Дата обновления БД:
18.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
60 / 236
Всего документов в БД:
132984
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 13 декабря 1996 года №327
(В редакции Законов Республики Таджикистан от 12.12.1997 г. №498, 14.05.1999 г. №746, 12.05.2001 г. №15, 28.02.2004 г. №23, 28.07.2006 г. №199, 05.01.2008 г. №357, 18.06.2008 г. №405, 25.03.2011 г. №704, 16.04.2012 г. №819, 01.08.2012 г. №891)
Настоящий Кодекс регулирует земельные отношения и направлен на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Земельное законодательство Республики Таджикистан
Земельное законодательство Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Кодекса, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.
(Статья 1 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 01.08.2012 г. №891)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 1(1). Отношения, регулируемые земельным законодательством
Земельное законодательство регулирует отношения, связанные с пользованием и охраной земель, а также имущественные отношения в сфере землепользования, возникающие в связи с получением (приобретением) права отчуждения права пользования земельным участком.
Отношения, связанные с охраной и использованием природных ресурсов, вод, лесов, животного мира и других природных богатств, охраной окружающей среды, особо охраняемых природных зон и объектов, атмосферного воздуха и специальных историко-культурных объектов регулируются законодательством Республики Таджикистан. Нормы указанных областей относительно земельных отношений действуют в той части, если эти отношения не регулируются земельным законодательством.
(Статья 1(1) введена в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 01.08.2012 г. №891)
Статья 1(2). Основные понятия
В настоящем Кодексе применяются следующие основные понятия:
- земельный участок - часть земли с определенными в отношении нее правами, которая имеет определенную категорию и разрешенный вид использования, фиксированные границы, площадь и местоположение;
- землепользователь - физическое или юридическое лицо, которому земельный участок предоставлен (приобретен) с правом отчуждения права пользования или без права отчуждения права пользования;
- Единый государственный земельный фонд - совокупность земельных участков, расположенных на территории Республики Таджикистан, которая состоит из определенных категорий земельных участков с определенным целевым назначением;
- категория земли - часть Единого государственного земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению, имеющая определенный правовой режим;
- целевое назначение земель - использование земельных участков в целях, указанных в документах, удостоверяющих право на земельный участок;
- сервитут - право лица и (или) лиц на ограниченное пользование земельным участком, находящимся в пользовании другого лица, прошедшее государственную регистрацию в установленном порядке;
- право пользования земельным участком, приобретаемое (приобретенное) в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством Республики Таджикистан и прошедшее в установленном порядке государственную регистрацию право бессрочного, срочного или пожизненного наследуемого пользования, предоставленное на основе договора аренды, на земельный участок в соответствии с настоящим Кодексом, либо право бессрочного, срочного или пожизненного наследуемого пользования земельным участком с правом отчуждения.
(Статья 1(2) введена в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 01.08.2012 г. №891)
Статья 1(3). Основные принципы земельного законодательства
Настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
- сохранение Единого государственного земельного фонда, улучшение качества и повышение плодородия почв как важнейшего природного ресурса;
- обеспечение эффективного использования земли;
- обеспечение особой охраны, расширение и строгое целевое использование сельскохозяйственных угодий;
- организация рынка прав пользования землей, его эффективное функционирование и недопущение монопольной деятельности на рынке прав пользования землей;
- оказание государственной поддержки в проведении мероприятий по повышению плодородия сельскохозяйственных угодий, улучшению мелиоративного состояния и охране земель;
- невмешательство государственных органов в деятельность физических и юридических лиц по приобретению, использованию и отчуждению права пользования земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством Республики Таджикистан;
- предотвращение нанесения вреда земле, окружающей среде и обеспечение экологической безопасности;
- многообразие форм хозяйствования, обеспечение равноправия землепользователей, защиты их законных прав и интересов;
- обеспечение равноправия участников земельных отношений, защиты их законных прав и интересов;
- платность пользования землей;
- доступность информации о земельных участках.
(Статья 1(3) введена в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 01.08.2012 г. №891)
Статья 2. Собственность на землю
Земля в Республике Таджикистан является исключительной собственностью государства, и государство гарантирует эффективное ее использование в интересах народа.
Истребование земель, ранее принадлежавших предкам, не допускается.
Физические и юридические лица Республики Таджикистан могут отчуждать право пользования земельным участком на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством.
Иностранным физическим и юридическим лицам земельные участки предоставляются без права отчуждения права пользования этими земельными участками.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 01.08.2012 г. №891)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2(1). Объекты земельных отношений
Объектами земельных отношений являются:
- земля как природный объект и природный ресурс;
- земельные участки;
- право на получение земельного участка и земельный пай.
(Статья 2(1) введена в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 01.08.2012 г. №891)
Статья 2(2). Право пользования земельным участком как объектом гражданских прав
Право пользования земельным участком с правом его отчуждения является особым объектом гражданских правоотношений и может быть предметом купли-продажи, дарения, мены, аренды, залога и других сделок, а также может переходить к другому лицу в порядке наследования или универсального правопреемства, установленного настоящим Кодексом и гражданским законодательством.
Право пользования земельным участком с правом его отчуждения предоставляется физическим и юридическим лицам Республики Таджикистан местными исполнительными органами государственной власти городов и районов на безвозмездной или возмездной основе.
Земельные участки, права пользования которыми получены (приобретены) с правом отчуждения, используются только в соответствии с их целевым назначением.
Никто не может быть лишен права пользования земельным участком иначе как по основаниям, предусмотренным в настоящем Кодексе.
(Статья 2(2) введена в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 01.08.2012 г. №891)
Статья 3. Единый государственный земельный фонд
Все земли в Республике Таджикистан составляют единый государственный земельный фонд и в соответствии с целевым назначением подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);
3) земли промышленности, транспорта, связи, оборонного и иного назначения;
4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) земли государственного лесного фонда;
6) земли государственного водного фонда;
7) земли государственного запаса.
Категория земель указывается в следующих документах:
а) в государственном земельном кадастре;
б) в регистрационной поземельной книге;
в) в постановлениях органов исполнительной власти о предоставлении земель;
г) в документах, утверждающих права пользования на землю(в редакции Закона Республики Таджикистан от 28.02.2004г. №23).
Статья 4. Компетенция Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан в области регулирования земельных отношений
1. К компетенции Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в области регулирования земельных отношений относятся образование, упразднение и изменение границы административно-территориальных единиц (Горно-Бадахшанская автономная область, областей, городов, районов, поселков и сел).
2. К компетенции Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан в области регулирования земельных отношений относятся образование территорий с особым правовым режимом, установление и изменение их границ.
(Статья 4 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 16.04.2012 г. №819)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Таджикистан в области регулирования земельных отношений
К компетенции Правительства Республики Таджикистан в области регулирования земельных отношений относится:
а) изъятие и предоставление земельных участков на территории Республики Таджикистан в общегосударственных целях;
6) организация разработки и реализации государственных и межгосударственных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
в) координация работы местных исполнительных органов государственной власти по реализации государственных программ по использованию и охране земель;
г) обеспечение в процессе разработки и представления в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан государственного бюджета финансирования мероприятий по использованию и охране земель;
(В пункт г) статьи 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 16.04.2012 г. №819)
(см. предыдущую редакцию)
д) установление границ особо охраняемых природных территорий по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти на местах;
е) утверждение порядка установления публичных (принудительных) сервитутов на земельные участки;
ж) общее управление землеустройством, установление порядка организации и ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
з) утверждение землеустроительной документации, связанной с выполнением работ, имеющих государственное значение(в редакции Закона Республики Таджикистан от 28.02.2004 г. №23).;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция