат, материал), проверенное и сертифицированное изготовителем транспортного средства;

2) аналог оригинального комплектующего изделия - автомобильное комплектующее изделие (деталь, узел, агрегат, материал), идентичное или соответствующее по своим параметрам оригинальному комплектующему изделию.

3. Расчет размера вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется страховщиком в течение 10 (десяти) рабочих дней на основании заявления об определении размера вреда причиненного имуществу по форме согласно приложению 1 к Правилам.

Потерпевший (выгодоприобретатель) или их представитель, транспортному средству которого причинен вред, со дня представления им или страхователем (застрахованным) заявления об определении размера вреда причиненного имуществу, указанного в части первой настоящего пункта Правил, сохраняет поврежденное имущество в таком состоянии, в каком оно находилось после транспортного происшествия, и предоставляет возможность страховщику произвести расчет размера вреда.

4. Организация расчета размера вреда, причиненного транспортному средству, включает следующие этапы:

1) определение места и времени проведения осмотра поврежденного транспортного средства по согласованию со страхователем (застрахованным) либо потерпевшим (выгодоприобретателем) или их представителем и страховщиком;

2) осмотр поврежденного транспортного средства и составление акта осмотра;

3) составление расчета размера вреда поврежденного транспортного средства.

5. Если страховщиком в установленный срок не будет организован расчет размера вреда, потерпевший (выгодоприобретатель) или их представители самостоятельно обращаются к услугам оценочной организации и начинают восстановительные работы (утилизацию) поврежденного транспортного средства. Результаты определения оценочной организацией размера вреда, причиненного транспортному средству, принимаются страховщиком для осуществления страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) или их представителю.

Затраты по расчету размера вреда, причиненного транспортному средству, несет страховщик.

6. Размер вреда, причиненного транспортному средству, определяется исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного транспортного средства за минусом амортизации (износа) транспортного средства на дату наступления страхового случая.

Стоимость восстановления поврежденного транспортного средства рассчитывается исходя из рыночных цен, действующих на день наступления страхового случая.

При расчете размера вреда, причиненного транспортному средству, во внимание не принимаются повреждения, имевшие место до наступления рассматриваемого страхового случая.

Размер вреда в случае полной гибели транспортного средства определяется исходя из его рыночной стоимости на дату наступления страхового случая.

Транспортное средство считается уничтоженным, если его восстановление технически невозможно или экономически нецелесообразно. Восстановление транспортного средства считается экономически нецелесообразным, если ожидаемые расходы на восстановление транспортного средства превышают 80 (восемьдесят) процентов от его рыночной стоимости на дату наступления страхового случая.

По согласованию с потерпевшим (выгодоприобретателем) или их представителями страховщик в счет страховой выплаты организует и осуществляет оплату ремонта поврежденного транспортного средства.

В случае гибели транспортного средства страховщик осуществляет страховую выплату в размере рыночной стоимости поврежденного транспортного средства до наступления страхового случая, при этом потерпевший (выгодоприобретатель) или их представитель передает в собственность страховщика остатки поврежденного транспортного средства либо осуществляет страховую выплату за минусом стоимости годных к реализации деталей, узлов, агрегатов, материалов.

7. Результаты осмотра поврежденного транспортного средства фиксируются актом осмотра, который включает в себя следующие сведения:

дату и место проведения осмотра;

данные регистрационных документов транспортного средства;

сведения о владельце транспортного средства (фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица или полное наименование юридического лица);

сведения о соответствии и (или) несоответствии идентификационных характеристик и параметров транспортного средства сведениям, содержащимся в регистрационных документах поврежденного транспортного средства;

дату повреждения транспортного средства;

информацию о пробеге транспортного средства с указанием источника данной информации;

дату начала эксплуатации транспортного средства;

сведения о комплектации транспортного средства;

информацию о повреждениях транспортного средства (характеристиках поврежденных элементов с указанием расположения, вида и объема повреждения), а также предварительное определение способа устранения повреждений;

информацию о дефектах эксплуатации транспортного средства, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта, а также других факторах, влияющих на результаты расчета размера вреда;

предварительное установление принадлежности повреждений транспортного средства к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию;

данные по определению технического состояния транспортного средства либо его остатков;

информацию о возможных скрытых повреждениях (с указанием примерного места расположения и характера повреждений);

информацию о пробах и элементах транспортного средства, взятых для исследования (с описанием причины, вида и цели исследования);

код цвета;

фамилию, имя, отчество (при его наличии), подпись лица, осуществившего осмотр транспортного средства;

фамилии, имена, отчества (при их наличии), замечания и подписи лиц, присутствовавших на осмотре;

дату составления акта осмотра.

Дополнительными источниками информации к акту осмотра являются фотоматериалы поврежденного транспортного средства, полученные с учетом требований к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства, установленных в приложении 2 к Правилам.

8. При расчете размера вреда, причиненного транспортному средству, учитываются расходы на оплату следующих работ:

1) слесарных;

2) рихтовочных (Р1, Р2, Р3) по укрупненным показателям трудозатрат (время мастера) на выполнение работ по ремонту изготовленных из стального листового проката конструктивных элементов кузовов и оперения, устранению перекосов проемов и кузова легковых автомобилей иностранных производителей, установленным в приложении 3 к Правилам;

3) сварочных;

4) арматурных;

5) окрасочных;

6) иных видов работ, требуемых для проведения восстановительного ремонта, с учетом исключения пересекающихся операций.

Определение трудоемкости работ по ремонту повреждений кузова, оперения, других узлов, агрегатов, систем транспортного средства, а также окрасочных работ, осуществляется путем применения специализированных программ ("Нами-Сервис", "ПС: Комплекс", "Автобаза", "Автоэкспертиза", "Автонормы", "AutoCalc", "EurotaxRepairEstimate", "EurotaxEgis", "AUDATEX", "MITCHEL").

В случае отсутствия информации о трудоемкости работ в специализированных программах, указанных в части второй настоящего пункта Правил, трудоемкость работ осуществляется путем применения нормативов производителя транспортного средства, в случае отсутствия такой информации применяются нормативы официальных представителей, реализующих транспортные средства на территории Республики Казахстан.

Нормативы трудоемкостей по устранению перекосов проемов кузова и перекосов кузова легковых автомобилей иностранных производителей установлены в приложении 4 к Правилам.

Определение возможности восстановления пластиковых комплектующих изделий осуществляется путем применения требований производителя транспортного средства, а при отсутствии такой информации в соответствии с рекомендациями изготовителей транспортного средства по ремонту пластиковых комплектующих изделий, согласно приложению 5 к Правилам.

9. При расчете размера расходов, необходимых для восстановления поврежденного транспортного средства, принимается стоимость комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов, материалов) с учетом следующих условий:

1) наименование комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов, материалов) содержит полное наименование, указанное в каталоге запасных частей для конкретной марки (модели, модификации) транспортного средства, составленном производителем транспортного средства, или в электронной базе данных стоимостной информации в отношении комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов, материалов), при отсутствии таких источников - в программно-расчетном комплексе или прайс-листе поставщика соответствующих комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов, материалов), и их уникальный номер, присвоенный производителем транспортного средства (поставщиком комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов, материалов) или программно-расчетного комплекса);

2) при замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов, материалов) на новые необходимо соответствие таких изделий требованиям, установленным производителем транспортного средства.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству 1. Общие положения 2. Расчет размера вреда, причиненного транспортному средству, стоимости его восстановления Параграф 1. Определение износа транспортного средства Параграф 2. Определение стоимости транспортного средства Параграф 3. Определение стоимости разукомплектованного транспортного средства Параграф 4. Учет наличия дефектов эксплуатации, неисправностей и следов ремонта в стоимости транспортного средства Параграф 5. Определение стоимости восстановительного ремонта транспортного средства Параграф 6. Определение объема ремонтных работ, необходимых для восстановления транспортного средства Параграф 7. Определение стоимости запасных частей и материалов Параграф 8. Определение стоимости ремонтно-восстановительных работ Параграф 9. Определение стоимости годных остатков в случае уничтожения транспортного средства Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14