Недействующая редакция. Принята: 28.03.2016 / Вступила в силу: 07.04.2016

Недействующая редакция, не действует с 30 декабря 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 28 марта 2016 года №248

Об утверждении Государственной программы "Энергосбережение" на 2016-2020 годы

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Энергосбережение" на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).

2. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому:

2.1. предусматривать в краткосрочных программах энергосбережения меры по реализации Государственной программы;

2.2. обеспечить представление в Государственный комитет по стандартизации информации о ходе выполнения:

целевых показателей энергосбережения и показателей по доле местных топливно-энергетических ресурсов в котельно-печном топливе по итогам за квартал - до 27-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам за год - до 29 января следующего за отчетным года;

показателей по экономии светлых нефтепродуктов и доле возобновляемых источников энергии в котельно-печном топливе по итогам за квартал - до 18-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам за год - до 25 февраля следующего за отчетным года.

3. Государственному комитету по стандартизации представлять в Совет Министров Республики Беларусь аналитическую информацию о ходе выполнения:

целевых показателей энергосбережения и показателей по доле местных топливно-энергетических ресурсов в котельно-печном топливе - ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

показателей по экономии светлых нефтепродуктов и доле возобновляемых источников энергии в котельно-печном топливе - ежеквартально до 27-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

4. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. №965 "О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в республике" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., №18, ст. 494);

пункт 70 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2002 г. №288 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №32, 5/10103).

5. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 года №248

Государственная программа "Энергосбережение" на 2016-2020 годы

Паспорт

Наименование

Государственная программа "Энергосбережение" на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа)

Приоритет социально-экономического развития

эффективные инвестиции и ускоренное развитие инновационных секторов экономики

Ответственный заказчик

Государственный комитет по стандартизации (далее – Госстандарт)

Заказчики (в рамках общего комплекса энергосберегающих мероприятий)

Госстандарт, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Министерство энергетики, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный пограничный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, облисполкомы и Минский горисполком

Цели

сдерживание роста валового потребления топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), увеличение использования местных ТЭР, в том числе возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ)

Основные направления, по которым будет осуществляться реализация общего комплекса энергосберегающих мероприятий

экономия ТЭР за счет внедрения современных энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования, приборов и материалов

повышение эффективности работы энергетических мощностей путем использования энергоэффективных, в том числе инновационных, технологий с выводом из эксплуатации физически и морально устаревшего оборудования

снижение потерь при транспортировке энергии

повышение энергоэффективности в промышленности, строительстве, сельском, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте, в нефтехимическом комплексе и бюджетной сфере

максимально возможное вовлечение в топливный баланс страны собственных ТЭР, в том числе ВИЭ

активизация работы по популяризации энергосбережения и рациональному использованию энергетических ресурсов

совершенствование технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, устанавливающих требования к энергоэффективности

Сроки реализации

2016–2020 годы

Ресурсное обеспечение общего комплекса энергосберегающих мероприятий

110 642 600 млн. рублей (эквивалентно 5625 млн. долларов США с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь)

Источники финансирования

собственные средства организаций, кредитные ресурсы банков Республики Беларусь, средства республиканского и местных бюджетов, прямые инвестиции, другие источники

Контроль за выполнением

Госстандарт

Исполнители основных заданий

организации Министерства архитектуры и строительства, Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения, Министерства информации, Министерства культуры, Министерства лесного хозяйства, Министерства обороны, Министерства образования, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства промышленности, Министерства связи и информатизации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства спорта и туризма, Министерства торговли, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства энергетики, Государственного военно-промышленного комитета, Государственного пограничного комитета, Белорусского государственного концерна пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусского государственного концерна по нефти и химии, Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, облисполкомов и Минского горисполкома

Ожидаемые результаты реализации

снижение к 2021 году энергоемкости валового внутреннего продукта (далее – ВВП) не менее 2 процентов к уровню 2015 года

достижение к 2021 году индикатора "Отношение объема производства (добычи) первичной энергии к валовому потреблению топливно-энергетических ресурсов" на уровне 16 процентов

 

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Технико-экономическое обоснование Государственной программы

Повышение конкурентоспособности экономики, обеспечение энергетической безопасности и энергетической независимости за счет повышения энергоэффективности и увеличения использования собственных ТЭР, в том числе ВИЭ, является приоритетом развития страны на 2016-2020 годы.

Политика энергосбережения, целенаправленно проводимая в Республике Беларусь с 1993 года, предусматривает в качестве долгосрочной цели снижение энергоемкости ВВП до среднемирового уровня и максимально возможное вовлечение в топливный баланс местных ТЭР.

По данным Международного энергетического агентства, в 2013 году показатель энергоемкости ВВП Беларуси составил 0,19 тонны нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США (по паритету покупательной способности и в ценах 2005 года), снизился по отношению к 2000 году (0,38 тонны нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США) в 2 раза и достиг уровня аналогичного показателя развитых стран со схожими климатическими условиями - Канады и Финляндии.

Вместе с тем энергоемкость ВВП в Республике Беларусь остается в 1,5 раза выше, чем в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития, и в 1,2 раза выше мирового среднего уровня этого показателя.

В 2011-2014 годах ВВП вырос на 9,8 процента, при этом снижение энергоемкости ВВП составило 8,3 процента.

Валовое потребление ТЭР в республике в 2014 году практически не изменилось по отношению к уровню 2010 года, что свидетельствует об эффективности работы отраслей страны по экономии топлива и энергии.

Достижение такого результата стало возможным благодаря повсеместной реализации мероприятий по энергосбережению, введению жестких лимитов потребления ТЭР промышленными организациями, внедрению приборного учета, усилению материальной ответственности этих организаций за сверхлимитное потребление, стимулированию населения к экономии электрической энергии.

Ежегодная реализация в 2011-2015 годах региональных и отраслевых программ энергосбережения позволила обеспечить:

в Белорусской энергетической системе устойчивую тенденцию к снижению удельного расхода условного топлива на отпуск электроэнергии с 268,9 г.у.т./кВт·ч в 2010 году до 235,5 г.у.т./кВт·ч в 2015 году за счет ввода в эксплуатацию высокоэффективного энергетического оборудования и наращивания комбинированного производства электрической и тепловой энергии, являющегося одним из наиболее эффективных направлений использования топлива;

в системе жилищно-коммунального хозяйства уменьшение расхода тепловой энергии на ее транспорт в теплосетях с 18,7 процента в 2010 году до 15,4 процента в 2014 году и снижение величины удельного расхода условного топлива на отпуск тепловой энергии на энергоисточниках, работающих с использованием природного газа, на величину около 0,5 кг.у.т./Гкал ежегодно путем реализации энергосберегающих мероприятий по замене изношенных участков теплопроводов, применения ПИ-труб, оптимизации схем теплоснабжения.

Введенные в эксплуатацию в непосредственной близости от потребителя объекты малой энергетики обеспечивают выработку электрической энергии с удельным расходом условного топлива, как правило, не превышающим 160-180 г.у.т./кВт·ч, что также способствует снижению расхода электроэнергии на ее транспорт в электрических сетях Белорусской энергетической системы с 11,19 процента в 2010 году до 9,01 процента в 2015 году.

В настоящее время созданы предпосылки для наращивания производства промышленной продукции без значительного роста потребления ТЭР. Ежегодно уровень норм расхода ТЭР в промышленных энергопотребляющих организациях, характеризующихся энергоемкими производственными технологиями, снижается к их уровню предшествующего года не менее чем на 3 процента.

В целом по республике экономия ТЭР в результате реализации энергосберегающих мероприятий в 2011-2015 годах составила 7,79 млн. т.у.т. при задании 7,10-8,85 млн. т.у.т.

Доля местных ТЭР в котельно-печном топливе (далее - КПТ) увеличилась с 20,7 процента в 2010 году до 29,5 процента в 2015 году.

В структуре местных ТЭР (без учета тепловых вторичных энергоресурсов) доля ВИЭ составляет около 46 процентов. В структуре ВИЭ доля щепы увеличилась с 12,8 процента в 2010 году до 22,7 процента в 2014 году (на 223 тыс. т.у.т.). Доля электроэнергии, выработанной на гидро-, ветро- и солнечных электростанциях, составляла в 2010 году 0,1 процента от объема производства электрической энергии, в 2014 году - 0,7 процента.

В результате реализации мероприятий по внедрению энергоисточников на местных видах топлива, биогазе, строительству гидроэлектростанций в Республике Беларусь введены в эксплуатацию:

104 энергоисточника на местных видах топлива суммарной установленной электрической мощностью 13,5 МВт и тепловой - 500,1 МВт, в том числе 7 мини-ТЭЦ на местных видах топлива суммарной установленной электрической мощностью 13,5 МВт и тепловой - 48,3 МВт;

12 биогазовых комплексов суммарной установленной электрической мощностью 19 МВт;

7 гидроэлектростанций суммарной установленной мощностью около 19 МВт;

35 ветроэнергетических установок суммарной установленной мощностью более 25 МВт.

В рамках реализации Республиканской программы энергосбережения на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. №1882 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №1, 5/33067), проводилась активная работа по пропаганде рационального использования ТЭР, в том числе путем:

проведения республиканских акций "Энергоэффективность - в действии", "Минус 60 ватт в каждой квартире";

организации и проведения республиканских конкурсов в области энергосбережения, в том числе республиканского конкурса школьных проектов по экономии и бережливости "Энергомарафон", международного конкурса энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

издания ежемесячного специализированного научно-практического журнала "Энергоэффективность", учебно-методической литературы, плакатов и другой наглядной агитации по энергосбережению;

проведения семинаров, конференций, круглых столов по наиболее актуальным темам и направлениям;

участия и представления на специализированных форумах и выставках результатов работы в области энергосбережения;

создания социальной рекламы, научно-популярных и информационно-пропагандистских фильмов об энергосбережении.

В соответствии с программой развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения на 2011-2015 годы разработано свыше 100 государственных и межгосударственных стандартов, из них более 90 процентов соответствуют международным и европейским требованиям.

В рамках реализации проекта помощи Европейского союза "Поддержка Республики Беларусь в области норм и стандартов в сфере энергоэффективности потребительских товаров и промышленной продукции" разрабатываются на основе регламентов и директив Европейского союза 48 государственных стандартов Республики Беларусь, в которых устанавливаются требования к энергоэффективности продукции, ее маркировке, методам испытаний.

Для активизации работ по данному направлению в 2014 году сформирован Национальный комитет по стандартизации.

Реализация Государственной программы позволит обеспечить в 2016-2020 годах взаимоувязанную деятельность по энергосбережению республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (далее - республиканские органы государственного управления).

В целях решения поставленных задач разработаны подпрограмма 1 "Повышение энергоэффективности" и подпрограмма 2 "Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии".

Выполнение конкретных мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм осуществляется ежегодно в рамках общего комплекса энергосберегающих мероприятий (программ энергосбережения и перечня основных мероприятий в сфере энергосбережения, направленных на осуществление соответствующей деятельности в рамках международного сотрудничества и привлечения инвестиций, совершенствования информационного обеспечения и пропаганды энергосбережения, а также на реализацию наиболее актуальных социально ориентированных проектов (далее - перечень основных мероприятий в сфере энергосбережения).

Глава 2. Цели и задачи Государственной программы и ее подпрограмм

Стратегическими целями деятельности в области энергосбережения на период до 2021 года являются:

сдерживание роста валового потребления ТЭР при экономическом развитии страны;

дальнейшее увеличение использования местных ТЭР, в том числе ВИЭ.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

в рамках подпрограммы 1 "Повышение энергоэффективности" обеспечить объем экономии ТЭР в результате реализации энергосберегающих мероприятий;

в рамках подпрограммы 2 "Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии" увеличить долю местных ТЭР, в том числе из ВИЭ, в валовом потреблении ТЭР.

Сводными целевыми показателями Государственной программы являются:

снижение энергоемкости ВВП к 2021 году не менее чем на 2 процента к уровню 2015 года;

достижение к 2021 году отношения объема производства (добычи) первичной энергии к валовому потреблению ТЭР (далее - доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР) не менее 16 процентов.

Подпрограммами предусматриваются следующие целевые показатели в целом по республике:

объем экономии ТЭР в 2016-2020 годах - 5 млн. т.у.т.;

доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР в 2020 году - 16 процентов, в том числе доля ВИЭ в валовом потреблении ТЭР - 6 процентов.

Значения сводных целевых показателей Государственной программы определены с учетом планируемых объемов и структуры ВВП, объемов импорта электрической энергии, ввода в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции, строительства жилья и других аспектов экономического развития страны.

Значения сводных целевых показателей Государственной программы, целевых показателей подпрограмм по годам, другие макроэкономические и энергетические показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

Наименование показателя

Значение показателя по годам

2016

2017

2018

2019

2020

Снижение энергоемкости ВВП, процентов*

0,4

0,7

0,8

0,1

0,1

Экономия ТЭР за счет реализации мероприятий по энергосбережению, тыс. т.у.т.

1000

1000

1000

1000

1000

Доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР, процентов

14,2

14,5

14,7

15,6

16

Доля ВИЭ в валовом потреблении ТЭР, процентов

5,7

5,9

6,0

6,0

6,0

Валовое потребление ТЭР**, млн. т.у.т.

36,5

37,0

37,7

38,8

40,3

 

______________________________

* При темпах роста ВВП в размере 100,3 процента в 2016 году, 102 процента в 2017 году, 102,7 процента в 2018 году, 103,2 процента в 2019 году, 104 процента в 2020 году.

** Оценочно.

Для достижения сводных целевых показателей республиканским органам государственного управления устанавливаются целевые показатели (показатели энергосбережения, показатели по экономии светлых нефтепродуктов, по доле местных ТЭР в КПТ, в том числе по доле ВИЭ в КПТ) на 2016 год и последующие годы прогнозируемого периода.

Глава 3. Финансовое обеспечение реализации Государственной программы и ее подпрограмм

Ресурсное обеспечение общего комплекса энергосберегающих мероприятий на 2016-2020 годы согласно приложению 1 базируется на объемах необходимой для выполнения установленных заданий экономии ТЭР.

В расчете ресурсного обеспечения учитываются средний срок окупаемости энергосберегающих мероприятий, сложившийся по результатам выполнения Государственной программы за предыдущий период, и расчетная удельная стоимость для республики покупки всего объема ТЭР, выраженного в тоннах условного топлива. Стоимость 1 т.у.т. рассчитана исходя из сложившегося в республике за год, предшествующий расчетному, баланса КПТ с учетом стоимости видов топлива, участвующих в балансе.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Государственная программа "Энергосбережение" на 2016-2020 годы Раздел I. Общие положения Глава 1. Технико-экономическое обоснование Государственной программы Глава 2. Цели и задачи Государственной программы и ее подпрограмм Глава 3. Финансовое обеспечение реализации Государственной программы и ее подпрограмм Глава 4. Анализ основных рисков при реализации Государственной программы и ее подпрограмм Глава 5. Оценка эффективности Государственной программы Глава 6. Механизм контроля за ходом реализации Государственной программы Раздел II. Подпрограмма 1 "Повышение энергоэффективности" Глава 7. Характеристика текущего состояния и основные направления дальнейшего повышения эффективности использования ТЭР Глава 8. Задача и целевой показатель подпрограммы 1 Глава 9. Финансовое обеспечение подпрограммы 1 Глава 10. Анализ основных рисков при выполнении подпрограммы 1 Глава 11. Оценка эффективности подпрограммы 1 Раздел III. Подпрограмма 2 "Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии" Глава 12. Характеристика текущего состояния и направления дальнейшего развития использования местных тэр, в том числе ВИЭ Глава 13. Задача и целевые показатели подпрограммы 2 Глава 14. Финансовое обеспечение подпрограммы 2 Глава 15. Анализ основных рисков при выполнении подпрограммы 2 Глава 16. Оценка эффективности реализации подпрограммы 2 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8